Урок литературного чтения
(УМК «Начальная школа XXI века»)
2 класс
Тема. Братья Гримм. «Бременские музыканты».
Урок разработан
учителем начальных классов,
первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 5
Ложкиной Натальей Анатольевной
1 г. Воскресенск
2017 г.
Тема урока. Братья Гримм. «Бременские музыканты».
Цели (учебные задачи):
• расширять читательский опыт учащихся знакомством со сказками братьев Гримм;
• учить выделять национальные особенности сказок и их героев;
• обогащать словарь учащихся;
• учить выполнять задания к тексту;
• формировать навыки выразительного и осознанного чтения.
Оборудование:
• Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2
ч. Ч. 1 / авт.сост.: Л.А. Ефросинина. 2е изд., дораб. – М. : ВентанаГраф, 2016
• Литературное чтение : рабочая тетрадь №2 / авт.сост.: Л.А. Ефросинина. 2е изд., дораб. –
М. : ВентанаГраф, 2016
• Проектор, ноутбук.
• Листочки для работы в парах
• Цветные карандаши
I. Оргмомент.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете,
разгадав загадку:
Ход урока.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо ....... сказка!
Итак, мы отправляемся в сказку.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1.
Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: Что мы называем сказкой? (Это
устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не было)
Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать)
Какая главная тема сказок? (Борьба добра со злом)
Слайд 2.
А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)
Как назывались эти сказки? (Народные)
А если сказку написал автор или авторы, как называются они? (Авторские)
С каким разделом нашего учебника мы работаем?
2 («Лис Миккель и другие»)
О чем читаем произведения в этом разделе?
(Сказки зарубежных авторов о животных)
С произведением какого автора мы познакомились вчера на уроке?
(Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты)
Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Братьев Гримм "Бременские
музыканты".
А девизом нашего путешествия будут строки, которые написаны на доске:
СЛАЙД
Если ты попал в беду,
Если трудно одному,
Ты ищи себе друзей:
С ними вместе веселей!
III. Новый материал.
•Итак, отправляемся в воображаемое путешествие.
Слайд 3,4,5,6.
• В центральной части Германии есть небольшой город Ханау.
Город, утопающий в зелени, с величественными постройками.
Такой же, как и сотни других городов в этой стране.
Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год,
родились два брата.
Слайд 7.
• Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре
года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили
юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали
«Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
• Догадались, о каких братьях идёт речь?
Кто хочет добавить мой рассказ?
(Братья Якоб и Вильгельм Гримм немецкие сказочники. Они жили в небогатой семье. Братья
были не похожи: серьезный Якоб и мягкий, романтичный Вильгельм.)
Слайд 8.
• Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие
годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок»
всего около 200 сказок.
• Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский
язык.
Давайте проведем викторину «Отгадай сказку!», а вы мне в этом поможете.
Слайд 9.
3 «Жилабыла одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
— Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста.
— На, бабушка, — говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже чтото подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только
сказать:
"Раз, два, три,
Горшочек, вари!"
и он начнёт варить вкусную, сладкую кашу».
• Что это за сказка?
Слайд 10.
А в этой сказке говорится о маме и семи её детишках.
«Однажды пришлось ей в лес собираться за кормом, и вот она созвала всех своих детей и
сказала: "Милые детки, надо мне в лесу побывать, так вы без меня берегитесь волка! Ведь он,
если сюда попадет, съест вас всех и со шкурой, и с шерстью. Этот злодей часто
прикидывается, будто он и не волк, но вы его сейчас узнаете по грубому голосу и по его
черным лапам"».
• Как называется сказка?
Слайд 11.
История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в
волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов
Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Чихони, Сони и Молчуна, тронула
сердца миллионов.
• Эта сказка братьев Гримм называется…
Слайд 12.
«Первого звали Шульц, второго Якли, третьего Марли, четвёртого Эргли,
пятого Михель, шестого Ганс, седьмого Вейтли. Собрались они и решили
пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами
прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали
себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро
ухватились за это копьё и пошли».
• Что за сказка?
сшить
было
можно
Слайд 13.
«Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи, из
которой
Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и хотел на следующее утро приняться за
шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул
сладким
Утром, когда сапожник собрался взяться за работу, он увидел, что оба сапога
стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что
об этом и думать».
• Эта сказка называется…
только
пару
сапог.
сном.
Слайд 14.
А героям этой сказки в городе Бремене поставили памятник. Из какой сказки эти
герои?
4 Бремен – город на севере Германии, расположенный на обоих берегах реки Везер.
IV. Анализ текста. Работа по содержанию.
Итак, сегодня мы работаем со сказкой… «Бременские музыканты» немецких сказочников…
братьев Гримм.
Чтобы узнать, какие герои будут путешественниками нужно отгадать загадки, которые
подготовили ребята:
1. Сер,
Да не волк, длинноух,
Да не заяц,
С копытами,
Да не лошадь. (Осел.)
2. Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.( Кот.)
3. В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.(Собака)
4. Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.(Петух)
Какая причина заставила героев покинуть обжитые места и пойти в путешествие?
(Эти животные стали стары и уже не нужны своим хозяевам)
Правильно ли поступили хозяева?
(Они поступили очень плохо, выбросили животных на улицу как ненужные вещи)
С какой целью герои отправились в город Бремен?
(Стать уличными музыкантами)
Давайте прочитаем начало сказки…до слов: «Пошли они вместе.»
Как озаглавим первую смысловую часть?
(1. Встреча осла и собаки.)
Читаем сказку далее по ролям (до слов"Шли они шли и вот настала ночь...")
5 О чем мы прочитали?
По какой причине, кот решил уйти из дома?
А почему петух кричал во все горло?
