Урок русской литературы в 7 классе по сказке-притче "Маленький Принц" А.де Сент - Экзюпери
Оценка 4.6

Урок русской литературы в 7 классе по сказке-притче "Маленький Принц" А.де Сент - Экзюпери

Оценка 4.6
docx
19.09.2021
Урок русской литературы в 7 классе по сказке-притче "Маленький Принц" А.де Сент - Экзюпери
урок.docx

                           

Урок по сказке - притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Урок подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии г.Каменца  Брестской области Потоцкая Н.Д.

Тема: Аллегоричность образов сказки

Цель: раскрыть аллегории, символы и нравственные уроки сказки;

           показать своеобразие композиции сказки:

           подвести учащихся к выводу о том, что человек несет ответственность

           за   тех, кого приручил.

 

Тип урока: урок-путешествие.

 

Оборудование: презентация, рисунки учащихся, стикеры с аллегориями

 

                                       Ход урока

 

   (сл.1)

I. Организационный момент

1. Проверка домашнего задания.

    Знакомство с интересными фактами биографии А. де Сент-Экзюпери.

   (сл.2)

II. Объяснение нового материала

1.     Постановка целей урока

(задание на слайде)

(сл.3)

Выберите правильный ответ

Мы часто слышим крылатые фразы и порой даже не знаем, откуда они. Прочитайте внимательно приведенные здесь крылатые выражения . Как вы думаете, какое из них принадлежит А.де Сент-Экзюпери?

 - Бойтесь данайцев, дары приносящих.

- Ты сер, а я, приятель, сед.

- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

 

Все верно. Это слова Экзюпери. Сегодня на уроке мы вспомним содержание сказки «Маленький принц», раскроем её нравственные уроки, выясним аллегории образов и ответим на вопрос: какие слова вам показались самыми важными в сказке?

 

2. Анализ текста.

В этом произведении широко применяется прием аллегории. Все образы глубоко символичны. Образы именно символичны и трактовать каждый образ можно многопланово, в зависимости от личного восприятия. (Аллегория (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ). При работе над произведением мы попытаемся определить аллегорию каждого образа.

 (сл.4)

Гл. 1-6

1) Каким предстает перед нами Маленький принц?

2) Как он относится к своей планете?

3) Какие у него представления о жизни, правила?

(ответы учащихся, выборочное чтение)

1ряд- 1-2гл., 2 ряд – 3-4 гл., 3 ряд – 5-6 гл.

 

 Гл.7

(сл.5)

На пятый день автор узнал секрет Маленького принца. В чем он состоял?               

(гл.7 – цветок, выразительное чтение отрывка)

 

Гл.8-9

(сл.6)

1) Что представляла собой попавшая на планету роза?

2) Почему она нередко ставит маленького принца в тупик?

3) Какая она? Какой у неё характер? Подобрать эпитеты

(хвастливая, кокетливая, обидчивая, красивая, капризная)

4) Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

5)  Как Роза отнеслась к решению Маленького принца? Почему она так себя вела?

   (ответы учащихся).

Можно сделать первый вывод: роза - это символ любви, красоты, женского начала.

Главная мысль сюжета: чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца.

 

3. Конкурс на самого внимательного читателя.

Маленький принц решил странствовать с перелётными птицами. Посещая различные планеты, он встречается со взрослыми людьми, посвятившими свою жизнь каким-то целям. Эту часть урока, анализ 10 – 16 глав, мы проведем в виде конкурса на самого внимательного читателя.

1) Итак, первая планета, астероид 325(Король)

 (сл.7)

- О чем мечтает житель первой планеты?

(неограниченная власть, беспрекословное подчинение)

- Какие слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем. Ибо они пронизаны гуманизмом?

(«Власть прежде всего должна быть разумной», «С каждого надо спрашивать то, что он может дать»)

Аллегорией чего является Король? (Бестолковость, властолюбие)

Главная мысль сюжета: «Себя судить труднее, чем других».

 

2) Вторая планета -  астероид 326 (Честолюбец)

(сл.8)

- Кого встречает маленький принц на второй планете?(Честолюбца)

 -  Почему он сбегает от него?

«А что надо сделать, чтобы шляпа упала? – спросил Маленький принц. Но Честолюбец не слышал.

! Внимание, вопрос! Почему же он не слышал Маленького принца?

(Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Для него главное, чтобы им восхищались)

Главная мысль сюжета: «Восхищаюсь, но какая от этого радость?»

Аллегория – равнодушие, тщеславие.

 

3) Третья планета – 327 (Пьяница)

(сл.9)

 Вопрос: почему пьет пьяница?

(«Пью оттого, что совестно пить»)

Не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Аллегория – пороки, недостатки

 

4) Четвертая планета –астероид 328 (Деловой человек)

(сл.10)

Маленький принц встречает Делового человека (он считает звезды, но не просто так, а потому что уверен, что это его звезды). Прочитать начало 13 главы.

- Почему он не может быть человеком вообще?

- Когда и где об этом сказал Маленький принц? (гл.7) (Он гриб…)

С этим персонажем автор вводит в сказку элементы иронии, сатиры, изображая карикатурную фигуру дельца, который пытается превратить красоту Вселенной в собственность.

Аллегория – собственник.

5) Пятая планета – астероид 329 (Фонарщик)

(сл.11)

- Кто изображён на этом рисунке?

- Как к нему относится Маленький принц?

