Технологическая карта урока
Учитель: Николенко Марина Владимировна
Предмет: русский язык
Тема учебного занятия: «Закрепление способа действия при выборе разделительного знака»
Цель: формирование у обучающихся знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков и умения применять способ действия при выборе разделительного знака.
Задачи:
Образовательные:
- выявить у детей раннее усвоенные знания о разделительном твердом и мягком знаках;
- расширить знания слов с разделительным твердым и мягким знаками;
- провести первичный контроль уровня усвоения знаний.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию русского языка; чувство любви к Донскому краю и его истории.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
-умение находить слова на заданную орфограмму;
- расширить знания слов с ь и ъ разделительными знаками;
- умение объяснить выбор разделительных ъ и ь знаков.
Метапредметные результаты.
Личностные:
-формирование мотивации учебной деятельности;
-самооценка успешности учебной деятельности;
-умение формировать собственное мнение и позицию.
Познавательные:
- умение проводить классификацию с выбором «лишнего»;
- умение выдвигать предположения и их обосновывать;
-обогащение словарного запаса через работу со словами казачьего языка.
Коммуникативные:
-развитие навыков сотрудничества;
-умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
Регулятивные:
-развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
-контролировать, корректировать и оценивать свои действия.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Условия обеспечения учебной деятельности: массажные коврики, сенсорные кресты, раздаточный материал, солевые мешочки, дорожка здоровья из сосновых шишек, массажёры для рук, компьютер, колонки, Донской казачий словарь.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Здоровьесбережение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1-й этап. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать самоопределение учебной деятельности. |
Ребята, меня зовут Марина Владимировна. Сегодня мы с вами вместе проведём урок русского языка. Наш урок мы начнём с приветствия (звучит классическая музыка, слайды): - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, Марина Владимировна! - Хором поздороваемся с деревьями! - Здравствуйте, деревья! - С птицами! - Здравствуйте, птицы! - С небом! - Здравствуй, небо! - С новым днём! - Здравствуй, новый день! Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу. Представьте, что у каждого из вас в руках зажженная свеча. Закройте глаза. Загадайте желание. Сделайте глубокий вдох, поверните головы в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите больше воздуха в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути. Молодцы! Откройте глаза. - У нас будет сегодня необычный урок, но с таким настроением нам любое дело по плечу. Присаживайтесь!
|
Дети приветствуют. Делают глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот (повторяют 3 раза) Выполняют непроизвольный массаж стоп, стоя на массажных ковриках. Слушают приятную мелодию.
|
Коммуникативные: умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем. |
Минутка-погружение — активация чувственного восприятия учеников. Дыхательная гимнастика. Массаж стоп. Звукотерапия. (звуки, способны лечить, они успокаивают, приводят в состояние покоя и счастья) Поза «Стоя» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2-й этап. Актуализация знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: подготовить мышление обучающихся к выведению алгоритма. |
Ребята, давайте поиграем в игру «Найди словечко» (карточки №1). Сзади вас находятся карточки со словарными словами, в них стоят вопросы. Спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы, если это необходимо. Не забывайте о правилах посадки при письме, когда вы пишите, ваша спина должна быть ровная, голова слегка наклонена, тетрадь лежит под наклоном. - Поменяйтесь карточками и сверьтесь с правильными ответами на интерактивной доске. . В пустое окошко приклейте одну наклейку, выбрав слово: отлично, хорошо, старайся. Если ваш товарищ написал все слова верно - отлично, если есть одна ошибка - хорошо, а если сделал больше ошибок – старайся. Объясните товарищу своё решение. - Ребята, какие слова из тех слов, которые вы видите на доске, вы не записывали? (подъезд, здоровье) Что объединяет эти слова? (это слова с разделительными Ь и Ъ знаками) Чем отличается Ь и Ъ от других букв? Если они не обозначают звуков, может они, вообще нам не нужны в русском алфавите? Какую одну функцию выполняют эти две буквы?
|
Сидя на рабочих местах, ребята поворачиваются назад смотрят на слова и записывают их в рабочий листок. Проверяют друг у друга работу. Отвечают на вопросы учителя, анализируют, делают предположения и их обосновывают. |
Личностные: развивать умение формировать собственное мнение и позицию, Коммуникативные: участие в диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимопроверку, следуя данным критериям.
