Урок географии в 6 классе по теме "Реки"
Оценка 4.6

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
география
6 кл
09.03.2017
Урок географии в 6 классе по теме "Реки"
Урок изучения нового материала, составленный по ФГОС. Учащиеся самостоятельно ставят задачи урока, самостоятельно составляют схему строения реки, учатся различать виды устьев реки, работают с условными знаками на схемах строения рек, составляют синквейн по теме урока, работают в группах и в паре. Широко представлена работа с географической картой.Урок изучения нового материала, составленный по ФГОС. Учащиеся самостоятельно ставят задачи урока, самостоятельно составляют схему строения реки, учатся различать виды устьев реки, работают с условными знаками на схемах строения рек, составляют синквейн по теме урока, работают в группах и в паре. Широко представлена работа с географической картой.
УРОК ГЕОГРАФИИ 6КЛ. РЕКИ.docx
Урок географии 6 класс 27.02.2017 г. Тема: «Реки» Учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015. Учитель: Козлова Светлана Владимировна Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах. Планируемые результаты: А) предметные – научить работать с картой,  ориентироваться на местности, сформировать  представление о реке, её составных частях, частях речной системы, видах рек относительно  рельефа. Б) метапредметные – формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по  определению местоположения географических объектов на картах. Создать условия для развития универсальных учебных действий: А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и  давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом. Б) Познавательных ­ поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов;  выбор оснований и критериев для сравнения. В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик; внесение необходимых корректив в план и способ действий. Осознание качества и  уровня усвоения, саморегуляция. Г) Коммуникативных ­ умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему. 6. Методы: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый. Оборудование:  учебник, тетрадь, физическая карта России, атласы, контурные карты, компьютер, документ ­ камера, презентация по теме: «Реки», дидактический раздаточный материал. Структура урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся Слайды ХОД УРОКА: 1.  Организационный момент Проверяет готовность класса к уроку,  здоровается с учащимися: – Здравствуйте! Скажем мы новому дню!  – Здравствуйте, скажем, мы нашим  гостям! Обернитесь, поздоровайтесь. Готовятся к уроку,  приветствуют  учителя 2. Актуализация  знаний Установка познавательной задачи (2  мин.) ­ Я хочу, чтобы вы послушали сейчас звуки Учащиеся  ­ природы и определили тему нашего урока. Звучит плеск воды. Сегодня мы продолжаем изучать водную  оболочку Земли. Вода – одно из условий  начала существования всего живого на  Земле. Скажите, почему? А теперь я вам предлагаю отгадать загадку: 1. Не конь, а бежит,  Не лес, а шумит. 2. Между гор, между дол Бежит белый конь.             Что же это такое? Правильно, это река. Начиная с этого  урока, мы с вами знакомимся с водами  суши. Предлагаю вам определить значимые цели  урока по теме урока. 3. Целеполагание  и мотивация. Обращаю внимание учащихся на слайд: Вот эти пункты плана и будут нашими с  вами основными опорными пунктами  работы на уроке. Сегодня на уроке мы с  вами разберём один из видов воды на суше  – это реки. Попытаемся разобраться, что  это такое, из каких частей река состоит,  будем учиться определять водоразделы и  бассейны рек. отвечают      Учащиеся отвечают  (Без воды не может  существовать ничто  живое на Земле.  Человеку нужна чистая  пресная вода, которая  составляет около 2 %  гидросферы). Учащиеся отвечают (река)         Ответы учащихся  (например,  познакомимся с новыми понятиями: что такое   река, с её строением. Познакомимся с  крупнейшими реками  России, мира. Научимся показывать  реки мира и России на  карте). Настраиваются на  урок                      Слайд 1  Слайд 2 с  планом  изучения  темы 4. Изучение нового материала Реки обожествлялись, им поклонялись,  приносили жертвы, их воспевали в песнях,  о них складывали стихи и легенды. Много  красивых, прекрасных строк им посвятили  поэты. Знакомство с рекой мы начнём с  очень красивого стихотворения, которое я  попросила выучить Ваню Кабанова.   