Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).
Оценка 5

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
01.07.2017
Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).
Это занятие способствует формированию у молодежи готовности к защите Родины, развивает чувство патриотизма, формирует среди подрастающего поколения современных моделей ответственного гражданского поведения на примерах неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи людям, совершенных отважных поступков, ситуаций мужественного преодоления сложных жизненных ситуаций, формирует представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.Это занятие познакомит учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, с историей возникновения государственной инициативы «Горячее сердце».
урок мужества горячее сердце.docx
учитель начальных классов МОУ «Зыковская СОШ» г.о.Саранск Республики Мордовия Урок мужества «Горячее сердце». Подготовила: Ухтинская Елена Геннадьевна,  Цель: Познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами  истории Отечества, с историей возникновения государственной инициативы  «Горячее сердце»; Способствовать формированию у молодежи готовности к защите Родины,  развивать чувство патриотизма, формировать среди подрастающего  поколения современных моделей ответственного гражданского поведения на  примерах неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи людям,  совершенных отважных поступков, ситуаций мужественного преодоления  сложных жизненных ситуаций и др. сформировать представление о мужестве,  долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без  патриотизма невозможно привести Россию к возрождению. Воспитывать у учащихся уважение к ветеранам, подвигам военнослужащих,  защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти  павших героев. Оформление и оборудование: гимн,  презентация,  фильмы,  выставка книг,   книга «Горячее сердце» в электронном варианте. Ход мероприятия. I. Экскурс в историю. Слово учителя. ­Ребята, приближается знаменательная дата­ праздник 9 мая. 9 мая 2016 года  в71­й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы  безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но  какие это были годы. ­4 года шла война ­ это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов  погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из  20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32  года!  ­Победа далась нелегко, в ВОВ участвовали не только взрослые мужчины, но  и женщины, девушки и даже дети. Мальчики Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами. Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести. Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В черный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики – стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты – Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа. (И. Карпов) ­Вы наверняка знаете такие фамилии как: Валя Зенкина, Марат Казей, Валя  Котик, Леня Голиков, Саша Чекалин, Зина Портнова, Витя Хоменко, Надя  Богданова, Аркадий Каманин, Костя Кравчук, Боря Кулешин и многие  другие. II. Рассказы учеников о подвигах детей.  (Подготовленные дети рассказывают о подвигах ребят в годы ВОВ.) Слайд 3.Валя Зенкина. В годы Великой Отечественной войны  Брестская крепость  первой приняла удар врага. Рвались бомбы, снаряды, гибли люди. С первых минут  ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться  в плен. Валя так и осталась в крепости ­ перевязывала раненых, собирала патроны и  подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить  хотелось мучительно, но Валя отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым.  Командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из­под  огня, переправить на другой берег реки Мухавец ­ иной возможности спасти им жизнь  не было. Маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но  приказ есть приказ, свою борьбу она продолжила уже в партизанском отряде. Воевала  смело, наравне со взрослыми.  Слайд 4. Зина Портнова. Война застала ленинградскую пионерку ­ Зину Портнову в  деревне Зуя Витебской области, куда она приехала на каникулы. Там она стала членом комитета подпольной комсомольской организации. Участвовала в дерзких операциях  против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского  отряда вела разведку... Стоял декабрь 1942 года. Зина возвращалась с задания. В  деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали.  