Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель» Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке Задачи:
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах) Средства обучения: -учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света» - карточки Примечание: дети весь урок работают в группах, на которые заранее делит учитель по принципу: сильные, средние и слабые ученики Ход урока
|
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
УУД |
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
Речевая разминка Игра с мячом. (выходят от каждой группы по 1 ученику и, ударяя мяч о пол, прозносият по очереди скороговорку с разным логическим ударением 1 группа читает, делая логическое ударение на первое слово, 2группа – на второе слово, а 3 – на третье) Утка дула в дудку I. Проверка домашнего задания Дети читают наизусть стихотворение Толстого «Кот сметанный рот» («цепочкой» по четверостишию – 1 ряд, по строке – 2 ряд, по хлопку продолжая – 3 ряд) Взаимооценка чтецов. II. Групповая работа по карточкам Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам выполнить несколько заданий в группах. 1 группа – отгадывает кроссворд 2 – работает с логической задачкой 3 – рассматривая картинки, скажите, какой темой они все объединены Проверка. Капитан каждой группы защищает работы команды. 1 группа (слово – рассказ) - Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера. На доске слова, , получившиеся у команд: рассказ, Пришвин, природа -На какие мысли наталкивают вас эти слова? Предположите тему урока. -Действительно, мы сегодня познакомимся с интересным рассказом М. Пришвина о природе. |
Познавательные УУД: 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2.Вычитывать все виды текстовой информации. 3.Извлекать информацию, представленную в тексте, иллюстрации 4. Осуществлять анализ и синтез 5. Устанавливать причинно-следственные связи 6. Строить рассуждения Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 4. Умение работать в паре и в группах 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке и работать по плану. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
|
|
|||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
|
1. Рассказ о М.Пришвине. – Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. – Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…” -Предлагаю вам послушать биографию автора (аудирование)
Беседа после прослушивания. -О чём больше писал Пришвин? -Что повлияло на его творчество? Для кого он писал, для детей или взрослых? Книжная выставка. Какие задачи мы поставить перед собой? Учитель сообщает цели урока. |
||
Первичное знакомство с произведением. Смысловая стадия.
Словарно – лексическая работа
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
1) Обсуждение заголовка и иллюстрации - А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель» - Давайте посмотрим, какими иллюстрациями сопровождается это произведение. - Подумайте, о чём может быть этот рассказ? (рассуждения детей) - А как вы думаете, почему название текста записано в кавычках? - Почему автор назвал рассказ именно так? 2) Комментированное чтение 1 части текста (Дикие утята) - Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание) -Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…) -Попробуйте предположить, что может произойти дальше. Самостоятельное чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой) - Оправдались ваши предположения? - Кто помог высиживать утиные яйца? - Что значит «пустая голова»? - Почему автор назвал Мусю «пустая голова»? - Кто такая Пиковая Дама? - Что может произойти дальше? Чтение «цепочкой» 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама) - Предположение подтвердилось? - Почему Пиковая Дама была сердита? - Подумайте, как могут развернуться события дальше? Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?) - Оправдался ли ваш прогноз? - Что значит «воин ростом с огурец»? - Кого он так называет? -Почему автор назвал так утёнка? - Какой вопрос задает сам себе и нам автор? - Как вы думаете, что же будет дальше? - Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать. «Жужжащее» чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой) - Подтвердились ваши предположения? Дети задают вопросы к отрывку. - Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? - Как утёнок мог вылезти из корзины? - Предположите, чем закончится эта история. Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель) - Оправдались ваши прогнозы? - Можно ли назвать утёнка изобретателем? - Прочитайте последнее предложение. -Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.) -Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем) - Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?» |
||
Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах. |
- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни? - Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите. - Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие» - Каким человеком должен быть автор этого рассказа? - Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Почему? - Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание птицы или создание её характера? Докажи отрывком из текста. |
||
Самостоятельная работа в группах. |
Работа в группах 1 группа – синквейн 2 группа – тест 3 группа - расставить соответствующие картинки по частям |
||
Подведение итогов занятия. Самооценка. |
-На столе у каждой группы лежит лист самооценки, ваша задача – оценить работу команды вцелом. Команды меняются листами трижды, при этом у каждой команды оказывается 3 отметки. Листы вывешиваются на доску и каждой команде класс ставит среднюю отметку за урок. |
||
Рефлексия. Работа с пословицами.
|
- Ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, понравился он или нет? - Что запомнилось больше всего? - А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению: Смекнешь да схитришь - врагов победишь. Сметлив и хитер - пятерым нос утер. Умному свистни, а он уже смыслит. Дружба заботой да подмогой крепка. Случайный стук в дверь и в класс попадает письмо от Пришвина |
||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни». С.10, задание №2 в раб. Тетради стр. 76 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.