Читает Иван Кабанов Стихотворение  Н.А.Некрасова «На  Волге»   (опережающее  задание)                  Уч­ся называют  известные им реки Слайд 3  Виды Волги Сколько рек на нашей планете, больших и  малых? Много, очень много. Они словно  голубой сеткой покрывают Землю. Кто может назвать крупные реки мира,  России? Что же такое река?   А теперь давайте сравним наши  определения с научным определением Откройте в атласах физическую карту  полушарий. Посмотрите, как река  обозначена на карте? Место, где человек родился, называют  Родиной. И у реки есть место рождения.  Как же оно называется?  В горах реки начинаются от тающих  ледников и снегов, на равнинах ­ от  родников. Так, на северных склонах  Кавказа, недалеко от Эльбруса, на высоте  2070 м ледниковые воды дают начало реке  Кубань. Стремительно сбегая с гор, она  несёт свои воды к Азовскому морю. Небольшим родником на Валдайской  возвышенности начинается великая  русская река Волга. Кто может показать  Волгу на карте? Некоторые реки вытекают из озёр или  образуются при слиянии других рек.  Например, из Ладожского озера берёт  начало Нева, а Амур возникает при  слиянии двух рек – Шилки и Аргуни.  Найдите на карте Амур и покажите нам. Как же называется место рождения реки,  откуда начинается река?  Самая длинная река  мира – Нил (Африка) –  6671 м Самая полноводная в  мире – Амазонка (Ю.  Америка) – 7,2 млн. кв.  км Самая полноводная в  нашей стране – Енисей            Слайд 4 с  правильным  определением Учащиеся  высказывают  разные версии Читают на слайде   определение  Слайд 5  Ответ учащихся: в  виде синей линии Слайд 6 с  истоком  Волги Работают с картами в атласах Работа с настенной  картой Работа с настенной  картой Выдвигают свои  версии Исток­начало реки. Найдите на картах в атласе исток 1 группа – Оби 2 группа – Волги 3 группа ­ Лены Перед вами лежат листы со схемой, вы  сейчас будете работать на них.   Подпишите  на схеме исток реки. Почему именно отсюда берёт своё начало  река? Важно! Исток не может находиться в море или океане. Как называется то место, куда река  впадает? Устье­место впадения реки в другую  реку или океан.  Найдите на карте в атласе устье 1 группа ­  Оби, 2 группа ­ Волги, 3 группа ­ Лены и  покажите нам на настенной карте. Устья рек могут иметь разную форму.  Выделяются два типа устьев – дельта и  эстуарий.  Дельта – устье реки с протоками;  Эстуарий – воронкообразное устье  реки (иначе ­ губа) Найдите на схемах эстуарий и дельту и  подпишите их.  Теперь найдите на карте России реки с  эстуарием и дельтой. На картах реки показывают от истока к  устью. Расстояние от истока до устья  называется длиной реки или русло. Самая  протяжённая река мира Амазонка (7062 м). К числу же величайших рек России  относится Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Найдите их на карте и покажите нам. Реки, впадающие в другие реки,  называются притоками. Они могут  быть левые и правые. Как определить, где у реки левый или  правый притоки?  Давайте выделим разными цветами  притоки, правый приток (зелёным), левый  Слайд 7 с  изображением реки и её  частей Работают с картами Учащиеся  рассматривают  схему Отмечают исток на  схеме Отвечают и  определяют устье Работают с  атласами и картой  Слайд 8 –  рисунок  дельты и  эстуария Работают со схемой Работают с картой Отвечают,  показывают на  карте Работают со схемой приток (голубым). Внизу схемы вы видите  надпись «Условные знаки» и линии,  выделите линии таким же цветом, как и  притоки и подпишите их. Найдите на картах притоки рек 1 гр. – у Оби, 2 гр. – у Волги, 3 гр.­ у Лены  Назовите их Реки у истоков чаще всего едва заметны. И  чем ближе к устью, тем они становятся  шире и полноводнее, т.к. принимают всё  новые притоки. Физпауза Одним из притоков Волги, является р. Ока, о ней нам расскажет Бричиков Иван.  