Ответом врагу было молчание Зины. Во время одного из допросов, выбрав момент,  Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на  выстрел офицер был, также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная патриотка была зверски замучена. Родина посмертно отметила её  подвиг высшим званием Героя Советского Союза. Слайд 5. Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино недалеко от легендарного озера  Ильмень. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он  ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под  откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в  его жизни бой, который Леня вёл один на один с фашистским генералом. Граната,  брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в  руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня ­ за ним. Почти километр преследовал  он врага и наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Погиб  Лёня под селом Острая Лука зимой 1943 года.  Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Слайд 6. Витя Хоменко. Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя  Хоменко прошел в подпольной организации «Николаевский центр». В школе по  немецкому у Вити было «отлично», и подпольщики поручили пионеру устроиться в  офицерскую столовую. Он мыл посуду, обслуживал офицеров в зале и прислушивался  к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень  интересовали подполье. Быстрого, смышленого мальчишку немецкие офицеры стали  использовать в качестве курьера. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики.  5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них ­ Витя Хоменко. Он жил и погиб как  герой.  Слайд 8. Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не   было   ещё   и   десяти   лет.   Маленькая,   худенькая,   она,   прикидываясь нищенкой,   бродила   среди   фашистов,   всё   подмечая,   всё   запоминая,   и приносила   в   отряд   ценнейшие   сведения.   А   потом   вместе   с   бойцами­ партизанами   минировала   и   взрывала   фашистские   объекты.   Первый   раз   её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она 7 ноября 1941 года вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Их били, пытали, а когда привели ко рву ­ расстреливать, сил у неё уже не оставалось.  Она упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 1943­го. И снова пытки: её обливали на морозе   ледяной   водой,   выжгли   на   спине   пятиконечную   звезду.   Считая разведчицу   мертвой,   гитлеровцы,   отступая,   бросили   её.   Парализованную, почти   слепую   выходили   Надю   местные   жители.  Мощное   желание   жить победило, и девочка, бывшая при смерти, снова выжила. Правда, сражаться дальше   уже   не   могла   –   Надя   практически   лишилась   зрения   (после   войны зрение   ей   вернул   академик     Филатов).   За   боевые   подвиги   Надежда Александровна   Богданова   была   награждена   орденом   Боевого   Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и медалями. Слайд 12. Никто не забыт, ничто не забыто. За нас с вами они отдали жизнь, но  они живы, потому что их именами названы улицы, парки, аллеи, школы.  Спасибо им, павшим героям и тем, кто сейчас в строю! Неугасима память поколений И память тех, кого мы свято чтим, Давайте, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. Тихо, ребята, минутой молчания Память героев почтим Их голоса тоже когда­то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники ваши почти. (Минута молчания) III. Беседа. Эти герои погибли во имя Отечества, защищая свою Родину. А как вы  понимаете : Что такое Отечество? (ответы детей) . ­ Отечество, отчизна ­ родная страна. ­ Кто такой герой? (ответы детей) . ­ Герой ­ человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости,  доблести, самоотверженности. _А могут быть герои в наше время? ­ Могут ли быть героями ваши ровесники? (ответы детей).     С ноября 2013 года в России проходит Всероссийская общественно­ государственная инициатива "Горячее сердце" – это новый проект Фонда  социально­культурных инициатив. Основной целью инициативы является  чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию,  совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно  пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные  ситуации. В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений  на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти  Федеральных округов и более 70 субъектов Российской Федерации. По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга  «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и  деятельности общественных организаций и объединений. Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в  Москве, а также в регионах РФ при поддержке Полномочных представителей  Президента РФ в Федеральных округах и губернаторов субъектов Российской  Федерации. Среди награжденных есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая  помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для родителей и всех нас. Однако эти ребята показали пример истинного мужества и отваги, крепости  духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей  памяти и в сердцах ими спасенных людей.      17 февраля 2016 г. в Москве в третий раз состоялась торжественная  церемония вручения нагрудного знака «Горячее сердце». Президентом Фонда социально­культурных инициатив является Светлана  Владимировна Медведева. В своем обращении она говорит: «Дорогие друзья! Дети и молодёжь – наше будущее. Их готовность прийти на помощь  нуждающимся людям, стремление идти вперед, несмотря ни на что,  заслуживала и будет заслуживать признание и почёт. Понимая, как важно  вовремя заметить и поддержать их добрые дела, мы поставили перед собой  цель – найти и поблагодарить людей, совершивших отважные и мужественные  поступки, сумевших побороть недуг или сложные жизненные ситуации. Неравнодушные и отзывчивые, теплом своей души они согревают всех, кто  нуждается в их поддержке, помогают ветеранам, ухаживают за больными. Они стойко преодолевают трудности и добиваются больших успехов. Мы собрали  истории об этих замечательных, смелых, чутких, самоотверженных ребятах и  хотим рассказать о них всей стране. Мы верим, что в трудную минуту  обязательно найдется Горячее сердце, готовое прийти на помощь именно  вам». ­Кто учредил фонд «Горячее сердце» (ответы детей) ­Для чего создана книга «Горячее сердце»? (ответы детей) ­Кто её герои? (ответы детей) ­Хотите вы на них быть похожими, почему? (ответы детей) IV. Рассказ о героях нашего времени. Баранов Никита.  Далеко не каждому дано в 7­летнем возрасте совершить поступок, достойный  уважения. А вот Никита Баранов – маленький житель башкирского села  Ташкиново – в свои 7 лет сумел проявить недетское мужество и героизм! Вот уже второй год в селе Ташкиново строители вели бесконечные работы по  газификации. Из­за этого все улицы были перерыты, в селе отсутствовало  уличное освещение. Жители с нетерпением ожидали когда же, наконец,   строители завершат свою работу. В начале апреля 2012 года, проходя по одной из улиц, 7­летний Никита  Баранов услышал доносящиеся откуда­то крики о помощи. Он прислушался:  кричал, явно, ребёнок. Кричал страшно, похоже, захлебываясь… Никого из взрослых вокруг не было, и Никита, ни минуты не раздумывая,  бросился к траншее, которая больше напоминала заполненную водой  полутораметровую яму. На дне он увидел соседского мальчика Диму  Тойгузина. Трёхлетний малыш безрезультатно  пытался выбраться на  поверхность. Видно было, что он устал и силы его были на исходе, к тому же  холодная вода тянула отяжелевшую одежду ко дну. От неудачных попыток  выбраться мальчик начал захлёбываться… Никита понимал, что помощи ждать неоткуда. Напрягая все свои силёнки, он  стал вытаскивать Диму из ямы. Было очень тяжело, но он всё же сумел  вытащить малыша на поверхность. Рады были оба – и спасатель, и спасённый.  Маленькому Диме очень повезло, что рядом со злополучной ямой оказался  Никита, который своей смелостью и решительностью предотвратил страшную  трагедию. Юному герою Никите Баранову была вручена Грамота за проявление  смелости, отвагу, самоотверженность и проявление героизма при спасении  утопающего 3­летнего ребёнка. Позже вручен   Нагрудный знак «Горячее  сердце». Михайлов Дмитрий.    Село Михайловка, Республика Бурятия. Юного героя, который спас своего утопающего племянника, наградил глава  района медалью «За отличие в ликвидации последствий ЧС». В мае 2012 года  девятилетний Дима с шестилетним Данилой пошли к реке посмотреть на  плывущие льдины. Малыш забежал на мост, а доска под ним сломалась. Дима  не растерялся и спас Данилу. Отважная четвероклассница Светлана Васильковская. 