Урок литературного чтения Презентация на тему "Соловей" Х.К. Андерсен " 3 класс. Формировать умение устанавливать логические связи и делать выводы; продолжить работу над формированием умений и навыков чтения. Заинтересовать детей, используя разнообразные формы работы. Материал удобен и полезен для учителей.Урок литературного чтения Презентация на тему "Соловей" Х.К. Андерсен " 3 класс. Формировать умение устанавливать логические связи и делать выводы; продолжить работу над формированием умений и навыков чтения. Заинтересовать детей, используя разнообразные формы работы. Материал удобен и полезен для учителей.
Х.К. Андерсен
"Соловей"
"Дивная сила искусства"
Более ста лет тому назад в небольшом городке Дании – Оденсе,
на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие,
чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки.
Процессия ремесленников с факелами и знаменами
прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши,
приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у
окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в
сентябре 1869 года?
То был Ханс Кристиан
Андерсен, избранный почетным
гражданином родного города.
Чествуя Андерсена, земляки
славили лучшего сказочника
мира
4 августа 1875 года писателя не стало. В Дании был объявлен
национальный траур .
Прошло более ста лет со дня его
смерти, а сказки и истории
датского писателя продолжают
издаваться во всех странах мира
«Дело было давно, конечно, но
потомуто и стоит послушать эту
историю, пока она совсем не
забудется!» писал Андерсен.
Почему для автора так важно,
чтобы эта история не забылась?
Давайте же с вами перенесемся
в мир сказки, которая так и
называется – «Соловей».
Где происходит действие сказки?
В Древнем Китае, в чудесном
дворце императора.
• Что было самым чудесным, чудом из
чудес в е владениях императора?
• Знал ли император, что в его
владениях живет соловей?
• А кто во дворце знал об
этом?
• Как же так получилось, что
весь мир знал о соловье, о
нем даже писали в книгах, а
император не знал? Не
кажется ли вам, что соловей и
обитатели дворца живут в
какихто разных мирах?
Задание: 1 группа. Расскажите о том, где живет соловей.
2 группа. Расскажите об императоре и его придворных.
• Заполните таблицу, пользуясь текстом сказки
Соловей
Густой лес
Император и его
придворные
Чудесный дворец
Где
живут?
Что
видят?
Глубокие озера, берег
синего моря, корабли,
бедные рыбаки .
Что
слышат?
Шум моря, плеск волн,
шелест листьев
Хрупкий дворец, до
которого страшно
дотронуться, стены и пол
из драгоценного
фарфора
Звон колокольчиков,
привязанных к
цветам.
• Чем отличается окружающий мир соловья от мира
императора?
Естественная красота живой природы.
Искусственная
красота дворца.
• Прочитайте эпизод поиска соловья по ролям (Со слов «И вот все
отправились в лес…» до слов «Он будет иметь огромный успех при
дворе»)
• Как воспринял император пение соловья? Найдите ответ на
вопрос в тексте сказки.
Император был очень доволен, у него
выступили слезы на глазах.
• Почему соловей отказался от
награды? Подтвердите ответ
текстом сказки.
«Я видел на глазах императора слезы –
какой еще награды желать мне!»
• Почему слезы на глазах
императора дороже любого
подарка? Кто еще плакал от
пения соловья?
Бедная девочка: «Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе
становится так радостно, словно матушка целует меня»
• Почему пение соловья вызывает слезы? Что такое пение?
Настоящее, красивое пение – это искусство, оно воздействует на
человека и вызывает у него различные чувства. «Слезы – вот
драгоценнейшая награда для сердца певца», говорит соловей.
• Как придворные дамы пели,
подражая соловью?
набирали в рот воды, чтобы она
булькала у них в горле.
• Такое пение способно вызвать слезы?
• Как в сказке появляется еще один соловей?
Что же это была за птица? Дайте
каждому образу характеристику,
а потом сравните их.
Настоящий соловей
Жил в ветвях деревьев, нависших над
водой.
Его заслушивался рыбак, забывая о
своих заботах.
Поэты слагали в честь него
прекраснейшие стихи .
Маленькая серенькая птичка
Пение его так и хватало за сердце, а на
глазах выступали слезы .
Пел посвоему
Никогда нельзя знать заранее, что
именно он будет петь.
Искусственный соловей
Весь обсыпанный бриллиантами,
рубинами и сапфирами
Хвостик его отливал золотом и
серебром
На шейке у него была ленточка с
надписью.
Пел, как заведенная шарманка.
Весь так и блестел драгоценностями.
33 раза пропел одно и тоже и не устал
Можно дать себе полный отчет в его
искусстве все же известно наперед.
Можно разобрать его и показать его
внутреннее устройство.
Народ послушал его и был доволен, как
будто вдоволь напился чаю.
Недурно, но всетаки не то, чегото не
хватает в его пении.
О нем написали 25 томов самых
мудреных китайских слов
• Кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у
людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от
искусственного?
Настоящий соловей.
Внешне не красив, а красив
внутренне. Живой соловей – это
творение природы, а живой голос –
это настоящее искусство
Искусственный соловей.
Красив только внешне, внутри у
него механизм, он – творение
человеческих рук, подражание
природе, истинному искусству.
• В чем заключается его сила? На что
способно истинное искусство?
• А мог ли искусственный соловей спасти императора?
• А мог ли искусственный соловей
сделать это?
Нет, потому что только настоящее пение
живого соловья способно победить
смерть и даже те злые силы, которые
живут в душе человека. Настоящее
искусство делает человека лучше, чище,
красивее.
• Как изменился император?
Он позволил соловью жить в лесу,
позволил прилетать и петь песни, только
тогда, когда сам соловей этого пожелает .
Соловей спас от смерти императора,
пообещал прилетать к нему и
рассказывать о той настоящей живой
жизни, которую не увидеть из стен
дворца и которую не заменят никакие
цветы с хрустальными
колокольчиками.
Почему Андерсен просил читателя не
забывать эту сказку?
Эта сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска
соловей оказывается сильней и свободней самого императора. А
основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного
искусства и невозможности его замены механизмом.
• Дома написать эссе на тему «В чем же заключается дивная
сила искусства?»