Урок - викторина на тему "Птицы" обобщение знаний.

  • Игры
  • doc
  • 03.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Можно провести в виде итогового урока, можно провести в виде викторины.
Иконка файла материала Птицы.doc

Министерство образования Российской Федерации.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 13».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционный урок биологии на тему:

«Обобщение по теме: «Класс птиц»».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель биологии

Аклеева Ирина Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецкий городской округ. 2020г.

 Урок - обобщение по теме: «Класс птиц».

 

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и научиться применять их

          при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.

Задачи: - Расширение знаний, обучающихся дополнительными сведениями из жизни птиц.

                   - Воспитание любви и сочувствия к живым существам.

                   - Развитие наблюдательности.

Уровень усвоения: творческий;

Оборудование: Видеооборудование, видеофрагмент, жетоны.

Хронометраж:

  1. Организационный момент: 1 -2 минуты.
  2. Основная часть урока: 30 минут, с перерывом на 20 минуте на физкультминутку (примерно после 11 вопроса).
  3. Подведение итогов: 6 -7 минут.
  4. Домашнее задание: 1 -2 минуты.

 

Ход урока: Перед уроком парты расставляются так, чтобы дети могли сесть по 4-6 человек и образовать несколько команд.

I.                   Организационный момент.

 1. Выясняется, кто отсутствует.

 2. Ставятся цели урока.

 3. Объясняются правила викторины.

Знания оцениваются в баллах: 5- полный ответ;

                                                    4- немного не полный ответ, есть небольшие дополнения

                                                    3- односложный ответ;

                                                    +1- за дополнение.

Право ответа у того, кто первый поднимет жетон.

 

II.                Основная часть урок: 30 минут, на 20 минуте делается физкультминутка.

Вопросы к викторине даются за полтора – два месяца до урока, чтобы дети могли поработать с дополнительной литературой. Любой кинофрагмент о птицах – является хорошим переходом к викторине.

Вопросы и ответы викторины.

1.      Какие птицы летают под водой? (Это пингвины. Летать по-настоящему они не умеют, но в воде развивают скорость до 30 км. /час).

2.      Сколько у птиц перьев?  (У чижа летом 1500, зимой 2100-2400. У голубя 2600 перьев. У лебедя до 25000 перьев, только пятая часть их на теле, остальная на голове и шее).

3.      Какие птицы никогда не садятся на землю? (Это стриж, сем. Длиннокрылых. У него длинные крылья и короткие ноги. Если бы стриж сел на землю, то не смог подняться в воздух).

4.      Какие птицы не летают? (Это страусы разных видов, киви, банкивские куры, пингвин, одомашненные птицы, совиный попугай-какапо, пастушок- такахе).

5.      Почему во время отдыха и сна птицы не падают с ветки?  (У птиц есть специальная обходящая мышца. Она начинается на тазе, тянется вдоль бедра и перекидывается через колени. Когда птица садится – мышца натягивается и пальцы сжимаются).

6.      Почему у кур есть «белое мясо» и где оно расположено?  (в составе волокон грудных мышц куриных бывает значительная примесь белых, бедных миоглобином, волокон. Эти мышцы необходимы для вертикального подъема).

7.      Видит ли сова днем?   (Видит, и очень хорошо. Ее не пугает солнечный свет. В неволе даже может сменить «режим дня» и даже в дневное время охотиться).

8.      Почему при плаванье в холодной воде у гусей и уток не мерзнут лапы?  (Лапы водоплавающих защищены густой сетью кровеносных сосудов, в которых происходит теплообмен: кровь, текущая назад от лап, подогревается от крови, идущей в лапы).

9. Как птенец дышит в яйце?  (Воздух попадает внутрь через пористую скорлупу. Например, у куриных яиц число таких пор примерно 7 тысяч. По мере роста зародыша просвет пор увеличивается).

