Урок литературного чтения на тему М.М.Пришвин «Изобретатель»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения на тему М.М.Пришвин «Изобретатель»

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
4 кл
08.01.2017
Урок литературного чтения на тему М.М.Пришвин «Изобретатель»
Разработка урока в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В океане света». Урок соответствует требованиям ФГОС. содержит разные виды деятельности обучающихся.Цельурока: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.Урок литературного чтения на тему М.М.Пришвин «Изобретатель»
М.Пришвин Изобретатель.docx

Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

Задачи:           

  • знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
  • продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
  • обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
  • развивать воображение.
  • развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
  • отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
  • развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)

Средства обучения:

-учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»

- карточки

Примечание: дети весь урок работают в группах, на которые заранее делит учитель по принципу:  сильные, средние и слабые ученики

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

 

Речевая разминка

Игра с мячом. (выходят от каждой группы по 1 ученику и, ударяя мяч о пол, прозносият по очереди скороговорку с разным логическим ударением 1 группа читает, делая логическое ударение  на первое слово, 2группа – на второе слово, а 3 – на третье)

Утка дула в дудку

I.                    Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть стихотворение Толстого «Кот сметанный рот» («цепочкой» по четверостишию – 1 ряд, по строке – 2 ряд, по хлопку продолжая – 3 ряд)

Взаимооценка чтецов.

II.                Групповая работа по карточкам

Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам выполнить несколько заданий в группах. 1 группа – отгадывает кроссворд

2 – работает с логической задачкой

3 – рассматривая картинки, скажите, какой темой они все объединены

Проверка. Капитан каждой группы защищает работы команды.

1 группа (слово – рассказ)

- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

На доске слова, , получившиеся у команд: рассказ, Пришвин, природа

-На какие мысли наталкивают вас эти слова? Предположите тему урока.

-Действительно, мы сегодня познакомимся с интересным рассказом М. Пришвина о природе.

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2.Вычитывать  все виды текстовой информации.

3.Извлекать информацию, представленную в тексте, иллюстрации

4. Осуществлять анализ и синтез

5. Устанавливать причинно-следственные связи

6. Строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

4. Умение работать в паре и в группах

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке и работать по плану.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

-Предлагаю вам послушать биографию автора (аудирование)

 

Беседа после прослушивания.

-О чём больше писал Пришвин?

-Что повлияло на его творчество?

Для кого он писал, для детей или взрослых?

Книжная выставка.

Какие задачи мы поставить перед собой?

Учитель сообщает цели урока.

Первичное  знакомство с произведением.  Смысловая  стадия.

 

 

Словарно – лексическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Обсуждение заголовка и иллюстрации

-  А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»

 - Давайте посмотрим, какими иллюстрациями сопровождается это произведение.

- Подумайте, о чём может быть этот рассказ?   (рассуждения детей)

- А как вы думаете, почему название текста записано в кавычках?

- Почему автор назвал рассказ именно так?

2) Комментированное чтение 1 части текста  (Дикие утята)

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

-Попробуйте предположить, что может произойти  дальше.

Самостоятельное чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

- Оправдались ваши предположения?

- Кто помог высиживать утиные яйца?

- Что значит «пустая голова»?

- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

- Кто такая Пиковая Дама?

- Что может произойти дальше?

Чтение «цепочкой» 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

- Предположение подтвердилось?

- Почему Пиковая Дама была сердита?

-  Подумайте, как могут развернуться события дальше?

Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Что значит «воин ростом с огурец»?

- Кого он так называет?

-Почему автор назвал так утёнка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

«Жужжащее» чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

- Подтвердились ваши предположения?

Дети задают вопросы к отрывку.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как утёнок мог вылезти из корзины?

-  Предположите, чем закончится эта история.

Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)

- Оправдались ваши прогнозы?

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.

-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах.

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»

- Каким человеком должен быть автор этого рассказа?

- Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Почему?

- Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание птицы или создание её характера? Докажи отрывком из текста.

Самостоятельная работа в группах.

Работа в группах

1 группа – синквейн

2 группа – тест

3 группа -  расставить соответствующие картинки по частям

Подведение итогов занятия.

Самооценка.

-На столе у каждой группы лежит лист самооценки, ваша задача –  оценить работу команды вцелом.

Команды меняются листами трижды, при этом у каждой команды оказывается 3 отметки. Листы вывешиваются на доску и каждой команде класс ставит среднюю отметку за урок.

Рефлексия. Работа с пословицами.

 

 

 

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, понравился он или нет?

- Что запомнилось больше всего?

- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:

Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

Сметлив и хитер - пятерым нос утер.

Умному свистни, а он уже смыслит.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Случайный стук в дверь и в класс попадает письмо от Пришвина

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни».

С.10, задание №2 в раб. Тетради стр. 76

 

 


 

Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель»

Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель»

Речевая разминка Игра с мячом

Речевая разминка Игра с мячом

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Докажи отрывком из текста.

Докажи отрывком из текста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017