Урок по обществознанию, 10 кл

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала мир русского крестьянства.docx
Министерство образования и науки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Погарская средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Погар, Брянской области Методическая работа внеклассного мероприятия по истории России: «Мир русского крестьянства»                                                              дисциплин высшей категории                                                            Свистухо Мария Ильинична Выполнила учитель общественных    2017/ 2018 учебный годЦель: расширить знания учащихся о жизни и быте русского крестьянства разных эпох от  16 до конца 19 века; воспитывать уважение к труду и жизни русского народа; хранить и  развивать его культуру; бережно относиться к музейным экспонатам и семейным  реликвиям. «Мир русского крестьянства» Учитель    :  Мы живем в интересное и сложное время, когда на многие факты истории смотрим по­ иному, многое открываем или переоцениваем. Были в истории нашей страны и войны, и победы,  реформы  и  революции,  достижения   в науке  и  культуре.  Многие  исторические личности нам известны, их имена вошли в историю. Но ведь в этой истории огромную роль сыграл   простой   русский   народ   –   русский   крестьянин.   Наш   народ   умеет   трудиться   и отдыхать.   Быт   нашего   народа   был   очень   прост,   но   в   каждом   рукоделии   мы   видим стремление души крестьянской к красоте (обратить внимание на выставку). Времена года, принятие   христианства,   языческие   традиции   и   многое   другое   переплетается   в   жизни русского крестьянства. Сегодня мы с вами попробуем воспроизвести сцены жизни русского народа.  На   сцене   на   двух   столах   вы   видите   продукты   питания   и   предметы   быта.   Желающие проверить свои знания должны ответить на вопросы об их значимости в разные эпохи, выбрать лишнее. (5 желающих участников идут готовиться к столу). Стол: хлеб (чёрный и белый), горох, пшеница, рожь, гречка, пшено, капуста, картофель, яблоки, груши, редька, дыня, кофе, чай, рис, а также огурцы, помидоры, сахар, подсолнух, оливки,   апельсины,   мандарины,   кукуруза.   (Участники   конкурса   соотносят   продукты согласно эпохам) – лишнее для крестьян: кофе, чай, оливки, апельсины, мандарины. По   презентации   участники   конкурса   рассказывают   о   предназначении   видов   одежды   и утвари…Учитель и жюри выслушивает ответы конкурсантов и оценивают баллами. Учитель:  Жизнь   русского   крестьянства   связана   с   природой,   поэтому   появлялись   приметы,   с которыми народ планировал свою жизнь и труд. Кто знает такие приметы?  1 ученик: Отлёт диких гусей осенью означает наступление холодов.  2 ученик: Зима не наступит, пока лист с вишнёвых деревьев не опал. 3  ученик: Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели и морозы. 4 ученик: Весной пора пахать и сеять, когда гром гремит, деревья в листву одеваются, а водяные лягушки начинают квакать, жаворонок запел. Учитель:  Выслушаем ответы ребят со сцены (о продуктах питания и одежде (приложение)). Учитель:  Отгадайте на эту тему загадки:  1. Комовато, ноздревато…     И твердо, и мягко    И черно и бело    И всем людям мило. ( Хлеб) 2. Красна, да не девка,      Хвостовата, да не мышь. ( Морковь)3. Красненькие сапожки      В земле и в лукошке. ( Свекла) 4. Без рук, без ног     На поветки влез. ( Горох, дыня) 5. Заплата на заплате –     Иголка не была.( Капуста ) Учитель:  Назовите поговорки о природе и труде. 1 ученик: Готовь сани с весны, а колёса зимой. 2 ученик: Даст небо дождь, значит будет рожь. 3 ученик: Рой вглубь пласта, будет рожь густа.  ………………………………………………… Учитель:  С 19 декабря (Николин зимний день) готовилась молодёжь к святкам.  Что вам известно об этом празднике?  1 ученик: Это новогодние двухнедельные празднества (от Рождества до Крещения)  2  ученик:   На   святках   девушки   пели,   водили   хороводы,   катались   с   горки   с   парнями, выбирали женихов, невест... и конечно же гадали. 3 ученик:  Гадают вечером или ранним утром до зари, до первых петухов с желанием узнать судьбу.  4 ученик:  Даже Пушкин в произведении «Евгений Онегин» писал об этом:  «Настали святки,  То – то радость,  Гадает ветреная младость,  Которой ничего не жаль   Перед которой жизни даль   Лежит светла, необозрима».  Учитель:  Давайте приведём примеры гаданий. 1 ученик: Самым распространённым является гадание на воске, кофейной и чайной гуще, когда по очертаниям на блюдце гадают о будущем.  2 ученик:  В рождественскую ночь можно выйти на улицу и окликнуть прохожего,  узнать имя. Это и будет имя суженого или суженой.3  ученик:   Можно стать к воротам спиной и бросить за них башмачок (в какую сторону укажет,  там и замужем быть). Или бросить камушки в колодец,  если долго вода журчит, то будет сварливая свекровь.  4 ученик:  Предлагаю поучаствовать в нашем гадании (3 девочки и 2 мальчика). Положите на блюдце любую вещь: колечко, серьгу и т.п. (Блюдце   опрокидывается,   накрывается   платком   и   участники   поочерёдно   вытаскивают любую вещь. Если девушка достала вещь парня или наоборот, значит они раньше других выйдут замуж).  Учитель: Эти же предметы гадания использовались и для святочных игр (поцеловать другого или песню исполнить, или стихотворение прочитать). Учитель    :  Коляда. Предлагаем вашему вниманию примерный сценарий святочного колядования.  