Каждый этап был нацелен на достижение определенного результата. На своём занятии я использовала индивидуальную, фронтальную форму работы. Важное место занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Материал данного занятия может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся, а так же в воспитательной работе, в начальной школе и в среднем звене.
терпение и терпимость.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»
Терпение и терпимость
методическая разработка учебного занятия по ОРКСЭ
разработала:
Стасишина Е.В.
учитель начальных классов
1 п. Рассвет
Пояснительная записка
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно
формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в
процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и
привычки такими, какие они есть. Проблема толерантности актуальна для
современной России в силу её многонационального состава и
многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого
периода истории страны. Проблема воспитания терпимости в школе
действительно очень актуальна. В школе детей проблемных становится
больше, а вот терпимости всё меньше. Многое приходит из семьи, из того
социального неравенства, которое становится всё заметнее. Я согласна с тем,
что школа призвана воспитывать терпимость, толерантность к тем, кто не
такой как все, к слабым, больным.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из
его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков,
но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы
своей жизненной позиции. С введением в образовательный процесс учебного
курса ОРКСЭ учителю даётся отличная возможность формировать у
младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России.
Тема моего занятия в рамках курса «Основы религиозных культур и светской
этики модуля «Основы светской этики» «Терпение и терпимость». Цель:
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о том, что такое
терпение и терпимость для формирования УУД обучающихся.
Задачи: научить различать понятия терпение и терпимость, толерантность,
обучать работе по плану, алгоритму; воспитывать чувства ответственности и
бережного отношения друг к другу, осознание своей значимости в социуме;
развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь
с жизненным опытом ребенка.
Материал данного занятия может быть использован как в урочной, так и во
внеурочной деятельности учащихся, а так же в воспитательной работе, в
начальной школе и в среднем звене.
Каждый этап
был нацелен на достижение определенного результата.
На своём занятии я использовала индивидуальную, фронтальную форму
работы.
Важное место занимает работа в группах, которая позволяет
ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает
эффект включенности в общую работу класса. В начале занятия, при
2 определении темы и цели я использовала проблемно – поисковый метод,
который наиболее успешно способствует совершенствованию умений
развитию самостоятельности мышления и
практической деятельности,
познавательного интереса.
Применяя словесный метод решаю
задачу формирования теоретических и фактических знаний.
Используя наглядный метод, решаю задачу развития образного мышления,
познавательного интереса, воспитания художественного вкуса.
Беседу использую во фронтальной работе, которая по содержанию и форме
соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и
усвоению материала курса. Работа со словарём формирует не только
понимание сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки
работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к.
требует создание точных, понятных, грамотных формулировок.
Планируемый результат
Предметные умения: познакомиться с новыми терминами: терпение,
терпимость, толерантность; научиться различать значения терминов; уметь
использовать в устной речи при выполнении задания.
Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности
и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять
правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание; устанавливать
связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на
уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему; работать по
инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала,
пытаться предлагать варианты решения ситуации;
осуществлять
самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку
деятельности на уроке, делать выводы.
Познавательные УУД:
словарях,
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/
незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проводить
анализ учебного материала
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть
диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
ориентироваться в учебнике,
3 I.
Организационный момент.
Придумано кемто
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Давайте ещё раз поприветствуем друг друга. (дети говорят слова
приветствия, пожимают друг другу руки или обнимаются и т. д.)
II.
Актуализация знаний
.
1. Игра «Изгой» (Приложение №1)
Вопросы для обсуждения:
Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)
Легко ли было найти своих? (легко)
Обращаясь к вороне:
Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)
Как ты себя чувствовал?(неуютно)
Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)
Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)
Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо)
Оценка учителя. Вы поступили хорошо, не толкали, а тактично не брали
«ворону» в свою стаю.
4 III.
Формулирование темы и цели занятия.
Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость)
Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд1)
Кто может сформулировать цель? (Выяснить что такое терпение и
терпимость, чем отличаются эти понятия?)
IV.
Совместное открытие новых знаний
1.
«Цветные карточки» (Приложение №2)
На зелёной карточке напишите что такое терпимость? (1 минута)
На синей карточке терпение. (1 минута)
В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит
обсуждение)
2. Работа со словарём Даля
Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам)
3. Работа с учебником.
Как у вас в учебнике даётся определение этих слов?
Учитывая все варианты, сформулируйте и запишите в свой словарик своё
определение.
