Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")
Оценка 4.9

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
26.09.2019
Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")
Урок Литературы в 9 классе. Технология: РКМ.познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; Цели урока: помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”; подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской.
Солженицын.docx
Тема урока Цели урока: Ход урока 1.Оргмомент 2.Формирование новых понятий и анализ произведения "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; помочь   учащимся   задуматься   над   такими   нравственными   понятиями   как   доброта,   милосердие, чуткость, человечность, совесть. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”; подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской; 1. Слово учителя Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И.  Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. Познакомимся  с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне. 2.Знакомство с творчеством писателя Детство и юность будущего писателя.      сына   при   на поступил Детство   и   юность   будущего писателя.  Со   стороны   отца   Солженицын происходит   из   старинной   крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское   образование.   Семья матери была богатой, дед Солженицына дал   своей   дочери   Таисии   Захаровне прекрасное воспитание и образование. Александр   Солженицын   родился   11 декабря   1918   года,   а   за   6   месяц   до рождения   странных обстоятельствах   на   охоте   погибает   его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка. Детство   писателя   было   похоже   на детство всех советских детей: учился в обычной   школе,   был   старостой   класса, любил   футбол,   посещал   театр.   В   1936 году   физико­ математический   факультет   Ростовского университета.   На  1  курсе  знакомится  с Натальей   Решетовской,   ставшей   его женой в 1940году. Арест   и   лагерьКапитан   Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем   последовала   Бутырская   тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская   спецтюрьма,   лагерь   в   Именно   в   это   время Экибастузе. Солженицын   узнает,   что   у   него обнаружили раковую опухоль. Освобождение. Жизнь в ссылке. После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской   области.   Именно   с   этим периодом   жизни   связан   рассказ Солженицын   “Матренин   двор”.   В   1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает   в   школе   и   пишет   “В   круге первом”. Именно в этот период снова о себе дает знать   грозное   заболевание.   Солженицын борется   с   болезнью   различными методами и излечивается от него. С этого На фронтах ВОВ.  В   1941   году   Солженицын   оканчивает   университет   в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом,   а   после   окончания   офицерской   школы становится   лейтенантом.   С   1941­1945гг.   Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит   ее   из   окружения,   за   что   Солженицын   был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом   Николаевым   Виткевичем   попадает   под   надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в   стране   и   шифруясь,   называют   Ленина   “Вовкой”,   а Сталина ­ “Паханом” Взаимоотношения   с   государственной   властью. Выдворение из страны.  В   конце   50   в   начале   60­х   гг.   публикуется   несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа   Солженицына   принимают   в   союз   писателей.   С этого момента начинаются творческий подъем писателя. В   1967   году   на   открытии   съезда   союзов   писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось,   именно   с   тех   пор,   с   мая   1967   года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы   не   осудили   за   тунеядство.   Ростропович   берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати 13февраля   1974   года   Солженицына   арестовали,   лишили советского   гражданства   и   выдворили   за   пределы Советского   союза,   в   Германию.   С   этого   момента начинается жизнь в изгнании. 3. Знакомство с историей создания рассказа О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60­е годы, на первое место   всегда   ставят   рассказ   “Матренин   двор”.   Его называют   “блистательным”,   “подлинно   гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось   в   критике.   Мы   сейчас   узнаем,   когда   и   как появился этот рассказ. 4.Беседа Как   же   вы   понимаете   заголовок   “Не   стоит   село   без праведника”?  Праведник ­ это времени   Солженицын   верующим человеком становится Возвращение на родину.  Но   все   это   время   Солженицын   мечтает вернуться   на   родину.   “Я   не   теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”. Главные   книги   Солженицына   увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989   году   отменили   решение   об исключении из Союза писателей. В 1994 году   Солженицын   вернулся   на   Родину. Солженицын   и   сейчас   живет   под Москвой,   имеет   свою   точку   зрения   на события,   происходящие   в   России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”. В   разные   годы,   в   различных издательствах   выходил   в   свет   рассказ «Матренин   двор».   Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963   году,   когда   рассказ   удалось напечатать   в   журнале   "Новый   мир". Первоначальное  его   название   "Не   стоит село   без   праведника",   по   совету   А.Т. Твардовского,   во   избежание   цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе   1956 заменен   автором   на   1953,события   в рассказе   переносятся   во   времена оттепели.Рассказ дохрущевской полностью   автобиографичен     и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой   и ее смерть воспроизведены как были.   Всеми   перечисленными   качествами обладает   главная   героиня   рассказа Матрена   Васильевна.   Постараемся понять   образ   главной   героини   и постигнуть   ее   судьбу   через   время,   в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом 5. Аналитическая беседа по произведению ­ Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался   из   лагеря,   ему   “хотелось   затесаться   и затеряться в самой нутряной России”.   ­Вспомните,   при   каких   обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной? ­Почему число «претендентов», которые   могли   бы   пустить   к   себе постояльца? Хочет   ли   Матрена   заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит?  Как объясняет входит   она не в         Словарная внутренний; кондовый – сохранивший старые обычаи, устои.    работа – нутряной – исконный,   ей   истинное Труд   доставляет   наслаждение,   доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, помощь бескорыстная возвращает причину отказа? Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая   возможности   хорошо   принять   гостя   в   своем запущенном   доме.   Но   герой­повествователь   вдруг чувствует,   что   эта   жизнь   внутренне   близка   ему   –   и остается жить у Матрены. ­   Чем   же   старая   крестьянка,   простая   труженица привлекла   внимание   рассказчика?   Познакомимся   с   ней поближе. ­ ­ Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни? ­   В   каких   эпизодах   раскрываются   лучшие   стороны характера   и   поведения   Матрены   и   ее   постояльца?   Что общего у них? просящему   ­   она   всегда   безотказна. Окружающие   охотно   пользуются   её добротой,   никогда   не   просят,   а   просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить».   Сами   же   односельчане   не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Много   горя   и   несправедливости пришлось   вынести   Матрене   на   своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне,   тяжелая   немочь   –   болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из   неё   все   силы,   а   затем   списал   за ненадобностью,   оставив   без   пенсии   и поддержки.     обладает Матрёна бесконечным смирением,   не   требующим   от   неё никакого   напряжения   воли.   Она   не предаётся   греху   гордыни,   умеет   быть благодарной   за   каждый   прожитый   миг. Матрёна может довольствоваться малым —   тем,   что   имеет:   ей   не   свойственны чувства     обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано   на   её   безразличии   к материальным ценностям. зависти, злости,   ­ Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены? ­ Как относятся к её смерти в деревне? Вот   и   не   стало   Матрёны.     «Убит родной человек, » ­ не скрывает своего горя рассказчик. И   оказалось,   что   уходит   Матрена   из жизни, так никем и не понятая, никем по­человечески   не   оплаканная.   Автор признаёт,   что   и   он,   породнившийся   с Матреной, так до конца её не понял. И лишь   смерть   раскрыла   перед   ним величественный   и   трагический   образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское   горькое   раскаяние   за покаяние, нравственную всех окружающих, включая и его самого. слепоту     6.Анализ   финала   рассказа.   Читаю   сама   финала рассказа . ­   Как   вы   понимаете   эти   слова?   В   чём   смысл   слова «праведник»?  Матрёна (лат.) — мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.   что   пережила Пережить   то,   и   остаться   человеком Матрёна, бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться   на   судьбу   и   на   людей, сохранить   до   старости   “лучезарную улыбку”   —   какие   же   душевные   силы 3.Итог урока Чему учит и что раскрывает (какую идею) произведение? нужны для этого!   урок Главный   Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:   ­   Безусловно,   все   вы   хотите   иной судьбы.   Мечты   могут   сбыться,   а могут   и   не   сбыться,   счастье   —   не состояться,   успех   —   прийти   и   не прийти,   но   человек   должен   пройти свой   путь,   каким   бы   он   ни   был (удачным   или   неудачным),   сохранив   в себе   и   мужество,   и   совесть,   и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Д/з Письменный   ответ   на   вопрос   «Чему   учит   читателя произведение А.Солженицына?»

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Урок по литературе в 9 классе "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2019