Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Тема: Роса и иней.
Цели: формировать представления о процессах испарения, конденсации,
замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;
развивать нагляднообразное и логическое мышление, воображение
учащихся; воспитывать экологически грамотное поведение в природе,
осознанное отношение к сохранению чистоты водных ресурсов.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование:
плакатсхема "Круговорот воды в природе"; компьютер; презентация
“Превращения воды ”.
Ход урока
1. Мобилизующая часть урока.
2. Проверка домашнего задания.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди
Четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая…
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли…
В. В. Маяковский.
Тучки, может быть, и растаяли, а вопросы остались.
О каких свойствах воды вы знаете?
Как доказать, что вода прозрачная?
Как доказать, что вода – растворитель?
Как вы используете это свойство воды?
Как можно очистить загрязненную воду?
Слайд 1.
3. Объявление темы урока.
Слайд 2.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
О каком веществе идёт речь? (О воде.)
Почему вода так о себе говорит?
Что ещё может произойти с водой?
На эти вопросы мы ответим на нашем уроке, тема: “Превращения воды”.
4. Изучение нового материала.
Отгадывание загадок со слайда. Слайд 3. В каких трёх состояниях может находиться вода?
На доске схема:
Работа по учебнику стр. 3032 В условиях земли вода находится в трёх
состояниях – твёрдом, жидком и газообразном. Вода – это ледники и снега,
безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот,
сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода это лёд. Он
легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают
их обитатели. Вода – удивительное вещество. Нет конца её различным
превращениям: то она росинка, то сверкающая снежинка, то прозрачный лёд.
В природе вода может одновременно находиться сразу в трёх состояниях.
Например, летом на вершинах гор она в твёрдом состоянии – в виде снега и
льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары,
газообразная. При изменении температуры вода может переходить из
твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого
состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения
воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния
в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации
Слайд 4.
Работа с текстом учебника с. 20.
При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое?
Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
Вода может переходить из одного состояния в другое и обратно.
Лёд ВодаПар
Физкультминутка. (Гимнастика для глаз)
Проверка по слайду № 5
Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они
представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и
лёд, и водяной пар, и вода – жидкости, состоят из одинаковых мельчайших
частиц – молекул воды.
Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды?
Слайд 6.
В условиях Земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком,
газообразном. Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и
синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и
густые туманы. Твёрдая вода – лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и
озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели.
1) Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между
молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясьпри движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновения.
(Кипение воды)
2) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются,
выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул
не прекращается: они всё время колеблются. (Замерзание воды)
В моря впадает множество рек, но они не переполняют и не заливают сушу.
Как это можно объяснить?
Объяснить это можно так: суша не заливается водой, потому что в природе
существует круговорот воды – процесс испарения воды с поверхности Земли
и всех водоёмов: морей и океанов. За один год испаряется огромное
количество воды, однако столько же её возвращается обратно в виде снега и
дождя.
Слайд 7.
Какие процессы чаще наблюдаются в природе в разные времена года?
(Летом – испарение и конденсация, осенью – конденсация, зимой –
замерзание, весной – таяние)
Как образуется туман, роса, иней? (сообщения учащихся)
5. Закрепление изученного.
Слайд № 8.
Закрепление проводится при помощи кроссворда.
О каких свойствах воды вы узнали?
В каких трёх состояниях вода существует в природе?
Где вы можете наблюдать воду в твёрдом состоянии?
Где в жидком?
Где в газообразном?
Какие процессы происходят с водой?
Как вы дети, можете сохранять, беречь воду?
6. Рефлексия.
Какой вывод вы сегодня для себя сделали?
Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?
Итог урока.
Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую
работу на уроке.
Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 3032, вопросы.