Урок русского языка в 5 классе. "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 5 классе. "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Оценка 4.6
rtf
07.02.2023
Урок русского языка в 5 классе. "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Урок русского языка в 5 классе. Урок - путешествие Морфемика. Орфография. Культура речи.rtf

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа №1»

городской округ Ступино Московская область

 

Урок - путешествие

«Морфемика. Орфография. Культура речи»

 

Русский язык

 

5 класс

 

Автор:

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

Тип урока

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Технологии

Игровая, здоровьесберегающая

Цель

Закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы, уметь выделять в слове корень, суффикс, окончание и основу, определять приставки ,орфографические правила, от которых зависит написание морфем; развивать языковую, коммуникативную компетенцию, творческие особенности, уметь аналитически мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, быть тактичным, корректным при работе в группах.

Организация

пространства

Коллективное обучение в группах (групповая работа)

 

 

 

 

 

МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Цели: закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы, уметь выделять в слове приставке, корень, суффикс, окончание и основу, определять орфографические правила, от которых зависит написание морфем; развивать языковую, коммуникативную компетенции, творческие особенности, уметь аналитически мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, быть тактичным, корректным при работе в группах.

  Форма проведения занятия: коллективное обучение в группах.

  Оборудование: морские пейзажи, ракушки, карты, сундучки с пиратскими драгоценностями, морские воротнички, тельняшки, кораблики, медный колокольчик.

 

ХОД УРОКА

 

1.        Оргмомент

2.        Формирование групп

Каждому ученику достается карточка с морфемами. При составлении из морфем слов и собирается группа – команда из 4-х человек. Слова для сбора:

  Раз-вед-чик-и (4 чел.), рас-сказ-чик-и (4 чел.), бес-смерт-н-ые (4 чел.), без-забот-н-ые (4 чел.), вз-лом-щик-и (4 чел.), вос-хвал-енн-ые (4 чел.).

3.        Обозначение маршрута

Команды занимают свои места, завязывают морские воротнички. Настолах – бумажные корабли с разноцветными парусами, на доске такие же разноцветные корабли на магнитах. Учитель проверяет задания каждого этапа и передвигает корабли к финишу. Цель игры – дойти первым до конечного пункта и стать победителем.

4.        Начало пути

Учитель. Из пункта А в пункт Б сейчас отправятся корабли. Собранные вами слова могут стать названиями ваших групп, но вы можете назвать команду и по-своему. Главное, чтобы вы записали это название на карту прохождения маршрута. А чтобы открылись ворота бухты и выпустили вас в открытое плавание, вам надо выполнить следующие задания.

Задание 1. «Морские ворота»

Распределите в две колонки формы слов и однокоренные слова.

            Хлеб, земляной, лестница, надрежут, краска, книгами, позвонит, кварталами, хлебный, новый, земляного, надрезать, звонок, квартал, перекрасят, лестничная, книгой, окно, подоконник, нового.

Ответ.

Формы слов

Однокоренные слова

земляной - земляного

надрежут – надрезать

книгами – книгой

кварталами – квартал

новый - нового

хлеб – хлебный

лестница – лестничный

краска – перекрасят

позвонит – звонок

окно - подоконник

 

(10 баллов)

Задание 2. «Самый длинный маршрут»

Подберите как можно больше однокоренных слов к слову море.

(Количество слов

равно количеству баллов)

Ответ. Море, морской, моряк, морячок, морячка, приморский, приморье, морепродукты, мореплавание, мореход, мореходный, мореходство, мореплавательный, заморский, помор и т.д.

 

Задание 3. «Подводные камни»    

Напомним детям, что в языке существуют лексические омонимы (ключ – источник и ключ от двери), грамматические  (печь – глагол и печь – имя сущ.) и фонетические омонимы, или омофоны (полить цветы, палить из пушки), которые одинаково произносятся, но различаются в написании.

            «Подводные камни» - это фонетические омонимы, корни которых различаются одной буквой (валы – волы).

            Вставьте пропущенные буквы. Для омонимов, не имеющих пар, приведите примеры.

