Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
4 кл
11.05.2019
Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)
Урок по природоведению Лес и человек. Афлятунова А.Р..docx
Афлятунова А.Р учительница начальных классов, I категории,  МБОУ «Новоузеевской ООШ» Аксубаевского района Республики Татарстан. E­mail: [email protected]  «Лес и человек» Окружающий мир    4 клас Цель урока:   Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни  человека и природы. Задачи урока:      Образовательная. 1. Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.           2. Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые  возникли по вине человека. Развивающая. Развивать монологическую речь учащихся, память,   логическое мышление и познавательный интерес к предмету.  Воспитательная:  .Воспитывать уважение и любовь к природе,  и  культуру  поведения. Формирование УУД:   ­  личностные действия:  уметь  создавать   благоприятную  дружескую атмосферу   вокруг   себя,   принимать   активное   участие   на   уроке,   быть   проявляют   ценностное вежливым,   воспитанным,   корректным, отношение к природному миру. регулятивные   действия:  уметь   планировать   свою   деятельность, ставить   перед   собой   задачи,   делать   выводы,   контролировать   свои действия, быть внимательным;  ­ познавательные действия: добывать новые знания: находить  необходимую информацию  в учебнике;   ­   коммуникативные   действия:    уметь   работать   в   группе,   в   паре, принимая   равное   участие;   уметь   выслушать   и   помочь   товарищу, обогащать связную речь. Оборудование:   учебник   «Окружающий   мир».   4   класс,   А.А.   Плешаков «Просвещение» Москва 2010 год; рабочая тетрадь к учебнику; карточки со стихотворением;   стихотворение     С.Никулиной   «Русский   лес»,   аудиозапись песни   «Лесной   марш»   Ю.Чичкова,   презентация,   ноутбук,   мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками, картинка дерево, рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина «Лесозаготовки», фотографии   «На   вырубках»,   «Несанкционированные   свалки»;   видеосюжет «Пожар в лесу»; аудиозаписи песен. Ход урока: I. Организационный момент Обучающиеся сидят в группах по четыре человека. Учитель: 1)Приветствие учащихся. Садимся на свои места в группе по 4 ученика. Слайд 2. ­ Положите,   пожалуйста  МЭНЭДЖ   МЭТ  (инструмент для управления классом.   Табличка   в   центре   класса,   позволяющая   удобно   и   просто распределить   учеников   в   одной   команде   (партнер   по   плечу,   по   лицу; партнер   А,   Б)   для   организации   эффективного   учебного   процесса   в командах.), чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу. Звучит песня  «Лесной марш»  (сл. П.Синявского,  муз. Ю.Чичкова) Структура   Релли Робин  (в этой  структуре  два  участника  поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.) ­   Почему   мы   начали   наш   урок   этой   песни?   ответами со своим  партнером по плечу)  (Потому что,  это песня о лесе.  Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь.   В   этой   песне   говорится   о   тайге,   дети   шагают   под   кедрами   и соснами.  Говориться ещё о березках,   которые надо беречь.) ­ А кто должен оберегать лес?  (подумайте и обменяйтесь ответами со своим партнером по лицу)  (Это должен делать люди). ­ Мы на уроке о чем будем говорить? (подумайте и обменяйтесь ответами со своим  партнером по плечу)  (О лесе и о людях) ­ Какая будет тема нашего урока?  (подумайте и обменяйтесь ответами со своим  партнером по лицу) (Лес и человек) «Лес и человек»  (Запись на доске и в тетрадях) II. Актуализация знаний. 1.   Структура   Сималтиниус     Релли   Тэйбл  (2   ученика   одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.)  (подумайте   и   обменяйтесь ­ Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Раздаются карточки.  Заполните схему и напишите в каждой столбик названиях деревьев, которые растут в том или ином лесу , которые вы запомнили ( по 2­3 дерева).    Леса Отвечает ученик №3, стол1.  Проверь себя: Слайд 3.      2. Слайд 4.   Структура Тэйк Оф – Тач   Даун  («встать – сесть»)  Дети встают с мест,  если согласны с утверждением. 3. Структура  Раунд Тэйбл ( ученики по очереди выполняют  письменную работу по кругу на одном (на команду) листе.) Работа по карточкам. Слайд   5.           Ученики №1 каждого стола.     Подпишите, каким деревьям принадлежат эти семена: Слайд  6.      Ученики №2 каждого стола.  Чьи это шишки? Ученики №3 каждого стола.  Напишите две­три цепи питания, сложившиеся в лесной зоне. Ученики №4 каждого стола.  Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают: Карточка. пихта                                                береза                                    тайга кедровая сосна липа                                      смешанный лес ольха сосна                                     широколиственный лес лиственница дуб клен (организовывается   обсуждение Слайд 7.  (Проверка работы) Физкультминутка.   Структура Фолоу Зе Лидер. (Звучит музыка. Ученики встают   группами   и   в   ритм   музыки,   делают   движения,   повторяя   друг друга. Каждый участник становится «лидером».)  III. Работа по теме. 1. Работа над новой темой ­ Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» ­ О каких отношениях говорится в этом стихотворении?   (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.) ­ Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.  Самостоятельное  чтение. Структура   Континиус   Раунд   Робин.   какого­либо вопроса в команде по очереди более одного круга.) ­ Чем является лес для человека? Отвечает ученик под номером №4, стол №1. Слайд 8.   (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет   ничего милее бродить и думать здесь…»), (открывается первая карточка) ­ А почему лес – аптека? Отвечает ученик под номером №2, стол №3 (В   лесу   много   лекарственных   растений.   Лесной   воздух   также   лечит.) (открывается вторая карточка – «аптека»).  ­ В стихотворение говорится, что лес накормит, как вы это понимаете? (В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес»),  (открывается карточка «источник чистой воды и пищи») ­ А как лес может обогреть человека? Отвечает ученик под номером №1, стол №2    (Человек   дровами   обогревает   дом,   а   дрова   –   это   часть   деревьев, которые росли в лесу) ­ Значит, лес для человека – это источник топлива (открывается карточка «источник топлива древесины»). ­ Посмотрите вокруг, какие вещи  сделанные  из дерева вы видите? Отвечает ученик под номером №3, стол №2   (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят дома) ­ А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении. Отвечает ученик под номером   №1,   стол     №4    («Нас   ждут   в   лесу   рябина,     орехи   и   цветы, душистая малина на кустиках густых.  Ищу грибов поляну  я,  не жалея сил.) ­ Чем для этих растений является лес? Отвечает ученик под номером №2, стол №1   (Это их дом.) ­ Для кого еще лес является домом? Отвечает ученик под номером №3, стол №3       (Лес является домом для птиц, животных, насекомых – жуков, пауков, червей) ­ Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка  «дом для растений, животных, грибов») ­ Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все. 2. Работа по учебнику.  Стр. 106­107. Структура   Релли   Робин  (в   этой   структуре   два   участника   поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.) ­ Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр.106­107 – и вы узнаете, какую еще роль играет лес. ­ Какую роль выполняет лес?  (Лесные растения выделяют кислород  и поглощают углекислый газ.  Лес очищает   воздух   от   пыли.   От   фитонцидов   погибают   болезнетворные бактерии.)  ­ Чем является лес для воздуха?     (Для воздуха лес – защитник.) ­ Чему еще лес является защитником?   (Лес – защитник водоемов и почв.)  (Последняя карточка открывается после обсуждения прочитанного.) Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почвы»   Слайд  9.                       ­ Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? (лес – это дом,     защитник, источник, аптека, место отдыха.) Слайд  10­14.                       ­ А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?  Работаем   по  структуре   Раунд  Тэйбл  (   ученика   по   очереди   выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе.) Работа по карточкам. Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.  1 стол  – о вырубке леса. Карточка. Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить  пути её решения.  Звучит   песня   «Просьба»   (сл.Р.Рождественского, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал.                                   (Н.Некрасов)  Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из­за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, 2 стол –  о неумеренной охоте и браконьерстве. Послушать песню, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.     муз. А.Пахмутовой). 3 стол –  о пожаре. Посмотреть видеофрагмент, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения. Слайд с видеофрагментом. 4 стол  – загрязнение мусором. Карточка.  Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.       Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели  отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже  девочки заканчивали обедать, недалеко от  них  запел соловей.  Очарованные  прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей  перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила  под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и  положила кулек в сумку. ­ Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! ­ Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида. Проверка.  Слайд  15.     1 стол. Отвечает ученик под номером №1. ­ О какой экологической проблеме шла речь в стихотворении?  ­ Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить? ­ Посмотрите на фото и скажите, где правильное поведение человека, а где  нет и почему вы так считаете? Слайд  16.        2 стол. Отвечает ученик под номером №1. Звучит песня «Просьба» (сл.Р.Рождественского, муз.  А. Пахмутовой.) ­ Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему убийства животных.) ­ О   какой   экологической   проблеме   шла   речь   в   вашей   карточке?  ­ Что бы вы предложили для решения этой проблемы?    Дополнение учителя.  Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу,   но   это   было   необходимо   для   выживания   людей,   и   они   убивали   не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находится под особой охраной. В Красную книгу занесены: Слайды 17­19.                       жуки – жук­коростел, дровосек реликтовый, жук­олень; растения – женьшень, венерин башмачок; птицы ­ филин, утка­мандаринка; звери – зубр, амурский тигр Слайды 20­21.                       В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику «Приокско­Террасный заповедник». ­  Дома вы ( по желанию) подготовите сообщение о заповедниках лесной зоны. Слайд 22.     3 стол. Отвечает ученик под номером №1. ­ О какой проблеме расскажет ваша группа? Слайд с видеофрагментом.         Дополнение учителя.      Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что   только   8%   всех   лесных   пожаров   возникли   без   помощи   человека,   от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства. ­   Как   надо   себя   вести   в   лесу,   чтобы   не   случилось   такой   беды?  ­   Я   вам   предлагаю   дома   составить   памятку   «Как   правильно   разводить костёр». 4 стол. Отвечает ученик под номером №1. ­ Чье поведение в лесу вы считаете правильным? ( Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.) ­ Вот, во что может превратиться лес. Слайд 23.      Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные  банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять  в лесу. ­Так какие же экологические проблемы леса возникают по вине человека?  Слайд  24.                       Вырубка леса. Неумеренная охота и браконьерство. Лесной пожар. Загрязнение мусором. Закрепление.    Работа в рабочей тетради.   Структура Сималтиниус   Релли Тэйбл  (2 ученика   одновременно   выполняют   письменную   работу   на   отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.) ­ Прочитайте  задание стр. 35, №1.­Используя текст учебника сформулируйте определение. Что такое фитонциды?   (Фитонциды – это вещества,   которые выделяют листья растений.  От  них погибают болезнетворные бактерии.) ­ Запишите определение в тетради.  ­ Прочитайте задание стр.35, №2 ­ В середине тетради  найдите плакат «Красная книга России». ­ Найдите на нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия. (Венерин   башмачок,   женьшень,   жук­коростел,   дровосек   реликтовый,   жук­ олень, филин, утка­мандаринка, зубр, амурский тигр. ­ Прочитайте задание стр.35, №3  ­ Рассмотрите знаки­рисунки. ­ Какие экологические проблемы выражены этими знаками­рисунками. ­   Назовите   экологическую   проблему,   выраженную   на   первом   рисунке. (Черезмерная вырубки лесов для заготовки древесины.) ­   Запишите   экологическую   проблему,   выраженную   на   втором   рисунке. (Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.) ­   Назовите   экологическую   проблему,   выраженную   на   третьем   рисунке. (незаконная браконьерство.)  ­ Запишите в тетради. ­   Назовите   экологическую   проблему,   выраженную   на   четвертом   рисунке. (загрязнение   лесов   консервными   банками,   стеклами,   о   которые   может пораниться человек или животное. ) ­ Запишите в тетради. ­ Назовите экологическую проблему, выраженную на пятом рисунке.  ( Разведение костров в лесу.  Уходя, многие забывают погасить костер.  Это приводит к пожару.) ­ Запишите в тетради. VI. Итог урока. Парковка. Структура 3 – 2 – 1.          У вас на столах лежат разноцветные листочки, на которых написаны правила поведения в лесу. Выберите одно, которое считаете самым важным с вашей точки  зрения и приклейте к  дереву  на  доске. Красивое  получилось дерево?   Если   все   будут   выполнять   правила   поведения   в   лесу,   то   и   лес протянет нам сотни рук и тысячи ладошек. Слайд  25.    Чтение стихотворение.     VII. Рефлекция.  «10 баллов» Оцените по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 VIII. Домашнее задание. Слайд  26.                       Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 106­113). Выполнить задание №4 в рабочей тетради (с.36). Подготовить сообщение о заповедниках лесной зоны. Составить памятку «Как разводить костёр» Список литературы:            Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Куровский В.Н. Элементы экологии на уроках в начальной школе. – ЗАТО Северск, 2004. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.­ М: Просвещение, , 2010.

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019