Министерство образования и науки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погарская средняя общеобразовательная школа №2
п.г.т. Погар, Брянской области
Методическая работа внеклассного
мероприятия по истории России:
«Мир русского крестьянства»
дисциплин высшей категории
Свистухо Мария Ильинична
Выполнила учитель общественных
2017/ 2018 учебный годЦель: расширить знания учащихся о жизни и быте русского крестьянства разных эпох от
16 до конца 19 века; воспитывать уважение к труду и жизни русского народа; хранить и
развивать его культуру; бережно относиться к музейным экспонатам и семейным
реликвиям.
«Мир русского крестьянства»
Учитель
:
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многие факты истории смотрим по
иному, многое открываем или переоцениваем. Были в истории нашей страны и войны, и
победы, реформы и революции, достижения в науке и культуре. Многие исторические
личности нам известны, их имена вошли в историю. Но ведь в этой истории огромную роль
сыграл простой русский народ – русский крестьянин. Наш народ умеет трудиться и
отдыхать. Быт нашего народа был очень прост, но в каждом рукоделии мы видим
стремление души крестьянской к красоте (обратить внимание на выставку). Времена года,
принятие христианства, языческие традиции и многое другое переплетается в жизни
русского крестьянства. Сегодня мы с вами попробуем воспроизвести сцены жизни русского
народа.
На сцене на двух столах вы видите продукты питания и предметы быта. Желающие
проверить свои знания должны ответить на вопросы об их значимости в разные эпохи,
выбрать лишнее.
(5 желающих участников идут готовиться к столу).
Стол: хлеб (чёрный и белый), горох, пшеница, рожь, гречка, пшено, капуста, картофель,
яблоки, груши, редька, дыня, кофе, чай, рис, а также огурцы, помидоры, сахар, подсолнух,
оливки, апельсины, мандарины, кукуруза. (Участники конкурса соотносят продукты
согласно эпохам) – лишнее для крестьян: кофе, чай, оливки, апельсины, мандарины.
По презентации участники конкурса рассказывают о предназначении видов одежды и
утвари…Учитель и жюри выслушивает ответы конкурсантов и оценивают баллами.
Учитель:
Жизнь русского крестьянства связана с природой, поэтому появлялись приметы, с
которыми народ планировал свою жизнь и труд.
Кто знает такие приметы?
1 ученик: Отлёт диких гусей осенью означает наступление холодов.
2 ученик: Зима не наступит, пока лист с вишнёвых деревьев не опал.
3 ученик: Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели и
морозы.
4 ученик: Весной пора пахать и сеять, когда гром гремит, деревья в листву одеваются, а
водяные лягушки начинают квакать, жаворонок запел.
Учитель:
Выслушаем ответы ребят со сцены (о продуктах питания и одежде (приложение)).
Учитель:
Отгадайте на эту тему загадки:
1. Комовато, ноздревато…
И твердо, и мягко
И черно и бело
И всем людям мило. ( Хлеб)
2. Красна, да не девка,
Хвостовата, да не мышь. ( Морковь)3. Красненькие сапожки
В земле и в лукошке. ( Свекла)
4. Без рук, без ног
На поветки влез. ( Горох, дыня)
5. Заплата на заплате –
Иголка не была.( Капуста )
Учитель:
Назовите поговорки о природе и труде.
1 ученик: Готовь сани с весны, а колёса зимой.
2 ученик: Даст небо дождь, значит будет рожь.
3 ученик: Рой вглубь пласта, будет рожь густа.
…………………………………………………
Учитель:
С 19 декабря (Николин зимний день) готовилась молодёжь к святкам.
Что вам известно об этом празднике?
1 ученик: Это новогодние двухнедельные празднества (от Рождества до Крещения)
2 ученик: На святках девушки пели, водили хороводы, катались с горки с парнями,
выбирали женихов, невест... и конечно же гадали.
3 ученик: Гадают вечером или ранним утром до зари, до первых петухов с желанием узнать
судьбу.
4 ученик: Даже Пушкин в произведении «Евгений Онегин» писал об этом:
«Настали святки,
То – то радость,
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима».
Учитель:
Давайте приведём примеры гаданий.
1 ученик: Самым распространённым является гадание на воске, кофейной и чайной гуще,
когда по очертаниям на блюдце гадают о будущем.
2 ученик: В рождественскую ночь можно выйти на улицу и окликнуть прохожего, узнать
имя. Это и будет имя суженого или суженой.3 ученик: Можно стать к воротам спиной и бросить за них башмачок (в какую сторону
укажет, там и замужем быть). Или бросить камушки в колодец, если долго вода журчит,
то будет сварливая свекровь.
4 ученик: Предлагаю поучаствовать в нашем гадании (3 девочки и 2 мальчика). Положите
на блюдце любую вещь: колечко, серьгу и т.п.
