Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Оценка 4.9

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
02.06.2017
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Учащиеся познакомиться с положением детей, оставшихся без попечения родителей; с мерами по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; познакомяться с понятиями и терминами: усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Учащиеся учатся описывать положение детей, оставшихся без попечения родителей; называть и характеризовать механизмы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.Детство — это период, когда закладываются основопола¬гающие качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ценности, жизнеспособность и це¬леустремленность. Эти духовные качества не развиваются сами по себе, а формируются в условиях родительской любви, когда семья формирует у ребенка способность сопереживать и радо¬ваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Но не у всех детей есть родители, полноценная семья. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети-сироты. О проблемах этих детей и идет речь на этом уроке.
5 класс обществознаниеЗащита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.docx
5   к л а с с   о б щ е с т в о зн а н и е Т е м а   у р о к а :  Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей Цели   и   задачи:  познакомить   учащихся   с   положением   детей, оставшихся   без   попечения   родителей;   с   мерами   по   защите   прав   и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; познакомить с понятиями   и   терминами:  усыновление,   опека,   попечительство, приемная семья. Планируемые   результаты:  учащиеся   научатся   описывать   по­ ложение   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей;   называть   и характеризовать   механизмы   защиты   прав   и   интересов   детей, оставшихся без попечения родителей; овладеют принципом работы с учебником,   в   тексте   которого   встречаются   схемы,   дополнительный текст   и   вопросы;   научатся   участвовать   в   эвристической   беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе. Формируемые  УУД: метапредметные:  уметь точно и грамотно выражать   свои   мысли;   воспринимать   текст   с   учетом   поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;   формировать   целевые   установки   учебной   деятельности, выстраивать алгоритм действий; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от   конкретных   условий;  личностные:  формирование   и   развитие творческих   способностей   через   активные   формы   деятельности; воспитание   чувства   милосердия   и   сострадания,   от  ветственности   за своих родных и близких. Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо ты в группах, мультимедийная презентация. Тип урока: лабораторного типа с элементами проектирования I. Организационный момент II.Мотивационно­целевой этап Х о д   у р о к а                    В лужах отражаются витрины,                    Лампочки блестят, как леденцы.                    Покупают в модном магазине Сытым детям сладости отцы.                    На крыльце за дверью, весь промокший,                    Прячется мальчонка лет шести. Грустно он заглядывает в окна,                    Только не решается войти.                    А внутри сияет, словно в сказке, Царство шоколада и конфет. До него ж, голодного бродяжки, Никому на свете дела нет. Слезы на ресницах мальчугана, Он живет на улице один. Если бы была живая мама — Вместе с ним пошла бы в магазин. Широко вдруг двери распахнулись, Вышла тут счастливая семья. Дети свой пакетик развернули, И конфета выпала одна. Малыша глазенки заблестели, И поверить в чудо он не мог. Только яркий фантик карамели  Увидал и маленький щенок... Хоть и мал годами был мальчишка, Но душой всех взрослых был добрей. Знал, как тяжело быть всюду лишним. И среди собак, и средь людей... Под дождем холодным, моросящим, В отблеске витринных ярких ламп, Человечий сын и сын собачий  Ту конфету ели пополам... Вопросы к классу —О ком это стихотворение? —Что вы почувствовали, когда его слушали? —Какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего урока? (Ответы учеников.) Тема урока: «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей». —Предположите, о чем мы будем говорить на нашем уроке. —На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.) План урока 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей. 2. Защита   прав   и   интересов   детей,   оставшихся   без   попечения родителей. III. Введение в новый материал Детство   —   это   период,   когда   закладываются   основополагающие качества   личности,   обеспечивающие   психологическую   устойчивость, нравственные ценности, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные   качества   не   развиваются   сами   по   себе,   а   формируются   в условиях   родительской   любви,   когда   семья   формирует   у   ребенка способность   сопереживать   и   радоваться   другим   людям,   нести ответственность   за   себя   и   других,   стремление   научиться   самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы   социальные   условия,   которые   определяют   его   быт,   его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Но   не   у   всех   детей   есть   родители,   полноценная   семья.   Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это  дети­сироты.  О про­ блемах этих детей и пойдет речь у нас на уроке. 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей Сиротство   ­   социальное   явление,   обусловленное   наличием   в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав. Задание:  работая   с   рубрикой   «Советуем   запомнить!»   на   с.   175 учебника,   прочитайте   определение   понятия   «дети,   оставшиеся   без попечения родителей» и прокомментируйте его. (Проверка выполнения задания.) Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Задание: познакомившись с рубрикой «Дополнительное чтение» на с. 175 учебника, расскажите, как в древности общество относилось к сиротам. (Проверка выполнения задания.) Проблемное задание. Но сейчас XXI в., войны нет, с эпидемиями человечество покончило. Почему же и в наши дни есть дети­сироты? (Проверка выполнения задания.) Причины социального сиротства: • разводы и увеличение количества неполных семей; • нездоровый образ жизни родителей; • падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; • жестокое обращение с детьми; • психологические перегрузки родителей; • неготовность супругов быть родителями; • ослабление ответственности перед семьей и т. д. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение   размеров   социального   сиротства,   появление   его   новых характеристик. Обнаруживается так называемое скрытое социальное сиротство,   которое   связано   с   ухудшением   условий   жизни   семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть   до   их   полного   вытеснения   из   семей,   вследствие   чего увеличивается   количество   беспризорных   детей   и   подростков. Социальное   сиротство   —   следствие   устранения   или   неучастия большого   круга   лиц   в   выполнении   ими   родительских   обязанностей (искажение родительского поведения). Задумайтесь над тревожной цифрой: в наши дни в России детей­ сирот от 100 тыс. до 700 тыс. человек. Таким образом, в XXI в. семья, помимо всего прочего, еще и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребенок. 2. Защита   прав   и   интересов   детей,   оставшихся   без   попечения родителей Сиротство — это социальная проблема, решить ее раз и навсегда невозможно.   Как   следует   осуществлять   социальную   политику государства   по   защите   прав   и   интересов   детей,   оставшихся   без попечения родителей? Задание: изучите схему и прокомментируйте ее. (Проверка выполнение задания.) Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без   попечения   родителей,   затрачивать   немалые   средства   на   их содержание,   однако   главной   проблемой   в   данном   случае   является социализация   детей.   Основное   содержание   социальной   работы   с детьми­сиротами   и   детьми,   оставшимися   без   попечения   родителей, заключается в: • защите их прав; • контроль условий их содержания; • социальной реабилитации и адаптации; • помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. — Какую конкретную помощь оказывает государство по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей? Задание: работая с текстом п. 2 § 24 учебника, заполните таблицу «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». Форма ­ ы с У и н е л в о н е Опека (попечи­ тельство) Сущность Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Форма   устройства   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека   устанавливается   над   детьми,   не   достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от   14   до   18   лет.   Опекуны   являются   представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые   сделки.   Попечители   дают   согласие   на совершение   тех   сделок,   которые   граждане,   находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно. Обязанности   по   опеке   (попечительству)   исполняются безвозмездно.   На   содержание   ребенка   опекуну (попечителю)   ежемесячно   выплачиваются   денежные средства   в   порядке   и   размере,   установленных Правительством   РФ.   В   некоторых   случаях   утраты попечения   родителей   (болезнь,   длительное   отсутствие) опекун   может   быть   назначен   параллельно   с   ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун   обязан   воспитывать   ребенка,   заботиться   о   его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых   лиц,   включая   близких   родственников,   если   они удерживают   его   незаконно.   