10­летняя Светлана Васильковская 4 мая 2013 года прогуливалась вместе с  двумя подружками. Одна из девочек везла в коляске 2­летнего брата. День  был жаркий, и девочки пошли к пожарному водоёму. Там они стали  плескаться водой. Потом побежали на солнышко сушиться, а Света не  побежала, осталась рядом с коляской. Вдруг она услышала странный шум:  коляска с ребёнком сорвалась с места и покатилась прямо в водоём! Колёса быстро несущейся коляски подскакивали на неровностях и в конце  концов застряли в иле. Малыш вылетел из коляски и плюхнулся в глубину  водоёма. Света, испугавшись за малыша, стала звать подружек на помощь, но  те были далеко и не слышали её. Мальчик, барахтаясь, начал погружаться под  воду. Девочке стало страшно, и она, не раздумывая, кинулась в водоём  спасать малыша. Вода была ещё холодная, дно вязкое. Свету стало засасывать. С большим  трудом она зашла в воду по грудь и, дотянувшись до малыша, попыталась его  ухватить, но он всё время выскальзывал из её рук. И тут Света вспомнила, как их учили в школе: тонущего человека надо вытаскивать из воды, стоя боком.  Наконец она смогла ухватить малыша, но илистое дно снова стало её  засасывать. К счастью, Света нащупала под ногами что­то твёрдое – кирпич,  на который и встала. Выбиваясь из последних сил, она смогла выбраться на  сушу вместе со спасённым мальчиком. Продрогшего мальчугана девочка донесла до своего дома. Увидев на пороге  внучку в мокрой одежде с рыдающим соседским ребёнком на руках, бабушка  ужаснулась. Света вся тряслась и не столько от холода, сколько от  пережитого страха. Но особенно перепугалась бабушка: ведь внучка не умела  плавать! Оказывается, в тот страшный момент девочка совсем забыла об этом  и бросилась спасать малыша. За смелые действия Светлана Васильковская получила благодарственное  письмо от Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по  обеспечению пожарной безопасности Новгородской области, ей был вручён  планшет. В 2014 году награждена нагрудным знаком «Горячее сердце». Евгения Бевзак.  «Ангел­хранитель» – только так теперь называют Женю Бевзак родители  спасённого ею малыша. Женя Бевзак, ученица 6­го кадетского класса города Троицка, апрельским  днём 2013 года стояла у подъезда многоэтажного дома.  Внезапно взгляд Жени упал на окно второго этажа. Девочка прервала  разговор на полуслове: на подоконнике стоял малыш! Это был Никита.   Малышу какое­то время удавалось сохранять равновесие, но через мгновенье  он выпал из окна. Не успев толком сообразить, что же она делает, Женя ринулась под окно.  Вытянув руки, она хотела поймать мальчика. И, к счастью, он упал прямо в её  руки. Испуганный, но живой. От тяжести Женя не удержалась на ногах, и они  вместе упали, получив шишки и ссадины. Малыш с ушибами несколько дней  провёл в больнице, а Женю, которая не хотела пропускать уроки, лечила дома бабушка. Евгению наградили  медалью «Горячее сердце». Максим Клименко В 9­й школе Крымска торжественная линейка началась с минуты памяти о  погибших в страшном наводнении 2012 года. Вспомнили тех, кто мог бы  сегодня стоять в строю, и тех, кто помогал в те тяжелые дни. За то, что спасал людей, и за его недетское мужество девятиклассника Максима Клименко  наградили «Горячим сердцем» – так называется российская медаль за  спасение человеческих жизней. «Услышали, как соседи кричали. Я выпрыгнул в окно и поплыл к ним, залез на забор, вытащил маленькую девочку, подплыл отец, я ему передал девочку и  остальных взрослых проводил. На моем месте, я думаю, так поступил бы  каждый. Хотелось бы, чтобы больше таких людей было, которые не  отворачиваются от беды», – сказал Максим Клименко. Полина Бушина  В послеобеденное время на улицах Красноярска было особенно жарко. Она  шла по двору под тень деревьев.  До девушки донесся глухой крик. Она огляделась. На солнцепеке никого не  было, но тревожный звук раздавался совсем рядом. Приглядевшись к  стоявшей рядом иномарке, Полина заметила в тёмноте салона ребёнка.  Малыш лежал на заднем сидении, судорожно двигал ручонками и заходился в  плаче.  Полина огляделась. Никто не собирался подходить к автомобилю и отпирать  его. Она подёргала все дверцы – заперто. Сигнализация молчала. Девушка изо  всех сил ударила ногой по колесу. Ничего! Надо было что­то делать… Сообщение на телефон дежурного полиции поступило в 16 часов. Звонившая  девушка сообщила, что в закрытом автомобиле, припаркованном на улице  Яковлева в Железнодорожном районе, длительное время находится  маленький ребёнок. На место выехал экипаж патрульно­постовой службы. Когда полицейские приехали, Полина стояла, плотно прижавшись к боковому  стеклу машины, чтобы хоть как­то оградить ребёнка от палящих лучей, и  громко говорила какие­то ласковые слова. Хозяева автомобиля так и не  появились. Сотрудники полиции решили разбить стекло. Маленький  невольный пленник уже не мог кричать, только судорожно глотал воздух.  