Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"
Оценка 4.7

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
физика
9 кл
29.01.2017
Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"
Решение задач часто для учеников представляет трудность, особенно по теме "Равноускоренное движение". Особенно для нахождения времени требуется решать квадратные уравнения. И хотя в 9 классе по математике проводится достаточно много уроков по решению квадратных уравнения, все равно при замене неизвестного "х" на неизвестное время "t", ученики испытывают небывалые трудности. Учителю уже не удается " на пальцах" объяснить суть решения, как это делалось в 7 классе при рассмотрении нахождения времени при равномерном движении. Поэтому в данной работе предпринята попытка преодолеть эту трудность, изменив мотивацию урока.Используется занимательный метод "Следствие ведут знатоки", чтобы решить несколько задач на равноускоренное движение, где для нахождения времени необходимо решать квадратные уравнения.
Урок - детектив по физике Следствие ведут знатоки.doc
Майборода  Иван Александрович,     учитель высшей категории ГБОУ 286, г. Санкт ­ Петербург   Урок – детектив по физике  «Следствие ведут знатоки». Урок в 9 классе.       Тема урока: «Равноускоренное движение, свободное падение»     (закрепление,   решение задач ). Инновационные технологии. Интеллектуально – познавательная                            деятельность учащихся.                                                                    «Социальная технология – это  предварительно определенный ряд операций, направленный на  достижение  некоторой цели или задачи».                             Н.Стефанов (из книги Конаржевского «Анализ урока», стр.202) Цели урока. 1.Обучающая: закрепить и осмыслить пройденный материал «Равноускоренное  движение и свободное падение».Повторение  пройденного материала  с  использованием моторных и интеллектуальных знаний, умений и навыков  учащихся; тренировка, перенос знаний, умений и навыков в сферу  нестандартных ситуаций. 2.Развивающая: развивать познавательные функции учащихся (мышление, восприятие,  память, качества личности каждого ученика, умение свободно объяснять  свои действия и мысли, умение критически их оценивать, способность  самостоятельно решать задачи). 3.Воспитательная: воспитать  физическое понимание процессов, умения применить  это понимание для решения  задач, умения находить выход из любых  ситуаций в поисковой деятельности учащихся , способствующих  их  умственному развитию, культуру педагогического отношения к самим  себе, к коллективу, к труду.      Оборудование к уроку:                      1.На доске дается алфавит русского языка.                      2.Краткая запись всех заданий на доске.                      3. Пакет с текстом обращения детективов к учащимся класса.     Форма работы – интеллектуально – познавательная игра, способствующая  активизации мыслей учащихся, выработки привычки сосредоточиться,  мыслить самостоятельно, активизировать внимание, стремление к  знаниям.    Интеллектуально­ познавательная игра – это творчество и труд. Увлекшись,  учащиеся не замечают, что продолжают учиться: запоминают новое,  ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,  понятий, развивают фантазию. По сути – это дидактическая игра, которая поддерживает бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление  трудностей  в применении математических расчетов для получения  количественного результата.     Обращение к учащимся: Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?  Открывается шифровка на доске (предварительно приготовленная заранее и  закрытая бумажной лентой).   19­6­4­16­5­15­33  14­29   17­18­16­3­ 6­5­7­14  21­18­16­12  5­6­20­6­12­20­10­3 Давайте по цепочке (каждый говорит одну букву) расшифруем  эту запись. Каждое  число обозначает порядковую букву в русском алфавите. ( учащиеся расшифровывают: сегодня мы проведем урок детектив).     Вступительное слово учителя.        В одной  отдаленной  стране Иксландии совершено преступление. Детективы всех  стран. Назовите, пожалуйста, каких детективов вы знаете? (учащиеся  называют: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, комиссар Мегрэ,  майор Пронин, лейнтенант Коломбо, Александр Турецкий, инспектор  Морс, Аделаида Евлампиевна..).Замечательно, как много детективов Вы  знаете.       Так вот, эти детективы сбились с ног, но вычислить и поймать преступника не  смогли. Они обратились к нам за помощью, передав эту просьбу по  электронной почте. Что ж, попробуем  им помочь. Для начала нам  нужно выполнить «нулевое задание»: «От начала координат (точка указана на доске) нужно пройти 3 шага на Восток, 8 шагов на Юг, 3 шага на Запад и 6 шагов на Север» .Именно здесь находится  послание детективов Иксландии. Нашли? Читаем!    Текст послания: «Дорогие ребята! Помогите вычислить преступника по  следующим приметам:                                                          1 размер обуви                                                   2 рост преступника                                                   3  вес преступника                                                   4  имя преступника (или кличку).     Итак, удачи Вам! Мы надеемся, что Ваши знания, смекалка и  сообразительность помогут  вычислить эти приметы!                                                                       С уважением  ­ Детективы Иксландии!    Поможем им, ребята? Поможем!         