Урок по физике на тему: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
физика
8 кл
08.06.2017
Цель урока: Образовательная: дать определение электромагнитным колебаниям. Объяснить понятие колебательный контур и суть электромагнитных колебаний с использованием динамической модели “колебательный контур”.
Задачи:
Воспитательная: воспитать культуру физического труда; внимательность при объяснении нового материала.
Образовательная: изучить понятие электромагнитные колебания
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-что называется свободным и вынужденным колебанием
- что называется колебательным контуром, определение электромагнитных колебаний
Учащиеся должны уметь:
- вычислять 1, Т, т, к, и на основании формул для периода матем. и пру¬жинного маятников;
- решать качест¬венные задачи, объяснять явления на основе изученного;
- применять формулу Томсона при решении задач
Электромагнитные колебания!.docx
Тема: «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ»(8кл)
Цель урока: Образовательная: дать определение электромагнитным колебаниям. Объяснить
понятие колебательный контур и суть электромагнитных колебаний с использованием
динамической модели “колебательный контур”.
Задачи:
Воспитательная: воспитать культуру физического труда; внимательность при
объяснении нового материала.
Образовательная: изучить понятие электромагнитные колебания
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
что называется свободным и вынужденным колебанием
что называется колебательным контуром, определение электромагнитных колебаний
Учащиеся должны уметь:
вычислять 1, Т, т, к, и на основании формул для периода матем. и пружинного
маятников;
решать качественные задачи, объяснять явления на основе изученного;
применять формулу Томсона при решении задач
Тип урока: комбинированный урок
Программное обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, доска,
План:
I Орг. момент
II Проверка домашнего задания
III Тест прошедшим темам: «Превращение энергии при колебательном движении»
IV Изучение нового материала:
1.Электромагнитные колебания
3. Решение задач
V Рефлексия
VI Подведение итогов
VII Домашнее задание
Вынужденные электромагнитные колебания
Вспомним: Что такое переменный ток? Ответ: это электрический ток, изменяющийся во
времени по модулю и направлению. Электромагнитные колебания бывают: Свободные Гармонические Затухающие
Свободные электромагнитные колебания это изменения силы тока в катушке и
напряжения на конденсаторе колебательного контура, совершающиеся без потребления
энергии от внешних источников.
Колебания удобно наблюдать в колебательном контуре.
Колебательный контур устройство с помощью которого можно получить электромагнитные
колебания. Колебательный контур состоит из двух элементов – катушки, с некоторым числом
витков, которая обладает индуктивностью, и конденсатора, главная характеристика которого
– электроемкость (рис. 1).
Рис. 1. Обозначения катушки и конденсаторам
Элементы могут быть соединены поразному, но чаще всего для того, чтобы наблюдать коле
бания, их соединяют, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Колебательный контур LC
Параллельно катушке подключается конденсатор, такой контур называется колебательным
контуром LC, подчеркивая тем самым, что в состав контура входит конденсатор и катушка
индуктивности. Это простейшая система, в которой возникают электромагнитные коле
бания.
Как мы уже знаем, колебания могут возникнуть в случае, если есть определенные условия:
1. Наличие колебательного контура.
2. Электрическое сопротивление должно быть очень маленьким.
3. Заряженный конденсатор.
Это все относится к свободным колебаниям.
Для того чтобы возникли незатухающие колебания – вынужденные колебания, нам в колеба
тельном контуре каждый раз придется сообщать конденсатору дополнительную энергию. По
смотрим, как это выглядит на схеме (рис. 3). Рис. 3. Колебательный контур вынужденных электромагнитных колебаний
В данном случае изображен колебательный контур, конденсатор которого снабжен ключом.
Ключ может переключаться в положение 1 или положение 2. При подключении в положение 1
конденсатор подключается к источнику напряжения и получает заряд, то есть конденсатор за
ряжается. При подключении в положение 2 начинаются колебания в этом колебательном кон
туре, график этого колебательного контура будет иметь следующий вид (рис. 4).
Рис. 4. График вынужденных электромагнитных колебаний
При подключении ключа в положение 2 электрический ток нарастает, меняет свое направле
ние и идет к затуханию, при переключении ключа в положение1 и потом в положение 2 проис
ходит следующий период колебаний. В результате мы наблюдаем картину вынужденных элек
тромагнитных колебаний, протекающих в контуре.
