Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
01.04.2017
Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)
Урок по учебнику А. Д. Шмелева для 6 класса. Дети проведут исследование, в ходе которого установят грамматическое значение деепричастия, узнают вопросы, на которые оно отвечает, морфологические признаки деепричастия, а также способ его образования и роль в предложении и в речи.
Что такое деепричастие.docx
Конспект урока русского языка в 6 классе. Что называется деепричастием. Тип урока: Урок­исследование Цель урока:  обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками,  синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость); формирование навыка разграничения основного и добавочного действия; развивающая: вырабатывать языковое чутьё; воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать в паре.    развитие   умения   исследовать,   анализировать,   обобщать; Ход урока Оргмомент:   Здравствуйте,   ребята!   Я   желаю   всем   хорошего   настроения, доброжелательной обстановки и успеха!                     Сегодня мы проведём с вами исследование над частью речи, название которой пришло к нам из 17 века! Наверное, вы уже догадались, о чем пойдет речь? (о деепричастии) ­ В этом слове нам знакома вторая часть, что вы о ней знаете? (Причастие – особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию).  ­   Почему   причастие   является   особой   формой   глагола?   (обозначает признак по действию и образуется от глагола). ­ Проведем аналогию к деепричастию. Чем будет являться деепричастие: самостоятельной частью речи или формой глагола? (Формой глагола).  ­ Какова тема урока? (Деепричастие как форма глагола). ­ слайд   /запишите   число…,   классная   работа,   тему   урока   «Деепричастие   как   форма глагола»  ­   Итак,   вторая   часть   слова   «деепричастие»  нам   знакома.  Что   означает первая «дее»? В состав каких слов она входит? (Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.)  До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле­   поле   посеяно,   выполненная   работа­работа   выполнена)   Вот   её   место   и заняли деепричастия.  / смотрим на экран/ Найдите среди данных слов деепричастия и выпишите их к себе в тетрадь: Пролетая, запятая, кривая, стая, играя, смешав, состав, стремглав, смеясь, карась, сыграв, не прав, дубрав, взявши. ­ Какие трудности вы испытали? Почему?   Целеполагание   Что нужно знать о деепричастии, чтобы их находить? Ответы учащихся: (уметь определять грамматическое значение, знать вопросы, морфологические признаки, способ образования, роль в предложении) ­ слайд  Это и будет нашей задачей на уроке: уточните ещё раз, что надо узнать о деепричастии? Чему научиться?   Итак, мы сегодня будем исследовать, что такое деепричастие.  Любое   исследование   предполагает   алгоритм   действий,   то   есть определённый порядок. Поэтому нашей путеводной картой будет таблица, заполняя которую, мы создадим план­конспект о деепричастии. (слайд с таблицей) + у каждого на парте раздаточный материал. Знакомимся   с   таблицей:   Первая   строчка   «Что   такое   деепричастие?» заполнится   нами   в   конце   урока,   мы   должны   будем   прийти   к   этому определению. ­ слайд вопрос деепричастие 1.Что  такое деепричастие? 2. Что обозначает? (грамматическое        значение) 3. На какие вопросы отвечает? 4. От какой части речи образуется? 5. Имеют суффиксы: 6. Признаки  глагола 7. Признаки наречия 8. Каким членом предложения может      быть? 9. Роль в речи               Начало анализа  1) Начнём наше исследование с грамматического  значения, строчка № 2 (слайд)  ­ Прочитайте предложения. 1. Монета упала и зазвенела. 2. Монета, упав, зазвенела. 3. Монета упала, зазвенев. В каком из предложений действия, относящиеся к подлежащему, названы как равноправные? В каких предложениях выделено одно главное действие, а второе обозначено как сопровождающее его, добавочное?   Глаголы упала и зазвенела названы как равноправные в 1 предложении. Во втором   глаголы   обозначают   основное   действие,   а   деепричастия  добавочное (сопутствующее  действие).   Итак,   мы   узнали   грамматическое   значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (Добавочное действие к главному) Давайте потренируемся в нахождении деепричастий. № 8 стр. 114 –  на доске Кто сделает вперед – №13 Проверка:  (ответы   учащихся:   основное   действие   обозначают   глаголы,   а деепричастия – добавочное: читал (что делая? где?) сидя у самой лампы; стояла (что делая? с какой целью?) наполняя его смолистым ароматом; отправились осматривать   (что   сделав?   когда?)   отдохнув   немного;   помчался   (что   сделав? когда?) сильно испугавшись охотников. Давайте проведём эксперимент: уберём всё, кроме деепричастий. (Слайд ) сидя, наполняя, отдохнув, испугавшись Понятно   ли,   что   обозначают   эти   слова   вне   предложения?   Почему   нам   не понятно? Чего не хватает? (не хватает действий, глаголов) Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует   основное   действие,   обозначает   добавочное   действие.   Значит, деепричастие – это форма глагола. ­ На какие вопросы может отвечать деепричастие? (что делая? что сделав? на вопросы   наречия).   У   каких   частей   речи   похожие   вопросы?   (   у   глаголов,   у наречий) (На доску прикрепляется лист «отвечает на вопросы что делая? что сделав? на вопросы наречия», записываем в 3строку таблицы. ­ Как видим, чем является в предложении? (обстоятельством). Куда запишем (в 8 строку)           2)  Продолжаем исследование.  И   следующий шаг – нам нужно узнать, как образуются деепричастия. Запишем эти деепричастия в тетрадь и покажем, как они   образовались.   От   каких   слов   произошли   следующие   деепричастия?   (от глаголов) с помощью чего? (специальных суффиксов). Работа идёт совместно с ребятами.   Какая   форма   глагола   тоже   образуется   от   глагола?   (причастие). Доска: Сидя от сидеть +  я  наполняя от наполнять +  я отдохнув от отдохнуть + в испугавшись от испугаться + вши + сь Что важное о деепричастии мы узнали?  