1. Знать основные группы доказательств происхождения человека от животных, движущие силы антропогенеза, систематическое положение человека, как биологического вида.
Понимать сложность и условия длительного пути исторического развития человека.
Уметь сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
Применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения человека.
2. Развивать умение сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и отличия.
3. Воспитывать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма.
Задачи урока:
Костёр, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,-
Он был зажжён в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной,
Необустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли).
С таким бессмертным удивлением
Они нам Землю открывали.
Теория внешнего
вмешательства
(паранаучная теория)
Теории происхождения человека
Эволюционная теория
(научная теория)
Теория творения
(религиозная концепция)
Испокон веков людей волновал вопрос о том, как произошёл человек. В древности некоторые племена считали себя потомками определённых растений или животных – медведя, сокола, рыбы и др. В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Древние египтяне и греки считали, что Бог создал человека из глины. Мысль о сотворении первого человека – Адама – из глины встречается в Библии.
К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы.
Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята.
Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов.
Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Систематическое положение человека
царство Животные
тип Хордовые
подтип Позвоночные
класс Млекопитающие
подкласс Плацентарные
отряд Приматы
подотряд Человекообразные
обезьяны
семейство Гоминиды
(прямоходящие приматы)
род Homo (человек)
вид Homo sapiens
(человек разумный)
Систематическое положение человека
Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека:
физиологические
Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных.
Доказательства происхождения
человека от животных.
человек имеет такие же органы и системы органов, как и другие млекопитающие;
сходство в поведении человека и животных
биохимические
Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.
Некоторые белки у человека и шимпанзе взаимозаменяемы, например, гормон роста. Одинаковы у них и многие клеточные рецепторы, поэтому обезьяны часто заражаются человеческими болезнями (и наоборот). Люди и обезьяны подвержены заболеваниям, не поражающим других млекопитающих (холера, грипп, оспа, туберкулёз)
У шимпанзе, как у человека, различают 4 группы крови, и кровь соответствующей группы можно переливать от особей одного вида особям другого.
У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.
Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%. Отсюда — сходство между строением генов и строением белков.
Например, гемоглобин человека и шимпанзе не имеет отличий, а гемоглобин гориллы имеет два отличия в последовательности аминокислот.
генетические
Сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.
АТАВИЗМЫ
РУДИМЕНТЫ
Черты далеких предков Густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.
Органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции
Копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).
сравнительно-анатомические
Единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.
Происхождение человека связано с эволюцией человекообразных обезьян. Вероятно неслучайно между ними имеется так много общих черт.
Анатомические, физиологические и генетические признаки
Функционирование нервной системы, психические качества и способности.
большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
очень похожие зубы;
наличие ногтей;
общие болезни;
сходное число хромосом;
очень близкий химический состав крови;
сходный аминокислотный состав.
способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев.);
высокая способность к обучению;
хорошая память;
способность накапливать жизненный опыт;
сложные формы заботы о потомстве.
Человекообразные обезьяны —
это гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе.
Несмотря на большое сходство между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные отличия между ними.
Анатомические, физиологические и генетические признаки (обезьян)
Функционирование нервной системы, психические качества и способности.
объём мозга примерно 600 см3 (у человека 1600 см3);
менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
относительно более длинные передние конечности;
кисти рук крюкообразные;
хватательный тип стопы;
более развит лицевой отдел черепа с челюстями;
ярко выраженные надбровные дуги;
стопа не образует свод;
таз не такой широкий, как у человека;
существует некоторое отличие по числу хромосом;
биохимический состав не полностью идентичен.
уровень развития сознания ниже, чем у человека;
эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;
менее выраженная способность к отвлечённому мышлению;
отсутствует членораздельная речь;
менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.
Сходство человека наблюдается в отношении современных человекообразных обезьян, которые не являются его предками. Почему же тогда так много общего между нами? Современная наука даёт ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождение признаков) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.
РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА
Проплиопитеки
Дриопитеки
Парапитеки
Насекомоядные млекопитающие
Плиопитеки
Гиббон
Орангутан
Австралопитеки
Горилла
Шимпанзе
Древнейшие люди(архонтропы) или
Человек прямоходящий (Homo erectus)
(питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)
Древние люди (палеоантропы)
(неандертальцы)
Новые люди
(кроманьонцы, современный человек)
Человек умелый (Homo habilis)
Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян.
Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens) единственный живущий в настоящее время. Неоантропы (др.-греч. νέος — новый и ἄνθρωπος — человек) — обобщённое название людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых и ныне живущих.
Человек разумный (лат. Homo sapiens)
Первый мост
…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом—добыча,
Для всей семьи его—еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.
И вдруг - голодный, низколобый,
Он стал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев-гнилье!-
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
и пот со лба отер усталой—
уже не лапой, а рукой.
( В.Шефнер)
Пращур.
А и было-то у пращура:
лишь пещера на семь морд,
Да табун в четыре ящера,
Да наскальный натюрморт.
Пращур месит глину влажную-
Лечит выбитый сустав,
За обиду за вчерашнюю
Крыть соседа подустав:
Отнял все, речей не слушая,
Хоть—не съел по доброте!..
Ох, болит рука распухшая--
Глину мнет в речной воде..
Подло все и неустроенно.
Нет истории пока.
В смертном слишком много воина,
А в последнем- дурака.
Нет вокруг такого гения-
Мозг всерьез связать с рукой.
Ни Сократа нет, ни Гегеля.
Хоть Спиноза бы какой!..
Все в родных плющах основано
На дубине, на клыках…
Что за странная штуковина
Получается в руках?..
Пращур наг. Но так иль иначе,
В силу этих дум и мук,
Первым в мире пьет к полуночи
Из посуды- не из рук.
Не украдена, не отнята-
Им же произведена
Штука глиняная-вот она!
Что сулит ему она
Семь ведь ртов, с детьми,
С калеками—
Чай, за всех душа болит.
Птеродактиль кукарекает.
Наступает неолит.
(Ю.Ряшенцев.)
Основные итоги эволюции человека
Прямохождение
Расширение и укрепление таза
Облегчение челюстного аппарата
Освобождение руки для труда
Противопоставление большого пальца
Изготовление и использование орудий труда
Сплочение членов общества и усложнение
их трудовой деятельности
Появление 2 сигнальной системы (речи)
Прогрессивное развитие головного мозга
Возникновение абстрактного мышления
Создание искусственной среды обитания,
уход от интенсивного воздействия естественного отбора
Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных.
Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.
Биологическое в человеке
Социальное в
человеке
Анатомия и физиология человека
Потребность в еде, сне, движении
Инстинкты
Способность к сознательной целенаправленной деятельности
Членораздельная речь
Мышление
Условие, предпосылка существования человека
Сущность человека
Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов.
Первый вид - биологически целесообразная информация которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК.
Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.
Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме.
У человека наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю», - это только красивая сказка.
Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности.
Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.
Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.
Эволюция человека на современном этапе
Выбраковываются гаметы с нарушениями нормального механизма
мейоза, некоторыми аномалиями хромосомного набора.
Отбор по жизнеспособности и подвижности спермиев, по их
выживаемости в половых путях женского организма, по способности
оплодотворенной яйцеклетки к имплантации.
Около 10% браков не приносят детей из-за
мужского и женского бесплодия и других
причин. Отбор (индивидуальный и
групповой) в условиях контроля над
рождаемостью в потенциально
плодовитых парах. (Часть из них
сознательно отказывается от рождения
детей, тем самым элиминируются из
последующих поколений потомки
особей со слаборазвитыми
родительскими инстинктами). И т. д.
Сейчас интернет прямо-таки наводнен фотографиями найденных гигантских скелетов людей, якобы живших на Земле от нескольких тысяч до 100 миллионов лет назад. Нам всем хочется верить, что это правда, тем более, что существует достаточно косвенных тому подтверждений.
Версия № 1: генетическая.
Версия № 2: космическая.
Версия № 3: медицинская.
Версия № 4: физико-биологическая.
Версия № 5: мифологическая.
Версия № 6: строго антропологическая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.