ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Христина Курдюкова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"
Файл:

формирование ДРГ.doc - Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"


Все файлы публикации > формирование ДРГ.doc
Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

Урок 3.
Тема: «Формирование Древнерусского государства.»
План урока:
1) Предпосылки возникновения Древнерусского государства.
2) Теории возникновения государства на Руси.
3) Этапы образования Древнерусского государства.
4) Внутренняя организация государства Древняя Русь
Ожидаемые результаты обучения и освоения содержания темы.
В ходе урока необходимо продолжить формирование у учащихся ряда универсальных
учебных действий:
– привлекать знания из курса истории Средних веков и истории России с древнейших времен до
конца XVI века ;
– формулировать понятия варяги, дружина, киевский князь, дань, полюдье, тысяцкий,
воевода.;
– определять особенности формирования Древнерусского государства;
– сравнивать особенности формирования Древнерусского государства и государства франков;
– формулировать собственное мнение по вопросу ;
– составлять рассказ;
– анализировать текст учебника, выделять основные положения;
– заполнять таблицу на основе чтения параграфа;
– работать с исторической картой; выполнять задания на контурной карте;
– анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
­ взаимодействовать с другими учащимися в ходе коллективной работы.
Ход урока.
Проверка домашнего задания:
См. приложение № 1
Самопроверка домашнего задания
Переход к изучению нового материала:
­А теперь у меня вопрос: На прошлом уроке мы изучали быт, обычаи, нравы восточных славян и
сказали, что постепенно выделяется знать, одни племена завоевывают другие, образуются союзы
племен, как вы думаете к образованию чего это вело?
­ Государства

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

­Молодцы, давайте запишем тему нашего урока «Формирование Древнерусского государства»
­ Теперь давайте вспомним признаки государства и вы продублируете их в тетрадях
1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?
­А теперь давайте прочитаем эпиграф на доске, как вы думаете чьи это могли быть слова?
Предполагаются ответы, в презентации появляется изображение монаха Нестора.
­Что сделал Нестор.
­Написал Повесть временных лет.
­Что это такое?
­Рассказ о ПВЛ.
­Так вот сегодня мы с вами попали в лабораторию, где историки изучают летописи.
Итак, прежде, чем начать работать мы должны составить план нашей работы, вы не забыли про это?
Кто помощник нам в определении наших планов?
­Учебник!
_ Правильно, открываем параграф три и смотрим пункты.
План:
1) Предпосылки создания ДР государства
2) Княжеская власть
3) Государственные центры ДР государства
4) Управление ДР государством
Изучение нового материала:
1. Предпосылки формирования ДР государства:

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

­Итак, начнем мы с первого пункта плана узнаем о предпосылках образования государства.
Для этого вспомним, что идет выделение знати, образование союзов племен и постепенно
распадается родовая община, то есть идет распад родоплеменного строя.
Для того, чтобы выделить вторую причину, давайте начнем наше лабораторное исследование.
Перед вами на столах Повесть временных лет, написанная монахом Нестором. Давайте
посмотрим первый текст повести.
Документ
«Повесть временных лет». Начало XII в.
« ...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловоти, а
по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в
озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и
течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из
того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из
Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине ­ в землю Варягов... А Днепр
впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»
Вопросы и задания к документу:
1. Используя карту, покажите путь «из варяг в греки»
2. Каковы были представления славян о своей земле?
3. Каково современное название Хвалисского моря? Как славяне называли Черное море?
4. Как вы думаете, с какими государствами торговали славяне?
.
.
Предпосылки формирования ДР государства:

