На уроке о Белгородском крае учу студентов умению организовать работу по изучению жизни, занятий жителей края, их участия в борьбе с кочевниками по защите Древнерусского государства; способствовать развитию умения характеризовать первоисточники, находить нужную информацию; содействовать воспитанию познавательного интереса к событиям истории края.
Тема: Белгородский край и Древнерусское государство.
Цель: организовать работу по изучению жизни, занятий жителей края, их участия в борьбе с кочевниками по защите Древнерусского государства; способствовать
развитию умения характеризовать первоисточники, находить нужную информацию; содействовать воспитанию познавательного интереса к событиям истории края.
Основные понятия: древнеямская, катакомбная, чернолесская, салтовомаяцкая культуры.
Тип урока: изучение новых знаний (урок – лабораторная работа с первоисточниками)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: карта Древнерусского государства, атлас Белгородской области, текст документа, тестовые задания.
Ход урока.
i.
Организационный момент.
Ой, ты, Псёлрека, речка древняя,
Речка древняя, бережистая,
На твоих берегах села русские
Городища стоят престолетние.
Игорь Чернухин.
ii.
Сообщение темы и обсуждение целей урока.
На уроках истории мы знакомились с историей древнерусского государства Киевская Русь. Посмотрите на карту. Входили ли земли нашего края в состав
Древнерусского государства? (ответ учащихся: да, частично). Что же мы узнаем на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся).
III. Изучение нового материала.
План изучения.
Древние жители Белгородчины.
На страже границ Древней Руси.
1.
2.
3.По следам дружины князя Игоря.
4.
Нашествие монголотатар.
1. Белгор дская губ рния
— административнотерриториальная единица
оо
ео
состояла из трёх провинций — Белгородской, Орловской и Севской — и занимала площадь, на которой сейчас расположены
Белгородская, Брянская (частично), Курская и Орловская области. Губернский город —
результате губернской реформы Екатерины II, Белгородская губерния была разделена между вновь
образованными наместничествами, причём Белгород сталуездным городом
При изучении первого вопроса организовать работу 3 групп, которые работают с текстами: памятники палеолита; памятники мезолита;
памятники неолита (учебник «Белгородоведение» стр. 4450). Задание: назвать наиболее интересные археологические памятники эпох
каменного века на территории нашего края, сделать сообщения об археологических находках.
выступление учащихся, выявление особенностей древнеямской, катакомбной, чернолесской, салтовомаяцкой культур.
2.
с кочевыми народами (хазары, печенеги, половцы), работают с картой, текстом учебника «Белгородоведение» стр. 53.
в этой борьбе: Хотмыжского, Крапивенского, Белгородского.
При изучении второго вопроса учащиеся слушают рассказ учителя о борьбе жителей нашего края
3.
Познавательное задание: прослушайте отрывок из стихотворения И.Чернухина и ответьте на вопрос: как связано произведение древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» с нашим краем?…Шелпрошел здесь когдато с дружиною
Буйтур Всеволод к Игорюкнязю.
Чтобы вместе за Русь за великую
Постоять, приумножив знамена.
Вражью рать извести скверноликую
И напиться шеломами Дона.
Расскажите о походе князя Игоря, прочитав документ, текст учебника и изучив карту.
( Самостоятельная работа, сообщения учащихся)
Документ
Из «Ипатьевской летописи» о начале похода князя Игоря против половцев в 1185 году.
В это время Игорь Святославович, внук Олегов, поехал из Новгорода (Северского) месяца апреля в двадцать третий день, во вторник, взяв с собою брата Всеволода из
Трубчевска. Святослава Ольговича, своего племянника, из Рыльска, Владимира, сына из Путивля и у Ярослава выпросил помощь Ольстина Алексеевича, Прохорова
внука, с черниговскими воинами. Так пошли они, спокойно собирая дружину, а кони у них были тучные. Когда шли они к Донцу реке, в час вечерний Игорь взглянул на
небо и увидел солнце, стоявшее, словно месяц, и сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли, что это за знамение?» Они посмотрели, увидели все и поникли
головами, и сказали: «Князь, не на добро знамение это». Игорь же сказал: «Братья и дружина! Тайны божьей никто не знает, а знамению творец бог, а что нам бог и всему
миру своему сделает на добро или на наше зло, то мы увидим». Сказал так, перешел вброд Донец, пришел к Осколу и поджидал два дня брата своего Всеволода; тот шел
другим путем из Курска. Оттуда пошли к Сальнице: там к ним приехали и сторожевые отряды, которых они посла
нашими врагами — ездят в оружии; или поезжайте скорее или возвращайтесь домой, потому что не наше время». Игорь сказал с братьями своими: «Если вернемся без
боя, то будет нам позор хуже смерти, а теперь как нам бог даст». Так и порешили, и ехали ночь. На дру
вецкие; ...Игорь изготовил к бою свои полки и сказал братьям своим: «Вот, братья, это мы искали, пойдем».земель перед нашествием монголотатар, чему доказательством являются раскопки большого древнерусского города 1213 вв. вблизи с.Крапивное Шебекенского района.
Город имел детенец и мощные укрепления, в нем успешно развивалось ремесло. В летописях нет упоминания о нем. Можно предполагать, что он относился к Новгород
Северскому княжеству и вместе с летописным городом Донец был крайним форпостом на юговостоке Руси. Археологическая экспедиция под руководством
А.Г.Дьяченко установила, что причиной гибели города стало нашествие Батыя. Задание: вспомните, что из истории России вам известно о нашествии Батыя,
хронология, события, итоги? (ответы учащихся, обсуждение).
4.При изучении четвертого вопроса ученики слушают рассказ учителя о развитии Белгородских
IV. Закрепление изученного материала.
Ответьте на вопросы:
назовите места и районы Белгородчины, где были найдены стоянки
древнейших жителей края;
с какими народами имели внешние связи жители края в древности?
какое природное явление наблюдала дружина князя Игоря на
Белгородчине, в районе Тавровой горы?
какое городище нашего края разрушено монголотатарским нашест
вием?
1.
Тестовые задания:Распределите стоянки, исследованные археологами в нашей области
по периодам:
А: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Б: с.Советское, ст. Палатовка, ст. Колосково, сёла Хохлово, Углово, Знаменка, Щурова гора, с. Герасимовка, с. Сорокино, с.Шелаево.
2.
Народ, живший между Днепром и Доном в VIIIII вв до н.э.
а) сарматы в) хазары
б) скифы г) половцы.
3. Произведением древнерусской литературы, описанные события кото
рого происходят на территории нашего края, является:
а) «Влесова летопись» в) «Слово о полку Игореве»
б) «Русская правда» г) «Остромирово евангелие».
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: глава 3 учебника «Белгородоведение», творческое
задание: написать эссе на тему «Наш край в древности».
VII. Рефлексия. Закончите предложение:
На уроке я узнал….
Новым для меня стало…
Самое интересное открытие в археологии…
Литература к уроку:
1.
2.
Белгородский край в истории СССР. ЦентральноЧерноземное книжное издательство. Воронеж. 1982 год.
Белгородоведение. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А.Шаповалова. Белгород. 2002 год.3.
Белгородская область. История и современность. Серия «Великая Россия». «ИМИДЖ Контакт». Москва. 2007 год.