(Блюдце опрокидывается, накрывается платком и участники поочерёдно вытаскивают
любую вещь. Если девушка достала вещь парня или наоборот, значит они раньше других
выйдут замуж).
Учитель:
Эти же предметы гадания использовались и для святочных игр (поцеловать другого или
песню исполнить, или стихотворение прочитать).
Учитель
:
Коляда.
Предлагаем вашему вниманию примерный сценарий святочного колядования.
Все колядники запевают:
Коляда! Коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла!
Запевает: Пришли девочки под окошечко
Припев: Святый вечор добрым людям!
Пришли щедровати, счастья пожелати
Припев.
Уродись пшеничка, овес, чечевичка
Припев.
В клетикоробами , в печипирогами
1 колядник: Щедрый вечер! Святый вечер!
Добрым людям на весь вечер!
Открывайте окошки,
Подавайте лепёшки,В коробейкукопейку,
В колпачокпятачок,
На полке грош,
Отдай как хошь.
Святый вечер! Щедрый вечер!
2 колядник: Коляда! Маледа!
Дома ли хозяева?
Изба, за столом хозяин, хозяйка и ребятишки.
Ребёнок: Матушка колядники пришли, звать?
Хозяйка: Не кличте расходитесь по домам, ничего я вам не дам.
Колядники: У Ивана жена очень жадная была
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,
Да и муж не дюж ,
Лентяй, неуклюж. (Хахаха).
Хозяин: Что придумала жена?
Ишь, какая сатана!
Колядники, возвращайтесь,
Чем хотите, угощайтесь!
Колядники в доме (Коза):
Коляда, колядин!
Я у бабушки один
По колено кожушок
Дай, хозяйка, пирожок.
Пирожка мало
Дай кусок сала.
За мою ласку
Дай мне колбаску.
А колбаски нету
Дай мне конфету!
3 колядник: Овсень коляда!
Суконная борода
Открывай ворота
Выноси творога
Выноси каши
В золочёной чаши.
Угощается народ,
Не уходит от ворот.
4 колядник: Открывайте сундучок
Подавайте пятачокХоть блин,
Хоть сала клин.
2 колядник: А теперь хозяева,
Мы вас будем хвалить
Вы нас будете дарить.
А не будете дарить
Мы вас будем корить.
Все колядники:
Выходила коляда накануне Рождества!
Кто даст пирога
Тому полон хлев скота
Овин с овсом
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога
Тому куричья нога,
Вилы, да лопата
И корова горбата!!!
Хозяин: Нет! Нет!
Колдники, мы вас будем дарить!
Жена, одаривай колядующих…
(Жена подает хлеб, колбасу, пирожки, конфеты. Хозяин радует монеты).
Колядники поют:
Как у кочета головушка краснёхонька
Припев: Таусень! Таусень!
У Иванато женахорошохонька, молодёхонька,
Она по двору идёт словно пава плывёт!
Припев.
За столомто сидит словно свечка горит
Припев.
Как у нашего хозяина высоки ворота!
Припев.
Наш хозяин богатый, гребёт денежки лопатою.
6 колядник: А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужилиста.
Из зерна ему коврига
Из полузернапирог
И воздай вам, господи,
И подай вам Бог!
2 колядник: Мы желаем вам солнца красного,
а небаясного!(Все колядники кланяются).
Учитель
посетить районный музей «Радогощь»
благодарит всех за активное участие и внимание к мероприятию, рекомендует
Подводим итог знаниям.
Приложение: примерные ответы учащихся
Питание.
В питании русских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль
играли: рожь, пшеница, ячмень, гречка, просо. Из них готовили кашу, делали муку,
приготавливали напитки с добавлением мёда и хмеля. Широко употребляли репу, капусту,
редьку, морковь, дыню. Использовали льняное и конопляное масло. Картофель,
подсолнечник, помидоры вошли в рацион русских людей лишь в 19 веке. Мясо
употребляли по праздникам: говядину, баранину, свинину, редко конину, т.к. лошадь была
важна в хозяйстве. Много ели рыбы и икру. Простой народ диковинных фруктов не видел.
Одежда.
Одежда русских людей долгое время не отличалась у мужчин и женщин: это была рубаха.
Летом более тонкая, зимой верхняя и плотная. Сарафан вошел в гардероб женщин в 15
веке. Замужние женщины поверх рубахи надевали понёву – два куска клетчатой ткани,
перетянутой на талии или бёдрах поясом. Мужская одежда в древности называлась
ноговицы, позднее порты, что употреблялось ко всей одежде. В 17 веке порты шились из
сукна брюки, отсюда видимо и появились брюки. Праздничная одежда имела сочетание
красного и белого цветов. В простой одежде были синие, жёлтые, зелёные цвета.