Все колядники запевают:                      Коляда! Коляда!                      А бывает коляда                     Накануне Рождества                      Коляда пришла                     Рождество принесла! Запевает:  Пришли девочки под окошечко Припев:      Святый вечор добрым людям!                    Пришли щедровати,  счастья пожелати  Припев.                      Уродись пшеничка,  овес,  чечевичка Припев.                     В клети­коробами ,  в печи­пирогами 1 колядник:  Щедрый вечер! Святый вечер!                       Добрым людям на весь вечер!                      Открывайте окошки,                      Подавайте лепёшки,В коробейку­копейку,                      В колпачок­пятачок,                       На полке грош,                       Отдай как хошь.                      Святый вечер! Щедрый вечер! 2 колядник: Коляда! Маледа!                      Дома ли хозяева? Изба, за столом хозяин, хозяйка  и ребятишки. Ребёнок:     Матушка  колядники пришли,  звать? Хозяйка:     Не кличте  расходитесь по домам, ничего я вам не дам. Колядники: У Ивана жена очень жадная была                     У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,                     Да и муж ­ не дюж ,                     Лентяй, неуклюж. (Ха­ха­ха). Хозяин:      Что придумала жена?                    Ишь, какая сатана!                    Колядники, возвращайтесь,                    Чем хотите, угощайтесь!  Колядники в доме (Коза):                           Коляда, колядин!                    Я у бабушки один                     По колено кожушок­                    Дай, хозяйка, пирожок.                    Пирожка мало­                    Дай кусок сала.                    За мою ласку                    Дай мне колбаску.                    А колбаски нету ­                    Дай мне конфету! 3 колядник:  Овсень коляда!                      Суконная борода                      Открывай ворота                       Выноси творога                      Выноси каши                      В золочёной чаши.                      Угощается народ,                       Не уходит от ворот. 4 колядник: Открывайте сундучок                       Подавайте пятачокХоть блин,                       Хоть сала клин. 2 колядник: А теперь хозяева,                      Мы вас будем хвалить ­                      Вы нас будете дарить.                      А не будете дарить ­                     Мы вас будем корить. Все колядники:                       Выходила коляда накануне Рождества!                      Кто даст пирога­                      Тому полон хлев скота                      Овин с овсом                      Жеребца с хвостом!                       Кто не даст пирога­                      Тому куричья нога,                       Вилы, да лопата­                      И корова горбата!!! Хозяин:     Нет! Нет!                   Колдники, мы вас будем дарить!                   Жена, одаривай колядующих… (Жена подает хлеб, колбасу, пирожки, конфеты. Хозяин радует монеты).  Колядники поют:                          Как у кочета головушка краснёхонька  Припев:      Таусень! Таусень!                    У Ивана­то жена­хорошохонька,  молодёхонька,                    Она по двору идёт ­ словно пава плывёт! Припев.                    За столом­то сидит ­ словно свечка горит Припев.                    Как у нашего хозяина высоки ворота! Припев.                     Наш хозяин богатый, гребёт денежки лопатою.  6 колядник: А дай Бог тому,                      Кто в этом дому:                      Ему рожь густа,                      Рожь ужилиста.                      Из зерна ему коврига                       Из полузерна­пирог                      И воздай вам, господи,                      И подай вам Бог! 2 колядник: Мы желаем вам солнца красного,                       а неба­ясного!(Все колядники кланяются). Учитель   посетить районный музей «Радогощь»   благодарит всех за активное участие и внимание к мероприятию, рекомендует  Подводим итог знаниям. Приложение: примерные ответы учащихся Питание. В питании русских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играли:   рожь,   пшеница,   ячмень,   гречка,   просо.   Из   них   готовили   кашу,   делали   муку, приготавливали напитки с добавлением мёда и хмеля. Широко употребляли репу, капусту, редьку,   морковь,   дыню.   Использовали   льняное   и   конопляное   масло.   Картофель, подсолнечник,   помидоры   вошли   в   рацион   русских   людей   лишь   в   19   веке.   Мясо употребляли по праздникам: говядину, баранину, свинину, редко конину, т.к. лошадь была важна в хозяйстве. Много ели рыбы и икру. Простой народ диковинных фруктов не видел.  Одежда. Одежда русских людей долгое время  не отличалась у мужчин и женщин: это была рубаха. Летом более тонкая, зимой верхняя и плотная. Сарафан вошел в гардероб женщин в 15 веке. Замужние женщины поверх рубахи надевали понёву – два куска клетчатой ткани, перетянутой   на   талии   или   бёдрах   поясом.   Мужская   одежда     в   древности   называлась ноговицы, позднее порты, что употреблялось ко  всей одежде.  В 17 веке порты шились из сукна брюки, отсюда видимо и появились брюки. Праздничная одежда имела сочетание красного и белого цветов. В простой одежде были синие, жёлтые, зелёные цвета.