Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Оценка 4.8

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа +2
4 кл—5 кл
12.11.2017
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Каждый этап был нацелен на достижение определенного результата. На своём занятии я использовала индивидуальную, фронтальную форму работы. Важное место занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Материал данного занятия может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся, а так же в воспитательной работе, в начальной школе и в среднем звене.
терпение и терпимость.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Куйбышевская основная общеобразовательная школа» Терпение и терпимость методическая разработка учебного занятия по ОРКСЭ                                                                                 разработала:                                                               Стасишина Е.В. учитель начальных классов 1 п. Рассвет Пояснительная записка  Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий   чувством   самоуважения   и   уважаемый   окружающими.   Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе   взаимодействия   с   окружающими   на   основе   сотрудничества   и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки  такими, какие  они  есть.  Проблема   толерантности  актуальна  для современной   России   в   силу   её   многонационального   состава   и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода   истории   страны.   Проблема   воспитания   терпимости   в   школе действительно   очень   актуальна.   В   школе     детей   проблемных   становится больше, а вот терпимости всё меньше. Многое приходит из семьи, из того социального неравенства, которое становится всё заметнее. Я согласна с тем, что школа  призвана  воспитывать   терпимость,  толерантность  к  тем, кто  не такой как все, к слабым, больным. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но   люди   самостоятельные,   обладающие   толерантностью   в   качестве   основы своей жизненной позиции. С введением в образовательный процесс учебного курса   ОРКСЭ   учителю   даётся   отличная   возможность    формировать     у младшего   подростка   мотивацию   к   осознанному   нравственному   поведению, основанному   на   знании   и   уважении   культурных   и   религиозных   традиций многонационального народа России.   Тема моего занятия в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики модуля «Основы светской этики» ­   «Терпение и терпимость».  Цель: Создание условий для овладения  обучающимися знаниями о том, что такое терпение и терпимость для формирования УУД обучающихся.  Задачи:  научить   различать   понятия   терпение   и   терпимость,  толерантность, обучать работе по плану, алгоритму; воспитывать чувства ответственности и бережного отношения друг к другу, осознание своей значимости в социуме; развивать  эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка. Материал данного занятия может быть использован как в  урочной, так и во внеурочной  деятельности  учащихся,  а  так  же  в воспитательной  работе,   в начальной школе и  в среднем звене. Каждый   этап     был   нацелен   на   достижение   определенного   результата. На   своём   занятии   я   использовала     индивидуальную,   фронтальную   форму работы. Важное   место     занимает   работа   в   группах,   которая   позволяет ученикам   получить   эмоциональную   и   содержательную   поддержку,   создает эффект   включенности   в   общую   работу   класса.   В   начале   занятия,   при 2 определении   темы   и   цели   я   использовала   проблемно   –   поисковый   метод, который   наиболее   успешно   способствует   совершенствованию   умений    развитию   самостоятельности   мышления   и практической   деятельности, познавательного   интереса.   Применяя   словесный   метод   решаю        задачу        формирования        теоретических        и фактических знаний. Используя наглядный метод,   решаю задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса. Беседу использую  во  фронтальной  работе, которая  по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Составление   словаря   терминов   и   понятий способствует   систематизации   и усвоению   материала   курса.   Работа   со   словарём   формирует   не   только понимание сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создание точных, понятных, грамотных формулировок. Планируемый результат Предметные   умения:  познакомиться   с   новыми   терминами:   терпение, терпимость,  толерантность; научиться  различать значения  терминов;  уметь использовать  в устной  речи при выполнении задания. Личностные УУД: устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;   определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать  усваиваемое содержание; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные   УУД:   определять   и   формулировать   цель   деятельности   на уроке;   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему;   работать   по инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться   предлагать   варианты   решения   ситуации;   осуществлять самоконтроль;   совместно   с   учителем   и   одноклассниками   давать   оценку деятельности на уроке, делать выводы. Познавательные   УУД:   словарях, ориентироваться   в   своей   системе   знаний   (определять   границы   знания/ незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проводить анализ учебного материала Коммуникативные   УУД:   слушать   и   понимать   речь   других;   умение   с достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли;   владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.   