Цели: Обобщить знания учащихся по истории Средних веков; развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и логическими задачами; воспитать чувство коллективизма.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная.
Планируемые результаты:
Предметные: Систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
Метапредметные:
Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей.
Оборудование: карты средневековой Европы, доска, презентация, рабочие листы.
            
        
        
        
                    
                
                    1
Урокигра «Знатоки истории Средневековья»
Цели: Обобщить знания учащихся по истории Средних веков; развивать умения и навыки 
учащихся при работе с понятиями, датами и логическими задачами; воспитать чувство 
коллективизма.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальнодифференцированная.
Планируемые результаты:
Предметные: Систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают 
суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
Метапредметные:
Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по 
заданным критериям.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, 
принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной 
деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства 
других людей.
Оборудование: карты средневековой Европы, доска, презентация, рабочие листы.
Ход урока.
I. Организационный момент. 
Приветственное слово всем присутствующим.
Представление команд и жюри. (Участвуют две команды по 8 человек, каждая команда имеет 
своё название).
II. Начало игры.
Наша игра будет проходить в несколько этапов. На каждом этапе вы будете зарабатывать баллы. 
В конце игры будут подсчитаны результаты. Команды будут награждены грамотами.
1 этап: «Разминка»
(один правильный ответ – 1 балл)
На скорость (кто первый поднимет руку)
Приёмы установления связи с ранее изученным материалом, актуализации знаний. 
Словарная работа.
      1.  Как называется наука, изучающая прошлое и настоящее человечества? (История)
2 В каком государстве была изобретена бумага? (Китай)
3 По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)
4 Как называлась долгая война между Англией и Францией? (Столетняя)
5 Кого называют Орлеанской девой? (Жанна д, Арк)
6 Второе название города Константинополя (Царьград)
7 Какая наука занимается раскопками и изучением прошлого человечества по памятникам 
материальной культуры? (Археология)
      8.   Главный работник мастерской? (Мастер)2
9 Как называлось хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне? 
(Феодальная вотчина)
10 Главная книга христиан? (Библия)
2 этап: «Крылатые выражения»
Приём установления связей изученной средневековой эпохи с современностью.
(один правильный ответ – 2 балла)
Суть задания: объяснить, что это означает.
1
2
3
4
«Жить на широкую ногу»  жить пышно, богато, с размахом, щедростью.
«Круглый стол»  совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные 
права и полномочия.
«Крестовый поход»  беспощадная и настойчивая борьба с кемлибо или чемлибо.
«Ломать копья»  бороться за чтолибо, с жаром спорить о чёмлибо.
3 этап: Кроссворд
(один правильный ответ – 1 балл)
Вопросы:
По горизонтали: 1. Высшее учебное заведение, появившееся в Средние века. (Университет) 
4. Учреждение, возникшее в Средние века, занимающееся хранением денег и денежными 
расчётами. (Банк).
По вертикали: 2. Налог в пользу церкви (Десятина). 3. Признание священнику в своих грехах
 (Исповедь). 5. Знак китайского письма (Иероглиф). 6. Военный вождь у монголов (Хан). 
7. Изображения, составленные из разноцветных камешков (Мозаика). 8. Боевое состязание 
рыцарей (Турнир). 9. Жилище феодала (Замок). 10. Отличительный знак рода (Герб).3
4 этап: «Человекзагадка»
(один правильный ответ – 2 балла)
Приёмы работы с документальным текстом и конкретизации знаний.
Каждая команда зачитывает выказывания известных людей Средневековья. Соперники должны 
определить, о ком идёт речь.
1. «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все 
наши ссоры и обиды. Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите 
священную землю из лап гнусных завоевателей?»
            А) Урбан II Б) Генрих IV В) Карл Великий
2. Учитель и ученик – друзья во благе?
А) Пророк Мухаммед Б) Ричард II В) Карл Смелый
3. «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома – 
уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и 
сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся
силы, их можно потратить на чтение книг».
Кому принадлежат эти слова?
А) Конфуций Б) Тимур Тимерлан В) Ян Жижка
4. «В человеке важны его личные качества, а не его происхождение»
Кому принадлежат эти слова?
А) Будда Б) Людовик XI В) Ян Гус
5 этап: Ребусы
(один правильный ответ – 1 балл)
Приёмы обсуждения и нахождения коллективного ответа в нестандартной ситуации.
1. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение 
в обществе, преобразование. (Реформа)
1 Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники общенародной 
освободительной борьбы против католической церкви в Чехии. (Гуситы)
2 Первый слог  кусок земли, второй  мычание коровы, третий предлог, целое  свободный 
средневековый город. (Коммуна.) 
3 Первое  бог солнца в Египте, второе  короткое торжественное музыкальное приветствие,
третье  начальная буква алфавита, целое  здание городского совета в средневековом 
городе (Ратуша.) 
4 Первое  небольшой ресторан, где посетителей обслуживают к стойкой, второе  русское 
национальное блюдо, третье – предлог, целое  одна из феодальных повинностей. (Барщи
на.) 
6 этап: Конкурс капитанов
(один правильный ответ – 2 балла)4
На доске два слова: ХРАМ и ЖРЕЦ
Нужно ответить на четыре вопроса и написать ответы от каждой первой буквы данного слова 
каждому капитану.
Вопросы к слову ХРАМ: 1) Одна из рек Китая; 2) Индийские князья;
3) Народ доколумбовой Америки, населяющий часть территории современной Мексики; 4) 
Основатель ислама.
Вопросы к слову ЖРЕЦ: 1) Название восстания во Франции, по распространённому мужскому 
имени; 2) Как называли воина, который имел металлические доспехи; 3) Как называли тех, кто 
выступал против церкви; 4) Как назывались союзы ремесленников.
                                                 
7
этап: Городская культура
         Видео" Часы на городской ратуше".
Входят "слуги" /приём персонификации и театрализации/ и раскладывают на столе 
реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, 
игральные карты. 
Приём коллективного обсуждения, выдвижения и защиты идеи.
Первое задание: За одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться 
на пиру в средневековом замке. (Ответ: карты (изобретены позднее), чай, салфетки, 
механические часы и вилки. Каждый правильный ответ 1 очко.)  
Второе задание: Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на нее 
делениями). Зачем на свече деления? (Ответ: чтобы следить за временем; каждое деление 
соответствует 2 часам 2 очка.)  
Третье задание: Мы попали в средневековье, перед вами горка грязной посуды. Как будет 
вымыта посуда? (Ответ: никак, грязные тарелки чистили с помощью песка и травы.)  
Четвёртое задание. В средние века, как известно, не было холодильников. Как же хранилась 
пища? (Ответ: мясо хранили в соли, овощи просушивали и мариновали.)  
Пятое задание. Из чего сделано было большинство тарелок для средневекового стола: из 
фарфора, серебра или хлеба? (Ответ: из хлеба, т. к. серебряная посуда была очень дорогой.) 
Подведение итогов. Оглашение результатов. Награждение команд.
Фронтальная беседа, целью которой является решение проблемы, формулирование обобщающего
вывода.
Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили, закрепили материал по эпохе средневековья. 
Ответьте на вопрос: "А вы сами хотели бы жить в средневековое время? Почему?" 
4. Рефлексия. Приёмы самоанализа и самооценки. Закончите предложения:
 Я приобрёл….
 Я научился….
 Я смог….
 Меня заинтересовало….5
 Мне захотелось….
 У меня получилось…
 Мне понравилось….