Ответ учащихся: деепричастия образуются от глаголов ­ слайд Что ещё  мы узнали  о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках. Физкультминутка 3)При анализе морфологических признаков деепричастия мы узнали, что оно  обладает признаками двух частей речи. Посмотрим на записи в таблице и скажем, каких? Вопросы вам помогут определить (глагол и наречие). Давайте   выясним  глагольные  признаки   у   деепричастия.   №   11   (в   паре   под цифрой 1 и 2 в начале) Определим   вид   совершенный   или   несовершенный   и   возвратность.  Вопросы   к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид. (На доске) Вспомните,   как   определим   возвратность?   Какой   суффикс   указывает   на   этот признак?   (Суффиксы   –сь,   ­ся,   какое   деепричастие   является   возвратным? /покатываясь /) – 2 человека у доски  блуждая (что делая?) – н.в., невозвр.  ласкаясь (что делая?) – н.в., возвр.  подбираясь (что делая?) – н. в. возвр.  залая (что сделав?) – с.в., невозвр.  играя (что делая?) – н.в., невозвр. Какой   вывод   сделаем?   (Могут   быть   совершенного   вида   (что   сделав?)   и несовершенного (что делая?). Обобщите, пожалуйста, какие глагольные  признаки имеет деепричастие? (деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)  А время можно определить у деепричастий? Нет! Прикрепим эти слова на доску и запишем в таблицу.        Разберите получившиеся деепричастия по составу. (у доски 2 ученика). Помните,   что   они   образованы   от   глаголов,   значит,   не   забудьте   выделить глагольный   суффикс   в   каждом   слове,   затем   специальный   суффикс деепричастия.  Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончания)  Почему?  С чем это связано?  Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)  С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие) Скажите коротко,   какой   признак   наречия   мы   выявили   у     деепричастия?   (На   доску прикрепляется   табличка   и   записывается   в   таблицу   «Не   изменяется»,   ответ учащихся:   деепричастие,   как   и   наречие,   не   изменяется,   то   есть   не   имеет окончания)          ­ Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)  Делаем   вывод   о   роли   деепричастий   в   предложении:   может   быть   только обстоятельством. (лист на доску и запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»)           7)   Роль деепричастий в речи Ребята, кто может сказать, как называются выражения, которые использованы на слайде? (фразеологизмы) (слайд) Работать   засучив   рукава.     Бежать   сломя   голову.     Слушать   затаив дыхание. Смеяться покатываясь со смеху. Почему так часто во фразеологизмах и пословицах используются деепричастия? Зачем они здесь нужны? Давайте уберём деепричастия. Что изменится? (слайд) в сравнении глагол и целое выражение.           Работать                                        Работать засучив рукава Бежать                                           Бежать сломя голову.     Слушать                                      Слушать затаив дыхание          Смеяться                                    Смеяться покатываясь со смеху Деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность. Запишем этот вывод в таблицу.            Поиграем в «Лото»   Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы   передать   меткость,  яркость     народной   речи.  Проверим,  как   мы   знаем пословицы. Нужно соединить разорванные пословицы стрелками. Кто быстрее? (работа в парах) …, по волосам не плачут …, не умоешься Что имеем, не храним, … …, не всегда брани дорогу …, не суйся в воду Пирога ждать,… Снявши голову, … Не замочив рук, … …, потерявши, плачем. Спотыкаясь,… Не зная броду, … …, не евши, спать Проверка:   попросить   зачитать   получившиеся   пословицы   тех   учащихся,   кто быстрее справился с работой.            Рефлексия              Пришло время подвести итог урока. Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? Попросить  прочитать признаки деепричастия из второго столбика таблицы.          Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие? Мы увидели, что деепричастие тесно связано с глаголом, потому что оно является особой  формой глагола.  Вывешивается табличка на доску.           Оценивание           Домашнее задание Используя   составленную   таблицу,   заполнить   перфокарту.   (раздаётся каждому ученику) Домашнее задание учени____6  кл., ф.и.___________________________      Лось   уходил   в   глубь   леса,   оглядываясь   назад./ В   предложении   / слово________________________   является   деепричастием,   так   как   оно обозначает__________________________________, относится в предложении к глаголу_____________________, отвечает на вопрос______________________, образовано от глагола_____________________   при помощи суффикса______, имеет_____________вид,  является в предложении________________________ Дополнительное творческое задание (на усмотрение учителя)  Как вы думаете, в текстах какого стиля чаще используются деепричастия? (художественного)  Нужны   ли   деепричастия,   на   этот   вопрос   красноречиво   ответил   своим необычным   стихотворением   английский   поэт   Р.   Саути   «Подорский водопад» (слайд   )     Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,­  Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. • Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!) • Какую же роль играют деепричастия? ­ Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной,  яркой. ­ Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.       Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость  народной речи.  Библиографический список 1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. ­ СПб.: отд­ние изд­ва «Просвещение», 1994.­271с 2. Дейкина   А.Д.,   ПахноваТ.Д.   Универсальные   дидактические материалы по русскому языку. 6­7 классы. ­ М.:АРКТИ,1999 3. Методические   рекомендации   к   учебному   комплексу   по   русскому языку. 6 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. ­ М.:Дрофа, 2009 4. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008 5. Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; М.: Дрофа, 2009  (Раздаточный материал для урока смотри в Приложении )

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)

Урок на тему "Что такое деепричастие" (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017