МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа №1»
городской округ Ступино Московская область
Урок - путешествие
«Морфемика. Орфография. Культура речи»
Русский язык
5 класс
Автор:
Язинцева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Тип урока |
Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
Технологии |
Игровая, здоровьесберегающая |
Цель |
Закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы, уметь выделять в слове корень, суффикс, окончание и основу, определять приставки ,орфографические правила, от которых зависит написание морфем; развивать языковую, коммуникативную компетенцию, творческие особенности, уметь аналитически мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, быть тактичным, корректным при работе в группах. |
Организация пространства |
Коллективное обучение в группах (групповая работа) |
МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Цели: закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы, уметь выделять в слове приставке, корень, суффикс, окончание и основу, определять орфографические правила, от которых зависит написание морфем; развивать языковую, коммуникативную компетенции, творческие особенности, уметь аналитически мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, быть тактичным, корректным при работе в группах.
Форма проведения занятия: коллективное обучение в группах.
Оборудование: морские пейзажи, ракушки, карты, сундучки с пиратскими драгоценностями, морские воротнички, тельняшки, кораблики, медный колокольчик.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Формирование групп
Каждому ученику достается карточка с морфемами. При составлении из морфем слов и собирается группа – команда из 4-х человек. Слова для сбора:
Раз-вед-чик-и (4 чел.), рас-сказ-чик-и (4 чел.), бес-смерт-н-ые (4 чел.), без-забот-н-ые (4 чел.), вз-лом-щик-и (4 чел.), вос-хвал-енн-ые (4 чел.).
3. Обозначение маршрута
Команды занимают свои места, завязывают морские воротнички. Настолах – бумажные корабли с разноцветными парусами, на доске такие же разноцветные корабли на магнитах. Учитель проверяет задания каждого этапа и передвигает корабли к финишу. Цель игры – дойти первым до конечного пункта и стать победителем.
4. Начало пути
Учитель. Из пункта А в пункт Б сейчас отправятся корабли. Собранные вами слова могут стать названиями ваших групп, но вы можете назвать команду и по-своему. Главное, чтобы вы записали это название на карту прохождения маршрута. А чтобы открылись ворота бухты и выпустили вас в открытое плавание, вам надо выполнить следующие задания.
Задание 1. «Морские ворота»
Распределите в две колонки формы слов и однокоренные слова.
Хлеб, земляной, лестница, надрежут, краска, книгами, позвонит, кварталами, хлебный, новый, земляного, надрезать, звонок, квартал, перекрасят, лестничная, книгой, окно, подоконник, нового.
Ответ.
Формы слов |
Однокоренные слова |
земляной - земляного надрежут – надрезать книгами – книгой кварталами – квартал новый - нового |
хлеб – хлебный лестница – лестничный краска – перекрасят позвонит – звонок окно - подоконник |
(10 баллов)
Задание 2. «Самый длинный маршрут»
Подберите как можно больше однокоренных слов к слову море.
(Количество слов
равно количеству баллов)
Ответ. Море, морской, моряк, морячок, морячка, приморский, приморье, морепродукты, мореплавание, мореход, мореходный, мореходство, мореплавательный, заморский, помор и т.д.
Задание 3. «Подводные камни»
Напомним детям, что в языке существуют лексические омонимы (ключ – источник и ключ от двери), грамматические (печь – глагол и печь – имя сущ.) и фонетические омонимы, или омофоны (полить цветы, палить из пушки), которые одинаково произносятся, но различаются в написании.
«Подводные камни» - это фонетические омонимы, корни которых различаются одной буквой (валы – волы).
Вставьте пропущенные буквы. Для омонимов, не имеющих пар, приведите примеры.
Разв_вается флаг, сл_зать с грот-мачты, отв-рить дверь камбуза, отв_рить макароны по-флотски, прим_рять бескозырку, прим_рять поссорившихся матросов, пос_деть на палубе, борода капитана пос_дела, пол_скать в морской воде..
Ответ. Развевается флаг, ребенок хорошо развивается, слезать с грот-мачты, слизать крем с торта, отворить дверь камбуза, отварить макароны по-флотски, примерять бескозырку, примирять поссорившихся матросов, посидеть на палубе, борода капитана поседела, полоскать в морской воде, поласкать щенка. (108 баллов)
Задание 4. «Морская почта»
Вы знаете, что раньше на море существовала бутылочная почта. Посмотрите, что я нашла в нашем море,- это самая настоящая морская почта. Буквы немного размыло водой. Надо бы их восстановить.
Дорогие юные друзья!
Мы бе_платно пользуемся бе_ценным богатством земли: лесом, водой, воздухом. Но леса бе_жалостно уничтожаются пожарами и людьми, воды безра_судно и_пользуются в хозяйстве, воздух бе_душно загрязняется заводами и машинами. Чтобы не знать горя в будущем, надо во_мещать всякую малость, без ра_писки взятую у природы. Вам бе_конечно долго жить на земле, так _берегите её прекрасной и цветущей. (10 баллов)
Ответ. Бесплатно, бесценным, безжалостным, безрассудно, используются, бездушно, возмещать, расписка, бесконечно, сберегите.
Задание 5. «Аборигены»
На нашей бескрайней Земле расположено огромное количество городов и даже островов с интересными названиями. Образуйте названия жителей от этих названий с помощью суффиксов.
