Фрагмент урока на этапе «Подготовка к восприятию нового произведения»
1 класс
Тема: С.Я. Маршак. Автобус №
26.
ОДЗ: ввести в круг описываемых событий
Вид работы: рассказ учителя
ДЗУ: Познакомить учащихся с биографией и творчеством С.Я Маршака;
· формировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,
· формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
УЗУ: Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
ПЗУ: Выслушайте мой рассказ и сформулируйте вопросы по его содержанию.
ОД: Во время рассказа все должны внимательно слушать меня, соблюдая тишину в классе. Будьте сосредоточенны и внимательны, чтобы не упустить важной информации.
ОК: У: Для начала выделим критерии к вопросам, которые вы будете задавать.
у: Вопросы должны быть уместными, понятными и соответствовать содержанию.
У: Верно, молодцы! (критерии появляются на презентации)
СК: Самуил Яковлевич Маршак родился в г. Воронеже 3 ноября 1887 года. (1) Сочинять стихи он начал ещё до того, как научился писать. В гимназии г. Острогожска, где учился Маршак, был замечен его литературный талант и поощрён учителем словесности, который и прививал будущему поэту любовь к литературе. В гимназии Маршака считали одарённым и талантливым учеником. И уже в 15 лет было опубликовано первое стихотворение С.Я. Маршака. (2)
В свои 24 годы Самуил Яковлевич становится корреспондентом газеты и отправляется в путешествие на Ближний Восток. Он посещает Грецию, Турцию, Палестину и Сирию. Под впечатлением от поездки, Маршак пишет одни из самых удачных своих стихотворений того периода. В путешествии он знакомится со своей будущей женой Софьей, где после свадьбы они уезжают жить в Англию. (3) Именно здесь Самуил Яковлевич начинает переводить с английского языка произведения известных авторов, которые становятся очень известными и популярными.
Вернувшись на Родину, Маршак посещал школы и приюты, где любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории. Он также писал пьесы для детского театра. (4) С именем С. Я. Маршака начинает расцвет детской литературы. За свою биографию он сочинил много произведений для детей. Сказки «Двенадцать месяцев» и «Дом, который построил Джек», стихи «Багаж», «Урок вежливости» и «Где тут Петя?» - это произведения которые на слуху у каждого. (5) Какие-то стихи Маршака читали вам родители, а какие-то мы будем изучать с вами вместе.
Книги Самуила Яковлевича Маршака были переведены на многие языки. Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во многих городах: в родном Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте и других. (6)
Ребята, какие факты из жизни автора и его творчества заинтересовали вас?
у: С. Я. Маршак писал только детские произведения?
У: Нет, наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над произведениями для общей литературы. ( «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»).
у: Почему С.Я. Маршак стал писать для детей?
У: Он любил проводить время с детьми, играя с ними и рассказывая им свои истории. А что интересного из биографии С.Я. Маршака запомнили вы?
у: С. Я. Маршак рано начал писать стихи.
· Он много путешествовал.
· Переводил произведения зарубежных авторов.
· Писал пьесы для детского театра…
К-Р: Ученики сами контролируют свою деятельность в соответствии с выделенными критериями. Учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.
О-Р: Ребята, вы большие молодцы! Вы внимательно прослушали мой рассказ и задавали, верные нашим критериям, вопросы, а также запомнили факты из жизни автора и его творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.