Тема: Древнеримский театр.
Урок 12.
Цель: познакомить учащихся с зарождением древнеримского театра.
Ход урока
I. Древнюю Италию населяло множество племен и народностей, одними из
которых были латиняне. Они обосновались в нижнем течении реки Тибр, в
местности под названием Лациум. В 753 году до н. э. они основали город Рим,
ставший впоследствии их столицей.
В античные времена наиболее важную общественнополитическую роль в
Италии играли греки и этруски. У греков в Южной Италии и на Сицилии были
колонии. Что касается этрусков, то неизвестно, откуда они пришли и где
зародился этот народ, но, согласно историческим источникам, они создали
высокоразвитую культуру. Вплоть до VI века до н. э. в подчинении у этрусков
находились многие италийские племена, в том числе и латиняне.
В начале VI века до н. э. латиняне завоевали независимость, и в Риме
возникла республика по типу античного полиса. После этого латиняне
начали предпринимать завоевательные походы на Италию. Благодаря тому,
что Рим имел выгодное географическое положение, т. е. был центром Италии,
а кроме того, через реку Тибр имел связь с морем, он очень быстро
превратился в крупную федерацию на основе италийских племен. К
середине IV века до н. э. под властью римлян оказалась вся Средняя Италия.
Но на этом они не остановились и к III веку до н. э. уже полностью подчинили
себе все греческие колонии Южной Италии. После этого римляне стали
полновластными хозяевами на всем Апеннинском полуострове.
С конца VI века до н. э. Рим был аристократической республикой, во
главе которой находился сенат, состоящий из знатных римских граждан. Их
называли «нобили». В отличие от греческих городовгосударств в Риме
рядовые граждане (плебеи) не имели никаких политических прав. В I веке
до н. э. там установилась военная диктатура, а потом империя. Это
произошло изза того, что в аристократической республике постепенно стали
разоряться мелкие землевладельцы и ремесленники, обострились классовые
противоречия и выросло количество рабов.
1 По своему культурному развитию этруски и греки намного
превосходили римлян. Этруски познакомили римлян с греческой мифологией
и алфавитом. К III веку до н. э. римляне хорошо знали всех греческих богов,
но дали им свои имена.
Что касается литературы и искусства, то римляне просто
позаимствовали у греков многое. Но в римской культуре были и свои,
присущие только ей одной черты, берущие начало в глубокой древности. Да и
то, что было взято у греков, они кардинально переработали и адаптировали к
потребностям и вкусам римской публики.
II. Народная драма в республиканском Риме
Римский театр и драма так же, как и в Греции, берут свое начало в
сельских празднествах по случаю сбора урожая. Еще в то время, когда
латиняне жили в Лациуме небольшой общиной, после окончания жатвы они
устраивали праздники. На народных гуляньях люди распевали веселые,
немного непристойные песни с грубоватыми шутками и насмешками, которые
назывались «фесциннины». В этом принимали участие обычно два
полухория, между которыми, собственно, и происходил обмен язвительными
колкостями.
Фесциннины зародились при родовом строе, пережили много перемен в
обществе и существовали несколько веков. В этих песнях находила отражение
социальная борьба между патрициями и плебеями. Римская знать пыталась
обуздать фесциннинские насмешки, но это ей плохо удавалось. Поэтому в
Риме был издан закон и установлено строгое наказание тому, «кто будет
порицать другого в злобных стихах».
Кроме фесциннин, существовала еще одна форма представлений –
сатура. Ее можно считать истоком римской драмы, которая испытала на
себе влияние культуры этрусков.
Возникновение этого театрального жанра довольно интересно описал
римский историк Тит Ливий в I веке до н. э. Он рассказал, что в 364 году до
н. э. Рим постигло большое несчастье. Ктото из путешественников завез
инфекционное заболевание. Началось моровое поветрие. Для того чтобы боги
смилостивились к римлянам, было решено устраивать на улицах сценические
2 игры, «дело новое для воинственного народа, так как до этого зрелища
ограничивались только конскими бегами».
Для этих целей пригласили актеровэтрусков. Они были плясунами,
исполнявшими свои танцы под аккомпанемент флейты. После того как
этруски дали несколько представлений, им стала подражать римская
молодежь. Молодые римляне добавили к пляскам жестикуляцию и шуточные
диалоги, которые были написаны стихами без рифмы. Так постепенно
появилась сатура, что в переводе означает «смесь».
Сатуры представляли собой сценки бытового и комического
характера, состоявшие из диалога, пения, музыки и танцев. О том, что на
формирование римского театра большое влияние оказала этрусская культура,
говорит тот факт, что слово «гистрион» имеет этрусские корни. Этим словом
в Риме стали называть тех людей, которые развлекали народ. Это название
перешло и в средневековый театр.
Помимо сатур, в Риме существовал еще один вид комических
представлений, который называли «ателлана». В римский театр такого рода
комедии попали во время многолетней войны в Южной Италии. Там был
небольшой городок под названием Ателла, в котором жили племена осков.
Люди из этих племен во время народных гуляний разыгрывали небольшие
комические сценки, весьма понравившиеся римлянам. Сыновья римских
граждан увлеклись такими сценками, они довольно быстро прижились в Риме.
Видимо, по названию местности, откуда представления были привезены в Рим,
их стали называть «ателлана». Участие в представлении ателланы не
считалось зазорным, но, когда у римлян появилась литературная драма,
профессия актера стала позорной.
В ателлане имелось четыре постоянных персонажа, которых звали Макк,
Буккон, Папп и Доссен. Это были комические персонажи. Макк представал
перед публикой всегда в ипостаси дурака, которого все били и обманывали.
Он был тем не менее очень влюбчивым. Имелся у него большой недостаток –
он был обжорой. Внешний вид его был такой: лысый, с крючковатым носом,
ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон – это парень с раздутыми
щеками и отвислыми губами, любитель хорошо поесть. Но губы у него
отвисли не изза большого количества потребляемой пищи, а от частой
болтовни. Но в отличие от Макка Буккон не был дураком. Папп представлял
собой богатого, скупого и глупого старика, Доссен – хитрого горбуна,
3 невежду и шарлатана, который своей ученой болтовней умел заморочить
необразованным людям голову и внушить таким образом уважение к
собственной персоне.
Текстов для ателланы не писали никогда, поэтому во время представления
актеры могли импровизировать, как угодно.
На основе народной драмы возник также и мим, который пришел в
римский театр из Греции. В мимах разыгрывались небольшие сценки из
повседневного быта, а иногда и на мифологические темы, т. е. в сатирическом
виде представлялись боги и герои. Отсюда видно, что в Риме имелись такие
же обрядовые игры, что и в Греции.
Но дальше ателланы и мимических плясок дело не пошло.
4
Урок по Истории театра, тема: Древнеримский театр.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримский театр.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримский театр.
Урок по Истории театра, тема: Древнеримский театр.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.