Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)
Оценка 4.6

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
9 кл
04.04.2017
Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)
Представление истории славянской письменности и роли русского языка в мультикультурном пространстве современности Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества. Продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающих на территории Российской Федерации. Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия. Проследить основные этапы становления и развития славянской азбуки. Показать особенности возникновения отечественного книгопечатания. Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал. Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.Презентация к уроку-экскурсии "По следам солунских братьев"
урок-экскурсия По следам солунских братьев.doc
МБОУ   Коноплинская основная школа Урок­экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…»   Подготовила: Учитель русского языка и литературы   Берлинская П.В. Форма занятия   проведения Урок­экскурсия Предметная область русский язык, история, мировая художественная культура, основы православия, информатика Тема Актуальность Цель: Задачи: «По следам Солунских братьев…» Представление славянской письменности   и   роли   русского   языка   в мультикультурном пространстве современности истории     Представить   историю   русского   языка   как неотъемлемую   часть   культурного   и   духовного наследия современного мирового сообщества.  Продемонстрировать   учащимся   историко­ культурную взаимосвязь народов, проживающих на территории Российской Федерации. Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия. Проследить   основные   этапы   становления   и развития славянской азбуки. Показать   особенности отечественного книгопечатания. Развивать   у   школьников   умение   анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал. Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма. возникновения   Целевая аудитория Учащиеся 5­9 классов Количество участников 13 человек Продолжительность  45 мин Оборудование компьютер,   проекционный   экран,   слайды   с тематическими   изображениями,   тематические видеоролики Ожидаемые результаты Повышение   уровня   мотивации   учащихся   в   изучении русского языка и культуры. Расширение   знаний   школьников   об   интеграции языкового, культурно­исторического пространств.  Обобщение   тематических   знаний   по   смежным предметам гуманитарного цикла Повышение   уровня   мотивации   учащихся   в изучении предметов гуманитарного цикла. Воспитание   интереса   к   истории,   языку   и традиции страны и народа. План проведения:   Организационный 1. момент    Вступительное слово учителя: –   Сегодня   в   День   славянской   письменности   и культуры я приглашаю всех собравшихся в этом классе   на   экскурсию   по   маршруту, проложенному   славянскими   просветителями   – Кириллом   и   Мефодием   –   создателями славянской азбуки.  На экране программа экскурсии: 1. Жизнь   Кирилла   и   Мефодия.   Подвиг славянских просветителей. 2. Из истории возникновения письменности.  «Азбука Кирилла и Мефодия»  «Книгопечатание» 3. День славянской письменности – праздник истории и культуры русского языка  –   Начало   нашей   экскурсии   –   современная Греция,   город   Салоники   на   берегу   Эгейского моря,   где   родились   славянские   просветители Кирилл   (ок.   827­869;   до   принятия   в   869 монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815­ 885).Создатели славянского алфавита родились в семье   византийского   военачальника   из   города Салоники.   Константин   был   очень   способным учеником.   Он   своим   умом   и   прилежанием приводил   в   удивление   учителей.   Он   стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе.   Скоро он стал священником   и   библиотекарем   при   церкви святой   Софии   в   Константинополе.   Он   был защитником   православия,   спорил   с   еретиками. Затем   он   преподавал   философию   в Константинополе,   за   что   и   получил   прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг. – В 863 году в Константинополь  к греческому царю   пришли   послы   от   хазар,   просившие прислать   учителей   для   разъяснения   истинной веры.   Кирилл   согласился   и   уговорил   брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе. –   Кирилл   и   Мефодий   прожили   среди   славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого   братья   изобрели   особый   алфавит (глаголицу)   и   перевели   на   славянский   язык Евангелие   и   иные   богослужебные   книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много   учеников.   