Урок подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии г.Каменца Брестской области Потоцкая Н.Д.
Тема: Аллегоричность образов сказки
Цель: раскрыть аллегории, символы и нравственные уроки сказки;
показать своеобразие композиции сказки:
подвести учащихся к выводу о том, что человек несет ответственность
за тех, кого приручил.
Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование: презентация, рисунки учащихся, стикеры с аллегориями
Ход урока
(сл.1)
I. Организационный момент
1. Проверка домашнего задания.
Знакомство с интересными фактами биографии А. де Сент-Экзюпери.
(сл.2)
II. Объяснение нового материала
1. Постановка целей урока
(задание на слайде)
(сл.3)
Выберите правильный ответ
Мы часто слышим крылатые фразы и порой даже не знаем, откуда они. Прочитайте внимательно приведенные здесь крылатые выражения . Как вы думаете, какое из них принадлежит А.де Сент-Экзюпери?
- Бойтесь данайцев, дары приносящих.
- Ты сер, а я, приятель, сед.
- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Все верно. Это слова Экзюпери. Сегодня на уроке мы вспомним содержание сказки «Маленький принц», раскроем её нравственные уроки, выясним аллегории образов и ответим на вопрос: какие слова вам показались самыми важными в сказке?
2. Анализ текста.
В этом произведении широко применяется прием аллегории. Все образы глубоко символичны. Образы именно символичны и трактовать каждый образ можно многопланово, в зависимости от личного восприятия. (Аллегория (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ). При работе над произведением мы попытаемся определить аллегорию каждого образа.
(сл.4)
1) Каким предстает перед нами Маленький принц?
2) Как он относится к своей планете?
3) Какие у него представления о жизни, правила?
(ответы учащихся, выборочное чтение)
1ряд- 1-2гл., 2 ряд – 3-4 гл., 3 ряд – 5-6 гл.
Гл.7
(сл.5)
На пятый день автор узнал секрет Маленького принца. В чем он состоял?
(гл.7 – цветок, выразительное чтение отрывка)
(сл.6)
1) Что представляла собой попавшая на планету роза?
2) Почему она нередко ставит маленького принца в тупик?
3) Какая она? Какой у неё характер? Подобрать эпитеты
(хвастливая, кокетливая, обидчивая, красивая, капризная)
4) Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?
5) Как Роза отнеслась к решению Маленького принца? Почему она так себя вела?
(ответы учащихся).
Можно сделать первый вывод: роза - это символ любви, красоты, женского начала.
Главная мысль сюжета: чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца.
3. Конкурс на самого внимательного читателя.
Маленький принц решил странствовать с перелётными птицами. Посещая различные планеты, он встречается со взрослыми людьми, посвятившими свою жизнь каким-то целям. Эту часть урока, анализ 10 – 16 глав, мы проведем в виде конкурса на самого внимательного читателя.
1) Итак, первая планета, астероид 325(Король)
(сл.7)
- О чем мечтает житель первой планеты?
(неограниченная власть, беспрекословное подчинение)
- Какие слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем. Ибо они пронизаны гуманизмом?
(«Власть прежде всего должна быть разумной», «С каждого надо спрашивать то, что он может дать»)
Аллегорией чего является Король? (Бестолковость, властолюбие)
Главная мысль сюжета: «Себя судить труднее, чем других».
2) Вторая планета - астероид 326 (Честолюбец)
(сл.8)
- Кого встречает маленький принц на второй планете?(Честолюбца)
- Почему он сбегает от него?
«А что надо сделать, чтобы шляпа упала? – спросил Маленький принц. Но Честолюбец не слышал.
! Внимание, вопрос! Почему же он не слышал Маленького принца?
(Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Для него главное, чтобы им восхищались)
Главная мысль сюжета: «Восхищаюсь, но какая от этого радость?»
Аллегория – равнодушие, тщеславие.
3) Третья планета – 327 (Пьяница)
(сл.9)
Вопрос: почему пьет пьяница?
(«Пью оттого, что совестно пить»)
Не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.
Аллегория – пороки, недостатки
4) Четвертая планета –астероид 328 (Деловой человек)
(сл.10)
Маленький принц встречает Делового человека (он считает звезды, но не просто так, а потому что уверен, что это его звезды). Прочитать начало 13 главы.
- Почему он не может быть человеком вообще?
- Когда и где об этом сказал Маленький принц? (гл.7) (Он гриб…)
С этим персонажем автор вводит в сказку элементы иронии, сатиры, изображая карикатурную фигуру дельца, который пытается превратить красоту Вселенной в собственность.
