Что такое «картина мира»?КАРТИНА МИРА – полуосознанное или осознанное представление о мире, зафиксированное в конкретных произведениях культурыГеографическаяФизическаяМеханическаяГеополитическаяКультурнаяРелигиознаяНаучнаяХудожественнаяПередается из поколения в поколениеСлужит основой поведения человека
II. Мифологическая «картина мира»МИФЫ (предание, сказание)Один из способов познания мираКОСМОГОНИЧЕСКИЕ(мифы о происхождении мира, Вселенной, космоса)АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ(мифы о происхождении человека)ТЕОГОНИЧЕСКИЕ(мифы о происхождении Богов)МИФЫ О ГЕРОЯХ(о тех, кто открыл людям секреты земной и загробной жизни)
II. Мифологическая «картина мира»Особенности мифологического знанияЧеловек не отделяет себя от природыОтражает мир не в понятиях, а в конкретных чувственных образах Отсутствуют причинно-следственные связиНе подвергается сомнению истинность предложенных объяснений
III. Переворот во взглядах на мирVIII-II вв. до н.э. Перед человеком открывается ужас мира и собственная беспомощностьРазрабатываются основные категории, которыми мы мыслим и по сей деньЧеловек ставит перед собой высшие цели и задумывается о спасенииЗаложены основы мировых религий, определяющих сегодня жизнь людей
III. Переворот во взглядах на мирОколо 500 года до н.э. – «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» БУДДИЗМ ДАОСИЗМКОНФУЦИАНСТВО ИУДАИЗМХРИСТИАНСТВО
IV. БуддизмОСНОВАТЕЛЬ СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА - «ПРОСВЕТЛЕННЫЙ»)Четыре благородных истиныЖизнь состоит из страданийПричина страданий – жажда наслажденийПуть к уничтожению страданий – отказ от желанийПуть к уничтожению страданий существуетНИРВАНА –высшее состояние внутренней жизни, отрешенности от желаний
V. КонфуцианствоОСНОВАТЕЛЬ КУН-ЦЗЫ (КОНФУЦИЙ)Поучения КонфуцияМладшие должны почитать и уважать старшихИмператор –сын НебаИмператор подчиняется Небу, подданные –императору, сын –отцу, жена -мужуЛюди должны овладеть мудростью древних. Образование – путь к влиянию и богатству
VI. ИудаизмИсточники: Пятикнижие Моисеево (Тора), Пророки, ПисанияОсобенностиСодержит учение о спасении, связанное с верой в Мессию (спасителя)Строгое единобожие (монотеизм)Содержит учение о конце света (эсхатологическое учение)Бог Яхве заключил договор (завет) с избранным еврейским народом
VII. ХристианствоИсточники: Ветхий Завет, Новый Завет (Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова) ОсобенностиПуть к спасению – вера в ХристаВсе люди равны перед БогомСын Божий Иисус Христос явится к людям, чтобы судить род человеческий
VIII. Формирование научного мышленияВ VII-V вв. до н.э. начинают складываться философские системы Особенности рационального познанияПереплеталось с мифологическим мировоззрениемОриентировано на практические потребности людейСтремиться к доказательности и обоснованности, воспроизводимости результатов и достоверности
ДУХОВНЫЙ
МИР
ДРЕВНИХ
ОБЩЕСТВ
В VI в. до н.э. в Китае наступила эпоха «борющихся
царств», приведшая к значительному подъему
производительных сил и культуры
различных китайских государств.
В это же время появляются первые китайские
философские школы, в том числе и
конфуцианство.
Конфуцианство –
одно из ведущих
идейных течений в
Древнем Китае
Основоположник конфуцианства – Конфуций
Конфуций
(551479 до н.э.), взгляды которого были
изложены его последователями в книге
«Луньюй» («Беседы и суждения»)
В молодости Конфуций был мелким чиновником,
затем основал частную
школу, в которую принимал учеников вне
зависимости от их происхождения и состояния
Необыкновенные способности и постоянный труд
позволили стать мелкому чиновнику и
школьному учителю одним из величайших
мыслителей древнего мира.
Конфуций
Конфуций
создатель
этико
политического
учения,
оказавшего
огромное
влияние на
развитие
духовной
и политической
жизни Китая на
протяжении
свыше двух
тысяч лет
Конфуцианство
воспитывало своих
последователей в
духе уважения к
существующим
порядкам, по закону
«Жень»,
ниспосланным
небом.
Человек должен
соблюдать этот закон
и нормы этикета
и стремиться к
нравственному
совершенствованию:
выполнять обряды,
почитать предков,
социальной
иерархии.
сохранять
традиционный
порядок, свято
соблюдая принципы
Конфуций разработал концепцию идеального
Конфуций
человека (цзюньцзы) – благородного мужа,
которым становятся не по причине происхождения,
а путем достижения высоких нравственных качеств:
старшим.
гуманности, верности, искренности,
справедливости, почтительности по отношению к
Согласно Конфуцию,
судьба человека
определяется «небом», и то,
что люди делятся
на «благородных» и
«низких», не может быть
изменено. Младший должен
безропотно
подчиняться старшему.
Ведущим направлением в конфуцианстве
было оправдание господства
привилегированных классов и восхваление
«небесной воли».
Фрагменты книги «Луньюй»
Фрагменты книги «Луньюй»
Благородный муж винит себя, малый человек
Благородный муж винит себя, малый человек
винит других.
винит других.
Благородный муж стойко переносит беды, а
Благородный муж стойко переносит беды, а
низкий человек знает только выгоду.
низкий человек знает только выгоду.
Блажен только тот, кто ничего не знает: он не
Блажен только тот, кто ничего не знает: он не
рискует быть непонятным.
рискует быть непонятным.
Из всех преступлений самое тяжкое – это
Из всех преступлений самое тяжкое – это
бессердечие.
бессердечие.
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Молчание – великий друг, который никогда не
Молчание – великий друг, который никогда не
изменит.
изменит.
В 136 г. до н.э. император Уди провозгласил
конфуцианство официальной
государственной доктриной, а сам Конфуций
был обожествлен.