Представление истории славянской письменности и роли русского языка в мультикультурном пространстве современности
Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.
Продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия.
Проследить основные этапы становления и развития славянской азбуки.
Показать особенности возникновения отечественного книгопечатания.
Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.
Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.Презентация к уроку-экскурсии "По следам солунских братьев"
урок-экскурсия По следам солунских братьев.doc
МБОУ Коноплинская основная школа
Урокэкскурсия ( +презентация)
Тема: «По следам Солунских братьев…»
Подготовила: Учитель русского языка и литературы
Берлинская П.В. Форма
занятия
проведения
Урокэкскурсия
Предметная область
русский язык, история, мировая художественная
культура, основы православия, информатика
Тема
Актуальность
Цель:
Задачи:
«По следам Солунских братьев…»
Представление
славянской
письменности и роли русского языка в
мультикультурном пространстве современности
истории
Представить историю русского языка как
неотъемлемую часть культурного и духовного
наследия современного мирового сообщества.
Продемонстрировать учащимся историко
культурную взаимосвязь народов, проживающих
на территории Российской Федерации.
Познакомить учащихся с миссией просветителей
Кирилла и Мефодия.
Проследить основные этапы становления и
развития славянской азбуки.
Показать
особенности
отечественного книгопечатания.
Развивать у школьников умение анализировать,
систематизировать и сопоставлять фактический
материал.
Воспитывать у учащихся интерес и уважительное
отношение к истории, языку и традициям народа,
чувство патриотизма.
возникновения
Целевая аудитория
Учащиеся 59 классов
Количество участников
13 человек
Продолжительность
45 мин Оборудование
компьютер, проекционный экран, слайды с
тематическими изображениями, тематические
видеоролики
Ожидаемые результаты Повышение уровня мотивации учащихся в
изучении русского языка и культуры.
Расширение знаний школьников об интеграции
языкового,
культурноисторического
пространств.
Обобщение тематических знаний по смежным
предметам гуманитарного цикла
Повышение уровня мотивации учащихся в
изучении предметов гуманитарного цикла.
Воспитание интереса к истории, языку и
традиции страны и народа.
План проведения:
Организационный
1.
момент
Вступительное слово учителя:
– Сегодня в День славянской письменности и
культуры я приглашаю всех собравшихся в этом
классе на экскурсию по маршруту,
проложенному славянскими просветителями –
Кириллом и Мефодием – создателями
славянской азбуки.
На экране программа экскурсии:
1. Жизнь Кирилла и Мефодия. Подвиг
славянских просветителей.
2. Из истории возникновения письменности.
«Азбука Кирилла и Мефодия»
«Книгопечатание»
3. День славянской письменности – праздник
истории и культуры русского языка
– Начало нашей экскурсии – современная
Греция, город Салоники на берегу Эгейского
моря, где родились славянские просветители
Кирилл (ок. 827869; до принятия в 869
монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815 885).Создатели славянского алфавита родились в
семье византийского военачальника из города
Салоники. Константин был очень способным
учеником. Он своим умом и прилежанием
приводил в удивление учителей. Он стремился
общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые
могли совратить на зло. Он получил блестящее
образование в Константинополе. Скоро он стал
священником и библиотекарем при церкви
святой Софии в Константинополе. Он был
защитником православия, спорил с еретиками.
Затем он преподавал философию в
Константинополе, за что и получил прозвище
Философ. Однако жизнь в столичном городе его
тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию,
проводя время в молитвах и за чтением книг.
– В 863 году в Константинополь к греческому
царю пришли послы от хазар, просившие
прислать учителей для разъяснения истинной
веры. Кирилл согласился и уговорил брата
Мефодия идти с ним на апостольское служение.
Они отправились вместе.
– Кирилл и Мефодий прожили среди славян
40 месяцев, переходя с одного места на другое,
везде поучая народы на славянском языке. Для
этого братья изобрели особый алфавит
(глаголицу) и перевели на славянский язык
Евангелие и иные богослужебные книги.
Устраивая училища для юношей, они приобрели
много учеников. Чтобы посвятить своих
учеников в священный сан, они отправились с
ними в Рим.
