Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)
Оценка 4.6

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русская литература
8 кл
22.01.2018
Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)
Публикация является частью публикации:
1.docx
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье Цели урока: ­познакомить учащихся с биографией и  рассказом А.П.Чехова  «О любви»с помощью  приёма «чтение с остановками»; ­стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, составление синквейна; ­способствовать развитию  личных достижений учащихся через творческую активность; ­воспитывать нравственно­эстетические представления учащихся.  «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье» Л.Н. Толстой 1.Орг.момент 2. Сообщение темы урока. ­Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ  «О любви» как история об упущенном счастье». Сегодня мы расширим знания о писателе; проследим за мыслями и чувствами героев  рассказа «О любви», выявим философский смысл того, какую роль могут сыграть  сомнения в человеческой жизни. ­ презентация об А. П. Чехове. (подготовленные учащиеся) ­Рассказ учителя. Несколько слов об истории его создания. Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8­м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу.  Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у  Чехова, с ее слов, какие­то нежно­запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети.  Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви.  Авилова связала это с теми чувствами, которые существовали между Чеховым и ею. 3.  Стадия вызова.  1. Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь?  Какой она может быть? Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье? Прием «корзина идей» (Каждый ученик в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме,  обменивается информацией в парах и представляет общее суждение.) Систематизируем наши суждения, составив кластер. л р ю а б д о о в с ь т ь и р с е п в ы н т о а с н т и ь е II.  Стадия  осмысления. с ч а с т ь е ­ «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» ­ вспомните, кому принадлежат эти слова? (А.П.Чехову) ­ Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об Антоне Павловиче Чехове, об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души. «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», ­ написал о нем М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились? («Каштанка», «Злоумышленник»,   «Толстый   и   тонкий»,   «Хирургия»,   «Лошадиная   фамилия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Ванька», «Спать хочется») ­  А что объединяет эти рассказы, о чем они? (Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.) Дома   вы   должны   были   прочитать   один   из   рассказов   этой   трилогии   ­  рассказ   «О любви».   «Удивительно   знал   он   женское   сердце,   тонко   и   сильно   чувствовал женственность», ­ сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа.  5. Аналитическая беседа. ­ Что нового узнали? Кто герой рассказа? Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о  жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный  работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден  заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос  чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо  морщился», «спал на ходу».«Я мало­помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина  говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.) ­ Что можно сказать о начале произведения? (Стремительное быстрое начало ­  особенность стиля А. П. Чехова) ­О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти  приветливые, умные глаза я видел уже когда­то в детстве, в альбоме, который лежал на  комоде у моей матери».) ­Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство  близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего­то нового,  необыкновенного и важного» для героя рассказа.) ­Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения,  оправдывают его: «К чему может повести наша любовь? Честно ли это? Куда бы я мог  увести её? Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась  и героиня.) 6. Словарная работа – Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания,  состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием,  полноте и осмысленности жизни». 7.Аналитическая беседа (продолжение) ­Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали  свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо».  Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий,  общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека  привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим.  Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой,  Долг.Необходимость  испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно,  работать в деревне. «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».) Скука.Одиночество. ­Охарактеризуйте жизнь главных героев рассказа Усталость. Павел  «Был несчастлив», Константинович  «любил нежно, глубоко» Алехин Анна Алексеевна Луганович «Выходит замуж за  неинтересного человека,  почти старика»,  «молодая, прекрасная,  добрая, интеллигентная,  обаятельная, женщина», Заботы о семье. Желание изменить  что­то в своей жизни. Одиночество. Прочтите  сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку  рассказа? Что хотел сказать читателям автор? (Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.) Задание : найдите и выпишите цитаты, подтверждающие, что Алёхин и Анна  Алексеевна были глубоко несчастны (по 2 примера); ответить на вопрос: «Какими  вопросами задаются герои рассказа?»  «Речь Алёхина богата, выразительна, правильна. Писатель в его речи использует  просторечные слова «спаньё», «бабы», «в один присест», пословицы: «Не было у бабы  хлопот, так купила порося». Всё же больше в речи героя книжных слов «трактовать»,  «поэтизировать», «индивидуализировать». Из этого можно сделать вывод : перед нами  образованный, культурный человек, но жизнь в деревне меняет не только его «культурные привычки», но и речь».  «В отрывке много предложений с однородными членами предложения, что придаёт  особый ритм повествованию. В предложении: «И дома, и в поле, и в сарае я думал о  ней…» повторяется сочинительный союз «и» и если его опустить меняется эмоциональная окраска в предложении. Ведь писатель подчёркивает неотвратимость мысли о любви к  Анне Алексеевне».  «О том ,что Алёхин был несчастлив он прямо говорит в своём рассказе «Я был  несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…», «…о как мы были с ней  несчастны!».О чувствах героини мы узнаем лишь со слов Алёхина­рассказчика : «В  последние годы Анна Алексеевна стала чаще уезжать то к матери, то к сестре…являлось  сознание неудовлетворённой, испорченной жизни…» Герои рассказа переживали,  мучились, честны ли их чувства, принесут ли им счастье? III. Рефлексия.  ­ Что мешает счастью героев? (Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от  способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно,  даёт человеку возможность быть счастливым.) ­В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася») ­Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые  люди? ­О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? ­К каким выводам вы пришли?  Составление синквейна « Счастье»,»Любовь» Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза  информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне  понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать  информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах,  требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье.  Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:  Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).  Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).  Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).  Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме  (афоризм)  Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. счастье разное, женское видеть, чувствовать,  принимать осознание позитивности  контекста собственного  существования. эмоция Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет,  убегает. Удержать ее умеют  единицы. Мечта. Домашнее задание. 1) Подготовиться к сочинению на любую из тем: ­«Могла ли жизнь Алехина сложиться по­другому?» ­«Что помешало Алехину быть счастливым?» ­«Что такое счастье?»  ­« Счастливые и несчастливые герои Чехова ».  ­«О чём заставил задуматься меня рассказ А.П.Чехова «О любви»? 2) Оформить на листе страницу «ВКонтакте» Алехина (статус, возраст, образование  и т. д.)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)

Урок по литературе А..П.Чехов "О любви" (8 классм)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018