Однако   не   имеет   права Детский дом се­ мейного типа Приёмная семья препятствовать   общению   ребенка   с   его   родными   и близкими.   Закон   предусматривает   защиту   детей   от возможных   злоупотреблений   со   стороны   опекунов,   в частности   устанавливает   ограничение   их   полномочий   и самостоятельности   при   распоряжении   имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие род­ ственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный   надзор   за   условиями   жизни   подопечного,   за выполнением   опекуном   своих   обязанностей,   оказывать помощь опекунам Обычная   семья,   принявшая   на   воспитание   пять   и   более детей.   В   России   до   1   марта   1996   г.   (дата   принятия Семейного   кодекса)   было   368   домов   семейного   типа,   в которых воспитывалось более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных детей. Такие семьи принимают в первую очередь воспитанников домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают вторую   семью,   граждане,   желающие   воспитывать   сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов. Большинству   детских   домов   семейного   типа   выделяют жилье,   транспорт,   землю   для   организации   подсобных   и фермерских хозяйств. Около десяти лет семейные детские дома доказывают свое право на существование успешным воспитанием детей и благополучным устройством их жизни в дальнейшем Форма устройства детей­сирот и детей, оставшихся без по­ Согласно «Положению о приемной семье», утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть  не более восьми детей. Приемные родители выполняют  функции воспитателей и получают оплату за свой труд.  Между ними и приемными детьми нет алиментных,  наследственных и других правоотношений, подобных  отношениям между родителями и детьми, которые могут  возникнуть в случае усыновления приемных детей.  Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного  ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и  попечительства обязаны оказывать приемной семье  необходимую помощь, способствовать созданию  нормальных условий для жизни и воспитания детей, а  также вправе осуществлять контроль за выполнением  возложенных на приемных родителей обязанностей по  содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача  ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет  требует его согласия. Запрещается, как и при  усыновлении, разъединять братьев и сестер, за  исключением случаев, когда разъединение допустимо в  интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных  семьях воспитывается от 5 до 10% детей­сирот (Проверка выполнения задания.) За   защитой   своих   прав   дети,   оставшиеся   без   попечения,   могут обратиться   в   суд   или   к   Уполномоченному   при   Президенте   РФ   по правам ребенка. —Что вам известно о его деятельности? (Ответы учеников.) IV. Подведение итогов урока Сейчас я расскажу вам  притчу. Послушайте ее, выделите главную мысль и придумайте название. Учитель каждый день приходил в богатый дом, чтобы учить сыновей хозяина.   Прислуживал   им   во   время   уроков   мальчик­слуга. Обязанностей у него было немного: протирать доску да заварить чай для учителя. Все остальное время слуга тихо сидел в углу. Однажды   учитель   заметил,   что   слуга   шевелит   губами   во   время урока.   После   занятий   учитель   спросил   мальчика,   о   чем   он   сегодня рассказывал. Оказалось, что слуга знает все, что говорил учитель. — Откуда ты родом, мальчик? — ласково спросил учитель. — У меня нет рода, — грустно сказал слуга. —У   каждого   дерева   есть   корень,   у   каждой   реки   —   исток,   — заметил учитель. —Меня бросили здесь младенцем. Позже одна из служанок дала мне обрывок моей одежды. Мальчик показал учителю кусок тряпки с двумя непонятными бук­ вами. —Это капля из твоего истока. Надо найти сам источник, — объ­ яснил мальчику учитель и попросил хозяина отдать ему маленького слугу в услужение. Не хотел хозяин отказывать учителю и отпустил мальчика. Учитель велел мальчику читать книги о разных странах. Но малень­ кий   слуга   никогда   не   садился   читать,   не   прибрав   в   доме   учителя. Вскоре   он   нашел   нужную   книгу.   Там   рассказывалось   о   стране,   в которой писали такими же знаками, какие были вышиты на обрывке одежды. Когда мальчик стал юношей, учитель снарядил его в далекий путь. Прошло много лет. Однажды возле дома учителя остановился экипаж, и из него вышел юноша­сирота. Он низко поклонился учителю и сказал: —Вы были правы, учитель. У каждого дерева есть корень, у каждой реки ­ исток. Я нашел своих родных, но вернулся к вам продолжать учебу, потому что без знания человек так же слаб, как и без истока. (Проверка выполнения задания.) Домашнее задание 1. Прочитать § 24, с. 173­180 учебника. 2. Письменно разработать проект «Наша помощь детям­сиротам»

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.