10.  Какая хищная птица нашей страны питается змеями? (Змееяд, сем. Ястребиных. Убитую змею глотает целиком. Кроме змей питаются мышевидными грызунами, ящерицами, мелкими птицами. За сезон птенцам приносят 240-270 змей. Размер около 70 см., размах крыльев до 1,5 м.).

11.  На какой высоте летают птицы?  (На высоте 2400 м известны случаи столкновения самолета с журавлями, лебедями; 3000м воробьинообразные, врановые, стрижи, гуси, утки, чибисы, ржанки. 5100м – кондор; 6300 м- кряква; 7500 м- бородач).

      Физкультминутка «Птички»:   

        Упражнения выполняются по 10 раз из положения стоя.

1.      Машем крыльями, как птицы.

2.      Переваливаемся с ноги на ногу, как пингвины.

3.      Тянем голову, как гуси.

12.  Какие птицы с понижением температуры могут впадать в спячку? (Спячка у млекопитающих, у птиц- оцепенение, т.к. птицы не накапливают жир. В холодное время у стрижей, ласточек, колибри, козодоев может снизится температура тела до 4,8оС, в таком состоянии могут находиться до 2-2,5 месяцев. При наступлении тепла обменные процессы быстро восстанавливаются, температура быстро поднимается).

13.  Для чего птицы купаются в муравейнике?  (В гигиенических целях. Кислота муравьев используется птицами для борьбы с паразитами, а возможно в оздоровительных целях).

14.  Прячет ли страус голову в песок?  (Возможно, но не от страха, а от паразитов. Погрузив голову в песок и закрыв глаза, страус ждет, чтобы паразиты погибли или убежали).

15.  Есть ли еще птицы, которые, подобно кукушкам, подбрасывают свои яйца в чужие гнезда?  (Это утки – пеганки, крохаль, белоглазый нырок, южноамериканская утка гетеронетта, ткачики, трупиалы, воловьи птицы. Из 130 видов кукушек лишь 50 видов подбрасывают яйца).

16.  У каких птиц съедобные гнезда?  (Это стрижи- саланганы. Они строят свои гнезда из морепродуктов и застывшей на ветру слюны. Их ошибочно называют «ласточкино гнездо»).

17.  Какие птицы во время линьки не летают?  (Из куриных- тетерева, глухари, а также утки, гуси, лебеди, чистики, гагары, поганки, большинство пастушковых).

18.  Как голуби людей спасают?  (Общество спасения в США разработало программу по использованию обученных голубей для розыска и спасения людей в море. Зрение у голубя во много раз острее, чем у человека, поэтому птицы будут летать на вертолетах, вместе с командой спасателей. Как только голубь увидит оранжевый флаг- то подает специальную команду).

19.  Какие птицы летают быстрее всех?  (в горизонтальном полете иглохвостый стриж развивает скорость до 200 км. /ч. Сокол – сапсан, когда пикирует за добычей развивает скорость до 350 км. /ч.).

20.  Самая маленькая?  (Калибри-шмель масса 1,7 гр.).

21.  Самая большая в нашей стране?  (Пеликан: размер до 1,5 м., размах крыльев до 3 м , масса 9 кг.; дрофа до 16 кг.).

22.  Имеет наибольший размах крыльев?  (У альбатроса до 3,6 м, грифа до 3,25 м, пеликана до 3,1 м).

23.   Какие птицы занесены в черные списки?  (в черные списки вносят животных, исчезнувших с лица Земли. Птиц учитывают с 1681 года- нелетающий голубь додо; с 1852 г. – стеллеров баклан; с 1885 г. – трехцветный попугай ара; с 1900 г. – ошейниковые бегунки; с 1975 г. – лабрадорская утка. Всего 135 видов птиц исчезло с лица Земли).

Викторину можно завершить просмотром второй части кинофрагмента, в это время подсчитывается количество баллов.

 

III.             Подведение итогов.

Учитываются все баллы, +1 суммируются. Выставляются оценки.

IV.              Домашнее задание: 1. Завершить работу в тетради с печатной основой.

                                               2. Написать краткий очерк на тему: «Обращение от

                                                имени птиц».