И для начала, как показывают во всех детективных фильмах, мы проведем  оперативное совещание: проверим наши кадры и наше интеллектуальное вооружение. Документы расследования: 1.Как определяется ускорение? ((а = (V­ Vо)/t) 2.Как определяется конечная скорость? (V = Vо + at) 3. По какой формуле вычисляется путь (перемещение), если время известно?     (S=Vо*t + (at*t/2) 4. Скорость в любой момент свободного падения определяется по формуле (V = g*t) 5. Путь ( высота) при свободном падении вычисляется по формуле h = g*t*t/2 (здесь – g=10 м/с*с – ускорение свободного падения).    Вот и замечательно!  Документы у нас в порядке. Значит, мы можем их использовать в нашей работе. Итак, приступим. 1.Автомобиль проходит  из города А в город В со скоростью 70 км/ч, а обратно – со  скоростью – 30 км/ч.Определить среднюю скорость на всем пути.  Решаем на доске ( число ответа нам даст размер обуви). Дано: S1=S2=S                                             Решение V1=70км/ч                     Vcр= S/t       S=S1+S2=S+S=2S (весь путь) V2=30км/ч                    t=t1+t2      t1= S/V1     t2= S/V2   __________              t=S/V1+S/V2= S(V1+V2)/V1*V2 Vср ­?                  Vcp=2S/{S(V1+V2)/V1*V2}=2V1*V2/(V1+V2)                             Vcp=2*70*30/(70+30)=42(км/ч)                                                                        (Размер обуви – 42) 2. Теплоход, двигаясь равноускоренно из состояния покоя с ускорением 0,1 м/с*с,  достигает скорости 18км/ч. За какое время эта скорость достигнута?  Какой путь  он за это время пройдет?  ( нужно сложить числа ответов и получить рост преступника в см). Дано:                                            Решение а=0,1м/с*с                        a=(V­Vо)/t= V1/t=5м/с:0,1 м/с*с=50 с                   V1=18км/ч=5м/с             S=Vo*t+a*t*t/2=0+0,1*50*50/2=125(м) Vо=0______________   (Рост преступника равен 50+125=175(см)) t­? S­? 3.Участок пути длиной 1 км мотоциклист, двигаясь из состояния покоя, проходит с  постоянным ускорением 0,8 м/с*с. За какое время этот путь был  пройден? Какова скорость в конце данного участка? ( нужно сложить числа ответов и узнаем вес преступника). Дано: S=1км=1000м                            Решение а= 0,8 м/с*с                      S=a*t*t/2=1000м    (решаем относительно времени в квадрате и извлекаем квадратный корень)  t = 50 с   Vo=0                       V=a*t= 0,8*50=40(м/с)                 ___________    (Вес преступника равен 50+40=90(кг)) t­?  V­? 4.Теперь определим имя преступника (для этого определим каждую букву имени)  (ответ каждой задачи определит номер буквы в русском алфавите). Первую и четвертую букву в имени преступника определит ответ первой задачи. А)Тело падает из состояния покоя. В конце первой половины времени достигает  скорости 90м/с. Сколько времени оно падало? Дано:                                  Реение Vo=0                                   V=g*t1=g*t/2  Находим время   t1=t/2                               t=2V/g= 2*90/10=18(с)                                      V=90м/с          (первая и четвертая буква в имени преступника « Р»)      g= 10 м/с*с ___________ t­?  Теперь определим вторую и седьмую букву в имени, решив следующую задачу. Б) Мяч был  брошен вертикально вверх два раза. Второй раз ему сообщили скорость в 4 раза большую, чем в первый раз. Во сколько раз мяч поднимется выше во  второй раз, чем в первый? Дано:                                           Решение V2/V1=4               h1=V1*V1/2g            h2= V2*V2/2g __________              h2/h1=V2*V2/(V1*V10=4*4=16 h2/h1­?                         (вторая и седьмая буква в имени «О»)            Теперь определим третью и пятую буквы, решив следующую задачу.   В) Какой путь проходит свободно падающее тело за первую секунду своего падения?    Какую скорость оно будет иметь в конце первой секунды? Дано:                                                 Решение t=1c  Vo=0                                      h= g*t*t/2               h= 10*1*1/2=5(с) g=10м/с*с                              V= g*t                    V=10*1=10(м/с) __________                 (третья буква  «Д»,  пятая буква «И») h­?  V­?  И, наконец, определим шестую букву имени преступника.   Г) Тело движется со скоростью, закон изменения  которой определяется уравнением     V=0,8*t.  Какую скорость будет иметь тело в конце пятой секунды движения? Дано:                                         Решение V= 0,8*t                                    V=0,8*t=0,8*5=4(м/с) t= 5c                                     ( седьмая буква «Г») _________    V(5)­?                                      Итак: имя:    1  2  3  4  5  6  7                                                            Р О Д  Р И  Г  О                 Это имя преступника из мексиканского сериала «Никто, кроме тебя», кто – нибудь смотрел из Вас этот сериал?  Ничего, может,  удастся, посмотрите. Вместе с именем мы передаем детективам и другие приметы: 1)размер обуви – 42, 2) рост преступника ­ 175 см, 3)вес преступника – 90 кг.        Мы запечатаем наши расследования и отправим детективам Иксландии.       Сегодня на уроке  получают хорошие оценки за оперативную работу следующие  учащиеся (указываются фамилии). Чтобы наша работа более запомнилась, запишите домашнее задание ( повторить  параграфы… и решить задачи…).  Благодарю всех за оперативную работу…

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"

Урок - детектив по физике "Следствие ведут знатоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017