Чтобы   посвятить   своих учеников   в   священный   сан,   они   отправились   с ними в Рим.  – До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три   языка   являются   достойными   для богослужения книг:   древнееврейский,   греческий   и   латинский. Солунские   же   братья   попытались   утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. – Деятельность  Кирилла  и Мефодия встретила написания   и немецкого сопротивление духовенства, выступавшего   против   славянского   письма   и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке. По   прибытии   в   Рим   Кирилл   тяжело   заболел   и принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.  –   В   конце   869   года   Мефодий   был   поставлен архиепископом   практически   всей   Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был   арестован   и   сослан   в  один   из   монастырей Швабии,   где   содержался   в   очень   жестоких условиях.   Население   восстало   против   такого произвола.   Вмешательство   Папы   Иоанна   VIII сделало   свое   дело:   новый   моравский   князь Святополк добился освобождения Мефодия. – Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти   ученики   были   изгнаны   из   Моравии   и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был   дополнен   буквами,   заимствованными   из глаголицы.   Этот   новый   алфавит   получил название «кириллица» в честь Кирилла. «Кириллица»  прочно  утвердилась  для  славян  в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию   и   на   Русь.   И   уже   к   концу  IX  века тысячи   людей   читали   и   писали   на старославянском языке. –   Предыстория   русского   письма   занимает несколько   тысячелетий,   но   примерно   чуть больше   тысячелетия   продолжается   уже   и собственная   его   история,   основными   этапами которой являются само возникновение русского письма (конец X века), введение книгопечатания (середина XVI века), реформы Петра I (начало XVIII   века),   академические   реформы   азбуки   в первой   половине   и   в   середине   XVIII   века, реформа орфографии в 1917 году. – Обратимся к истокам. Начало русского письма, как вы уже знаете, положила кириллица – одна из двух   (вместе   с   глаголицей)   первых   славянских азбук, созданная на основе греческого уставного письма в к. 9­н. 10 в.в. с добавлением нескольких букв. –   Кириллица   в   несколько   изменённом   виде   до сих пор используется славянскими народами.   –   Азбука   русского   языка   претерпела   много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы.     –   Итак,   мы   с   вами   узнали,   как   возник современный   русский   алфавит,   и   попытались понять,   какова   роль   письменности   в   истории народа.  –   Один   из   важнейших   этапов   в   развитии письменности связан с книгами. Сначала на Руси появились рукописные, а затем уже и печатные.  –   Самые   древние   русские   рукописные   книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя   ученые   полагают,   что   такие   книги   могли появиться   на   Руси   уже   в   IX   в.   вслед   за изобретением славянской письменности. Известно, что книгописание на Руси в XI ­ XIV в.в.   было   безусловной   прерогативой   церкви. Сама   церковь   нуждалась   во   все   возрастающем количестве   богослужебных   книг:   библиях, евангелиях,   псалтырях,   часословах   и   др. Поэтому   списывание   "книг   святых"   считалось делом богоугодным. Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки   с   какого­либо   оригинала,   но   могло иметь место и письмо под диктовку. Исключение составляли авторы­писцы. Кто были эти люди ­ древнерусские   писцы,   в   каких   условиях   они многочисленные работали,   какими   инструментами   пользовались, что   за   приемы   работы   изобретали   или заимствовали? Свидетельств этому крайне мало. Поэтому   огромный   интерес   представляют записи, сделанные в конце книг самими писцами. Это   своего   рода   дневники,   повествующие разнообразные   сведения   о   переписчике   и   об обстановке   в   процессе   его   работы   над   книгой. Еще одним косвенным источником информации являются   миниатюры, включенные в книгу. Чаще всего в дневниковых записях писец сообщал свое имя (или два имени), нередко   указывалась   и   профессия,   например: "поп   Упырь   Лихой"   (1047   г.),   или   "Антоний, инок" (1129 г.). Среди лиц, писавших книги, были писцы   "по   обету   или   по   приказанию   игумена", профессиональные   писцы   и   авторы­писцы. Долгое   время   считалось,   что   они   были преимущественно   людьми   духовного   звания. Историк же Б.