Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.
Оценка 4.6

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
искусство +1
Взрослым
12.02.2017
Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.
Публикация является частью публикации:
Урок 15.doc
Тема: Языческие игрища Древней Руси. Урок 15. Цель:   познакомить   учащихся   с   хороводами,   играми,   плясками,   семейными обрядами древней Руси. Современный историк Я. Е. Боровский так писал об обрядах и обычаях славян­язычников   в   книге   «Мифологический   мир   древних   киевлян»:   «С древнейших   времен,   еще   задолго   до   принятия   христианства,   наши   предки обожествляли  непонятные им силы природы и поклонялись рекам, озерам, источникам, деревьям и животным». Летопись, рассказывая о восточных славянах, отмечает разнообразие их языческих обрядов: «…имели обычаи свои, и законы отцов своих и предания, и   каждые   свой   нрав».   Эти   слова   относятся   к   племенам   полян,   древлян, дреговичей, полочан, кривичей, северян, радимичей, вятичей. Особо   летописец   выделяет   полян,   которые   почитают   «обычай   отцов своих, кроткий и тихий, и перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями, перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют». У полян существовал брачный обычай, по которому зять не ходил брать невесту. Ее приводили  накануне, а  на следующий  день  приносили  за  нее, «кто  что даст».   А   вот   древляне,   ближайшие   соседи   полян,   браков   не   знали,   они похищали себе девиц и жили у воды. Подобные обычаи были у радимичей, вятичей и северян. Жили они в лесу, отмечает летописец, как звери, браков не имели, а устраивали игрища между селами. Сходились на эти игрища, на танцы и здесь умыкали (похищали) себе жен по сговору с ними. Праздники   в   честь   богов   сопровождались   различными   играми, процессиями, танцами под песни и музыку, иногда с ряжением. Такие игрища продолжались и после принятия христианства. Под 1015 годом летописец отметил: «Горе городу тому, в котором князь юн, любящий пить   вино   с   гуслями   вместе   с   молодыми   советниками», –   из   чего   можно сделать вывод, что княжеские пиры в древнейшие времена сопровождались музыкой. О том, что музыка (гудьба), танцы, песни бесовские – языческие игры и «жертвы идольские», довольно ясно сказано в «Слове некоего христолюбца». Музыка и танцы были обычным развлечением при дворах киевских князей. В «Житии Феодосия» рассказывается о том, как, пройдя в палаты к Святославу, 1 увидел он, что перед восседавшим князем играло много музыкантов: «Одни бренчали на гуслях, другие гремели в органы, а иные свистели в замры, и так все играли и веселились, как это в обычае у князей». Увидев неудовольствие Феодосия,   князь   велел   музыкантам   прекратить   игру.   С   тех   пор,   узнав   о приходе блаженного, князь приказывал музыкантам прекращать игру. Княжеские игры и забавы изображены на стенах киевского Софийского собора.   На   одной   фреске   изображены   танцоры   и   музыканты,   акробаты   и ряженые.   Воссоздают   фрески   и   поединок   человека   с   ряженым   зверем, праздник Коляды, конные соревнования. Любовь   русов   к   играм   и   танцам   специально   поддерживалась скоморохами,   которые   во   время   праздников,   народных   игр   и   различных обрядов  были  их  главными  участниками  и  исполнителями   песен  и  танцев. «Повесть   временных   лет»   упоминает   скоморохов   уже   в   1068   году,   хотя, несомненно, они существовали намного раньше. Вспомним знаменитые пиры Владимира   Святославича   в   Киеве,   где,   по   былинам,   обязательно присутствовали   и   скоморохи.   Безусловно,   скоморохи   были   связаны   с древнерусским язычеством. И неудивительно, что церковь вела постоянную борьбу со скоморошеством начиная по крайней мере с середины XI века. Одни ритуальные действия не требовали почти никакого реквизита, кроме венка из цветов, свежесорванной ветки березы или разведенного на берегу костра.   Таковы   хороводы,   игры,   пляски,   резко   осуждаемые   церковью. Естественно,   что   от   этого   разряда   языческих   игрищ   не   уцелело   никаких подлинных   археологических   следов   и   мы   можем   компенсировать   их отсутствие только обращением к этнографии. Для другого вида ритуальных действий   требовались   те   или   иные   сооружения,   то   временные   на   одно празднество,   то   постоянные   «капища»,   «кумирни   идольские»   снабженные деревянными или каменными изображениями славянских языческих божеств. Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В Киевской Руси   IX   ­   X   вв.   сложилось   влиятельное   сословие   жрецов   («волхвов»), руководившее обрядами, сохранявшее давнюю мифологию и разрабатывавшее продуманную аграрно­заклинательную символику. Самый первый, по мнению исследователей, русский танец мы любим до сих пор —   это   хоровод.   О   нем   стало   известно   еще   из   летописей   V­VI   веков. Хоровод   был   типичным   языческим   обрядом   поклонения   Ярилу —   богу солнца.   Древние   славяне   верили,   что   если   как   следует   поводить   круги   с 2 песнями и плясками всей деревней, то это задобрит гневливое божество и подарит отменный урожай. Другой   обряд,   требовавший   танцевального   сопровождения   –   сжигание мертвых. Это делалось на алтаре, который в те времена назывался «крада». Производное название танца – «Крадица». Согласно поверью, руки танцующих женщин – это крылья жаворонков, относящих душу в иной мир. Танцами сопровождались начало и конец жатвы, праздники равноденствия, проводы   лета   и   встреча   осени.   