Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
02.06.2017
Учащиеся познакомиться с положением детей, оставшихся без попечения родителей; с мерами по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; познакомяться с понятиями и терминами: усыновление, опека, попечительство, приемная семья.
Учащиеся учатся описывать положение детей, оставшихся без попечения родителей; называть и характеризовать механизмы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.Детство — это период, когда закладываются основопола¬гающие качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ценности, жизнеспособность и це¬леустремленность. Эти духовные качества не развиваются сами по себе, а формируются в условиях родительской любви, когда семья формирует у ребенка способность сопереживать и радо¬ваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Но не у всех детей есть родители, полноценная семья. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети-сироты. О проблемах этих детей и идет речь на этом уроке.
5 класс обществознаниеЗащита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.docx
5 к л а с с о б щ е с т в о зн а н и е
Т е м а у р о к а : Защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей
Цели и задачи: познакомить учащихся с положением детей,
оставшихся без попечения родителей; с мерами по защите прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей; познакомить с
понятиями и терминами:
усыновление, опека, попечительство,
приемная семья.
Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать по
ложение детей, оставшихся без попечения родителей; называть и
характеризовать механизмы защиты прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей; овладеют принципом работы с
учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный
текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе,
дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания;
применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: уметь точно и грамотно
выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее
решения; формировать целевые установки учебной деятельности,
выстраивать алгоритм действий; уметь осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения образовательных задач в зависимости
от конкретных условий; личностные: формирование и развитие
творческих способностей через активные формы деятельности;
воспитание чувства милосердия и сострадания, от ветственности за
своих родных и близких.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо ты в
группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: лабораторного типа с элементами проектирования
I. Организационный момент
II.Мотивационноцелевой этап
Х о д у р о к а
В лужах отражаются витрины,
Лампочки блестят, как леденцы.
Покупают в модном магазине Сытым детям сладости отцы.
На крыльце за дверью, весь промокший,
Прячется мальчонка лет шести. Грустно он заглядывает в окна,
Только не решается войти.
А внутри сияет, словно в сказке,
Царство шоколада и конфет.
До него ж, голодного бродяжки,
Никому на свете дела нет.
Слезы на ресницах мальчугана,
Он живет на улице один.
Если бы была живая мама —
Вместе с ним пошла бы в магазин.
Широко вдруг двери распахнулись,
Вышла тут счастливая семья.
Дети свой пакетик развернули,
И конфета выпала одна.
Малыша глазенки заблестели,
И поверить в чудо он не мог.
Только яркий фантик карамели
Увидал и маленький щенок...
Хоть и мал годами был мальчишка,
Но душой всех взрослых был добрей.
Знал, как тяжело быть всюду лишним.
И среди собак, и средь людей...
Под дождем холодным, моросящим,
В отблеске витринных ярких ламп,
Человечий сын и сын собачий
Ту конфету ели пополам...
Вопросы к классу
—О ком это стихотворение?
—Что вы почувствовали, когда его слушали?
—Какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего урока?
(Ответы учеников.)
Тема урока: «Защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей».
—Предположите, о чем мы будем говорить на нашем уроке.
—На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей. 2. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей.
III. Введение в новый материал
Детство — это период, когда закладываются основополагающие
качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость,
нравственные ценности, жизнеспособность и целеустремленность. Эти
духовные качества не развиваются сами по себе, а формируются в
условиях родительской любви, когда семья формирует у ребенка
способность сопереживать и радоваться другим людям, нести
ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,
необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его
физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми,
его личные успехи.
Но не у всех детей есть родители, полноценная семья. Дети,
оставшиеся без попечения родителей, — это детисироты. О про
блемах этих детей и пойдет речь у нас на уроке.
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей
Сиротство социальное явление, обусловленное наличием в
обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся
без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав.
Задание: работая с рубрикой «Советуем запомнить!» на с. 175
учебника, прочитайте определение понятия «дети, оставшиеся без
попечения родителей» и прокомментируйте его.
(Проверка выполнения задания.)
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько
существует человечество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные
бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие
чего дети становились сиротами.
Задание: познакомившись с рубрикой «Дополнительное чтение» на
с. 175 учебника, расскажите, как в древности общество относилось к
сиротам.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Но сейчас XXI в., войны нет, с эпидемиями
человечество покончило. Почему же и в наши дни есть детисироты?
(Проверка выполнения задания.)
Причины социального сиротства: • разводы и увеличение количества неполных семей;
• нездоровый образ жизни родителей;
• падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей;
• жестокое обращение с детьми;
• психологические перегрузки родителей;
• неготовность супругов быть родителями;
• ослабление ответственности перед семьей и т. д.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное
увеличение размеров социального сиротства, появление его новых
характеристик. Обнаруживается так называемое скрытое социальное
сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи,
падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям,
вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего
увеличивается количество беспризорных детей и подростков.
Социальное сиротство — следствие устранения или неучастия
большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей
(искажение родительского поведения).
Задумайтесь над тревожной цифрой: в наши дни в России детей
сирот от 100 тыс. до 700 тыс. человек. Таким образом, в XXI в. семья,
помимо всего прочего, еще и перестала быть той единственной средой,
где воспитывается и развивается ребенок.
2. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей
Сиротство — это социальная проблема, решить ее раз и навсегда
невозможно. Как следует осуществлять социальную политику
государства по защите прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей?
Задание: изучите схему и прокомментируйте ее.
(Проверка выполнение задания.)