Потом ещё несколько долгих минут до прибытия «скорой помощи» Полина  держала малыша на руках, тихонько покачивая и обмахивая платком. Уже в больнице врачи определили, что у ребёнка случился тепловой удар, и  Полина просто спасла ему жизнь. Если бы полуторагодовалый мальчуган  провел в раскалённом автомобиле ещё некоторое время, он никогда больше не увидел бы солнце…  Виктория Веткова и Влад Демьяненко. Школьники собрались компанией и отправились гулять к речке. Один  мальчик решил пройтись по льду. Подошел к самому краю и прыгнул на  льдину, но оступился, упал в воду и сразу скрылся из виду. Увидев это Вика  легла на лед, подползла и протянула руки тонущему. Девочка и сама не может объяснить, откуда взялись силы – но 8­летнего парнишку вытащила.  Одноклассник Виктории, Влад Демьяненко, проявил мужество еще в декабре  прошлого года. Тогда загорелся их дом. Случилось это поздно ночью, когда  все спали. Его мама и папа уже тушили огонь, Влад бросился им на помощь,  первым делом решил спасать документы, потом стал помогать родителям.  Носил воду, подавал ведра. Александр Евсяков Ученик 9­ого класса Красногорбатской средней школы Александр Евсяков в  мае 2013 года спас тонущего мужчину. Услышав призывы женщины о помощи, мальчик не растерялся и, не задумываясь, прыгнул в воду, чтобы поднять  утопающего и вытащить его на поверхность. Уже на берегу, пока взрослые вызывали "скорую помощь", Александр сделал мужчине искусственную  вентиляцию легких, и мужчина пришел в себя. Указом Президента РФ Владимира Путина от 13 октября 2014 года за смелые  и решительные действия при спасении людей в экстремальных условиях  Александр был награжден медалью «За спасение погибавших». Ларин Даниил, погиб в 9 лет и Курбатов Илья. На берегу пруда в Игрищах прогуливались две девчушки – второклассница Настя и пятиклассница Наташа. Неподалеку оказались пятиклассник Даниил и шестиклассник Илья. Стоял холодный ноябрьский день, детвора догуливала последние деньки осенних каникул, а взрослые спешили по своим делам…  Худенькая восьмилетняя Настя долго пробовала ножкой лед, потом осмелела и,   несмотря   на   предупреждения   проходивших   мимо   взрослых,   ступила   на ледяную корку и тихонько пошла к центру пруда. Но неокрепший покров вдруг треснул у нее под ногами, и девочка провалилась в холодную воду. От испуга Настя не могла кричать, она беспомощно барахталась, ломая кромку льда, и лишь раскрытые в ужасе глаза звали на помощь. Это и увидел Даниил.  Пятиклассник,   ни   секунды   не   раздумывая,   метнулся   в   полынью,   схватил девочку   и   какое­то   время   помогал   ей   удерживаться   на   поверхности.   Но тяжелая   одежда   тянула   ко   дну,   лед   обламывался   под   пальцами,   полынья расширялась. Илья Курбатов, увидев, что другу никак не удается выбраться, бросился на помощь. Ему удалось схватить Настю за капюшон куртки, но Даниила   он   уже   не   видел.   Наконец,   Наташа,   придя   в   себя   от   ступора, побежала в село за помощью. Сколько прошло минут, прежде чем взрослые прибежали к пруду и смогли подобраться к полынье, неизвестно. Для детей, сражавшихся с холодной водой, эти минуты были вечностью, и всё это время Илья   изо   всех   сил   поддерживал   Настю   на   плаву.   Ее,   почти   потерявшую сознание, и Илью вытащили из воды подоспевшие на помощь взрослые, но Даниила нигде не было. Потом старший брат Даниила – Александр долго, до посинения, нырял в поисках младшего брата. Спасти Даниила, которому лишь месяц назад исполнилось 11 лет, не удалось.  Даниил   Ларин   не   отличался   крепким   здоровьем,   но   в   его   хрупком   теле заключался добрый, мягкий и в то же время очень сильный характер. Даниил мог, смело глядя в глаза старшекласснику, заступиться за девочку, которую обидели. В тот день на берегу пруда он просто не в состоянии был поступить по­другому.   Как   и   его   друг   Илья,   который   из   последних   сил   удерживал Настю.  Даниил Ларин и Илья Курбатов поступили по­мужски, спасая Настю. Оба они достойны глубокого уважения, а Даниил – вечной памяти.  