Святочные   колядки   породили   отдельное направление в музыке и танцах, дойдя и до наших дней. Хороводы и пляски у князей и крестьян сопровождались игрищами во славу древних   богов:   это   были   постановочные   бои   и   игры­танцы.   Вместе   с языческой,   тут   была   и   социальная   составляющей,   говоря   современным языком:   избавиться   от   стресса,   найти   вторую   половинку.   Что   интересно, игрища продолжались и после Крещения Руси. В VIII на Руси начал зарождаться «капитализм». Про это слово еще ничего, конечно, люди не знали, но с успехом продавали на ярмарках все, что душе угодно — от сластей до коней. И для того, чтобы заманивать покупателей к себе   в   лавки,   торговцы   нанимали   скоморохов.   Древнерусские   клоуны развлекали гостей ярмарки и превращали ее в танцевальный балаган. Вместе с передвижными ярмарками по Руси перемещались новые пляски, появлялась мода   на   танцы   и   вместе   с  ней   признанные  «звезды»  своей   эпохи.   Русские народные танцы становились повсеместными и закреплялись в истории. Вместе со скоморохами на Руси появляются сценические формы танца, где у   каждого   участника   своя   роль.   Скоморохи   изображали   бояр   и   крестьян, кривлялись под звуки дудок и балалаек — это стало предпосылкой не только для   простонародных   танцевальных   постановок,   но   и   для   балета,   который официально   появился   только   в   XVII   веке.   Танцевальные   роли   с   тех   пор проявляются даже в простонародных деревенских гуляниях: мужчины играют роль   бодрых   молодых   петушков,   а   девушки   наоборот —   воплощают лебединые плавность и величавость. 3 Общие характеристики народных танцев Древней Руси Древнерусские   танцы   имеют   под   собой   языческий   фундамент:   они придумывались   на   Масленицу   и   Святки,   в   ночь   на   Ивана   Купалу   и Солнцеворот. Их объединяет задор и юмор, которыми пытались  задобрить десятки божеств. В каждом движении был символический смысл, который черпался из окружающей природы – солнца, листьев, воды.  Вместе с тем, у этой всепоглощающей языческой обрядности были и другие цели. Социальные: отдых от повседневных забот, нахождение пары для создания семьи. Творческие: выражение чувств и мыслей людей к жизни и к миру. Погребальный обряд Наиболее полное сообщение о погребальном обряде у восточных славян до принятия ими христианства содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн­Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 годах. Он рассказал о том, как в 921 году присутствовал в городе Болгар на Волге при сожжении знатного русса (так арабы называли восточных славян). По   сообщению   Ибн­Фадлана,   сожжение   –   общий   погребальный   обычай руссов. Простых людей сжигали в ладье, которую специально строили для этого   случая.   Знатные   и   богатые   сжигались   с   особыми   почестями   и приготовлениями. Умершего богатого купца хоронили в ладье, которая была основным предметом его имущества и вместе с другими вещами домашнего обихода должна была удовлетворять его загробные потребности. Ладья вытягивалась из воды, ее ставили на деревянный помост, который поддерживали четыре сосновых и березовых столба. На самой ладье строили шатер (сруб?). Здесь стояла скамья, покрытая дорогими тканями (в том числе греческой паволокой), – ложе, на котором размещался покойник, одетый в дорогие одежды. Вместе с ним клали фрукты, крепкий напиток (мед), цветы, оружие. В ладью бросали изрубленных мечами коней, быков, собаку, петуха и курицу, которые  должны  были  служить  покойнику  в потустороннем  мире. Вместе с умершим сжигалась одна из девушек, дававшая на это добровольное согласие. 4 Всем   погребальным   процессом   распоряжалась   очень   старая   женщина, которую   называли   Ангелом   смерти.   Девушку,   наряженную   в   роскошные одежды,   с   различными   украшениями   (ожерельями,   браслетами),   душили   и кололи ножами между ребрами. Затем зажигали под ладьей приготовленное дерево. Огромный костер охватывал ладью, шатер, покойника, девушку… На том   месте,   где   стояла   ладья,   насыпали   возвышение   из   земли,   похожее   на круглый холм (курган), ставили деревянный столб с именами покойника и русского князя. Обряд сожжения у восточных славян был тесно связан с верой в священный огонь,   в   культе   которого   соединялись   огнепоклонничество   и   почитание солнца.   Огонь   на   земле   (домашний   очаг)   и   огонь   на   небе   (солнце) представлялись священными, так как несли благосостояние человеку. По   верованиям   древних   славян,   огонь   очищал   грешных   покойников   и, сжигая их, открывал им царство света и вечный покой. Огонь, собственно, и переносил   умерших   в   рай.   Принимая   огненное   очищение,   покойник   в путешествии   в   рай   становился   недоступным   для   злых   сил.   Сожжение,   по верованиям язычников, важнейший вид погребальной почести. По их мнению, сожжение   людей   в   ладье,   на   которой   они   переплывали   воздушное пространство и достигали вечного жилища – обители солнца, куда каждый раз уходит светило, закончив свой дневной путь, – помогало быстрее добраться до жилища отцов. Обряд   сожжения   у   языческих   русских   племен   подтверждает   и  «Повесть временных лет»: «И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах». 5

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.

Урок по Истории театра, тема: Языческие игрища Древней Руси.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017