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся
без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их
содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей. Основное содержание социальной работы с
детьмисиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
заключается в:
• защите их прав;
• контроль условий их содержания;
• социальной реабилитации и адаптации;
• помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
— Какую конкретную помощь оказывает государство по защите прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?
Задание: работая с текстом п. 2 § 24 учебника, заполните таблицу
«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Форма
ы
с
У
и
н
е
л
в
о
н
е
Опека
(попечи
тельство)
Сущность
Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица),
желающих усыновить ребенка, при обязательном участии
органов опеки и попечительства.
Форма устройства детейсирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и
образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими
возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте
от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями
подопечных и совершают от их имени и в их интересах все
необходимые сделки. Попечители дают согласие на
совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся
под попечением, не в праве совершать самостоятельно.
Обязанности по опеке (попечительству) исполняются
безвозмездно.
На содержание ребенка опекуну
(попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные
средства в порядке и размере,
установленных
Правительством РФ. В некоторых случаях утраты
попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие)
опекун может быть назначен параллельно с ними,
приходить в семью, забирать ребенка к себе.
Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его
здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от
любых лиц, включая близких родственников, если они
удерживают его незаконно. Однако не имеет права Детский
дом се
мейного
типа
Приёмная
семья
препятствовать общению ребенка с его родными и
близкими. Закон предусматривает защиту детей от
возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в
частности устанавливает ограничение их полномочий и
самостоятельности при распоряжении имуществом
подопечного. Обычно опекунами становятся близкие род
ственники подопечного. Государство должно осуществлять
постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за
выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать
помощь опекунам
Обычная семья, принявшая на воспитание пять и более
детей. В России до 1 марта 1996 г. (дата принятия
Семейного кодекса) было 368 домов семейного типа, в
которых воспитывалось более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс.
кровных детей.
Такие семьи принимают в первую очередь воспитанников
домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают
вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот,
получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж,
зарплату, а также пособие в соответствии с социальными
нормативами и нормами для воспитанников детских домов.
Большинству детских домов семейного типа выделяют
жилье, транспорт, землю для организации подсобных и
фермерских хозяйств. Около десяти лет семейные детские
дома доказывают свое право на существование успешным
воспитанием детей и благополучным устройством их жизни
в дальнейшем
Форма устройства детейсирот и детей, оставшихся без по
Согласно «Положению о приемной семье», утвержденному
Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть
не более восьми детей. Приемные родители выполняют
функции воспитателей и получают оплату за свой труд.
Между ними и приемными детьми нет алиментных,
наследственных и других правоотношений, подобных
отношениям между родителями и детьми, которые могут
возникнуть в случае усыновления приемных детей.
Государство и органы местного самоуправления выделяют
денежные средства на содержание каждого приемного
ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и
попечительства обязаны оказывать приемной семье
необходимую помощь, способствовать созданию
нормальных условий для жизни и воспитания детей, а
также вправе осуществлять контроль за выполнением
возложенных на приемных родителей обязанностей по
содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача
ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет
требует его согласия. Запрещается, как и при
усыновлении, разъединять братьев и сестер, за
исключением случаев, когда разъединение допустимо в
интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных
семьях воспитывается от 5 до 10% детейсирот
(Проверка выполнения задания.)
За защитой своих прав дети, оставшиеся без попечения, могут
обратиться в суд или к Уполномоченному при Президенте РФ по
правам ребенка.
—Что вам известно о его деятельности?
(Ответы учеников.)
IV. Подведение итогов урока
Сейчас я расскажу вам притчу. Послушайте ее, выделите главную
мысль и придумайте название.
Учитель каждый день приходил в богатый дом, чтобы учить сыновей
хозяина. Прислуживал им во время уроков мальчикслуга.
Обязанностей у него было немного: протирать доску да заварить чай
для учителя. Все остальное время слуга тихо сидел в углу.
Однажды учитель заметил, что слуга шевелит губами во время
урока. После занятий учитель спросил мальчика, о чем он сегодня
рассказывал. Оказалось, что слуга знает все, что говорил учитель.
— Откуда ты родом, мальчик? — ласково спросил учитель.
— У меня нет рода, — грустно сказал слуга.
—У каждого дерева есть корень, у каждой реки — исток, —
заметил учитель.
—Меня бросили здесь младенцем. Позже одна из служанок дала мне
обрывок моей одежды.
Мальчик показал учителю кусок тряпки с двумя непонятными бук
вами. —Это капля из твоего истока. Надо найти сам источник, — объ
яснил мальчику учитель и попросил хозяина отдать ему маленького
слугу в услужение. Не хотел хозяин отказывать учителю и отпустил
мальчика.
Учитель велел мальчику читать книги о разных странах. Но малень
кий слуга никогда не садился читать, не прибрав в доме учителя.
Вскоре он нашел нужную книгу. Там рассказывалось о стране, в
которой писали такими же знаками, какие были вышиты на обрывке
одежды.
Когда мальчик стал юношей, учитель снарядил его в далекий путь.
Прошло много лет. Однажды возле дома учителя остановился экипаж,
и из него вышел юношасирота. Он низко поклонился учителю и сказал:
—Вы были правы, учитель. У каждого дерева есть корень, у каждой
реки исток. Я нашел своих родных, но вернулся к вам продолжать
учебу, потому что без знания человек так же слаб, как и без истока.
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 24, с. 173180 учебника.
2. Письменно разработать проект «Наша помощь детямсиротам»
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Урок по обществознанию Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.