Цель данного урока:
Развитие умения распознавать текст-описание, опре¬делять основную мысль текста, членить его на части, создавать текст-описание.
Планируемые результаты: умения определять тему и основную мысль текста, создавать тексты-описания, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
к конспекту прилагается презентация с иллюстрациями видов природы.презентация к уроку "Описание природы"
Урок Описание природы
Работа по теме урока
Беседа
Цель: развивать умения распознавать текстописание, определять основную мысль текста,
членить его на части, создавать текстописание.
Планируемые результаты: умения определять тему и основную мысль текста, создавать
текстыописания, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Ход урока 1
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Упр. 325 — чтение примеров, объяснение орфограмм.)
III.
1.
— Какой тип речи называется описанием? Что характерно для этого типа речи?
(Описание — это изображение какоголибо предмета, лица, явления действительности
путём перечисления и раскрытия его основных признаков.)
Что включают в себя описания портрета, интерьера, пейзажа? (Примерный ответ).
Описание портрета включает описание лица, улыбки, цвета волос, глаз, указание
возраста, роста, осанки, походки.
Описание помещения (интерьера) — размера помещения, оформления стен,
особенностей мебели, окон, деталей и др. При описании пейзажа этими признаками будут
деревья, река, трава, небо, море, погода, особенности местности и т. д.)
Общее для всех видов описания — одновременность проявления признаков. Цель
описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 9 упр. 17).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 326 — выразительное чтение текста, обсуждение, словесное рисование,
самостоятельное выполнение письменных заданий, морфологический и синтаксический
разбор на доске.
Комментарии
Варианты заглавия текста: «Краски январского леса», «Зимнее великолепие».
Текст можно разделить на три абзаца: первый — первые три предложения, второй
начинается со слов «Над глубокими, свежими снегами...», третий — со слов «Солнце ещё за
лесом...».
2.
Комментарии
Основная мысль описания — одухотворение природы, удивление её способностью
превращать обыденное, невзрачное в необыкновенное, красивое, чудесное.
Стиль текста — художественный.
3.
выполнение письменных заданий.
Комментарии
Варианты заглавия текста: «Сумерки в декабрьском лесу», «Люди и звери в зимнем лесу».
Второй абзац текста начинается словами «Мы поспешили домой...».
Последние два предложения связаны с помошью местоимений: зайцы — им, наш — нам.
Упр. 327 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 328 — выразительное чтение текста, самостоятельное2. Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово физиономия, подчеркните орфограммы.
Выясните его значение по толковому словарю.
Составьте предложение с этим словом. . Подведение итогов урока
На что нужно обратить внимание при описании природы? омашнее задание
Учебник: упр. 329 (подготовиться к сочинениюописанию).
Ход урока 2 . Организационный момент
II.
1.
(По упр. 329.)
2.
III. Подведение итогов урока. Назовите особенности текстаописания.
Домашнее задание:
Подготовить близкий к тексту пересказ описаний природы з произведений А.С. Пушкина
«Дубровский», И.С. Тургенева «Бежин луг», М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (по
выбору)
Работа по теме урока
Устные сочиненияописания
Написание сочинения