Урок - игра "Бюджет семь" расчитана на обучающихся 7- 9 классов. Цель данной игры ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практи¬чески закрепить навыки распределения поступивших доходов, научить ведению баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия реше¬ний в ограниченное время.
Мирошниченко И.Н. Урок – игра « Бюджет семьи»..docx
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ
ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ.
Урок – игра « Бюджет семьи»(79 класс)
И.Н. Мирошниченко
учитель математики, высшей категории
МАОУ гимназии имени А.П.Чехова
г. Таганрога
Цель игры
Ознакомить участников со структурой рационального потребительского
бюджета семьи, практически закрепить навыки распределения
поступивших доходов, научить ведению баланса доходов и расходов;
сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации
и принятия решений в ограниченное время.
Содержание игры
В игре моделируются процессы: распределения доходов семьи по
основным расходным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной
части семейного бюджета.
Первый этап
Участники объединяются в семьи (группы по 7—8 человек, желательно
примерное равенство мальчиков и девочек). Затем участники в группах
самостоятельно распределяют игровые роли:
1. Муж
2. Жена
3. Сын
4. Дочь
5. Свекор (отец мужа)
6. Свекровь (мать мужа)
7. Тесть (отец жены)
8. Теща (мать жены) При неполной семье (в группе 4—5 человек) желательно распределить сначала
первые роли. Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.
Второй этап
Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой
следующий перечень вопросов: игровое время и возраст каждого члена семьи,
предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие
пенсии, предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого
члена семьи, возможные источники других доходов семьи (их размер и
законность), итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.
Все эти данные каждая семья оформляет на бланке № 1
БЛАНК № 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ ____________________________________
(фамилия )
№
п/п
Семейный статус
Имя
Отчество
Возраст Место
работы,
учебы
Предполагаемый
размер зарплаты,
стипендии,
пенсии
1
2
3
4
5
6
7
8
Муж
Жена
Сын
Дочь
Свекор
Свекровь
Тесть
Теща
Итого:
Источник дополнительных доходов семьи
1.
2.
3.
4.
1 Общая сумма дохода семьи за один месяц:
Итого:
Один экземпляр этого бланка каждая семья сдает «эксперту» (его роль
играет заранее подготовленный участник или это делает сам координатор игры).
В то время как участники работают в рамках третьего этапа над
составлением потребительского бюджета своей семьи, «эксперт» внимательно
знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления
соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее
членов.
Если у «эксперта» возникают вопросы к отдельным семьям, он выясняет
их и корректирует структуру и объемы доходов.
Третий этап.
Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию
предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых
доходов. Для этого каждой семье выдается бланк № 2, содержащий основные
статьи расходов.
В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного
решения участники заполняют бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов
по каждой статье в руб. (графа 3), так и в процентах по отношению значения
расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц (графа
4).
Координатор игры обращает особое внимание участников на
необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, то есть сумма
расходов не должна превышать размер доходов каждой семьи. Кроме того,
участники должны учесть, что при распределении денежных средств
необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.
2 БЛАНК № 2.
СЕМЬЯ __________________________________
(фамилия )
ОБЩАЯ СУММА ДОХОДА СЕМЬИ ЗА ОДИН МЕСЯЦ _____________________________
( из бланка № 1 )
Расходная часть семейного бюджета.
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
4
5
6
7
8
9
Наименование статьи расходов
Сумма
(руб.)
Процент Процен
т
по РПБ
Питание
Хлеб и крупы
Мясопродукты
Жиры (включая масло)
Овощи
Фрукты
Сахар
Молочные продукты
Напитки
Одежда
Верхняя одежда
Белье
Головные уборы
Чулочноносочные изделия
Обувь
Мебель и предметы домашнего обихода
Культурнобытовые нужды
Алкогольные напитки и табак
Оплата квартиры
Транспортные расходы
Платежи, сборы, налоги
Накопления, сбережения
,
Общий итог: (руб.)
3 Четвертый этап.
Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в
семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги
обсуждения и принятия решения, включая: сумму всех доходов, полученных за
месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям: 1. питание,
2. одежда, 3. мебель и предметы домашнего обихода, 4. культурнобытовые
нужды, 5. алкогольные напитки и табак, 6. оплата квартиры, 7. транспортные
расходы, 8. платежи, сборы, налоги, 9. накопления, сбережения; итоговый
баланс, как разность суммы доходов и общей суммы расходов семьи.
Если баланс доходов и расходов отрицательный, то это означает, что
данная семья живет в долг и она должна объяснить, где взяты недостающие
деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья
собирается воспользоваться кредитом, может быть, взять в долг у
родственников, знакомых?
Если баланс положителен, следовательно, семья закончила этот месяц с
определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами:
купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце?
Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье «Накопления,
сбережения».
После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры приступает к
количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он
сообщает участникам Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в
процентном отношении по каждой его расходной статье.