Познавательные: выдвижение предположений и их обоснование. |
Поза «Сидя». Письмо с поворотами назад (укрепляются мышцы, удерживающие позвоночник). Коррекция осанки при письме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3-й этап. Постановка учебной задачи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: проводить классификацию с выбором «лишнего». |
Как вы думаете, какая тема нашего урока, чему мы должны научиться на уроке? Верно, ребята! Тема нашего урока: «Закрепление способа действия при выборе разделительного знака» Я уверенна, что вы сможете разгадать тайну выбора ь или ъ в любых словах. -Давайте вспомним, в каких случаях пишется разделительный Ъ знак, а в каких Ъ разделительный? (ответы детей) Посмотрите, у нас с вами есть вот такие два паровоза. Выберите паровозик, к которому мы прицепим вагончик с Ъ. Выберите паровозик, к которому мы прицепим вагончик с Ь (2 человека на один знак). На доске слова (карточки №2), соедините линией слово и паровоз, который соответствует выбранному разделительному знаку Ъ или Ь. (Заполнение паровозиков)
- Какой мы с вами можем сделать вывод? Когда пишется разделительный Ъ знак? (ответы детей) -А когда разделительный Ь знак? (ответы детей) Молодцы, ребята! Разделительный Ъ знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами я,е,ё,ю, разделительный Ь знак после корня или в корне перед буквами я, ё, е, ю, и. Ребята, встаньте на коврики. Как вы думаете, для чего нам нужны массажные коврики для ног? -На наших ладонях и стопах находятся точки, которые отвечают за состояние всего организма, поэтому массаж этих частей тела является одной из важных составляющих в борьбе за здоровье. Кто может показать, как едет паровоз? Отлично, мы сейчас с вами прокатимся на паровозах, которые у нас получились (видео физминутка «Паровозик»).
|
Называют тему и цель урока. Вспоминают приставки. Составляют коллективно алгоритм. Делают вывод. Четыре ученика «строят поезд». Все дети выполняют физминутку на массажных ковриках. |
Познавательные: умение сформулировать и составить алгоритм. Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
|
Поза «Сидя». Работа на дорожке здоровья, (массаж стоп). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4-й этап. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: усвоить способ действия. |
Немного отдохнули. А теперь продолжим применять наши знания. Ребята, у каждого из вас на рабочем месте спрятано слово (карточки №3). Найдите слова. Если ваше слово подчинено этому правилу, то выйдите к доске с ним и покажите его классу. (6 слов - воробьи, ружьё, скамья, семья, ульи, перья). -Что объединяет эти слова? (они все содержат разделительный Ь) Вспомните тему нашего урока, каких слов нам не хватает еще? (Слов с разделительным ъ.) Давайте их вместе придумаем. Мы с вами подберём однокоренные слова к слову ЕХАЛ, добавляя к нему разные приставки. Ребята, возьмите мешочки с солью и расположите на голове. Для чего нам это нужно? Правильно для здоровья. Хорошая осанка – это надежный путь к сохранению здоровья. Саша, запиши слова на доске, а остальные на своем рабочем листе. Приготовились, приступим! Наш Донской край в далёкое время назывался Диким полем, потому что здесь не было поселений. Это был богатый край: много рыбы и дичи. Его стали заселять вольные люди, которые как называли себя??? казаками. Представим, что казак отправился в путь. Он ехал по широкой степи. И вдруг на его пути высокий холм. (Что сделал казак? - Взъехал). Красивый пейзаж открылся перед удалым казаком. Полюбовался. И быстро, что сделал с холма? (Съехал). Он увидел вдали дом. Что сделал казак к дому? ( Подъехал) Он вокруг дома. Что сделал? (Объехал) Погостил. И от дома что сделал? (Отъехал). По дороге он встретил ещё одного казака. Дорога была узкая, но казаки (что сделали?) разъехались в разные стороны. Ребята, посмотрите какие слова у нас получились с разделительным Ъ, выделите приставки, после которых мы написали Ъ. (ответы детей) - После каких приставок мы пишем разделительный мягкий знак? (после приставок, заканчивающихся на согласный) Отлично справились!
|
Ребята
находят на слова на своем рабочем месте на заданную орфограмму, анализируют
на слух, пользуются алгоритмом. Подбирают слова с разделительным твёрдым
знаком. Ребята хором называют подходящие глаголы. Один ребенок записывает
слова с разделительным Ъ знаком на доске, а остальные дети в свои рабочие
листы. Зелёной ручкой выделяют приставку, после которой стоит Используют солевые мешочки для правильной осанки. Чтобы он не упал с головы, дети ровно держат туловище, не наклоняют низко голову.
|
Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Познавательные: анализировать выбор нужной орфограммы на слух; умение пользоваться алгоритмом. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: воспитывать любовь к Донскому краю. |
Динамическая смена поз. Поза «Стоя». Цветотерапия (снятие усталости и напряжения) Игротерапия ( снятие напряжения) Коррекция осанки при письме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5-й этап. Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: интериоризировать учащимся способ действия.