А. Рыбаков подсчитал, что среди писцов   XI–XV   вв.   свыше   половины   были светскими.   Перепись   книги   была   очень трудоемкой   и   длительной   работой.   Причем делать ее без должного благоговения считалось величайшим   грехом.     Сохранились   записи   с указанием   начала   и   окончания   работы   над книгой. –   Сегодня   мы   с   удовольствием   пользуемся электронной   книгой,   и   не   все   в   полной   мере могут   оценить,   какой   великой   ценностью   была рукописная книга, и что означало для создателей книг появление печатного станка. – Говоря о печатных книгах, мы вспоминаем имя Ивана   (ок. 1520 – 5 декабря 1583, Львов)   –   и   переносимся   в Москву XVI в. Фёдорова   Иван   Фёдоров   стал   одним   из   первых   русских книгопечатников, который вошел в историю как «первый   русский   книгопечатник»,   издатель первой   точно   датированной   печатной   книги («Апостол») территории Русского на занял   В 1553 государства.   –   Известно,   что   Иван   Федоров   учился в Краковском университете   в   1529­1532 гг.   В «промоционной   книге»   университете   осталась запись   о   том,   что   в   1532   году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus».  –   В   1530­х   годах   И.   Фёдоров   принадлежал   к окружению митрополита Макария   и   под   его началом в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. – приказу Иоанна году по IV в Москве был   построен Печатный   двор, который   в   1550­е   годы   выпустил   несколько «анонимных»,   то   есть   не   содержащих   никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Историки предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров. –   Первая   же   датированная московская   книга –«Московский   Апостол», «Деяния   святых апостол   списана   святым   апостолом   и евангелистом   Лукою»)   –   была   издана   в   1563­ 1564 гг. Иваном   Фёдоровым и   Петром Мстиславцем.   А   в 1581   году   с   помощью православного   князя Константина   Острожского, по   благословению   дубенского   игумена Иова первопечатник   Иван   Фёдоров   опубликовал первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке.    –   Благодарные   потомки   установили   памятник Ивану   Фёдорову   во   Львове   и   Москве. Книгопечатание   открыло   новую   страницу   в истории   письменной   культуры   народа, предоставило   новые   возможности   в   познании мира,   хранении,   передачи   знаний,   традиций, накопленных   предыдущими   поколениями, позволило познакомиться с другими культурами. – А сейчас мы вновь отправляемся в Болгарию, ведь традиция чествования Кирилла и Мефодия возникла именно в этой стране ещё в 1349 году, а затем   стал   традиционным   и   для   других славянских народов. Например, в нашей стране, праздник   славянской   письменности   и   культуры официально был  введён в 1987 году.  – Славянский народ помнит своих первоучителей Кирилла   и   Мефодия,   памятники   которым установлены во многих городах (София, Москва, Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле и   Мефодии,   об   их   просветительском   подвиге вспоминают   славяне   каждый   год   24   мая.   День славянской письменности и культуры – это дань памяти тем, кто более 1000 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать.  – Благодаря созданной азбуке, славянские языки обрели   свою   письменность   и   получили способность «покорять  пространство  и  время», связать воедино население огромных территорий. День   славянской   письменно   и   культуры   –   это праздник культуры, праздник науки и искусства.  –   Наша   экскурсия   в   историю   славянской письменности заканчивается. Сегодня мы ещё раз убедились,   насколько   важна   письменность   в истории   любого   народа.   Ведь   именно   с письменности   начинается   подлинная   история народа, история его культуры, берёт своё начало наука, литература и искусство. –   Письменность   помогает   народу   сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Поэтому   в   День   славянской   письменности   и культуры   –   в   день   памяти   равноапостольных Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что живем в стране, которой гордимся, которую есть за   что   любить,   и   что   каждый   из   нас   является носителем   многовековой   культуры   русского языка. 3. Подведение итогов

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация) Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)

Урок-экскурсия ( +презентация)  Тема: «По следам Солунских братьев…» (5-9классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017