Разв_вается флаг,  сл_зать с грот-мачты, отв-рить дверь камбуза, отв_рить макароны по-флотски, прим_рять бескозырку, прим_рять поссорившихся матросов, пос_деть на палубе, борода капитана пос_дела, пол_скать в морской воде..

Ответ. Развевается флаг, ребенок хорошо развивается, слезать с грот-мачты, слизать крем с торта, отворить дверь камбуза, отварить макароны по-флотски, примерять бескозырку, примирять поссорившихся матросов, посидеть на палубе, борода капитана поседела, полоскать в морской воде, поласкать щенка. (108 баллов)

Задание 4. «Морская почта»

Вы знаете, что раньше на море существовала бутылочная почта. Посмотрите, что я нашла в нашем море,- это самая настоящая морская почта. Буквы немного размыло водой. Надо бы их восстановить.

Дорогие юные друзья!

Мы бе_платно пользуемся бе_ценным богатством земли: лесом, водой, воздухом. Но леса бе_жалостно уничтожаются пожарами и людьми, воды безра_судно и_пользуются в хозяйстве, воздух бе_душно загрязняется заводами и машинами. Чтобы не знать горя в будущем, надо во_мещать всякую малость, без ра_писки взятую у природы. Вам бе_конечно долго жить на земле, так _берегите её прекрасной и цветущей. (10 баллов)

Ответ. Бесплатно, бесценным, безжалостным, безрассудно, используются, бездушно, возмещать, расписка, бесконечно, сберегите.

Задание 5. «Аборигены»

На нашей бескрайней Земле расположено огромное количество городов и даже островов с интересными названиями. Образуйте названия жителей от этих названий с помощью суффиксов.

От какого имени собственного труднее всего образовать названия жителей, как вы думаете?

Москва, Новгород, Тула, Омск, Торжок, Астрахань, Кипр, Крит, Одесса, Муром, Устюг.

Ответ. Москва –москвичи, Новгород – новгородцы, Тула- туляки, Омск – омичи, новоторы – жители Торжка, астраханцы –жители Астрахани, киприоты – жители Кипра, критяне - жители о.Крит, одесситы – жители Одессы, муромчане – жители Мурома, Устюг – устюжане.

А вот от звания города Торжок трудно было бы образовать благозвучное слово (торж/г + -ок): к суффиксу –ок- с трудом присоединяется еще один суффикс. Поэтому, вероятно, жителей всего Торжка и называют новоторы (то есть живущие в Новом Торжке). При этом теряется конечный корня и суффикс –ок-. Хотя, если мы заглянем в словарь, то найдем там и слово торжокцы, в ед. числе – торжокец. (10 балла)

Задание 6. «Великаны и лилипуты»

В нашем море-океане есть два острова. На одном живут великаны, на другом – лилипуты. С помощью суффиксов существительных создайте их портреты.

Ответ. Великан – глазища (и глазищи), ручищи, носище, ножищи и т.д. Лилипут – глазки, ручки, носик, ротик, ножки и т.д.

(Количество слов равно количеству баллов)

Задание 7. «Кораблекрушение». Физкультминутка

Запишите наречия, которые прозвучали во время шторма, и разберите их по составу.

Наши корабли попали в шторм. Наклонились влево, вправо, нырнули вниз, выплыли наверх. Держись справа, слева! Полный вперед, полный назад, стоп, машина!

 (8 баллов)

(Еще раз обратите внимание на то, что у наречий не может быть окончаний, так как это неизменяемая часть речи. В качестве подсказки, какую конечную гласную писать в суффиксах наречий, используйте слово окно: (из, до, с +а) с окна ---- справа; (в, на, за + о) в окно----вправо.)

            Задание 8. «Ужин на необитаемом острове»

            Корабли пристали к берегу необитаемого острова. Вышли на берег и стали готовить ужин. Используйте, готовя пищу, только те слова, в корнях которых пишется буква а. Отберите эти слова.