– До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии
существовало твёрдое убеждение, будто только
три языка являются достойными для
богослужения
книг:
древнееврейский,
греческий и латинский.
Солунские же братья попытались утвердить
мысль о равенстве всех существующих языков.
– Деятельность Кирилла и Мефодия встретила
написания
и немецкого
сопротивление
духовенства,
выступавшего против славянского письма и
требовавшего, чтобы богослужение совершалось
только на латинском языке.
По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и
принял монашество с именем Кирилл. Через 50
дней он умер. Папа Николай I Великий освятил
священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия
стали священниками и дьяконами.
– В конце 869 года Мефодий был поставлен
архиепископом практически всей Великой
Моравии. В 870 году во время войны Мефодий
был арестован и сослан в один из монастырей
Швабии, где содержался в очень жестоких
условиях. Население восстало против такого
произвола. Вмешательство Папы Иоанна VIII
сделало свое дело: новый моравский князь
Святополк добился освобождения Мефодия.
– Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его
смерти ученики были изгнаны из Моравии и
нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан
новый славянский алфавит на основе греческого,
был дополнен буквами, заимствованными из
глаголицы. Этот новый алфавит получил
название «кириллица» в честь Кирилла.
«Кириллица» прочно утвердилась для славян в
Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию,
Румынию и на Русь. И уже к концу IX века
тысячи людей читали и писали на
старославянском языке.
– Предыстория русского письма занимает
несколько тысячелетий, но примерно чуть
больше тысячелетия продолжается уже и
собственная его история, основными этапами
которой являются само возникновение русского
письма (конец X века), введение книгопечатания
(середина XVI века), реформы Петра I (начало
XVIII века), академические реформы азбуки в
первой половине и в середине XVIII века,
реформа орфографии в 1917 году.
– Обратимся к истокам. Начало русского письма, как вы уже знаете, положила кириллица – одна из
двух (вместе с глаголицей) первых славянских
азбук, созданная на основе греческого уставного
письма в к. 9н. 10 в.в. с добавлением нескольких
букв.
– Кириллица в несколько изменённом виде до
сих пор используется славянскими народами.
– Азбука русского языка претерпела много
изменений, прежде чем стала такой, как сегодня.
Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли,
другим же удалось сохранить своё место. Сейчас
для письма мы используем только 33 буквы.
– Итак, мы с вами узнали, как возник
современный русский алфавит, и попытались
понять, какова роль письменности в истории
народа.
– Один из важнейших этапов в развитии
письменности связан с книгами. Сначала на Руси
появились рукописные, а затем уже и печатные.
– Самые древние русские рукописные книги,
дошедшие до нас, датированы началом XI века.
Хотя ученые полагают, что такие книги могли
появиться на Руси уже в IX в. вслед за
изобретением славянской письменности.
Известно, что книгописание на Руси в XI XIV
в.в. было безусловной прерогативой церкви.
Сама церковь нуждалась во все возрастающем
количестве богослужебных книг: библиях,
евангелиях, псалтырях, часословах и др.
Поэтому списывание "книг святых" считалось
делом богоугодным. Переписывали книги писцы.
В большинстве случаев они копировали тексты и
рисунки с какоголибо оригинала, но могло
иметь место и письмо под диктовку. Исключение
составляли авторыписцы. Кто были эти люди
древнерусские писцы, в каких условиях они многочисленные
работали, какими инструментами пользовались,
что за приемы работы изобретали или
заимствовали? Свидетельств этому крайне мало.
Поэтому огромный интерес представляют
записи, сделанные в конце книг самими писцами.
Это своего рода дневники, повествующие
разнообразные сведения о переписчике и об
обстановке в процессе его работы над книгой.
Еще одним косвенным источником информации
являются
миниатюры,
включенные в книгу. Чаще всего в дневниковых
записях писец сообщал свое имя (или два имени),
нередко указывалась и профессия, например:
"поп Упырь Лихой" (1047 г.), или "Антоний,
инок" (1129 г.). Среди лиц, писавших книги, были
писцы "по обету или по приказанию игумена",
профессиональные писцы и авторыписцы.