Аллегория – собственник.
5) Пятая планета – астероид 329 (Фонарщик)
(сл.11)
- Кто изображён на этом рисунке?
- Как к нему относится Маленький принц?
(Из всех встреченных взрослых людей Маленький принц выделяет Фонарщика за верность слову, за умение не покладая рук работать, и, вопреки лени и трудностям, освещать людям путь.
Главное в сюжете: «Этот взрослый думает не только о себе».
6) Шестая планета – астероид 330 (Географ)
(сл.12)
- Почему Маленький принц разочаровывается в жителе шестой планеты?
((Географ никогда “не выходит из кабинета” и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя “слишком важным лицом и ему некогда разгуливать.”
Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он советует мальчику посетить планету Земля, у которой “неплохая репутация.”)
!Вопрос!
- Цветы мы не отмечаем, - сказал географ.
- Почему? Это ведь самое красивое? – возразил Маленький принц.
- Потому что цветы эфемерны.
- Как это эфемерны?
Ответьте Маленькому принцу.
(Недолговечны)
Аллегория – ограниченность
4. Обобщение учителем.
- Итак, путешествие на соседние планеты вызывает у малыша лишь сожаление. Наивный, добрый Маленький принц никак не может понять бездушной практичности так называемых деловых людей, для которых неведома красота мира, теплота человеческих отношений, а существуют только цифры и расчеты. Они не понимают жизни, ее ценности.
5. Седьмая планета – Земля.
(сл.13)
- Какой он её увидел?
(зачитать отрывки из гл.16-20)
«Очень несовершенной увидел нашу планету Маленький принц. Он видит, как люди мчатся, стремятся сэкономить время, а сами тратят его понапрасну, не умея насладиться тем, что даровала им природа. Они не понимают, что ищут, в чем заключается счастье».
«А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной Розе, в глотке воды,» – говорит Маленький принц, - «Но глаза слепы, надо искать сердцем».
И понятно, что он тоскует о своей Розе, о своей маленькой планете, которую он так заботливо чистил каждое утро.
- Чем вызваны горестные слезы малыша?
(Путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая. Он лег в траву и заплакал)
И в эту трудную минуту разочарования перед ним появляется Лис.
(сл.14 с аудиозап.)
(прослушаем аудиозапись гл.19)
- Чему учит Лис Маленького принца?
- Как вы понимаете слово «приручил»?
- Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Как Лис говорит об этом?
- Что в дружбе самое главное?
Он учит героя истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и поэтому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Лис объясняет принцу, что самое главное – это быть нужным друг другу и быть друг за друга в ответе.
Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: “Я бы рад, но у меня так мало времени”.
А в возражении Лиса “узнать можно только те вещи, которые приручишь… надо запастись терпением” – большая мудрость.
Чтобы иметь друзей, надо дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – свое время.
“Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни”.
- Почему Маленький принц возвращается к своей Розе?
(Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо ответит: его Роза – единственная на свете, потому что он ее приручил.
Поэтому и возвращается он к своей Розе.
Аллегория: Лис – дружба, мудрость
III. Подведение итогов.
(сл.15)
- Что понял Маленький принц во время своего путешествия?
- Какие слова вам показались самыми важными в сказке?
Очень деликатно проводится в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой. Любовь и дружба – это труд души. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,” – вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу.
- Маленький принц воплощает качества человека, еще не испорченного миром дельцов и честолюбцев. Он – идеал, мечта. Время от времени мечта овладевает людьми, и тогда снова появляется не нашей планете Маленький принц.
Но Сент-Экзюпери понимает, как далека его мечта от реальности, поэтому интонация этой книги грустная, хотя и светлая.
Готовя себя к взрослой жизни, вы не забудете советов Мудрого Лиса: будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней обречен на гибель.
И очень хорошо, если вашим частым спутником станет маленький принц, как об этом поётся в песне «Маленький принц».
(сл.16 с песней)
IV. Рефлексия. За то время, пока звучит музыка, я попрошу вас в тетради написать несколько предложений, начинающихся словами: «Сегодня на уроке я понял(а)…
(После того, как закончится музыка, учащиеся читают свои предложения)
V. Д.З. перечитать гл.16-28 ( стр. 218-236), выполнить задание 8 (ср.234).
VI. Выставление оценок за урок.
Приложение 1.
Маленький принц – детство, чистота души, странник
Роза – любовь, красота, женственность
Лис – дружба, мудрость
Король – бестолковость, властолюбие
Честолюбец – тщеславие
Пьяница – пороки
Фонарщик – обязательность
Географ - ограниченность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.