            Р_стения, нар_щение, пор_сль, зар_сли, р_сток, р_стительность, водор_сли, выр_сли, возр_ст, сл_жение, сл_гаемое, р_сточек, предпол_гать, отр_сль, выр_щивать, выр_сти, сл_жить, изл_гать. (10 баллов)

Ответ. Растения, наращение, растительность, возраст, слагаемое, предполагать, отрасль, выращивать, вырасти, излагать.

Задание 9. «Морские пираты»

Утром корабли снова вошли в море. Вскоре капитаны обнаружили, что матросов на их корабле больше, чем было сначала. Понятно, что это морские пираты. Только как же их отличить, ведь они переоделись в морскую форму и смешались с членами команды7 Но есть один способ. Сможете ли вы найти этих пиратов?

Капюш_н, щ_голь, ш_фер, деш_вка, ш_лк, ш_мпол, ж_нглер, пч_лка, ш_тландец, ж_лудь. (5 баллов)

Ответ. Верно. Пираты- иностранцы, и они скрывались за заимствованными словами. В корне этих слов после шипящих пишется о. Капюшон, шофер, шомпол, жонглер, шотландец.

Задание 10. «Маяк»

Вот мы и приближается к конечному пункту. В прибрежной зоне всегда мелковато, поэтому ставят маяки, которые указывают кораблям безопасный путь, чтобы зажечь наш маяк, нужен цифровой код. Его вы добудете, если правильно вставите в нужные слова букву и после ц и сосчитаете количество этих слов. 

Ц_ркуль, иллюминац_я, ц_ган, улиц_,  ц_пленок, станция, экспедиц_я, ц_клон, ящериц_, сестриц_н, умниц_, ц_фра, редакц_я, гостиниц_, куц_й, краснолиц_й, ц_новка, ц_ркач, секц_я, на ц_почках. (10 баллов)

Ответ. Циркуль, иллюминация, станция, экспедиция, циклон, цифра, редакция, циновка, циркач, секция. В остальных словах после ц пишется ы.

Задание 11. «Якорь»

Вот мы и добрались до порта. Осталось нам только бросить якорь. Чтобы сделать это, разберите слова по составу.

Горожане, белочка, выдержать, зверинец, ученый, стекольщик, гостиница, медвежонок, грузовой, хоккеистка, спешить, небосклон.

Ответ

Горож-ан-е, звер-ин-ец, гост-ин-иц-а, хокке-ист-к-а, белоч-к-а, уч-ен-ый, медвеж-онок, спеш-и –ть, вы-держ-а-ть, стеколь-щик, груз-ов-ой, неб-о-с-к-лон.  (14 баллов)

Сосчитайте общее количество суффиксов в словах и закрасьте полученный пазл в соответствующий  цвет.

Таблица цветового соответствия:

Сумма суффиксов

Цифровое обозначение

10

красный

12

зеленый

14

черный

16

синий

 

Финальный этап. «В порту»

Подведение итогов, вручение сертификатов о прохождении морского испытания и наград . Рефлексия.

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа №1» городской округ

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа №1» городской округ

МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Морфемика

МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Морфемика

Хлеб, земляной, лестница, надрежут, краска, книгами, позвонит, кварталами, хлебный, новый, земляного, надрезать, звонок, квартал, перекрасят, лестничная, книгой, окно, подоконник, нового

Хлеб, земляной, лестница, надрежут, краска, книгами, позвонит, кварталами, хлебный, новый, земляного, надрезать, звонок, квартал, перекрасят, лестничная, книгой, окно, подоконник, нового

Задание 4. «Морская почта» Вы знаете, что раньше на море существовала бутылочная почта

Задание 4. «Морская почта» Вы знаете, что раньше на море существовала бутылочная почта

Запишите наречия, которые прозвучали во время шторма, и разберите их по составу

Запишите наречия, которые прозвучали во время шторма, и разберите их по составу

Ответ. Циркуль, иллюминация, станция, экспедиция, циклон, цифра, редакция, циновка, циркач, секция

Ответ. Циркуль, иллюминация, станция, экспедиция, циклон, цифра, редакция, циновка, циркач, секция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2023