Как озаглавим 2 смысловую часть?
(2. Встреча друзей)
ФИЗМИНУТКА
Наши герои решили отдохнуть, ну и мы вместе с ними.
( "Ничего на свете лучше нету", сл. Ю. Энтина, муз. Г.Гладкова)
Читаем следующую часть, подумайте, где она заканчивается (.....Испугались разбойники и
убежали в лес)
1)Проверка задания в тетради №3
Назовите инструменты, на котором они будет играть;
(петух балалайка, кот скрипка, собака барабан, осел гитара)
А какой корм каждому из животных хотелось бы съесть?
(собака мясо, кот молоко, петух пшено)
Дома, кто захочет, может нарисовать рядом с животными инструменты, на которых они
играют и корм, который они хотели бы съесть.
Как озаглавим эту часть?
(3. Встреча с разбойниками)
Как животные поступили с разбойниками?
Как им удалось справиться с ними?
Концовка сказки
Как же наши герои встречают разбойника, который пришёл разведать обстановку?
Зачитайте отрывки, соответствующие поведению каждого героя при встрече с разбойником.
Как озаглавим эту часть?
(4. Победа над разбойниками)
О чем же вы задумались прочитав сказку?
Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к
домашним животным.
Чему учит сказка? (Быть доброжелательными, не бросать людей в беде, помогать друг
другу. В сказке животные помогают друг другу.
V. Работа с моделью обложк
Слайд 15.
6 Что обозначает верхняя строка?
(Автор братья Гримм)
Что обозначает нижняя строка?
(Название – Бременские музыканты)
Какой заменитель вы использовали? Что он обозначает?
(Жанр – сказка
Тема – о животных)
VI. Сравнение сказки «Бременские музыканты»
Бр. Гримм с р.н.с. «Зимовье зверей»
Ребята, какие сказки вы узнали по сюжету, читая сказку бр. Гримм «Бременские
музыканты»?
(«Зимовье зверей», «Как Джек за счастьем ходил»)
Сравнение моделей обложек
Сравните модели обложек этих произведений, найдите общее и различия.
Общее:
а) это сказки
б) героиживотные, значит сказки о животных
Различия:
а) народная сказка и литературная (авторская)
Сравнение сказок по содержанию:
Общее:
а) герои сказок вместе «сражаются» с «врагами»
Различия:
а) разные разделы учебника
б) 5 героев и 4 героя
в) разные герои – животные
Сравнение и характеристика главных героев сказок:
Сравните героев сказок, которые стали организаторами других, т.е. первыми.
Вспомните характеристику этих героев по заданиям нашей тетради по литературному
чтению.
7 Бык трудолюбивый, хозяйственный,добрый.
«И был у мельника осёл, хороший осёл, умный и сильный»)
Кто из героев сказки вам понравился больше других и почему?
Вывод.
Так какое же самое главное сходство мы нашли у этих двух сказок?
(Тема сказок – дружба животных.
Дружба – великая сила.)
VII. Рефлексия.
Предлагаю вам выбрать из предложенных пословиц только те, в которых выражена главная
мысль сказок.
1)1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) 1.Делу – время, потехе – час.
2.Один в поле не воин.
3) 1.Маленькая дружба лучше большой ссоры.
2.Родина – мать, умей за неё постоять.
4) 1.Ученье – свет, а неученье – тьма.
2.Дружба заботой да подмогой крепка.
VIII. Домашнее задание.
записать план на левой стр. обложки
пересказывать сказку по плану
нарисовать иллюстрацию к сказке
IX. Рефлексия.
Слайд 16.
• В Ханау в память о знаменитых братьях установили памятник, который является
украшением города.
В начале урока мы говорили о немецком городе Бремен, в который пошли герои сказки
братьев Гримм, чтобы стать уличными музыкантами.
А вот чем ещё знаменит этот город нам расскажут ребята.
Сообщения о памятниках героям сказки «Бременские музыканты»
1)Памятник бременским музыкантам, созданный скульптором Герхардом Марксом и
установленный в 1951 году, стоит в центре города Бремена и является символом города.
Бронзовая скульптура представляет собой главных героев сказки: осла, собаку, кота и петуха,
стоящих друг на друге в форме пирамиды.
8 Но памятник знаменитым бременским музыкантам установлен не только в самом городе
Бремен, но и в других странах, в том числе и в городах России.
2)Памятник бременским музыкантам – один из самых популярных памятников Старого
города Риги. Расположен у алтарной части церкви Святого Петра. Бременские музыканты
изображены в момент развития сюжета, когда они заглядывают в окно к лесным разбойникам.
Памятник был установлен в 1990 году и выполнен бременским скульптором Кристом
Баумгартелем, преподнесён в дар Риге городом – побратимом Бременом.
3)В России в городе Липецке установлен памятник бременским музыкантам по мотивам
мультфильма «Бременские музыканты». Памятник выполнен скульптором Акопом
Халафяном в стиле восточных труб.
4) В Красноярске в 2007 году открылся «поющий» памятник героям мультфильма
«Бременские музыканты». Он выполнен из бронзы скульптором Александром Ткачуком.
Памятник интересен тем, что 3 раза в день крик петуха возвещает о присутствии весёлой
компании бременских музыкантов и звучит куплет известной песни из мультфильма «Мы к
вам заехали на час…»
Памятники бременским музыкантам установлены и в других городах России: Сочи,
Липецке. Познакомиться с ними вы сможете при поездке в эти города, а также используя
сведения в Интернете.
XI.Итог
С какой сказкой познакомились?
Что вам понравилось в сказке?
Что не понравилось?
9 10 11 12 13 14 15 16
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Урок и презентация по литературному чтению (2 класс )Братья Гримм "Бременские музыканты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.