(Из всех встреченных взрослых людей Маленький принц выделяет Фонарщика за верность слову, за умение не покладая рук работать, и, вопреки лени и трудностям, освещать людям путь.

Главное в сюжете: «Этот взрослый думает не только о себе».

6) Шестая планета – астероид 330 (Географ)

(сл.12)

- Почему Маленький принц разочаровывается в жителе шестой планеты?

((Географ никогда “не выходит из кабинета” и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя “слишком важным лицом и ему некогда разгуливать.”

Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он советует мальчику посетить планету Земля, у которой “неплохая репутация.”)

!Вопрос!

- Цветы мы не отмечаем, - сказал географ.

- Почему? Это ведь самое красивое? – возразил Маленький принц.

- Потому что цветы эфемерны.

- Как это эфемерны?

Ответьте Маленькому принцу.

(Недолговечны)

Аллегория – ограниченность

 

4. Обобщение учителем.

- Итак, путешествие на соседние планеты вызывает у малыша лишь сожаление. Наивный, добрый Маленький принц никак не может понять бездушной практичности так называемых деловых людей, для которых неведома красота мира, теплота человеческих отношений, а существуют только цифры и расчеты. Они не понимают жизни, ее ценности.

5. Седьмая планета – Земля.

(сл.13)

- Какой он её увидел?

(зачитать отрывки из гл.16-20)

«Очень несовершенной увидел нашу планету Маленький принц. Он видит, как люди мчатся, стремятся сэкономить время, а сами тратят его понапрасну, не умея насладиться тем, что даровала им природа. Они не понимают, что ищут, в чем заключается счастье».

«А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной Розе, в глотке воды,» – говорит Маленький принц, - «Но глаза слепы, надо искать сердцем».

И понятно, что он тоскует о своей Розе, о своей маленькой планете, которую он так заботливо чистил каждое утро.

 - Чем вызваны горестные слезы малыша?

         (Путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая. Он лег в траву и заплакал)

И в эту трудную минуту разочарования  перед ним появляется Лис.

(сл.14 с аудиозап.)

(прослушаем аудиозапись гл.19)

 - Чему учит Лис Маленького принца?

- Как вы понимаете слово «приручил»?

- Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Как Лис говорит об этом?

- Что в дружбе самое главное?

Он учит героя истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и поэтому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Лис объясняет принцу, что самое главное – это быть нужным друг другу и быть друг за друга в ответе.

Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: “Я бы рад, но у меня так мало времени”.

А в возражении Лиса “узнать можно только те вещи, которые приручишь… надо запастись терпением” – большая мудрость.

Чтобы иметь друзей, надо дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – свое время.

“Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни”.

 

 

- Почему Маленький принц возвращается к своей Розе?

(Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо ответит: его Роза – единственная на свете, потому что он ее приручил.

Поэтому и возвращается он к своей Розе.

Аллегория: Лис – дружба, мудрость

 

III. Подведение итогов.

(сл.15)

- Что понял Маленький принц во время своего путешествия?

- Какие слова вам показались самыми важными в сказке?

 

Очень деликатно проводится в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой. Любовь и дружба – это труд души. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,” – вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу.

- Маленький принц воплощает качества человека, еще не испорченного миром дельцов и честолюбцев. Он – идеал, мечта. Время от времени мечта овладевает людьми, и тогда снова появляется не нашей планете Маленький принц.

Но Сент-Экзюпери понимает, как далека его мечта от реальности, поэтому интонация этой книги грустная, хотя и светлая.

Готовя себя к взрослой жизни, вы не забудете советов Мудрого Лиса: будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней обречен на гибель.

И очень хорошо, если вашим частым спутником станет маленький принц, как об этом поётся в песне «Маленький принц».

(сл.16 с песней)

 

IV. Рефлексия. За то время, пока звучит музыка, я попрошу вас в тетради написать несколько предложений, начинающихся словами: «Сегодня на уроке я понял(а)…

(После того, как закончится музыка, учащиеся читают свои предложения)

V. Д.З. перечитать гл.16-28 ( стр. 218-236), выполнить  задание 8 (ср.234).

VI. Выставление оценок за урок.

 

Приложение 1.

Аллегоричность образов

Маленький принц – детство, чистота души, странник

Роза – любовь, красота, женственность

Лис – дружба, мудрость

Король – бестолковость, властолюбие

Честолюбец – тщеславие

Пьяница – пороки

Фонарщик – обязательность

Географ - ограниченность

 

 


 

Урок по сказке - притче Антуана де

Урок по сказке - притче Антуана де

Анализ текста. В этом произведении широко применяется прием аллегории

Анализ текста. В этом произведении широко применяется прием аллегории

Главная мысль сюжета: чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца

Главная мысль сюжета: чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца

Вопрос: почему пьет пьяница? («Пью оттого, что совестно пить»)

Вопрос: почему пьет пьяница? («Пью оттого, что совестно пить»)

Вопрос! - Цветы мы не отмечаем, - сказал географ

Вопрос! - Цветы мы не отмечаем, - сказал географ

Чему учит Лис Маленького принца? -

Чему учит Лис Маленького принца? -

Очень деликатно проводится в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой

Очень деликатно проводится в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой

Урок русской литературы в 7 классе по сказке-притче "Маленький Принц" А.де Сент - Экзюпери

Урок русской литературы в 7 классе по сказке-притче "Маленький Принц" А.де Сент - Экзюпери
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2021