|
Следующее задание мы будем выполнять в группах ( определить 4 группы). Сейчас мы узнаем, кто будет в каждой команде атаманом. А кто такой атаман? Если мы не знаем толкование слова, где мы его можем узнать? Для каждой команды я приготовила Донской казачий словарь. Найдите толкование слова атаман (зачитывает ребенок, который нашел первым это слово) Проведём жеребьёвку. Перед вами конверты, на которых стоит печать войска Донского. Каждый из вас должен вытянуть из конверта ленточку (у кого длиннее, тот и атаман). Атаманы, подойдите ко мне. 1 группа – восстанавливает пропуски в словах, задание на желтой ленточке; 2 группа – разгадывает кроссворд, задание на красной ленточке; 3 группа – решает ребусы, задание на синей ленточке. 4 группа – восстанавливает пропуски в словах, задание на зелёной ленточке; Каждой группе нужно найти лишнее слово и закрасить его красным цветом. Прошу атаманов команд выйти к доске и назвать найденное лишнее слово в вашей командной работе. Почему это слово у вас оказалось лишним? (ответ каждого атамана)- слайды с заданиями. 1. коньки (все слова с разделит. Ь и Ъ зн., а это с ь,который указывает на мягкость предшедствующего согласного) 2.гусь (все слова с разделит. Ь и Ъ зн., а это с ь,который указывает на мягкость предшедствующего согласного) 3.фасоль , съедобный(все слова с разделит. Ь и Ъ зн., а это с ь,который указывает на мягкость предшедствующего согласного; все слова с мягким знаком, а слово съедобный с Ъ) 4. подъём. (все слова с разделит. Ь, а это с Ъ знаком) Молодцы! Отлично справились, здорово поиграли. Присаживайтесь на свои рабочие места.
|
Объясняют толкование слова «атаман», находят его в Донском казачьем словаре. Отвечают на вопросы. Проводят жеребьёвку, выбирают атамана. Работают в группах, вставляют пропущенную букву, разгадывают кроссворд, проводят классификацию с выбором «лишнего», анализируют. |
Коммуникативные: умение сотрудничать в группе Регулятивные: планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: анализировать выбор нужной орфограммы на слух; проводить классификацию с выбором «лишнего».
|
Режим сенсорной свободы. Сенсорный крест. Поза «Сидя», частично «Стоя». Игротерапия. Цветотерапия. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6-й этап. Включение в систему знаний и повторений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: выявить границы применимости новых знаний; повторить содержание изученных знаний |
Казачья жизнь – это постоянные походы и сражения. Казачий язык хранит в себе веками накопленный походный опыт, особое отношение к товарищам по жизни и службе, особое отношение к оружию.
-Как вы думаете, встречались в казачьем языке слова с мягким знаком? Давайте познакомимся с некоторыми из них. Какое толкование вы дадите этим словам? (слова на слайде, дети выдвигают предположения) Возьмите подсказку на ленточке, которая соответствует цвету карточки. касн.ПАБЕДЬЕ-время около обеда. син.ВОЛХОВАНЬЕ-волшебство. зелен.ОХЛОПЬЮ-верхом на коне без седла. желт.ТИМЬЯН-чабрец. - Составьте предложение с любым из этих слов (устно).
|
Дети читают слова, высказывают предположение, ищут соответствующего цвета подсказку, читают, что слово обозначает, сравнивают со своим толкованием. Составляют предложения с новыми для них словами. |
Личностные: умение формировать собственное мнение и позицию. Познавательные: обогащение словарного запаса через работу со словами казачьего языка. |
Работа с сенсорным крестом. Непроизвольные упражнения на тренировку глазодвигательной мышцы, мышц шеи, плечевого пояса. Исключён режим ближнего зрения. Цветотерапия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7-й этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности. |
Ребята, обратите внимание, у вас в корзинках лежат массажные мячи. Кто запомнил, для чего необходимо массировать наши ладони? -Правильно, на ладонях находятся точки, которые отвечают за состояние всего организма, поэтому массаж этих частей тела является одной из важных составляющих в борьбе за здоровье. Возьмите мячи в руки. Совершая массажные движения рук с помощью массажёра, продолжите предложения.(классическая музыка) Я узнал… Я думал о… Мне понравилось… У меня настроение… Эти знания я могу применить… Положите мячи в корзину.
|
Дети, выполняя массаж рук, под классическую музыку, составляют окончания предложений. |
Коммуникативные: формирование умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: самооценка своей деятельности. |
Звукотерапия. Релаксация. Массаж кистей рук.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8-й этап. Итог урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Д/З будет творческое, вам нужно составить кроссворд, зашифровав слова с Ъ и Ь разделительными знаками. -Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (закрепить способ действия при выборе разделительного знака) - Удалось нам её решить? (да) Я хочу поблагодарить вас ребята за прекрасную работу, оценки за урок я передам вашему учителю. Еще хочу сказать спасибо вашей учительнице и родителям за их труд. Ученики моего класса просили передать вам подарок. Это чудо 3D открытка, которая поднимает настроение и помогает расслабиться. Всего вам доброго! До свидания! |
Дети отвечают на поставленные вопросы. |
|
|
Литература:
1.Cловарь казачьих терминов и выражений.
http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/clovar-kazachikh-terminov-i-vyrazhenij
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.