4 Расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
4
5
6
7
8
9
Наименование статьи расходов
Процент по
Питание
Хлеб и крупы
Мясопродукты
Жиры (включая масло)
Овощи
Фрукты
Сахар
Молочные продукты
Напитки
Одежда
Верхняя одежда
Белье
Головные уборы
Чулочноносочные изделия
Обувь
Мебель и предметы домашнего
Культурнобытовые нужды
Алкогольные напитки и табак
обихода
Оплата квартиры
Транспортные расходы
Платежи, сборы, налоги
Накопления, сбережения
5
отношению ко всей
сумме расходов
50
7
7
8
6
5
3
7
7
18
6
4
1
2
5
4
4
4
8
5
3
4 Итого: 100%
Участники вписывают данные расходной части РПБ (процент по каждой
статье) в графу 5 бланка № 2.
После того как координатор сообщил эту информацию, каждая семья
сравнивает свои результаты (процент по каждой статье расходов) с
соответствующими статьями рационального потребительского бюджета.
Такой количественный анализ проводится по всем расходным статьям
для определения степени соответствия процента распределения расходов
каждой семьи проценту Рационального Потребительского Бюджета.
Победителем в этой игре, т. е. наиболее социально зрелой семьей,
объявляется группа, результаты которой ближе всего к рациональному
потребительскому бюджету.
Примечание.
Суммирование целесообразно проводить только по 9 основным расходным
статьям. Например: в результате сопоставления собственных расходов статей с
рациональным потребительским бюджетом получились следующие итоги,
представленные в сравнительной таблице.
Сравнительная таблица
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование статьи расходов
Процент
Процент
Разност
Питание
Одежда
Мебель и предметы домашнего
Культурнобытовые нужды
Алкогольные напитки, табак
обихода
Оплата квартиры
Транспортные расходы
6
в
40
25
9
6
1
4
5
в
50
18
4
4
4
8
5
ь по
10
7
5
2
3
4
8
9
Платежи, сборы, налоги
Накопления, сбережения
1
9
3
4
2
5
Итого: 38
В итоге сумма разностей — по модулю (без учета знака) — составила 38
единиц.
В идеале этот показатель должен приближаться к нулю, то есть
проценты, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям,
полностью совпадают с однотипными статьями рационального
потребительского бюджета. И чем больше отклоняется этот показатель от нуля,
тем ниже уровень социальной зрелости семьи.
Пятый этап
Координатор проводит анализ хода и результатов игры. В процессе
анализа целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты:
1. Процедура обсуждения семейного бюджета. Кто чаще предлагал варианты?
Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов
«семьи»? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку?
Были ли в «семье» конфликты? Какого рода и в чем была их причина? Как
«семья» выходила из этих конфликтов? Кто стремился гасить возникающие
конфликты? Какие приемы он для этого использовал?
2. Игровые роли. Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной
игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль?
Если комуто не удалось выдержать рамки роли, почему? Кому его роль в
«семье» пришлась по душе? Почему?
3. Знание экономических реалий. Насколько хорошо участники знают реальные
цены на продовольствие, на промышленные товары? Представляют ли себе,
какие суммы расходует в среднем семья на оплату квартиры, культурно
бытовые нужды? Опирались ли участники при обсуждении бюджета на опыт
7 своих (уже не игровых, а реальных) семей? Как помогал семейный опыт в этой
игре? Представляли ли участники хотя бы в самых общих чертах структуру
семейного бюджета?
Координатор предоставляет возможность высказаться всем желающим,
обязательно нужно выслушать представителей каждой «семьи» (группы).
Примечание.
1. Координатору рекомендуется следить за тем, чтобы участники
оперировали в ходе игры суммами, близкими к реальной жизни.
2. Если ктото из участников значительно завышает или занижает доходы и
расходы в сравнении с жизненной реальностью, координатор советует
ему откорректировать цифры.
3. В качестве «экспертов» по рациональному потребительскому бюджету
можно при гласить одного или нескольких родителей
(старшеклассников, выпускников) и на основе их предложений составить
рациональный бюджет для семьи среднего достатка,
наиболее соответствующий сложившимся в данный период времени
условиям жизни, доходам и расходам.
Литература.
1. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых., Москва, АОЗТ
«Нефтехимивест»,1995.
2. Домашняя экономика. Преображенская Е.В., Саратов «Лицей»,2002.
8 3. Математическая шкатулка Ф. Ф. Нагибин,Е.С.Канин, Москва
«Просвещение»,1988.
4. Общая экономическая теория. Добрынин А.И.,Издательство
«Питер»,2000.
5. Экономический букварь: Для детей мл. шк. Возраста.,М: Владис,1996.
6. Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова "Компетентностный
подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий" Учебно
методическое пособие. Академия АПК и ПРО. М. 2008.
9
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Урок – игра « Бюджет семьи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.