Урок по обществознанию, 10 кл
Оценка 5

Урок по обществознанию, 10 кл

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
16.11.2018
Урок по обществознанию, 10 кл
Публикация является частью публикации:
мир русского крестьянства.docx
Министерство образования и науки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Погарская средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Погар, Брянской области Методическая работа внеклассного мероприятия по истории России: «Мир русского крестьянства»                                                              дисциплин высшей категории                                                            Свистухо Мария Ильинична Выполнила учитель общественных    2017/ 2018 учебный год Цель: расширить знания учащихся о жизни и быте русского крестьянства разных эпох от  16 до конца 19 века; воспитывать уважение к труду и жизни русского народа; хранить и  развивать его культуру; бережно относиться к музейным экспонатам и семейным  реликвиям. «Мир русского крестьянства» Учитель    :  Мы живем в интересное и сложное время, когда на многие факты истории смотрим по­ иному, многое открываем или переоцениваем. Были в истории нашей страны и войны, и победы,  реформы  и  революции,  достижения   в науке  и  культуре.  Многие  исторические личности нам известны, их имена вошли в историю. Но ведь в этой истории огромную роль сыграл   простой   русский   народ   –   русский   крестьянин.   Наш   народ   умеет   трудиться   и отдыхать.   Быт   нашего   народа   был   очень   прост,   но   в   каждом   рукоделии   мы   видим стремление души крестьянской к красоте (обратить внимание на выставку). Времена года, принятие   христианства,   языческие   традиции   и   многое   другое   переплетается   в   жизни русского крестьянства. Сегодня мы с вами попробуем воспроизвести сцены жизни русского народа.  На   сцене   на   двух   столах   вы   видите   продукты   питания   и   предметы   быта.   Желающие проверить свои знания должны ответить на вопросы об их значимости в разные эпохи, выбрать лишнее. (5 желающих участников идут готовиться к столу). Стол: хлеб (чёрный и белый), горох, пшеница, рожь, гречка, пшено, капуста, картофель, яблоки, груши, редька, дыня, кофе, чай, рис, а также огурцы, помидоры, сахар, подсолнух, оливки,   апельсины,   мандарины,   кукуруза.   (Участники   конкурса   соотносят   продукты согласно эпохам) – лишнее для крестьян: кофе, чай, оливки, апельсины, мандарины. По   презентации   участники   конкурса   рассказывают   о   предназначении   видов   одежды   и утвари… Учитель и жюри выслушивает ответы конкурсантов и оценивают баллами. Учитель:  Жизнь   русского   крестьянства   связана   с   природой,   поэтому   появлялись   приметы,   с которыми народ планировал свою жизнь и труд. Кто знает такие приметы?  1 ученик: Отлёт диких гусей осенью означает наступление холодов.  2 ученик: Зима не наступит, пока лист с вишнёвых деревьев не опал. 3  ученик: Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели и морозы. 4 ученик: Весной пора пахать и сеять, когда гром гремит, деревья в листву одеваются, а водяные лягушки начинают квакать, жаворонок запел. Учитель:  Выслушаем ответы ребят со сцены (о продуктах питания и одежде (приложение)). Учитель:  Отгадайте на эту тему загадки:  1. Комовато, ноздревато…     И твердо, и мягко    И черно и бело    И всем людям мило. ( Хлеб) 2. Красна, да не девка,      Хвостовата, да не мышь. ( Морковь) 3. Красненькие сапожки      В земле и в лукошке. ( Свекла) 4. Без рук, без ног     На поветки влез. ( Горох, дыня) 5. Заплата на заплате –     Иголка не была.( Капуста ) Учитель:  Назовите поговорки о природе и труде. 1 ученик: Готовь сани с весны, а колёса зимой. 2 ученик: Даст небо дождь, значит будет рожь. 3 ученик: Рой вглубь пласта, будет рожь густа.  ………………………………………………… Учитель:  С 19 декабря (Николин зимний день) готовилась молодёжь к святкам.  Что вам известно об этом празднике?  1 ученик: Это новогодние двухнедельные празднества (от Рождества до Крещения)  2  ученик:   На   святках   девушки   пели,   водили   хороводы,   катались   с   горки   с   парнями, выбирали женихов, невест... и конечно же гадали. 3 ученик:  Гадают вечером или ранним утром до зари, до первых петухов с желанием узнать судьбу.  4 ученик:  Даже Пушкин в произведении «Евгений Онегин» писал об этом:  «Настали святки,  То – то радость,  Гадает ветреная младость,  Которой ничего не жаль   Перед которой жизни даль   Лежит светла, необозрима».  Учитель:  Давайте приведём примеры гаданий. 1 ученик: Самым распространённым является гадание на воске, кофейной и чайной гуще, когда по очертаниям на блюдце гадают о будущем.  2 ученик:  В рождественскую ночь можно выйти на улицу и окликнуть прохожего,  узнать имя. Это и будет имя суженого или суженой. 3  ученик:   Можно стать к воротам спиной и бросить за них башмачок (в какую сторону укажет,  там и замужем быть). Или бросить камушки в колодец,  если долго вода журчит, то будет сварливая свекровь.  4 ученик:  Предлагаю поучаствовать в нашем гадании (3 девочки и 2 мальчика). Положите на блюдце любую вещь: колечко, серьгу и т.п. (Блюдце   опрокидывается,   накрывается   платком   и   участники   поочерёдно   вытаскивают любую вещь. Если девушка достала вещь парня или наоборот, значит они раньше других выйдут замуж).  Учитель: Эти же предметы гадания использовались и для святочных игр (поцеловать другого или песню исполнить, или стихотворение прочитать). Учитель    :  Коляда. Предлагаем вашему вниманию примерный сценарий святочного колядования.  