Урок 9 6. Запись трехзначных чисел
Цели: познакомить с десятичным составом трехзначных чисел учить записывать трехзначные числа; закреплять вычислительны навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; переводить одни единицы длины в другие, используя соотношение между ними; анализировать и делать выводы; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Вырази в новых единицах измерения.
86 мм = □ см □ мм 42 дм = □ м □ дм
2. Устный счет (работа по учебнику)
— Выполните задание на полях на с. 44.
(Работа в парах. Выигрывает пара, нашедшая наибольшее количество возможных вариантов.)
3. Работа над задачами
— Решите задачи.
• В 2 бутылках 1 л молока. Сколько молока в 4 таких бутылках, в 6 бутылках?
• На двух сковородах испекли лепешки, по 6 штук на каждой. По сколько лепешек получат отец, мать, дочь и сын, если все лепешки разделить поровну?
4. Минутка для любознательных
- В классе 31 ученик. Сколько нужно двухместных парт, чтобы рассадить всех учеников?
III. Самоопределение к деятельности
- Запишите числа:
• 7 единиц;
• 6 десятков и 3 единицы;
• 7 сотен 1 десяток 8 единиц. (Запись последнего числа вызывает у учащихся затруднения.)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Записывать трехзначные числа.)
IV. Работа по теме урока
1. Объяснение нового материала
(Работа со счетами. Учитель откладывает 10 единиц, учащиеся считают вслух.)
- Сколько всего единиц? (10.)
- Как называются 10 единиц? (Десяток.) Значит, десять единиц можно заменить 1 десятком. (Учитель откладывает на второй нитке счет 1 десяток.)
- Сколько знаков в записи числа 10? (Два.) (Учитель откладывает 10 десятков. Учащиеся вслух считают десятками.)
- Сколько получили десятков? (10.)
- Сколько это сотен? (1.)
- Сколько знаков в записи числа 100? (Три.)
- Переходим на следующую нитку. Какими единицами будем вести счет? (Сотнями.)
(Учитель откладывает 10 сотен. Учащиеся вслух считают сотнями.)
- Сколько всего сотен? (10.) 10 сотен — это 1000.
(Учитель откладывает на четвертой нитке 1 тысячу.) Мы используем десятичную систему счета. 10 единиц каждого разряда образуют 1 единицу следующего разряда. Система записи чисел является позиционной. Это значит, что значение цифры зависит от позиции (места), которую она занимает. Благодаря этому любое натуральное число можно записать с помощью всего 10 цифр.
— Какие это цифры? (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)
— Места в трехзначных числах располагаются справа нале А на счетах - снизу вверх. В математике эти места называют разрядами.
— Какой разряд стоит на первом месте? (Единицы.)
— Как называется второй разряд? (Десятки.)
— Какой разряд занимает третью позицию? (Сотни.) Единицы - это единицы первого разряда, десятки - единицы
второго разряда, сотни - единицы третьего разряда.
— А как читаются числа? (Слева направо.) 2. Работа по учебнику
№1,2 (с. 44). (Устное выполнение.)
— Что обозначают нули в записи чисел?
№3(с.44).
— Выполните задание 1. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте числа в задании 2.
— Почему эти числа называются трехзначными? (Для их записи нужны три цифры.)
— Сколько цифр потребуется для записи числа «тысяча»? (Четыре.)
— Что запишем на первом месте? (Единицы.)
— Сколько единиц? (Ноль.)
(Учитель записывает на доске, учащиеся — в тетрадях.)
— Что запишем на втором месте? (Десятки.)
— Сколько десятков? (Ноль.)
— Что запишем на третьем месте? (Сотни.)
— Сколько сотен? (Ноль.)
— Что запишем на четвертом месте? (Тысячи.)
— Сколько тысяч? (Одна.)
V. Физкультминутка
Раз — руками мы махнули
И при этом все вздохнули.
Два, три - нагнулись, пол достали,
На четыре — прямо встали.
И сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим
Прыгаем, как мячики,
Девочки и мальчики.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№4 (с. 44).
(Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа. Учитель еще раз акцентирует внимание на роли нуля в записи чисел.)
— Единицы какого разряда не могут отсутствовать в записи трехзначных чисел? (Сотен.)
№5 (с. 45).
(Коллективное выполнение. На доске таблица соотношений единиц длины.)
№6 (с. 45).
Вариант задачи. В детском саду за 6 дней расходуют 72 кг картофеля. За сколько дней израсходуют 60 кг картофеля при той же норме?
Решение:
1) 72: 6 = 12 (кг) - расход в день;
2)60:12 = 5(дн.).
Ответ: 60 кг картофеля израсходуют за 5 дней.
№ 7 (с. 45).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 12 (с. 43).)
2. Выполнение задания в рабочей тетради № 7 (с. 41).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 45). Самостоятельное выполнение. Проверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 17, с. 60—62).)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились сегодня на уроке?
— Как называется место числа в записи?
— Как записываются разряды? А как читаются числа?
Домашнее задание
Учебник: № 8,9 (с.45)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.