ориентироваться   в   учебнике, 3 I.             Организационный момент. Придумано кем­то Просто и мудро. При встрече здороваться: "Доброе утро"  – Доброе утро и солнцу и птицам – Доброе утро улыбчивым лица, И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! ­   Давайте   ещё   раз   поприветствуем   друг   друга.   (дети   говорят   слова приветствия,  пожимают друг другу руки или обнимаются и т. д.) II.             Актуализация  знаний    . 1. Игра «Изгой» (Приложение №1) Вопросы для обсуждения:  Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)  Легко ли было найти своих? (легко) Обращаясь к вороне:  Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)  Как ты себя чувствовал?(неуютно)   Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)  Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)  Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)  Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо) Оценка   учителя.   Вы   поступили   хорошо,   не   толкали,   а   тактично   не   брали «ворону» в свою стаю. 4 III.              Формулирование темы и цели занятия. ­ Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость) ­ Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд1)   ­Кто   может   сформулировать   цель?   (Выяснить   что   такое   терпение   и терпимость, чем отличаются эти понятия?) IV.             Совместное открытие новых знаний 1.  «Цветные карточки»  (Приложение №2) ­ На зелёной  карточке напишите ­  что такое терпимость? (1 минута) ­ На синей карточке­ терпение. (1 минута) ­ В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит обсуждение) 2. Работа со словарём Даля ­ Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам) 3. Работа с учебником. ­ Как у вас в учебнике даётся определение этих слов? ­ Учитывая все варианты, сформулируйте и   запишите  в свой словарик своё определение. ТЕРПЕНИЕ­готовность и способность мириться. (Слайд 2) ТЕРПИМОСТЬ   ­умение   доброжелательно   воспринимать   других   людей. (Слайд 3) Оценка   учителя.   Вы   очень   активно   работали   в   группах   и   справились   с заданием. V.             Совместное и самостоя  менение зна  ний, закреп    тельное при       ( микровывод)             ление        1. Мультфильм «Притча о гвоздях» ­ Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41 ­ Какое впечатление осталось от просмотренного? 2. Беседа о М. Ломоносове ­   Как   часто   вам,   ребята,   приходится   проявлять   эти   качества:   терпение? (ответы детей) 5 ­ Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?  ­   Учение   –   это   большой   труд.   От   человека   требуется   быть   терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? ­303 года прошло   со дня рождения  Михаила Васильевича Ломоносова. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл  пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. (Слайд4)  ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она   у   Михайло   Ломоносова   была   именно   такой.   Ломоносов   поступил   в Славяно­греко­латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества.   К   этому   добавлялись   другие   мучения:   Запись   из   личного дневника   Ломоносова:   "Школьники,   малые   ребята,   кричат   и   перстами указывают:   смотрите­де,   какой   болван   в   лет  двадцать  пришел   латыни учиться!» (Слайд5)  Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса. ­  Какие   нравственные   качества   своего   характера   Ломоносов?   проявил   Михаил       3. Физминутка  «Звали, зовут, будут звать...»  (Приложение №3) Вывод:  Нам   хочется,  чтобы   к   нам   относились   уважительно,  называли   нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. 4. Толерантность­ это…  ­ Подберите синонимы к слову  терпимость (Ответы детей)  ­ Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает личность, способная проявлять терпение и терпимость. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют эту  личность. А что, по вашему мнению, не зачеркните. качества: относится,      Терпимость  Бессердечность  Конфликт 6  Сострадание  Прощение  Вспыльчивость  Желание что­либо делать вместе  Милосердие  Злорадство  Ложь  Сотрудничество  Уважение прав других  Раздражение  Принятие другого таким, какой он есть  Зависть   по­другому ­   Личность,   обладающую   этими   качествами   называют   толерантной. (Слайд6) Толерантность – слово заимствованное, малопонятное. На   рубеже  18­19  веков   во   Франции   жил   некто  Талейран     Перигор,  князь. (Слайд7)  Он   отличался   тем,   что   при   разных   правительствах   оставался министром   иностранных   дел.   Его   особый   талант   был   в   том,   что   он   умел учитывать   настроения   окружающих,   уважать   их,   решать   проблему,   ища различные   оптимальные   (т.е.   