Все колядники запевают:                      Коляда! Коляда!                      А бывает коляда                     Накануне Рождества                      Коляда пришла                     Рождество принесла! Запевает:  Пришли девочки под окошечко Припев:      Святый вечор добрым людям!                    Пришли щедровати,  счастья пожелати  Припев.                      Уродись пшеничка,  овес,  чечевичка Припев.                     В клети­коробами ,  в печи­пирогами 1 колядник:  Щедрый вечер! Святый вечер!                       Добрым людям на весь вечер!                      Открывайте окошки,                      Подавайте лепёшки, В коробейку­копейку,                      В колпачок­пятачок,                       На полке грош,                       Отдай как хошь.                      Святый вечер! Щедрый вечер! 2 колядник: Коляда! Маледа!                      Дома ли хозяева? Изба, за столом хозяин, хозяйка  и ребятишки. Ребёнок:     Матушка  колядники пришли,  звать? Хозяйка:     Не кличте  расходитесь по домам, ничего я вам не дам. Колядники: У Ивана жена очень жадная была                     У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,                     Да и муж ­ не дюж ,                     Лентяй, неуклюж. (Ха­ха­ха). Хозяин:      Что придумала жена?                    Ишь, какая сатана!                    Колядники, возвращайтесь,                    Чем хотите, угощайтесь!  Колядники в доме (Коза):                           Коляда, колядин!                    Я у бабушки один                     По колено кожушок­                    Дай, хозяйка, пирожок.                    Пирожка мало­                    Дай кусок сала.                    За мою ласку                    Дай мне колбаску.                    А колбаски нету ­                    Дай мне конфету! 3 колядник:  Овсень коляда!                      Суконная борода                      Открывай ворота                       Выноси творога                      Выноси каши                      В золочёной чаши.                      Угощается народ,                       Не уходит от ворот. 4 колядник: Открывайте сундучок                       Подавайте пятачок Хоть блин,                       Хоть сала клин. 2 колядник: А теперь хозяева,                      Мы вас будем хвалить ­                      Вы нас будете дарить.                      А не будете дарить ­                     Мы вас будем корить. Все колядники:                       Выходила коляда накануне Рождества!                      Кто даст пирога­                      Тому полон хлев скота                      Овин с овсом                      Жеребца с хвостом!                       Кто не даст пирога­                      Тому куричья нога,                       Вилы, да лопата­                      И корова горбата!!! Хозяин:     Нет! Нет!                   Колдники, мы вас будем дарить!                   Жена, одаривай колядующих… (Жена подает хлеб, колбасу, пирожки, конфеты. Хозяин радует монеты).  Колядники поют:                          Как у кочета головушка краснёхонька  Припев:      Таусень! Таусень!                    У Ивана­то жена­хорошохонька,  молодёхонька,                    Она по двору идёт ­ словно пава плывёт! Припев.                    За столом­то сидит ­ словно свечка горит Припев.                    Как у нашего хозяина высоки ворота! Припев.                     Наш хозяин богатый, гребёт денежки лопатою.  6 колядник: А дай Бог тому,                      Кто в этом дому:                      Ему рожь густа,                      Рожь ужилиста.                      Из зерна ему коврига                       Из полузерна­пирог                      И воздай вам, господи,                      И подай вам Бог! 2 колядник: Мы желаем вам солнца красного,                       а неба­ясного! (Все колядники кланяются). Учитель   посетить районный музей «Радогощь»   благодарит всех за активное участие и внимание к мероприятию, рекомендует  Подводим итог знаниям. Приложение: примерные ответы учащихся Питание. В питании русских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играли:   рожь,   пшеница,   ячмень,   гречка,   просо.   Из   них   готовили   кашу,   делали   муку, приготавливали напитки с добавлением мёда и хмеля. Широко употребляли репу, капусту, редьку,   морковь,   дыню.   Использовали   льняное   и   конопляное   масло.   Картофель, подсолнечник,   помидоры   вошли   в   рацион   русских   людей   лишь   в   19   веке.   Мясо употребляли по праздникам: говядину, баранину, свинину, редко конину, т.к. лошадь была важна в хозяйстве. Много ели рыбы и икру. Простой народ диковинных фруктов не видел.  Одежда. Одежда русских людей долгое время  не отличалась у мужчин и женщин: это была рубаха. Летом более тонкая, зимой верхняя и плотная. Сарафан вошел в гардероб женщин в 15 веке. Замужние женщины поверх рубахи надевали понёву – два куска клетчатой ткани, перетянутой   на   талии   или   бёдрах   поясом.   Мужская   одежда     в   древности   называлась ноговицы, позднее порты, что употреблялось ко  всей одежде.  В 17 веке порты шились из сукна брюки, отсюда видимо и появились брюки. Праздничная одежда имела сочетание красного и белого цветов. В простой одежде были синие, жёлтые, зелёные цвета.

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл

Урок по обществознанию, 10 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018