Урок-игра!
Цели урока:
· Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Признаки делимости».
· Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила.
· Выработка навыков использования установленных признаков делимости при различных формулировках задач.
· Проверка усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы.
· Развитие логического мышления и математической зоркости;
· Воспитание математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные трудности.
Ход урока.
Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим с вами все признаки делимости, которые вы знаете и в ходе командной игры закрепим полученные вами знания.
I. Вступление
Некоторые люди считают математику скучной и трудной наукой. А на самом деле математика - красивая, увлекательная и очень важная наука, без нее не может развиваться ни одна другая.
Поэтому я решила познакомить вас сегодня с советами, как дружить с математикой и одолевать эту хитрую и совсем не страшную науку.
Учащиеся делятся учителем на 2 команды и 2 помощника!
После каждого совета идет задача для двух команд, которая поможет правильно использовать данный совет! За правильное решение задачи каждая команда получает баллы, по итогам игры выявляется команда-победитель!
СОВЕТ 1: “Настройтесь на успех”.
Справиться с математикой – это дело времени и вашего собственного труда,
Сейчас, чтобы поверить в себя, в свои силы мы проведем разминку:
Задание 1. Актуализация опорных знаний. (3мин)
Итак, давайте для начала повторим все известные вами основные признаки делимости.
· Сформулируйте признак делимости на 2? Приведите пример.(1к)
· Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9? Приведите пример.(2к)
· Сформулируйте признак делимости на 5 и на 10? Приведите пример.(1к)
· Сформулируйте признак делимости на 4 и на 8? Приведите пример.(2к)
ЗАДАНИЕ2: (15 мин)
1. Напишите любое трёхзначное число, делящееся на 5 и на 2.(1к)
2. Можно ли кучу, состоящую из 1234 орехов разделить на две равные части?(2к)
3. Из цифр 0,4,1,2 составьте числа, которые делятся на 10.(1к)
4. Можно ли из цифр 0.2.3. 7 составить числа, делящиеся на 5?(2к)
5. Можно ли 43 ореха разделить поровну между 3 мальчиками?(1к)
6. Напишите четырёхзначное число, делящееся на 9? (2к)
Из цифр 0; 3; 4; 5 составьте:
7) трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно;(1к)
8) двузначные числа, делящиеся на 3;(2к)
9) двузначные нечетные числа, делящиеся на 10;(1к)
10) числа, делящиеся на 9;(2к)
11) числа, делящиеся на 4 и 8;(1к)
12) трехзначные числа, делящиеся на 12;(2к)
СОВЕТ 2: “Необходимо хорошо понимать смысл правил”. (10 мин)
В математике очень важно уметь применять теоретический материал на практике, а для этого надо хорошо понимать смысл правил. Вашу теоретическую подготовку мы проверим в цифровом диктанте:
Задание 3.
Установите, какие утверждения истинны (1), какие ложны (0).
Задание 4. Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.
Кто быстрее!
1 |
Число 945 делится на 3 и на 5 В |
2 |
Число 8569 кратно 2 Н |
3 |
2700 делится на 2;5;3;9;10 одновременно В |
4 |
Число 3 – делитель 157 Н |
5 |
Число 518 делится на 14 В(37) |
6 |
Число 9 – делитель 818 Н |
7 |
Число 8232 делится одновременно на 4 и 8 В |
8 |
756 делится на 2 и 3 одновременно В |
9 |
Число 1267 делится на 7 В |
10 |
630000 делится на 2;3;5;9;10 одновременно В |
СОВЕТ 3: “Не ломайте голову в одиночестве”. (5 мин)
Примеры и задачи преобразятся и оживут, если к их решению вы приступите в компании с другом. Обмениваясь, каждый своим вариантом решения вам будет легче и веселее идти к истинному, верному ответу.
А теперь давайте с Вами вместе вспомним признак делимости на 11 и приведем примеры.
Сумма цифр, стоящих на нечетных местах, равна или отличается от нее на число, делящееся на 11,сумме цифр, стоящих на четных местах.
Например: 378015 (3+8+1=12 и 7+0+5=12); 6589 (6+8=14 и 5+9=14).
Задание 5. Применив вышеуказанный признак делимости, проверьте, делится ли на 11 следующие числа:
1) 356012756; да
2) 92681114;
3) 7856278;
4) 100397;
5) 2351239;
6) 87635024.
СОВЕТ 4: “Постоянно развивайте логическое мышление”. (5 мин)
Без логики не может быть математики!
А это значит, что для успешного изучения математики надо настойчиво учиться правильно, рассуждать.
Задание 6.
Перед вами 2 цепочки чисел, в каждой 3 числа обладают общим свойством, а одно этим свойством не обладает.
Указать, что это за свойство и какое число лишнее.
18, 102, 33, 44;
25, 49, 30, 64.
Задание 7.
Замените звездочки цифрами так, чтобы
· 256* делилось на 2, но не делилось на 3;
· 35*12 было кратно 3
· 681* делилось на 5 и 6.
СОВЕТ 5: “Постоянно контролируйте свои действия”. (10 мин)
Каждый раз, выполнив математические действия, проверяйте себя, чтобы в них не закралась какая-нибудь неточность, которая потом может повлиять на правильность окончательного ответа.
ЗАДАНИЕ 8 (если будет время):
Представить числа через одинаковые цифры, используя 4 арифметических действия, возведение в квадрат и заключение в скобки. Представить все числа от 1 до 26 с помощью пяти одинаковых цифр - пяти двоек.
Задание 9.
Поставьте вместо «*» в число 234586*240 такую цифру, чтобы получившееся число делилось без остатка на:
1) 2 и 5; любое
2) 3 и 9; 2
3) 4 и 8; любое
4) 6; 2
5) 15; 2
6) 11. 9
СОВЕТ 6: “Воспринимайте математические примеры как игру”. (3 мин)
— Решение сложных примеров превращайте в игру - в захватывающую погоню за кладом. Применяйте, все изученные правила - именно они основа всего, без них не обойтись так же, как и без знания карты местности, где зарыт клад.
Задача. Незнайка, любитель фантазировать, вообразил себя писателем. Он решил написать сказку в стиле русских народных сказок. "Жили – были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несёт каждое второе яичко простое, а каждое третье – золотое". Может ли такое быть?
/ Нет! Так как номер яйца не должен быть одновременно кратен 2 и 3 /.
Итоги урока: Подсчет баллов. Команда – победитель получает пятерки!
Домашнее задание № 610, 614 и творческое задание: приведите примеры из жизни, где могут применяться признаки делимости чисел, в чем они нам помогают, можно оформить в форме рисунков, подобрать тестовые задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.