Урок по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 кл, окружающий мир)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по природоведению Лес и человек. Афлятунова А.Р..docx
Афлятунова А.Р учительница начальных классов, I категории,  МБОУ «Новоузеевской ООШ» Аксубаевского района Республики Татарстан. E­mail: alfinur6519@mail.ru  «Лес и человек» Окружающий мир    4 клас Цель урока:   Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни  человека и природы. Задачи урока:      Образовательная. 1. Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.           2. Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые  возникли по вине человека. Развивающая. Развивать монологическую речь учащихся, память,   логическое мышление и познавательный интерес к предмету.  Воспитательная:  .Воспитывать уважение и любовь к природе,  и  культуру  поведения. Формирование УУД:   ­  личностные действия:  уметь  создавать   благоприятную  дружескую атмосферу   вокруг   себя,   принимать   активное   участие   на   уроке,   быть   проявляют   ценностное вежливым,   воспитанным,   корректным, отношение к природному миру. регулятивные   действия:  уметь   планировать   свою   деятельность, ставить   перед   собой   задачи,   делать   выводы,   контролировать   свои действия, быть внимательным;  ­ познавательные действия: добывать новые знания: находить  необходимую информацию  в учебнике;   ­   коммуникативные   действия:    уметь   работать   в   группе,   в   паре, принимая   равное   участие;   уметь   выслушать   и   помочь   товарищу, обогащать связную речь. Оборудование:   учебник   «Окружающий   мир».   4   класс,   А.А.   Плешаков «Просвещение» Москва 2010 год; рабочая тетрадь к учебнику; карточки со стихотворением;   стихотворение     С.Никулиной   «Русский   лес»,   аудиозапись песни   «Лесной   марш»   Ю.Чичкова,   презентация,   ноутбук,   мультимедийныйпроектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками, картинка дерево, рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина «Лесозаготовки», фотографии   «На   вырубках»,   «Несанкционированные   свалки»;   видеосюжет «Пожар в лесу»; аудиозаписи песен. Ход урока: I. Организационный момент Обучающиеся сидят в группах по четыре человека. Учитель: 1)Приветствие учащихся. Садимся на свои места в группе по 4 ученика. Слайд 2. ­ Положите,   пожалуйста  МЭНЭДЖ   МЭТ  (инструмент для управления классом.   Табличка   в   центре   класса,   позволяющая   удобно   и   просто распределить   учеников   в   одной   команде   (партнер   по   плечу,   по   лицу; партнер   А,   Б)   для   организации   эффективного   учебного   процесса   в командах.), чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу. Звучит песня  «Лесной марш»  (сл. П.Синявского,  муз. Ю.Чичкова) Структура   Релли Робин  (в этой  структуре  два  участника  поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.) ­   Почему   мы   начали   наш   урок   этой   песни?   ответами со своим  партнером по плечу)  (Потому что,  это песня о лесе.  Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь.   В   этой   песне   говорится   о   тайге,   дети   шагают   под   кедрами   и соснами.  Говориться ещё о березках,   которые надо беречь.) ­ А кто должен оберегать лес?  (подумайте и обменяйтесь ответами со своим партнером по лицу)  (Это должен делать люди). ­ Мы на уроке о чем будем говорить? (подумайте и обменяйтесь ответами со своим  партнером по плечу)  (О лесе и о людях) ­ Какая будет тема нашего урока?  (подумайте и обменяйтесь ответами со своим  партнером по лицу) (Лес и человек) «Лес и человек»  (Запись на доске и в тетрадях) II. Актуализация знаний. 1.   Структура   Сималтиниус     Релли   Тэйбл  (2   ученика   одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.)  (подумайте   и   обменяйтесь­ Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Раздаются карточки.  Заполните схему и напишите в каждой столбик названиях деревьев, которые растут в том или ином лесу , которые вы запомнили ( по 2­3 дерева).    Леса Отвечает ученик №3, стол1.  Проверь себя: Слайд 3.      2. Слайд 4.   Структура Тэйк Оф – Тач   Даун  («встать – сесть»)  Дети встают с мест,  если согласны с утверждением. 3. Структура  Раунд Тэйбл ( ученики по очереди выполняют  письменную работу по кругу на одном (на команду) листе.) Работа по карточкам. Слайд   5.           Ученики №1 каждого стола.     Подпишите, каким деревьям принадлежат эти семена: Слайд  6.      Ученики №2 каждого стола.  Чьи это шишки? Ученики №3 каждого стола.  Напишите две­три цепи питания, сложившиеся в лесной зоне. Ученики №4 каждого стола.  Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают: Карточка. пихта                                                береза                                    тайга кедровая сосна липа                                      смешанный лес ольха сосна                                     широколиственный лес лиственница дуб клен(организовывается   обсуждение Слайд 7.  (Проверка работы) Физкультминутка.   Структура Фолоу Зе Лидер. (Звучит музыка. Ученики встают   группами   и   в   ритм   музыки,   делают   движения,   повторяя   друг друга. Каждый участник становится «лидером».)  III. Работа по теме. 1. Работа над новой темой ­ Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» ­ О каких отношениях говорится в этом стихотворении?   (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.) ­ Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.  Самостоятельное  чтение. Структура   Континиус   Раунд   Робин.   какого­либо вопроса в команде по очереди более одного круга.) ­ Чем является лес для человека? Отвечает ученик под номером №4, стол №1. Слайд 8.   (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет   ничего милее бродить и думать здесь…»), (открывается первая карточка) ­ А почему лес – аптека? Отвечает ученик под номером №2, стол №3 (В   лесу   много   лекарственных   растений.   Лесной   воздух   также   лечит.) (открывается вторая карточка – «аптека»).  ­ В стихотворение говорится, что лес накормит, как вы это понимаете? (В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес»),  (открывается карточка «источник чистой воды и пищи») ­ А как лес может обогреть человека? Отвечает ученик под номером №1, стол №2    (Человек   дровами   обогревает   дом,   а   дрова   –   это   часть   деревьев, которые росли в лесу) ­ Значит, лес для человека – это источник топлива (открывается карточка «источник топлива древесины»). ­ Посмотрите вокруг, какие вещи  сделанные  из дерева вы видите? Отвечает ученик под номером №3, стол №2   (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят дома) ­ А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении. Отвечает ученик под номером   №1,   стол     №4    («Нас   ждут   в   лесу   рябина,     орехи   и   цветы,душистая малина на кустиках густых.  Ищу грибов поляну  я,  не жалея сил.) ­ Чем для этих растений является лес? Отвечает ученик под номером №2, стол №1   (Это их дом.) ­ Для кого еще лес является домом? Отвечает ученик под номером №3, стол №3       (Лес является домом для птиц, животных, насекомых – жуков, пауков, червей) ­ Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка  «дом для растений, животных, грибов») ­ Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все. 2. Работа по учебнику.  Стр. 106­107. Структура   Релли   Робин  (в   этой   структуре   два   участника   поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.) ­ Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр.106­107 – и вы узнаете, какую еще роль играет лес. ­ Какую роль выполняет лес?  (Лесные растения выделяют кислород  и поглощают углекислый газ.  Лес очищает   воздух   от   пыли.   От   фитонцидов   погибают   болезнетворные бактерии.)  ­ Чем является лес для воздуха?     (Для воздуха лес – защитник.) ­ Чему еще лес является защитником?   (Лес – защитник водоемов и почв.)  (Последняя карточка открывается после обсуждения прочитанного.) Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почвы»   Слайд  9.                       ­ Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? (лес – это дом,     защитник, источник, аптека, место отдыха.) Слайд  10­14.                       ­ А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?  Работаем   по  структуре   Раунд  Тэйбл  (   ученика   по   очереди   выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе.) Работа по карточкам. Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути еёрешения.  1 стол  – о вырубке леса. Карточка. Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить  пути её решения.  Звучит   песня   «Просьба»   (сл.Р.Рождественского, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал.                                   (Н.Некрасов)  Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из­за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, 2 стол –  о неумеренной охоте и браконьерстве. Послушать песню, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.     муз. А.Пахмутовой). 3 стол –  о пожаре. Посмотреть видеофрагмент, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения. Слайд с видеофрагментом. 4 стол  – загрязнение мусором. Карточка.  Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.       Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели  отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже  девочки заканчивали обедать, недалеко от  них  запел соловей.  Очарованные  прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей  перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила  под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и  положила кулек в сумку. ­ Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! ­ Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида. Проверка.  Слайд  15.     1 стол. Отвечает ученик под номером №1. ­ О какой экологической проблеме шла речь в стихотворении?  ­ Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?­ Посмотрите на фото и скажите, где правильное поведение человека, а где  нет и почему вы так считаете? Слайд  16.        2 стол. Отвечает ученик под номером №1. Звучит песня «Просьба» (сл.Р.Рождественского, муз.  А. Пахмутовой.) ­ Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему убийства животных.) ­ О   какой   экологической   проблеме   шла   речь   в   вашей   карточке?  ­ Что бы вы предложили для решения этой проблемы?    Дополнение учителя.  Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу,   но   это   было   необходимо   для   выживания   людей,   и   они   убивали   не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находится под особой охраной. В Красную книгу занесены: Слайды 17­19.                       жуки – жук­коростел, дровосек реликтовый, жук­олень; растения – женьшень, венерин башмачок; птицы ­ филин, утка­мандаринка; звери – зубр, амурский тигр Слайды 20­21.                       В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику «Приокско­Террасный заповедник». ­  Дома вы ( по желанию) подготовите сообщение о заповедниках лесной зоны. Слайд 22.     3 стол. Отвечает ученик под номером №1. ­ О какой проблеме расскажет ваша группа? Слайд с видеофрагментом.         Дополнение учителя.      Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что   только   8%   всех   лесных   пожаров   возникли   без   помощи   человека,   от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства. ­   Как   надо   себя   вести   в   лесу,   чтобы   не   случилось   такой   беды?  ­   Я   вам   предлагаю   дома   составить   памятку   «Как   правильно   разводить костёр». 4 стол. Отвечает ученик под номером №1.­ Чье поведение в лесу вы считаете правильным? ( Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.) ­ Вот, во что может превратиться лес. Слайд 23.      Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные  банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять  в лесу. ­Так какие же экологические проблемы леса возникают по вине человека?  Слайд  24.                       Вырубка леса. Неумеренная охота и браконьерство. Лесной пожар. Загрязнение мусором. Закрепление.    Работа в рабочей тетради.   Структура Сималтиниус   Релли Тэйбл  (2 ученика   одновременно   выполняют   письменную   работу   на   отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.) ­ Прочитайте  задание стр. 35, №1.­Используя текст учебника сформулируйте определение. Что такое фитонциды?   (Фитонциды – это вещества,   которые выделяют листья растений.  От  них погибают болезнетворные бактерии.) ­ Запишите определение в тетради.  ­ Прочитайте задание стр.35, №2 ­ В середине тетради  найдите плакат «Красная книга России». ­ Найдите на нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия. (Венерин   башмачок,   женьшень,   жук­коростел,   дровосек   реликтовый,   жук­ олень, филин, утка­мандаринка, зубр, амурский тигр. ­ Прочитайте задание стр.35, №3  ­ Рассмотрите знаки­рисунки. ­ Какие экологические проблемы выражены этими знаками­рисунками. ­   Назовите   экологическую   проблему,   выраженную   на   первом   рисунке. (Черезмерная вырубки лесов для заготовки древесины.) ­   Запишите   экологическую   проблему,   выраженную   на   втором   рисунке. (Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.) ­   Назовите   экологическую   проблему,   выраженную   на   третьем   рисунке. (незаконная браконьерство.)  ­ Запишите в тетради.­   Назовите   экологическую   проблему,   выраженную   на   четвертом   рисунке. (загрязнение   лесов   консервными   банками,   стеклами,   о   которые   может пораниться человек или животное. ) ­ Запишите в тетради. ­ Назовите экологическую проблему, выраженную на пятом рисунке.  ( Разведение костров в лесу.  Уходя, многие забывают погасить костер.  Это приводит к пожару.) ­ Запишите в тетради. VI. Итог урока. Парковка. Структура 3 – 2 – 1.          У вас на столах лежат разноцветные листочки, на которых написаны правила поведения в лесу. Выберите одно, которое считаете самым важным с вашей точки  зрения и приклейте к  дереву  на  доске. Красивое  получилось дерево?   Если   все   будут   выполнять   правила   поведения   в   лесу,   то   и   лес протянет нам сотни рук и тысячи ладошек. Слайд  25.    Чтение стихотворение.     VII. Рефлекция.  «10 баллов» Оцените по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10VIII. Домашнее задание. Слайд  26.                       Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 106­113). Выполнить задание №4 в рабочей тетради (с.36). Подготовить сообщение о заповедниках лесной зоны. Составить памятку «Как разводить костёр» Список литературы:            Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Куровский В.Н. Элементы экологии на уроках в начальной школе. – ЗАТО Северск, 2004. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.­ М: Просвещение, , 2010.