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

1. Распад родоплеменного строя
2. Возросло значение торговли, благодаря торговому пути «из варяг в греки» ­ развитие городов
3. Необходима была защита от врагов: варяги на севере, хазары на юге
2. Княжеская власть. Государственные центры ДР государства
"Повесть временных лет" о призвании варягов. Образование государственных центров.
В "Повести временных лет" говорится о возникновении государственности у восточных славян в
двух центрах: Киеве ­ на юге и Новгороде ­ на севере.
Работа с документами (по вариантам).
1 вариант.
“Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлял
самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий Хорив, а сестра их
была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом
города лес и бор велик, и ловили там зверей... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в
Царьград)... Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок
невеликий и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие. Так и доныне
называют дунайцы городище тот ­ Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; и
браться его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.
­ Что говорит летописец о Кие?
­ Как вы думаете, насколько достоверным является этот источник?
2 вариант.
“В лето 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было
среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой.
И сказали они себе: “Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву”. И пошли за
море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же
норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи... “Земля наша
велика и обильна, а наряда [т. е. порядка] в ней нет. Приходите княжить и управлять нами”. И
избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми и
срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а
третий Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Два года спустя умерли
Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик...”.
­ К кому обратились за помощью северные племена Руси?
­ Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?
­ Как автор объясняет происхождение понятия "русь"
Норманская и антинорманская теория
3 вариант.
“И было у него [Рюрика] два мужа [т. е. служивших у него], не родственники его, но бояре, и
отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то
увидели на горе небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Те же ответили: “Были три
брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки,
и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и
стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде”.
­ Кто такие Аскольд и Дир?
­ Почему они решили остаться в Киеве? Почему поляне приняли Аскольда и Дира?

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

В "Повести временных лет" говорится о возникновении государственности у восточных
славян в двух центрах: Киеве ­ на юге и Новгороде ­ на север.
После смерти Рюрика к власти в Новгороде пришел князь Олег, так как сын Рюрика
Игорь был еще мал и приглянулась Олегу земля Киевская, которой владели Аскольд и
Дир. Их он убил, а Киев присоединил в себе и сделал его столицей своих земель. Так,
образовалось Древнерусское государства в 882 году.
Заполняется схема.
3. Управление ДР государством
Закрепление.
«Заполните пропуски»
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три
ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне были нашими предками. Это были
выносливые и сильные люди, основным занятие которых было ___________. Рядом со славянами
жили другие народы: на севере ­ воинственные и грозные ____________, которые поселились за
Балтийским морем, грабили встречные корабли. Они совершали набеги на восточнославянские
земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет
княжить. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к
варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году.

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

После его смерти стал править его родственник Олег, так как сын _____________ был ещё мал.
Князь Олег, как и Рюрик, стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город
_____________ и 882 году он хитростью завладел им. Так возникло государство ___________
__________ .
Рефлексия. Учащимся раздаются новогодние шары и предлагается заполнить елку либо
положительными эмоциями от урока(красные), либо отрицательными (золотые)
Повесть временных лет
№1. « ...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловоти,
а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в
озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и
течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из
того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из
Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине ­ в землю Варягов... А Днепр
впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»
­Используя карту, покажите путь «из варяг в греки»
№2. “Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлял
самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий Хорив, а сестра их
была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом
города лес и бор велик, и ловили там зверей... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в
Царьград)... Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок
невеликий и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие. Так и доныне
называют дунайцы городище тот ­ Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; и
браться его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.
­ Что говорит летописец о Кие?
­ Как вы думаете, насколько достоверным является этот источник?
№3. “В лето 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не
было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с
собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву”. И
пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные
же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи... “Земля
наша велика и обильна, а наряда [т. е. порядка] в ней нет. Приходите княжить и управлять нами”. И
избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми и
срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а
третий Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Два года спустя умерли
Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик...”.
­ К кому обратились за помощью северные племена Руси?
­ Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?
­ Как автор объясняет происхождение понятия "русь"

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

№4. “И было у него [Рюрика] два мужа [т. е. служивших у него], не родственники его, но бояре, и
отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то
увидели на горе небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Те же ответили: “Были три
брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки,
и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и
стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде”.
­ Кто такие Аскольд и Дир?
­ Почему они решили остаться в Киеве? Почему поляне приняли Аскольда и Дира?
1) Предпосылки формирования Древнерусского государства.
Рабочий лист.
2) Княжеская власть. Государственные центры ДР государства
Норманская и антинорманская теория
3) Управление ДР государством

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

4) «Заполните пропуски»
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три
ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне были нашими предками. Это были
выносливые и сильные люди, основным занятие которых было ___________. Рядом со славянами
жили другие народы: на севере ­ воинственные и грозные ____________, которые поселились за
Балтийским морем, грабили встречные корабли. Они совершали набеги на восточнославянские
земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет
княжить. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к
варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году.
После его смерти стал править его родственник Олег, так как сын _____________ был ещё мал.
Князь Олег, как и Рюрик, стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город
_____________ и 882 году он хитростью завладел им. Так возникло государство ___________
__________ .

Урок по истории России для 6 класса на тему:"Формирование Древнерусского государства"

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл