Урок биологии по теме "Учение о биологическом прогрессе"

  • Рабочие листы
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы: • организация учащихся к занятиям; • повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока. Цели: обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов; развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда; воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.
Иконка файла материала план-конспект Учение о биологическом прогрессе.doc
Урок биологии по теме "Учение о биологическом прогрессе" Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его  проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока  выделяют следующие этапы:   организация учащихся к занятиям; повторительно­обучающая работа по пройденному материалу; Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока. Цели: обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть  соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов; развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный  материал, развивать навыки коллективного труда; воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение. Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение  элементов технологий развивающего обучения. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок усвоения знаний. Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов. Материально­техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.Этапы урока 1. Оргмомент. (2 мин.) 2. Проверка  ранее  изученного  материала. (8  мин.) Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Проверка списочного состава учащихся.  Дежурный отвечает кто отсутствует Ход урока Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное  задание, отвечают на вопросы. Карточка №1 Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у  него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими.  Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида  использованы при описании медведей? Карточка №2 Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число  хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и  химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут). К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими  критериями вида при этом нужно руководствоваться? Карточка №3 Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение  экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них  кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой  критерий в данном случае является основополагающим? Повторение, актуализация ранее приобретённых знаний, умений  и навыков по теме: “Вид. Критерии вида”.                           Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на  предложенные вопросы.Одновременно с работой учащихся по карточкам идёт фронтальный  опрос по теме: “Вид. Критерии вида”. 1. Понятие вида. 2. Дать характеристику морфологическому критерию вида. 3. Дать характеристику генетическому критерию вида. 4. Дать характеристику физиолого ­ биохимическому критерию вида. 5.Дать характеристику этологическому критерию вида. 6. Дать характеристику экологическому критерию вида. 7. Дать характеристику географическому критерию вида. 1. Вид­это группа особей, обладающая уникальным сочетанием  признаков. 2. Морфологический критерий вида. Основан на существовании  морфологических признаков, характерных для одного вида, но отсутствующих у других видов. Например: у гадюки  обыкновенной ноздря находится в центре носового щитка, а у  всех других гадюк (носатая, малоазиатская, степная,  кавказская, гюрза) ноздря смещена к краю носового щитка. 3. Генетико­кариотипический критерий. Основан на том, что  каждый вид характеризуется определенным кариотипом –  числом и формой метафазных хромосом. Например, у всех  твердых пшениц в диплоидном наборе 28 хромосом, а всех  мягких – 42 хромосомы.  Однако у разных видов могут быть очень сходные кариотипы:  например, у большинства видов семейства кошачьих 2n=38 . В  то же время, в пределах одного вида может наблюдаться  хромосомный полиморфизм. Например, у лосей евразийских  подвидов 2n=68, а у лосей североамериканских видов 2n=70 (в кариотипе североамериканских лосей на 2 метацентрика  меньше и на 4 акроцентрика больше) . У некоторых видов  существуют хромосомные расы, например, у черной крысы –  42­хромосомная (Азия, Маврикий) , 40­хромосомная (Цейлон) и 38­хромосомная (Океания) 4. Физиолого­биохимический критерий. Основан на том, что  разные виды могут различаться по аминокислотному составу  белков. На основании этого критерия различают, например,  некоторые виды чаек (серебристая, клуша, западная,  калифорнийская) . 5. Этологический критерий. Связан с межвидовыми различиямив поведении у животных. У птиц для распознавания видов  широко используется анализ песен. По характеру издаваемых  звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды  североамериканских светляков различаются по частоте и  цвету световых вспышек. 6. Экологический критерий. Основан на том, что два вида не  могут занимать одну экологическую нишу. Следовательно,  каждый вид характеризуется своими собственными  отношениями со средой обитания.  У видов, характеризующих определенными биотическими  связями (паразитических видов, переносчиков заболеваний,  комменсалов, симбионтов) широко используется их  приуроченность к определенному хозяину. 7. Географический критерий. Основан на том, что каждый вид  занимает определенную территорию (или акваторию) –  географический ареал. Например, в Европе одни виды  малярийного комара (род Anopheles) населяют  Средиземноморье, другие – горы Европы, Северную Европу,  Южную Европу. 3. Изучение  нового  материала. (20 мин.) Ещё в начале ХIX столетия в биологии во взглядах на проблему вида  сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: “ Либо  виды без эволюции, либо эволюция без видов”. (Слайд № 6) С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции. А что такое эволюция? Современные представления о направлениях эволюции основываются  на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884­1963 гг.) и Алексея  Николаевича Северцова (1866–1936) (Слайд № 7) Восприятие и частичное осмысление нового. Участвуют в обсуждении темы, делают необходимые записи. Работа с терминологией.    Эволюция – процесс исторического развития живой природы  на основе изменчивости, наследственности и естественного  отбора. Прогресс и регресс – два главных направления органической  эволюции.Что такое биологический прогресс и регресс?      Биологический прогресс (от лат. progressus ­ движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за  существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с  упрощением или усложнением организации). Биологический регресс (от лат. regressus ­ движение назад) –  эволюционный упадок данной группы организмов, которая не  смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды  или не выдержала конкуренции с другими группами. Критерии биологического прогресса: увеличение численности особей; расширение ареала; активное образование новых видов, популяций. Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие. Критерии биологического регресса: снижение численности особей данного вида; сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы  организмов. Пути достижения биологического прогресса: (Слайд № 8)         Записывают критерии в тетрадь.Ароморфоз (арогенез), Идиоадаптация (алломорфоз), Общая дегенерация (катагенез). Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса  (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) –  эволюционное преобразование строения и функций организмов,  имеющее общее значение для организма в целом и повышающее  уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу.  (Слайд №10­12) Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и  естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за  существование и открывают возможности освоения новой, прежде  недоступной среды обитания. http://school­collection.edu.ru/catalog/res/0000047e­1000­4ddd­09e7­ 480046bc431e/view/ Какие примеры ароморфоза вы можете привести?         Принимают участие в диалоге, приводят примеры.      Примеры ароморфоза:  Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у  ланцетника к двух ­, трёх­, четырёх­ камерному сердцу у  позвоночных; Обособление кругов кровообращения и разделение  артериального и венозного кровотоков; Появление челюстей у позвоночных; появление скелета;  возникновение жабр и лёгких; Переход растений от размножения спорами к размножению  семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений;  появление проводящей системы у наземных растений. Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю)  – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе  за существование, но не изменяющее уровня организации данной  группы организмов. (Слайд № 13­14) http://school­collection.edu.ru/catalog/res/0000047f­1000­4ddd­9d54­       Пример идиоадаптоции:520046bc431e/view/  ­ покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др. Но существует крайняя степень приспособления к очень  ограниченным условиям существования, носящая  название специализации (от лат. specialis – особенный). Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде  приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут.  Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при  быстром изменении условий среды приводит к вымиранию. Общая дегенерация – (лат. degenero ­ вырождаюсь) – упрощение  организации в ходе эволюции данной группы организмов,  сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их  органов. (Слайд №15­20) Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа. Поэтому упрощение организации тоже может привести к  биологическому прогрессу. Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или  паразитическому образу жизни. Какие примеры общей дегенерации вы знаете?                      Пример общей дегенерации: У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов  зрения, снижение активности, отсутствие пигментации; У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального  отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д. Соотношение главных путей эволюции органическогомира. (Слайд № 21) Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе  эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира,  поднимая организацию какой – либо группы на более высокую  ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды. Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции.  После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути  идиоадаптаций. Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым  условиям существования. Как влияет деятельность человека на главные направления  органической эволюции. (Слайд № 23­25)   С появлением человека причины биологического прогресса и  биологического регресса часто связаны с изменениями, которые  он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со  средой, сложившиеся в процессе эволюции. Деятельность человека является мощным фактором  биологического прогресса одних видов, нередко вредных для  него, и биологического регресса других, нужных и полезных  ему. Вспомните появление многих видов насекомых,  устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов,  устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине­зелёных  водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность  человека. При посевах и посадках он вторгается в живую  природу, уничтожает на больших массивах великое  многообразие диких популяций, заменяя их немногими  искусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведёт их к  биологическому регрессу. Биологический регресс всегда грозит  вымиранием. Вот почему мероприятиями по охране природы  важно не только сдерживать, но и предупреждать его. В4.  Закрепление  изученного  материала. (13 мин.) 1. Работа со слайдами № 26­27 Учащимся предлагается, на основе изученного материала, заполнить  таблицу “Характеристика биологического прогресса и  биологического регресса http://school­collection.edu.ru/catalog/res/bf798191­8a04­447b­86b7­ ef7f9bd9ab88/view/ хозяйственной деятельности и в медицине человеку необходимо  учитывать биологический прогресс и биологический регресс. Работают с материалами слайд ­ презентации. Признаки Численность  вида. Кол­во  популяций. Соотн­е  рождаемости  и смертности  в популяциях. Ареал вида. Состояние  надвидовых  таксонов.                     Биолог. прогресс Высокая. Биолог. регресс Низкая. Большое, образуются новые популяции. Преобл­  рождаемость. Расширяется. Таксон высшего  ранга включает в  себя большое число  таксонов низшего  ранга: род включает  большое число видов, семейство – много  родов и т.д. Небольшое,  происходит  сокращение  числа  популяций. Преобл­  смертность. Сужается. Таксон высшего ранга включает  в себя  небольшое  число таксонов  низшего ранга:  род включает  мало видов,  семейство –  один – два рода и т.д.Подведение итогов урока вместе с преподавателем. Объявление и выставление оценок за урок. 5.Рефлексия (1мин.) Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку,  поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему  настроению. Лист опроса вывешивается на доске. Интересно Не интересно Понравилось Рефлексия интереса к изученному материалу. Оставляют записи в листе опроса. 6. Д\з (1 мин.)  Записи в тетради. Записывают д/з.