Самым распространенным видом вынужденных электромагнитных колебаний является рамка,
вращающаяся в магнитном поле. Это устройство называется генератором переменного тока, а
сам переменный ток является вынужденными электромагнитными колебаниями.
Самостоятельно Стр. 121 учебника ответить на вопрос 3 и 4 письменно: 3. Почему
затухают свободные колебания в электрическом контуре? 4. Каков принцип действия
автоколебательного генератора?
Рефлексия
Какие колебания называются свободными?
Почему колебания затухают?
Что такое вынужденные колебания?
Какое явление называется резонансом?
Какие примеры применения резонанса вы можете привести?
Что представляет собой колебательный контур? Начертите его схему. Что необходимо сделать, чтобы в колебательном контуре возникли свободные колебания?
Почему свободные электромагнитные колебания затухают?
Подведение итогов
Домашнее задание: §27 «Электромагнитные колебания» Подготовить доклады по теме:
«Влияние электромагнитных излучений на живые организмы»
8 класс Тестирование на тему:
«Электромагнитные колебания и
волны»
Вариант 1
1. Что такое механическая волна?
а) процесс распространения
механических движений в среде;
б) процесс
распространения механических
колебаний в среде;
в) периодически повторяющиеся
движения.
2. Где не распространяются
механические волны?
а) в вакууме; б) в твердой среде; в)
жидкостях и газах.
3.Чему равен T (закончить формулу)?
а) …= t/N; б) …= N/ T;
в) …= 1/ ν.
4. Кто предположил, что всякое
изменяющееся магнитное поле
порождает электрическое поле, а
всякое изменяющееся электрическое
поле порождает магнитное поле?
а) Г.Х. Эрстед; б) Джеймс Максвелл; в)
А. С. Попов.
5. Как расположатся данные виды
излучений в порядке уменьшении
частоты?
а) рентгеновское излучение
б) инфракрасное излучение
в) ультрафиолетовое излучение
6. Кто в 1888 году впервые получил и
зарегистрировал электромагнитные
волны?
а) Гульельмо Маркони; б) Никола
Тесла; в) Генрих Герц.
7. Радиостанция излучает
радиоволны частотой 1000 кГц.
Какова длина этих радиоволн?
а) 0,3 м; б) 300 м; в) 30 м.
8. Какое утверждение верно?
а) скорость распространение
электромагнитных волн больше скорости
распространения света;
б) скорость распространения
электромагнитных волн меньше
скорости распространения света; в)
скорость распространение
электромагнитных волн равна скорости
распространения света.
9. Конденсатор – это...?
а) прибор, с помощью которого можно
накапливать и сохранять электрические
заряды;
б) прибор, с помощью которого можно
измерить напряжение;
в) прибор, который служит для
получения электрических зарядов.
8 класс Тестирование на тему:
«Электромагнитные колебания и
волны»
Вариант 2
1. Что такое электромагнитные
колебания?
а) периодическое изменение
напряжения и силы тока;
б) изменение напряжения; в) изменение
силы тока.
2. Чему равна скорость
распространения электромагнитных
волн?
а) 3 ·108 м/ч; б) 3 ·108м/с; в) нет
определённого значения. 3. Кому впервые удалось рассчитать
скорость распространения
электромагнитных волн?
а) Александр Степанович Попов; б)
Джеймс Максвелл;
в) Исаак Ньютон.
4.Что такое электромагнитные
волны?
а) распространение электромагнитного
поля;
б) следствие возникновения
электромагнитного поля;
в) изменение состояния среды
электромагнитного поля.
5. Все устройства, используемые для
радиосвязи, можно разделить на…:
а) радиосигналы и радиоприемники;
б) радиопередатчики и радиоприёмники.
в) радиопередатчики и радиомаяки.
7. Что называется колебательным
контуром?
а) конденсатор и катушка; б)
конденсатор и источник тока;
в) источник тока и катушка.
8. Что обозначает λ в формуле
λ= c·T=c/ν
а) длина волны; б) частота
колебаний; в) частота волны.
9. Найти частоту электромагнитных
волн, если длина волны 500 см.
а) 60000 кГц; б) 150000 Гц; в)
600 МГц.
.
Урок по физике на тему: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Урок по физике на тему: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Урок по физике на тему: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Урок по физике на тему: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Урок по физике на тему: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.