Урок по обществознанию, 10 кл
Оценка 5

Урок по обществознанию, 10 кл

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
16.11.2018
Урок по обществознанию, 10 кл
Публикация является частью публикации:
Тема три течения народничества.docx
Министерство образования и науки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Погарская средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Погар, Брянской области Методическая разработка по истории России, 8 класс.  Тема: «Три течения в народничестве»                                                              дисциплин высшей категории                                                            Свистухо Мария Ильинична Выполнила учитель общественных    2017 / 2018 учебный год Тема: Три течения в народничестве. Цель: Познакомить учащихся с идеологией народничества, разногласиями народников о методах борьбы с самодержавным строем в России, представлениями народников о власти и общественном строе.  Ход урока. 1. Проверка Д/З: Вводное слово учителя об изученных темах:  ­ Отмена крепостного права;  ­ Либеральные реформы 60­70х годов;   ­ Претворение этих реформ в жизнь и проблемы пореформенной России. Вопросы классу: а) Письменно ответить понятия об отмене крепостного права:  ­крепостное право ­выкупные платежи ­выкупные сделки  ­временнообязанные отношения; Выполняют 3 ученика (индивидуально) Фронтальная работа учителя с классом: б) Что получили крестьяне по реформе? Ученик: (Свободу, но без земли).      На что это оказало влияние? Ученик: (Они не имели возможности развивать своё хозяйство). Вывод: Сохранились крепостнические пережитки!  в) На кого теперь надеялись крестьяне после освобождения?  Ученик: (На свою крестьянскую общину, в которой существовала круговая порука ­ т.е. взаимная помощь).  Объясните смысл пословицы: «С миру по нитке , голому­рубаха». г) Кто из революционных деятелей 50­х годов возлагал надежды на крестьянскую общину и возможность общинного или «русского социализма»?  Ученик: (Герцен А.И.). Что   конкретно   писал   Герцен?   (стр.80,параграф   13   учебника   А.А.   Данилова   и   Л.Г. Косулиной 2012 год); д) Отмена крепостного права потребовала проведения дальнейших реформ. Каких? Ученики : (  ­Судебной;                      ­Военной;                      ­Создание земств). е) В чем заключалась значимость этих реформ?         Ученики:   ­гласность   и   открытость   судов,   равноправие   и   состязательность   сторон (мировые и общие);                                      ­всеобщая воинская повинность, т.е. боеспособность армии. (Значимость образования?);                    ­роль земств: содержание больниц, храмов.). ж) Были ли эти реформы завершены?      Ученик: (Нет, т.к. народ гражданских прав и свобод не получил, сохранялась цензура, запреты, наказания, а главное­Самодержавие осталось незыблемым). з) Кто же предложил самому царю «проект завершения реформ ­ Конституцию»?     Ученик: (Лорис­Меликов).    Каков итог?     Ученик: (Царя убили народовольцы, а о Конституции было забыто). и)  А вот  какие  разногласия  возникли   в  общественном   движении  относительно   реформ между либералами и консерваторами? Прошу   обратиться   к   Д/З   :   стр.151   (Многие   либералы   полагали,   что   в   России   еще   не наступило   время   для   Конституции,   но   они   не   отказывались   от   идеи   народного представительства   через   местное   самоуправление,   предлагали   проводить   реформы государственного управления). Какие программные положения они выдвигали? (стр.151).  Ученики:    (­свободу совести, т.е. выбор религии;                      ­свобода от крепостного состояния;                      ­свобода общественного мнения;                      ­публичность и гласность суда). Каких общественных деятелей либерализма вы назовёте? Ученики: (Кавелин, Чичерин, Катков,  Аксаков, Кошелев и др.). к) Почему некоторые из них перешли к консервативным взглядам? Ученики: (Потому что их идеи и взгляды предлагали курс реформ, но не революций и радикальных изменений, т.е. против цареубийства). Учебник­стр.154. л) Кто же стал идеологом и вдохновителем консервативного курса, к мнению которого прислушивался царь и его министры?  Ученик: (Бывший либерал Катков). Учитель: ­ Чьи интересы и взгляды выражали в России консерваторы? Ученики: ­ Интересы дворянства, которые мечтали вернуть свои привилегии, потерянные после отмены крепостного права.                                        ­ Катков стал отрицательно относиться к реформам, которые вели к непониманию царя народом. Вывод: Реформы проводились, а жизнь народа ухудшалась. Поэтому в общественном движении появилось революционное направление­народничество. Учитель записывает  тему на доске. Работа над темой урока:  1.Причины роста революционного движения: ­ сохранение помещичьего землевладения; ­ сохранение временнообязанных отношений крестьян; ­ медленное и противоречивое проведение реформ; ­   непоследовательность   действий   самого   царя   Александра   2   и   сохранение   на   ведущих постах министров николаевской эпохи. 2.Чернышевский Н.Г. и создание организации «Земля и воля».                                                       1861­1864гг. написал роман                                                  1861 год в Петербурге                                            «Что делать», в котором                                 создана разночинцами: описывает  жизнь народа                                (студенты, мещане, купцы, при социализме.                                                мелкие чиновники и                                                                              младший офицерский                                                                            состав). Деятели «Земли и воли» попытались организовать крестьян на восстание, но неудачно». В 1864 г. «Земля и воля» самораспустилась.                                                                           3.Три течения в народничестве:  а) пропагандистское (Лавров Пётр Лаврович); б) заговорщическое (Ткачёв Пётр Никитич); в) бунтарское (Бакунин Михаил Александрович). Сообщения учащихся о взглядах народников: портреты проектируются на экран. а) Бунтарское движение возглавлял Бакунин: критиковал теорию                                                   Бакунин был творцом марксизма о диктатуре                                             теории анархизма, отрицающего пролетариата, не признавал                                     государство. Он отвергал  роли государства и признавал                                 управление централизованное народный бунт, который                                         и предлагал  свободное общество, уничтожит самодержавие.                                       в котором осуществится                                                                                     принцип самоуправления народа                                                                        «Свободное движение народа в конечном итоге образует федерацию». б) Лавров считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.  (Учитель обращает внимание ребят к соответствующей странице учебника) Интеллигенция – «критически мыслящие личности», должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему построить справедливое социалистическое общество. в) Ткачёв полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию и   поэтому   нужно   провести   переворот,   который   совершит   строго   законспирированная (тайная) организация. В ходе переворота произойдёт замена старой государственной власти на новую – революционную, путём террора (стр.162).    Закрепление: 1.Какие идеи у народников были общими?   Ученики:   Изменить   существующий   государственный   строй   и   создать   справедливое общество для народа. 2. Какие методы борьбы предлагали? ­бунт; ­пропаганда; ­террор. 3. Можно ли построить справедливое общество насилием? Ученики: Нет! 4. Идеи народничества, возникшие в 19 веке, будут использованы в истории России 20 века, но это уже другая история.           Подведение итогов урока: Выставление оценок с комментариями. Д/З: параграф 25, вопросы к нему.

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018