Достойные кандидаты есть и в Мордовии. Например, в Дубёнском районе  Виктор Малыйкин 23 июля 2008 года вытащил из пруда ветерана труда, которому стало плохо. Указом Президента РФ школьник был награжден  медалью «За спасение погибавших». Второклассник Теньгушевской школы Саша Попов вместе со своей  одноклассницей Дашей, проживающей с ним на одной улице, отправился на  речку Ведяжу, которая покрылась льдом. Было видно, что лед не совсем еще крепкий, и кое­где проглядывали даже  полыньи. Ребятишки решили перейти на другой берег, но не по льду, а по  мосточку. Но не зря говорят, что беда подстерегает везде. Когда Саша и Даша переходили через мостик, Даша споткнулась и, не удержавшись, упала на  неокрепший лед. Он треснул, девочка оказалась в воде и под тяжестью  намокшей одежды стала тонуть. Саша это сразу же увидел и поспешил на  помощь. Нашел на берегу  палку, подал ее Даше. Ухватившись за нее,  одноклассница сумела выбраться из полыньи, а затем и на берег. Смелый поступок Саши Попова стоит того, чтобы его заметили и отметили,  поставили в пример и детям, и взрослым. И пусть родители Саши Попова  знают, что у них растет достойный сын. На него могут положиться как они  сами, так и любой человек. Ведь можно себе представить, что стало бы с  одноклассницей Саши, не сообрази он сразу, как можно вызволить Дашу из  беды. Всего лишь второклассник, а поступил как взрослый мужчина, не  побоялся, что и сам он мог оказаться в ледяной воде. Не совсем обычная линейка прошла 2 сентября 2013 года в одной из школ  Ардатовского района.  В День знаний одиннадцатикласснику Каласевской  средней школы Александру Жадееву была вручена медаль «За доблесть и  отвагу на пожаре». 5 июля школьник вынес из горящего дома своего соседа,  который обессилел и не смог бы самостоятельно выбраться.  За проявленный  героизм и мужество Мордовским республиканским отделением  общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное  пожарное общество» в присутствии учителей, родителей и школьников,  молодому человеку была вручена медаль «За доблесть и отвагу на пожаре»,  почетная грамота и ценный подарок.  16­летний подросток из Ковылкино спас своего тонущего друга,  повредившего позвоночник.  В последний день мая  2015 года 16­летний Дмитрий Мозгачев, житель  Ковылкино, проводил досуг вместе с компанией друзей на пляже реки Мокша в районе одноименного дома отдыха. Один из подростков решил искупаться,  нырнул в реку и, как оказалось позже, ударился о дно. В результате молодой  человек повредил шейные позвонки и начал тонуть, сообщает пресс­служба  МЧС по РМ. Заметив, что его друг в беде, Дмитрий бросился на помощь, вытащил  одноклассника из воды и вынес на берег. Он также сумел оказать своему  другу первую медицинскую помощь, после чего вызвал бригаду медиков. ГУ МЧС России по РМ наградило Дмитрия Мозгачева медалью «За спасение  погибающих на водах». (На доске) По тонкому льду. Бугаева Анна. Зима 2012 года в Ставропольском крае выдалась морозная. Температуры  падали так низко, что в селе Рагули лопнули трубы водопровода. Работники  водоканала не стали засыпать 2­метровую яму, образовавшуюся при ремонте,  решили дождаться весны. Поверхность воды, наполнившей яму, сковало  ледком. Образовалось крошечное озеро, и у сельской детворы появился  импровизированный каток. Дети с удовольствием отправлялись на лёд,  несмотря на запреты родителей. Воскресенье 12 февраля выдалось не таким уж морозным, около 15 градусов  ниже нуля. Засидевшиеся дома дети с радостью выскочили на улицу.  Первоклассница Аня Бугаева с ученицей второго класса Оливией Витошкиной и 4­летним Артёмом Клименко решили покататься на льду. Оливия, взяв за  руку Артёма, заскользила к середине замёрзшего провала. Аня не успела сделать и шагу, как по ровной поверхности льда зазмеились,  слегка потрескивая, трещинки. Вдруг на середине ледяного блюдца лёд  треснул, ушёл из­под ног, и Оливия с Артёмкой оказались в ледяной воде.  Малыш сразу ушёл с головой под воду, затем вынырнул и судорожно  схватился за край пролома. Дети пытались держаться, но одежда, ставшая  невероятно тяжёлой от воды, тянула их вглубь. Они выныривали снова и  снова, но выбраться не могли. С каждой секундой таяли силы, а вместе с ними – и шансы выбраться живыми. Ни одного взрослого рядом не было. Казалось,  трагедии не избежать. Увидев, что случилось с друзьями, Аня бросилась им на помощь.  Подобравшись по предательски хрустевшему льду к провалу, протянула руку  Оливии и изо всех силёнок стала тащить подругу из воды, а Артёмке  крикнула, чтобы он держался. Мальчик посиневшими пальцами уцепился за  ломкие ледяные края пролома и стал ждать, стуча зубами от дикого холода.  