урок исследованеи

  • Рабочие листы
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование. Цели: • выявить на основе практической работы свойства льда и снега; • сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода; • развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; • воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности. Оборудование: • для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word (7).docx
Тема: Роса и иней. Цели: формировать представления о процессах испарения, конденсации,  замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;  развивать наглядно­образное и логическое мышление, воображение  учащихся; воспитывать экологически грамотное поведение в природе,  осознанное отношение к сохранению чистоты водных ресурсов. Тип урока: получение новых знаний. Оборудование: плакат­схема "Круговорот воды в природе"; компьютер; презентация  “Превращения воды ”. Ход урока 1. Мобилизующая часть урока. 2. Проверка домашнего задания. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки: От первой до третьей – люди Четвёртая была верблюдик. К ним, любопытством объятая, По дороге пристала пятая… И не знаю, спугнула шестая ли, Тучки взяли все – и растаяли… В. В. Маяковский. ­ Тучки, может быть, и растаяли, а вопросы остались.  ­ О каких свойствах воды вы знаете? ­ Как доказать, что вода прозрачная? ­ Как доказать, что вода – растворитель? ­ Как вы используете это свойство воды? ­ Как можно очистить загрязненную воду? Слайд 1.  3. Объявление темы урока. Слайд 2. ­ Отгадайте загадку:  Я и туча, и туман, И ручей, и океан. И летаю, и бегу И стеклянной быть могу.  ­ О каком веществе идёт речь? (О воде.) ­ Почему вода так о себе говорит? ­ Что ещё может произойти с водой? На эти вопросы мы ответим на нашем уроке, тема: “Превращения воды”. 4. Изучение нового материала.  Отгадывание загадок со слайда. Слайд 3.­ В каких трёх состояниях может находиться вода? На доске схема: Работа по учебнику  стр. 30­32 В условиях земли вода находится в трёх  состояниях – твёрдом, жидком и газообразном. Вода – это ледники и снега,  безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот,  сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода это лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели. Вода – удивительное вещество. Нет конца её различным  превращениям: то она росинка, то сверкающая снежинка, то прозрачный лёд.  В природе вода может одновременно находиться сразу в трёх состояниях.  Например, летом на вершинах гор она в твёрдом состоянии – в виде снега и  льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, ­  газообразная. При изменении температуры вода может переходить из  твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого  состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения  воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния  в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации Слайд 4.  Работа с текстом учебника с. 20. ­ При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое? ­ Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? Вода может переходить из одного состояния в другое и обратно. Лёд ­ Вода­Пар Физкультминутка. (Гимнастика для глаз) Проверка по слайду № 5 Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они  представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и  лёд, и водяной пар, и вода – жидкости, состоят из одинаковых мельчайших  частиц – молекул воды. ­ Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды? Слайд 6. В условиях Земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком,  газообразном. Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и  синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и  густые туманы. Твёрдая вода – лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и  озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели. 1) Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между  молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясьпри движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновения.  (Кипение воды) 2) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются,  выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул  не прекращается: они всё время колеблются. (Замерзание воды) ­ В моря впадает множество рек, но они не переполняют и не заливают сушу.  Как это можно объяснить? Объяснить это можно так: суша не заливается водой, потому что в природе  существует круговорот воды – процесс испарения воды с поверхности Земли  и всех водоёмов: морей и океанов. За один год испаряется огромное  количество воды, однако столько же её возвращается обратно в виде снега и  дождя.  Слайд 7. ­ Какие процессы чаще наблюдаются в природе в разные времена года?  (Летом – испарение и конденсация, осенью – конденсация, зимой –  замерзание, весной – таяние) ­ Как образуется туман, роса, иней? (сообщения учащихся) 5. Закрепление изученного. Слайд № 8.  Закрепление проводится при помощи кроссворда. ­ О каких свойствах воды вы узнали? ­ В каких трёх состояниях вода существует в природе? ­ Где вы можете наблюдать воду в твёрдом состоянии? ­ Где в жидком? ­ Где в газообразном? ­ Какие процессы происходят с водой? ­ Как вы дети, можете сохранять, беречь воду? 6. Рефлексия. Какой вывод вы сегодня для себя сделали? Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?  Итог урока. Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую  работу на уроке.  Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 30­32, вопросы.