Главная река и её притоки образуют  речную систему. Откройте учебник на с.  200 и прочитайте определение в учебнике. Обращаю внимание уч­ся на рисунок 158 в  учебнике.  В реки и их притоки с окрестных  территорий стекает вода, выпавшая в виде  дождя на поверхность или образовавшаяся  при таянии снегов. Волга со своими  притоками отводит воду с территории в  1,4 млн км².  Прочитайте, пожалуйста, определение в  учебнике, что такое Водосборный бассейн реки – площадь  суши, с которой стекает вода к главной  реке и её притокам. Заштрихуйте косыми линиями,  пожалуйста, на схемах водосборный  бассейн реки, изображённой у вас на  схемах. Чем разветвлённее речная система, тем  больше площадь её бассейна. Самый  большой в мире водосборный бассейн у  Амазонки (7 млн км²), а в России  ­ у Оби  (почти 3 млн км²). Водосборные бассейны соседних рек  отделяются друг от друга водоразделами. Водораздел – это линия раздела речных  Слайд 8 –  изображение  р.Оки Работают в атласах  и называют притоки Выполняют  зарядку Слушают  сообщение  (опережающее  задание) Ученик читает  определение Отвечают  Слушают и  разглядывают карту в атласах Слайд 9­  карта Ю.  Америки и  Африки Слайд 10 ­   рисунок с  водосборным  бассейном  Волги и Дона Работают с  учебником Отмечают  водосборный  бассейн реки на  схеме  в тетради рассматривают  рисунок в книге и  на слайде Слайд 11  карта с бассейнов. С. 201 – рис.160 Пожалуйста, нанесите на схему границы  водораздела красной линией. Не забудьте  записать красную водораздельную линию в  условные знаки на схеме. Теперь работаем в гурппах с физической  картой России и рисуем схему тех рек, с  которыми вы работали сегодня. 1гр.­ схема Оби 2 гр. – схема Волги 3 гр. – схема Лены каждая группа, кроме  того, что должна будет составить строение  своей реки, вы ещё составляете синквейн о  своей реке. Молодцы, справились! У каждого из нас в жизни есть своя роль,  предназначение. Например, роль сына,  дочери, матери. У реки так же есть своё  предназначение. Какова же роль рек в  нашей жизни? нанесённым  водоразделом Работают с картами и схемами Рассматривают  рисунки на слайде Слайд 12 с  видами рек Работают в атласах  и называют реки   Дети перечисляют  (орошение,  водоснабжение  людей, зона отдыха, рыболовство,  транспортный путь) Выполняют задание и осуществляют  взаимопроверку   5. Закрепление А теперь, я хочу проверить, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Сейчас я раздам  каждому карточки с тестами, вы прямо на  них отметите правильные ответы. Не  забудьте подписать листочки. На задание  отводится 3 минуты. 1. Главная река со всеми её притоками – это: а) речная система б) режим реки в) бассейн реки 2. Место, где река берёт начало – это: а) исток б) устье в) эстуарий 3. Самая полноводная река России: а) Енисей б) Лена в) Амур г) Волга 5. Как называется воронкообразное устье реки,  расширяющееся в сторону моря?  а) эстуарий б) дельта  в) старица 6. На Валдайской возвышенности берёт своё  начало река а) Дон б) Волга в) Урал г) Лена Проверьте друг у друга тесты и оцените их, критерии оценивания на доске. Передайте  листочки вперёд. А теперь я попрошу поднять руку тех, кто  доволен ответом своего соседа по парте. 6. Рефлексия Сейчас вас ожидает ещё одно задание. Вы  должны составить синквейн на тему «Реки» Я тоже составила синквейн: Реки (сущ.) Равнинные и горные (2 прилагательных) Текут, разливаются, изменяются (3  глагола) Голубое чудо (жизнь)  Над какой темой мы работали? Достигли ли мы цели урока или нет? Что понятно на уроке? Что непонятно? Что нового узнали? 7. Подведение  итогов урока Поднимают руки Составляют  синквейн и  зачитывают их.                  Отвечают на  поставленные  вопросы 7. Домашнее  задание В завершение урока я хочу прочитать  четверостишие: Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и вкусная вода.  Как вы думаете, почему реки не должны  умирать? Почему чистой навеки должна  остаться вода? Дома вы напишите эссе – рассуждение,  почему же реки должны жить и быть  чистыми? Параграф 47, выучить все определения в  учебнике Оценивание работы учащихся на уроке Отвечают на  поставленные  вопросы Записывают  домашнее задание

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017