Вытащив из воды Оливию, Аня спасла и Артёмку. Дети с плачем побежали  домой. Аня очень сильно переживала, что мама будет ругать её за  испачканную в глине одежду. «Если бы я побежала звать взрослых, ребята бы  за это время утонули», – объяснила Аня. Она смущается, когда родители со  слезами на глазах благодарят её за спасение детей. Разве можно было  поступить иначе?! Аня, едва начав жить, спасла две человеческие жизни. А злополучную яму на  следующий же день засыпали. За смелость и решительность. Милена Иванова.          В семье Ивановых пятеро детей: 16­летний Андрей, шестиклассница  Милена, второклассница Ирина, будущий первоклассник Алексей. Самый  младший из них –5­летний Иван, инвалид с детства; он начал ходить совсем  недавно, после сложнойоперации. В субботу, 29 августа 2015 года, мама ушла на работу, отец уехал по  делам в райцентр. В доме были все дети, кроме Андрея. К ним забежал  поиграть 7­летнийсоседский парнишка Дима. Ребята смотрели мультики,  играли. Вдруг в окне, выходящем на веранду, Милена увидела черный дым.  Она приоткрыла дверь на веранду, и тут же захлопнула – всё помещение было  в дыму, а справа от выхода бушевало пламя. Пожар! Стало понятно: выйти через дверь невозможно. Но ведь рядом –  младшие! Надо что­то делать! Милена – девочка спортивная, в школе на  уроках физкультуры всегда первая, и очень внимательна на уроках ОБЖ –  учителя всегда рассказывают полезные вещи. Вспомнив совет «Главное, не  паниковать!», Милена громким голосом скомандовала: «Так, малышня, не  кричать и не бегать! Слушаться меня! В доме – пожар. Выходить будем через  окно. Всем понятно?» Ребята тут же посерьезнели и согласно закивали  головками. Милена распахнула окно в кухне: оттуда было удобнее  выбираться на улицу. Первым делом она помогла вылезти соседскому Диме,  затем подсадила братишку Алёшу. Вытаскивать Ванечку помогла Иринка,  которая сама сумела выбраться во двор. Ну, а потом и Милена выскочила из  горящего дома.          А пожар распространялся. Сбежались соседи с ведрами и баграми.  Вызвали пожарных. Детей увели к себе соседки, успокоили и напоили чаем.  Оказалось, что односельчане видели дым, идущий от хозяйства Ивановых, но  решили: мусор сжигают. А потом уже было поздно: огнем был охвачен весь  жилой дом с надворными постройками. К приезду пожарной машины всё  сгорело дотла. Но семье Ивановых не дали пропасть: и сельсовет, и соседи, и  просто добрые люди – все помогают. А Милену в селе теперь не иначе, как  героиней, не зовут. Активную школьницу и раньше ценили за ее смелость и  успехи в спорте, а теперь еще и такой поступок! Сама Милена свой поступок  подвигом не считает, признается, что очень волновалась за детей. По отзывам  специалистов, в критической ситуации девочка повела себя очень грамотно,  совсем не по­детски. За геройский поступок Милена Иванова награждена медалью МЧС России «За отвагу на пожаре». 17 февраля 2016 года прошла Торжественная  церемония награждения в  Москве, которая состоялась в Центральном академическом театре  Российской Армии. Осенью 2015 года прошёл сбор новых представлений на награждение  Нагрудным знаком «Горячее сердце», в котором приняли участие 84 субъекта  РФ девяти Федеральных округов. Оргкомитет утвердил решение наградной  комиссии о награждении в 2016 году 120 лауреатов Инициативы – это 7  детских и молодёжных общественных организаций и 113 ребят. Как и в предыдущие годы, часть лауреатов приглашены на Торжественную  церемонию награждения в Москву, которая состоится сегодня ­ 17 февраля  2016 года в Центральном академическом театре Российской Армии. В числе приглашенных гостей есть и героиня из Красноярского края – это  девятилетняя Вероника Волкова. В августе 2015 года Вероника Волкова вместе с другими детьми играла во  дворе дома, соседские малыши возились в песочнице. Никто не заметил, как  соседская малышка Таня перелезла через перила,  ограждающие высокую  стену,  под которой был въезд в гаражи. Малышка  повисла над пятиметровой  пропастью и могла в любую секунду сорваться  вниз.  