От какого имени собственного труднее всего образовать названия жителей, как вы думаете?
Москва, Новгород, Тула, Омск, Торжок, Астрахань, Кипр, Крит, Одесса, Муром, Устюг.
Ответ. Москва –москвичи, Новгород – новгородцы, Тула- туляки, Омск – омичи, новоторы – жители Торжка, астраханцы –жители Астрахани, киприоты – жители Кипра, критяне - жители о.Крит, одесситы – жители Одессы, муромчане – жители Мурома, Устюг – устюжане.
А вот от звания города Торжок трудно было бы образовать благозвучное слово (торж/г + -ок): к суффиксу –ок- с трудом присоединяется еще один суффикс. Поэтому, вероятно, жителей всего Торжка и называют новоторы (то есть живущие в Новом Торжке). При этом теряется конечный корня и суффикс –ок-. Хотя, если мы заглянем в словарь, то найдем там и слово торжокцы, в ед. числе – торжокец. (10 балла)
Задание 6. «Великаны и лилипуты»
В нашем море-океане есть два острова. На одном живут великаны, на другом – лилипуты. С помощью суффиксов существительных создайте их портреты.
Ответ. Великан – глазища (и глазищи), ручищи, носище, ножищи и т.д. Лилипут – глазки, ручки, носик, ротик, ножки и т.д.
(Количество слов равно количеству баллов)
Задание 7. «Кораблекрушение». Физкультминутка
Запишите наречия, которые прозвучали во время шторма, и разберите их по составу.
Наши корабли попали в шторм. Наклонились влево, вправо, нырнули вниз, выплыли наверх. Держись справа, слева! Полный вперед, полный назад, стоп, машина!
(8 баллов)
(Еще раз обратите внимание на то, что у наречий не может быть окончаний, так как это неизменяемая часть речи. В качестве подсказки, какую конечную гласную писать в суффиксах наречий, используйте слово окно: (из, до, с +а) с окна ---- справа; (в, на, за + о) в окно----вправо.)
Задание 8. «Ужин на необитаемом острове»
Корабли пристали к берегу необитаемого острова. Вышли на берег и стали готовить ужин. Используйте, готовя пищу, только те слова, в корнях которых пишется буква а. Отберите эти слова.
Р_стения, нар_щение, пор_сль, зар_сли, р_сток, р_стительность, водор_сли, выр_сли, возр_ст, сл_жение, сл_гаемое, р_сточек, предпол_гать, отр_сль, выр_щивать, выр_сти, сл_жить, изл_гать. (10 баллов)
Ответ. Растения, наращение, растительность, возраст, слагаемое, предполагать, отрасль, выращивать, вырасти, излагать.
Задание 9. «Морские пираты»
Утром корабли снова вошли в море. Вскоре капитаны обнаружили, что матросов на их корабле больше, чем было сначала. Понятно, что это морские пираты. Только как же их отличить, ведь они переоделись в морскую форму и смешались с членами команды7 Но есть один способ. Сможете ли вы найти этих пиратов?
Капюш_н, щ_голь, ш_фер, деш_вка, ш_лк, ш_мпол, ж_нглер, пч_лка, ш_тландец, ж_лудь. (5 баллов)
Ответ. Верно. Пираты- иностранцы, и они скрывались за заимствованными словами. В корне этих слов после шипящих пишется о. Капюшон, шофер, шомпол, жонглер, шотландец.
Задание 10. «Маяк»
Вот мы и приближается к конечному пункту. В прибрежной зоне всегда мелковато, поэтому ставят маяки, которые указывают кораблям безопасный путь, чтобы зажечь наш маяк, нужен цифровой код. Его вы добудете, если правильно вставите в нужные слова букву и после ц и сосчитаете количество этих слов.
Ц_ркуль, иллюминац_я, ц_ган, улиц_, ц_пленок, станция, экспедиц_я, ц_клон, ящериц_, сестриц_н, умниц_, ц_фра, редакц_я, гостиниц_, куц_й, краснолиц_й, ц_новка, ц_ркач, секц_я, на ц_почках. (10 баллов)
Ответ. Циркуль, иллюминация, станция, экспедиция, циклон, цифра, редакция, циновка, циркач, секция. В остальных словах после ц пишется ы.
Задание 11. «Якорь»
Вот мы и добрались до порта. Осталось нам только бросить якорь. Чтобы сделать это, разберите слова по составу.
Горожане, белочка, выдержать, зверинец, ученый, стекольщик, гостиница, медвежонок, грузовой, хоккеистка, спешить, небосклон.
Ответ
Горож-ан-е, звер-ин-ец, гост-ин-иц-а, хокке-ист-к-а, белоч-к-а, уч-ен-ый, медвеж-онок, спеш-и –ть, вы-держ-а-ть, стеколь-щик, груз-ов-ой, неб-о-с-к-лон. (14 баллов)
Сосчитайте общее количество суффиксов в словах и закрасьте полученный пазл в соответствующий цвет.
Таблица цветового соответствия:
Сумма суффиксов |
Цифровое обозначение |
10 |
красный |
12 |
зеленый |
14 |
черный |
16 |
синий |
Финальный этап. «В порту»
Подведение итогов, вручение сертификатов о прохождении морского испытания и наград . Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.