Тема. Урок-мужества. Подвигу всегда есть место на земле.
Цель: развитие представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
I. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)
Ученик:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпенье,
И любви, и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, –
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, –
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.
А. Хомяков
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель: Тема урока-мужества «Подвигу всегда есть место на земле»
Учитель:
“Что такое подвиг?”
(ответ учащихся)
“Что такое подвиг?” и “Можно ли в мирное время совершать подвиги?”.
– “Подвиг – это героический поступок человека ради спасения других людей.
- «Подвиг – это важное по своему значению действие, совершённое в
трудных условиях.( Например, военный подвиг).
– “.Подвиг - это чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям,
заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на
смелые поступки, при этом незадумываясь о последствиях, которые могут
случиться с тобой!»
– “Подвиг-это, когда в бескорыстном понимании человечества, пробуждаются мысли, что он должен оставить после себя какой-то иной след, и несмотря на последствия, он идет какой-то хороший, полезный для человечества поступок. Это и является ПОДВИГОМ.
Учитель: А теперь ребята давайте обратимся к словарю. Какое
определение слову “подвиг” дается в словаре. В словаре С.И. Ожегова "подвиг" определяется как "героический, самоотверженный поступок. Воинский подвиг, трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины".
В толковых словарях приводятся несколько вариантов ответа этому термину, но нас интересует самый главный – герой это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Который как обычно не готовиться к проявлению героизма заранее, но подготовил себя уже к этому решающему моменту гораздо раньше, сам того и не подозревая. Его подготовленность выражается в воспитании в нем общечеловеческих качеств, проявляющегося в морально-этических нормах, его характере.
Очень много человеческих качеств заложено в этом маленьком слове: храбрость, решительность, отвага, бесстрашие, человеколюбие, патриотизм, высоконравственность, готовность к самопожертвованию, умение мгновенно принять главное в жизни решение, ответственность и т.д.
Учитель: История нашей страны богата событиями, когда народ вставал на защиту своего Отечества. Вспомните и назовите эти исторические события, когда людям нашей страны приходилось совершать подвиги?
Учащиеся: Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Освобождение страны от поляков и шведов 1611-1612 гг., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.).
Учитель: Совершенно верно.
Учитель: В истории нашей страны всегда было место подвигу. И первое о чем мы с вами вспоминаем – это годы Великой Отечественной войны. Давным-давно отгремели залпы победного салюта, пожелтели фотографии и треугольные письма с фронта, но в сердце каждого ветерана хранится память минувшей войны. Она учит и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему все люди мира до сих пор помнят тех, кто пожертвовал самым дорогим – своей жизнью в годы Второй мировой войны, ради свободы, ради мирного неба над головой.
После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
Учащиеся:
Память,
солдатская память,
Строгая доля мужчин…
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин.
Трудная радость победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказах об этом
Память скупа на слова.
Память в мундире парадном
Редко приходит с войны,
Старым осколкам и шрамам
Мирные сны не даны.
Снова – гранаты по танку!
Снова – ни шагу назад!..
Память не выйдет в отставку,
Ей не позволит солдат.
Так же, как все ветераны,
Страха не зная в бою,
Память слезу вытирала,
Молодость встретив свою.
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин…
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин.
(П. Синявский)
Учитель: Сегодня ребята приготовили рассказы о героях, совершивших подвиги во время войны 1941-1945 гг.
(Ученики рассказывают о Зое Космодемьянской, Александре Матросове, 28 героях-панфиловцах, героях – молодогвардейцах).
Учитель: Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся участников тех героических событий. Тем ценнее донести до последующих поколений, до потомков правду и светлую память о подвиге, доблести и славе народа. Ибо не должна распадаться связь времён. Не должна иссякнуть память человеческая. Не может Настоящее забыть о Прошлом.
Учитель: Ребята, “Можно ли совершить подвиг в наши дни?”, – так звучал второй вопрос анкеты. Большинство из вас написали, что подвиг можно совершить и в мирное время: можно спасти человека из горящего дома, тонущего в реке. Но можно ради спасения жизни своего подчиненного отдать свою жизнь в бою..
Ученик рассказывает о подвиге Майора Солнечникова
Другой ученик о подвиге подростка, спасшего человека из горящего дома, тонущего в реке.
Подведение итогов.
Учитель: ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?
В заключении уроков мужества важно подчеркнуть мысль о том, что каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня явить что высочайшие образцы смелости и неравнодушия, прославить родную землю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.