Вероника рассказывает, что увидела испуганные Танины глаза и побелевшие  пальчики, вцепившиеся в прутья перил. Не раздумывая ни секунды, Вероника  рванулась по ступенькам лестницы, ведущей вниз. Успела встать прямо под  висящим ребенком и вытянуть руки вверх. В этот момент пальцы Тани не  выдержали, она рухнула вниз. Весь удар приняла на себя Вероника. От  тяжести и сильной боли Вероника закричала. Подбежавшие дети пытались ее  поднять, но безуспешно. Потом позвали папу одного из мальчиков, и он отнес  Веронику домой. Благодаря героическому поступку Вероники пятилетняя малышка осталась  жива, и на удивление, ничего себе не повредила при падении. Родители Тани  выражают глубокую благодарность Веронике за спасение жизни и здоровья их  дочери. Вероника получила серьезную травму ноги, долго лежала в хирургическом  отделении больницы. И только потом рассказала маме о своем поступке. Мама девочки Ольга Волкова, рассказала нам о том, что поступок дочери не  был спонтанным, девочка действовала обдуманно и грамотно.  Вероника в  секунды оценила ситуацию – взрослые были далеко, пока добегут,  ребенок  уже сорвется вниз, а потому рванула спасать малышку сама, другие дети тоже видели случившиеся, но больше никто на помощь не поспешил. ­ Я очень благодарна Всероссийской инициативе «Горячее сердце» за то, что  моя  дочь будет награждена, это значит, что она совершила правильный и  действительно героический поступок, ­ сказала Ольга Волкова. А в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю с нетерпением  ждут возвращения юной героини из столицы, чтобы тоже поздравить Веронику с почетным званием, пожать ее детскую, но уже по­настоящему героическую  руку, пригласить ее с друзьями и родственниками на экскурсию в пожарную  часть города, вручить ей благодарственное письмо и внести ее имя в книгу  «Дети герои». V. Просмотр фильма «Герои с горячем сердцем». Беседа.  Этот список детей ­ героев можно продолжать очень долго, потому что  их очень  много.  ­Но как вы думаете, только детей, которые совершили героические поступки  мы называем «Горячее сердце» или есть еще кандидаты, достойные этого  звания? Есть много детей и подростков, которые заслуживают этого высокого звания,  это наши работники – спасатели, пожарные службы, дети с ограниченными  возможностями и другие.  ­ Легко ли стать героем? ­Возможно ли героем стать сегодня? ­ Какой поступок можно считать героическим? Учитель:/организует с учащимся дискуссию/ ­ Ребята, вам знакомы такие понятия как милосердие, долг, честь, совесть? ­ Как вы понимаете слова – «В жизни всегда есть место подвигу»? ­ А смогли бы вы прийти на помощь человеку, попавшему в беду? ­Ребята, какое сердце мы называем горячим?/ Правильно! Сердце, открытое, доброе,  любящее, готовое прийти на помощь людям/. Я хочу вам всем пожелать, чтобы у вас в груди билось настоящее горячее сердце,  чтобы вы всегда спешили на помощь людям, не оставались равнодушными к чужой  беде. Учитель:/подводит итоги мероприятия/ Сегодня в нашем образовательном учреждении прошёл единый  Урок  Мужества, посвященный Всероссийской общественной инициативе «Горячее сердце».  Мы познакомились с  Почётной  книгой  «Горячее сердце»,  с рассказами о поступках  награждённых ребят и деятельности общественных организаций и  объединений.Провели очень интересную дискуссию, обсудили представления о  милосердии, добре, мужестве, долге, чести и ответственности. Вы познакомились с  рассказами о сверстниках, чьи отважные поступки, а также неравнодушное отношение  к людям, нуждающимся в помощи, служат примером мужества и ответственного  гражданского поведения.  Мы вспомнили юных героев времён ВОВ, минутой молчания почтили их память. Я думаю, что все вы  поняли, что такое милосердие и что такое  «горячее сердце». Юным героям вручают нагрудные знаки «Горячее сердце», а их  подвиги записывают на страницах одноименной Почётной книги. Среди награждённых  есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это –  невосполнимая утрата для их родных, ну а для нас они служат примером патриотизма  и любви к своему народу, к своей Родине. Уверена, что ваши сердца никогда не остынут,  и в трудную минуту вы сможете прийти на помощь людям. В заключении нашего мероприятия предлагаю спеть песню «Дорогою добра» «Дорогою добра» 1.Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра, Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. 2.Забудь свои заботы, падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра. Но если с другом худо, не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра. Но если с другом худо, не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра. 3.Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь не детская игра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).

Урок мужества "Горячее сердце" (начальная школа).