удобные   для   всех)   выходы   из   сложившейся ситуации. ­ А что означает  слово толерантность на других языках?  английском – готовность быть терпимым; (Слайд8) китайском – быть по отношению к другим великолепным; (Слайд9) испанском­ способность принимать решения, отличные от собственных. (Слайд10) ­ Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 5. Анализ ситуаций. (Слайд11) 7 ­   Чтобы   научиться   понимать   людей   других   стран,   других   культур,   нужно научиться     понимать   своих   родителей,   друзей,   одноклассников.   Давайте проверим,  1­ развито ли у вас это качество; 2­  какой  выход найдёте из сложившейся ситуации.  ­ Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения,  работая в группе.  (Слайд12) Правила работы в группе. 1.Уважай собеседника.  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.  3. Отстаивай свое мнение тактично.  4. Ищи лучшие аргументы.  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.  6. Стремись учитывать интересы других.  ­   А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?) Ситуации:  В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить   три     «2».   Кто­то   говорит,   что   он   «неумеха»,   не   будем   с   ним дружить!» Твои  действия. Твой   друг­одноклассник   попросил   у   тебя   тетрадь   на   выходные   и испачкал   ее.   Учитель   в   понедельник   решил   проверить   ее.   Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель? Твои   родители   запрещают   тебе   дружить   с   мальчиком   (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать  ему о долге или лучше промолчать?     VI.               Рефлексия Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение.  Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)  Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.) 8 ­ Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже   о   внутреннем   мире   каждого   человека.   Мы   должны   уважать индивидуальность   каждого   человека,  потому  что   мы   все  люди,  у   нас  есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным. ­Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. «Насколько вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?» Выберите один вариант ответа.  А) 0б   Б) 2б  В) 1б 1.В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите? а)   перебью   собеседника   и   строго   скажу,   что   он   неправильно   ко   мне обращается б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить. в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени. 2. Ты потерял деньги. а) значит, у меня их кто­то украл б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват. в) другой ответ 3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес? а) выскажу обиду б) постараюсь отшутиться  в) другой ответ 4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее   всего   мне:   «Вот     молодежь,   посмотрите,   даже   старикам   теперь   не уступают места!» а) молча встану, уступлю место. б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу. в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию ­ Подсчитайте свои результаты. ­ Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе нужно много работать над собой. ­ Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором  и стоишь на правильном пути. ­  Если набрал 6 и 7  баллов,  то ты в себе уже    выработал  толерантность. (Слайд13) 9 Список литературы 1.   Шапошникова   Т.   Д.,   Савченко   К.   В. Основы   духовно­нравственной культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.  2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности    гражданина России : Данилюк А.Я., Кондаков А.М.­М: Просвещение, 2009 10 3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4  класс (4–5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др.­ М: Дрофа. 2012. 4.«Психологические игры для детей».  Образцова Т.Н.­М: Лада,2005. 5.istorii­x.ru›zagadochnye…  mihail    a­   lomonosov  a.html     6.www   .  youtube    .  com  7.slovar  i.yandex.ru›~книги/Толковый   словарь           Даля Приложение №1 Игра «Изгой»  Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка,   собака,   корова,   лягушка)   Важно   поделить   детей   на   4   примерно 11 одинаковые   группы.   Одному,   как   правило   самому   озорному,   сообщается слово ворона. Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих». Приложение №2 Методика «Цветные карточки» У каждого ученика карточки разного цвета, на которых записываются ответы на вопросы учителя. Времени   для ответа на каждый вопрос   отводится 1 минута.   После   чего   карточки   собираются   по   цвету,   создаются   группы,   в которых   проходит   обсуждение,   делаются   выводы.   Эту   методику   можно применять   на   всех   уроках,   внеклассных   занятиях,   в   разных   возрастных группах при введении в тему или  обобщении.  Приложение №3 Физминутка  «Звали, зовут, будут звать...»  Ученики   рассаживаются   в   круг   и   все   по   очереди,   начиная   с   ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич» Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но   при   этом   они   повышают   уважение   ребенка   к   себе   и   родителям,   дают ориентир на будущее, на взросление. 12

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017