ТЕРПЕНИЕготовность и способность мириться. (Слайд 2)
ТЕРПИМОСТЬ умение доброжелательно воспринимать других людей.
(Слайд 3)
Оценка учителя. Вы очень активно работали в группах и справились с
заданием.
V.
Совместное и самостоя
менение зна
ний, закреп
тельное при
( микровывод)
ление
1. Мультфильм «Притча о гвоздях»
Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41
Какое впечатление осталось от просмотренного?
2. Беседа о М. Ломоносове
Как часто вам, ребята, приходится проявлять эти качества: терпение?
(ответы детей)
5 Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?
Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым,
старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика
даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий.
Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
303 года прошло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А
вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком,
пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в
Москву с мороженой рыбой. (Слайд4) ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ —
УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть.
Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в
Славяногреколатинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы
ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного
дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами
указывают: смотритеде, какой болван в лет двадцать пришел латыни
учиться!» (Слайд5) Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет.
Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три
класса.
Какие нравственные качества своего характера
Ломоносов?
проявил Михаил
3. Физминутка «Звали, зовут, будут звать...» (Приложение №3)
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас
ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их
настроение, стараться никого не обижать.
4. Толерантность это…
Подберите синонимы к слову терпимость (Ответы детей)
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает
личность, способная проявлять терпение и терпимость. У каждого из вас на
столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека.
Выберите те, которые характеризуют эту личность. А что, по вашему мнению,
не
зачеркните.
качества:
относится,
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
6 Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание чтолибо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
подругому
Личность, обладающую этими качествами называют
толерантной. (Слайд6)
Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.
На рубеже 1819 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь.
(Слайд7) Он отличался тем, что при разных правительствах оставался
министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел
учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища
различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся
ситуации.
А что означает слово толерантность на других языках?
английском – готовность быть терпимым; (Слайд8)
китайском – быть по отношению к другим великолепным; (Слайд9)
испанском способность принимать решения, отличные от собственных.
(Слайд10)
Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются
по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают
правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5. Анализ ситуаций. (Слайд11)
7 Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно
научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте
проверим,
1 развито ли у вас это качество;
2 какой выход найдёте из сложившейся ситуации.
Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.
(Слайд12) Правила работы в группе.
1.Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с
ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или
ином случае?)
Ситуации:
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает
получить три «2». Ктото говорит, что он «неумеха», не будем с ним
дружить!» Твои действия.
Твой другодноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и
испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите
возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой),
потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего
друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не
отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
VI.
Рефлексия
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют
себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
8 Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря
уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать
индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть
различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. «Насколько
вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?» Выберите один
вариант ответа.
А) 0б Б) 2б В) 1б
1.В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше
имя. Как вы поступите?
а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне
обращается
б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.
в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.
2. Ты потерял деньги.
а) значит, у меня их ктото украл
б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.
в) другой ответ
3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?
а) выскажу обиду
б) постараюсь отшутиться
в) другой ответ
4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный
скорее всего мне: «Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не
уступают места!»
а) молча встану, уступлю место.
б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.
в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию
Подсчитайте свои результаты.
Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе
нужно много работать над собой.
Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором и стоишь на правильном
пути.
Если набрал 6 и 7 баллов, то ты в себе уже выработал толерантность.
(Слайд13)
9 Список литературы
1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовнонравственной
культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России : Данилюк А.Я., Кондаков А.М.М: Просвещение, 2009
10 3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4
класс (4–5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др. М: Дрофа. 2012.
4.«Психологические игры для детей». Образцова Т.Н.М: Лада,2005.
5.istoriix.ru›zagadochnye…
mihail
a lomonosov
a.html
6.www
. youtube
. com
7.slovar
i.yandex.ru›~книги/Толковый
словарь
Даля
Приложение №1
Игра «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного
(кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно
11 одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается
слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь
звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Приложение №2
Методика «Цветные карточки»
У каждого ученика карточки разного цвета, на которых записываются ответы
на вопросы учителя. Времени для ответа на каждый вопрос отводится 1
минута. После чего карточки собираются по цвету, создаются группы, в
которых проходит обсуждение, делаются выводы. Эту методику можно
применять на всех уроках, внеклассных занятиях, в разных возрастных
группах при введении в тему или обобщении.
Приложение №3
Физминутка «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего,
произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня
зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно,
но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают
ориентир на будущее, на взросление.
12
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Урок ОРКСЭ "Терпение и терпимость" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.