Долгое время считалось, что они были
преимущественно людьми духовного звания.
Историк же Б.А. Рыбаков подсчитал, что среди
писцов XI–XV вв. свыше половины были
светскими.
Перепись книги была очень
трудоемкой и длительной работой. Причем
делать ее без должного благоговения считалось
величайшим грехом.
Сохранились записи с
указанием начала и окончания работы над
книгой.
– Сегодня мы с удовольствием пользуемся
электронной книгой, и не все в полной мере
могут оценить, какой великой ценностью была
рукописная книга, и что означало для создателей
книг появление печатного станка.
– Говоря о печатных книгах, мы вспоминаем имя
Ивана
(ок. 1520 –
5 декабря 1583, Львов) – и переносимся в
Москву XVI в.
Фёдорова
Иван Фёдоров стал одним из первых русских
книгопечатников, который вошел в историю как
«первый русский книгопечатник», издатель
первой точно датированной печатной книги
(«Апостол»)
территории Русского
на занял
В 1553
государства.
– Известно,
что Иван Федоров учился
в Краковском университете в 15291532 гг. В
«промоционной книге» университете осталась
запись о том,
что в 1532 году
степени бакалавра был удостоен некто «Johannes
Theodori Moscus».
– В 1530х годах И. Фёдоров принадлежал к
окружению митрополита Макария и под его
началом
в
Москве должность диакона в Кремлёвском
храме Николы Гостунского.
–
приказу Иоанна
году по
IV в Москве был построен Печатный двор,
который в 1550е годы выпустил несколько
«анонимных», то есть не содержащих никаких
выходных данных, изданий (известно по крайней
мере семь из них). Историки предполагают, что в
этой типографии работал и Иван Фёдоров.
– Первая же датированная московская книга
–«Московский Апостол», «Деяния святых
апостол списана святым апостолом и
евангелистом Лукою») – была издана в 1563
1564 гг. Иваном Фёдоровым и
Петром
Мстиславцем. А в 1581 году с помощью
православного князя Константина Острожского,
по благословению дубенского игумена Иова
первопечатник Иван Фёдоров опубликовал
первое
завершённое
издание Библии на церковнославянском языке.
– Благодарные потомки установили памятник
Ивану Фёдорову во Львове и Москве.
Книгопечатание открыло новую страницу в
истории письменной культуры народа,
предоставило новые возможности в познании
мира, хранении, передачи знаний, традиций,
накопленных предыдущими поколениями,
позволило познакомиться с другими культурами.
– А сейчас мы вновь отправляемся в Болгарию, ведь традиция чествования Кирилла и Мефодия
возникла именно в этой стране ещё в 1349 году, а
затем стал традиционным и для других
славянских народов. Например, в нашей стране,
праздник славянской письменности и культуры
официально был введён в 1987 году.
– Славянский народ помнит своих первоучителей
Кирилла и Мефодия, памятники которым
установлены во многих городах (София, Москва,
Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле
и Мефодии, об их просветительском подвиге
вспоминают славяне каждый год 24 мая. День
славянской письменности и культуры – это дань
памяти тем, кто более 1000 лет назад составил
славянский алфавит и подарил нам возможность
читать и писать.
– Благодаря созданной азбуке, славянские языки
обрели свою письменность и получили
способность «покорять пространство и время»,
связать воедино население огромных территорий.
День славянской письменно и культуры – это
праздник культуры, праздник науки и искусства.
– Наша экскурсия в историю славянской
письменности заканчивается. Сегодня мы ещё раз
убедились, насколько важна письменность в
истории любого народа. Ведь именно с
письменности начинается подлинная история
народа, история его культуры, берёт своё начало
наука, литература и искусство.
– Письменность помогает народу сплотиться,
осознать свое духовное и историческое единство.
Поэтому в День славянской письменности и
культуры – в день памяти равноапостольных
Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что
живем в стране, которой гордимся, которую есть
за что любить, и что каждый из нас является
носителем многовековой культуры русского
языка.
3. Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.