Урок по окружающему миру на тему "Профилактика правонарушений. Права ребенка" (3 класс)

  • Аудио
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок правовых знаний.docx
Открытый урок (окружной) в 3­Н классе в рамках «Дня правовых знаний»  : познакомить с правами ребенка. Учитель: Булавина С.В. Тема урока:  « Профилактика правонарушений. Права ребёнка» Цель урока: формирование целостного понимания законов и прав общества  у детей  начальной ступени образования. Задачи: • образовательные:   ознакомление учащихся с основополагающими   нормативно­правовыми документами, защищающими права граждан (ребенка); • развивающие: развитие   нравственного,   правового   воспитания;   развитие   познавательных процессов,   самостоятельности   мыслительной   деятельности;   умение   находить   решение проблемы, используя знания; • воспитательные: воспитание   ответственности   детей   за   правонарушения,   правовой грамотности   на   основе   документов,   регламентирующих   человеческие   права; воспитание отрицательного   отношения   к   нарушениям   норм   морали и   прав человека, уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу. Формируемые УУД: Предметные   Личностные:уметь   проводить   самооценку   на   основе   критерия   успешности   учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные ­  уметь определять и  формулировать цель на уроке  с помощью   учителя;   проговаривать   последовательность   действий   на   уроке;   оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; коммуникативные  ­   уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в общественных местах и следовать им; познавательные  ­ уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного   с   помощью   учителя;   добывать   новые   знания;   находить   ответы   на   вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:   нормативно­правовая   документация:   Конституция   РФ,   Конвенция   прав ребенка; толковый словарь школьника, проектор, мультимедийная презентация, карточки­ стикеры с именами сказочных героев, индивидуальные листы с рабочими материалами.                                                              Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие ­ Ребята, сегодня на уроке у нас гость. Давайте поздороваемся с ним необычным способом. Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «здравствуйте» кивком! Скажем «Здравствуйте» мы ртом– Станет радостно кругом! 2. Психологический настрой    ­ Сегодня мы поговорим о важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает   каждый   человек.   Но   прежде,   чем   мы   начнем   серьезный   разговор,   предлагаю настроиться на работу. 1Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Но приятны ли хмурые лица? Или чья­то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И в ответ улыбку зажечь. II. Актуализация знаний. (Слайд 1) ­ Если мы посмотрим друг на друга, то точно можем сказать, что все мы разные. А что нас отличает?  (У   нас   разная   внешность,   разные   интересы,   разные   вкусы,   разные способности и т.д.) ­  Верно, но, несмотря на это, нас с вами что­то объединяет. Что? (Мы все из 3­Н класса, мы живем в одном городе, мы живем в одном государстве и на одной планете.)  ­ Молодцы! Наша родина – Россия. А как можно назвать нас с вами? (Россияне, граждане России.) ­ Кто такой гражданин? ­ Гражданин – человек, который связан с каким­либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, соблюдает закон государства, использует свои гражданские права.  III. Постановка цели и задач урока.  ­ Ребята, с чем у вас ассоциируется слово ПРАВО? (Правила) ­ Мы попробуем в ходе сегодняшнего разговора разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои гражданские права и обязанности, за что несем ответственность. IV. Мотивация учебной деятельности.  1. Постановка проблемы.            Давным­давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они   обязаны   делать   и   чего   не   обязаны?   На   что   они   имеют   право   и   на   что   не имеют?          Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились правила и законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху. ­  Итак,   давайте   вернемся   к   вопросу,   что   такое   право?  (Это   некие   правила,   которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо.) V. Первичное усвоение знаний. 1. Беседа.  ­  Правильно,   люди   должны   уважать   права   других   людей,   выполнять   свои   обязанности, чувствовать   себя   в   безопасности.   Но   когда   свобода   одних   нарушает   интересы   и   права других,   в   обществе   утверждаются   беззаконие,   беспорядок,   несправедливость!   Чтобы   не было   нарушений,   люди   создали   законы.   В   нашем   государстве,   как   и   в   любом   другом, существует основной закон, по которому мы живем. ­ Что это за закон? ( Конституция РФ.) ­ В Конституции записаны права и обязанности наших граждан. ( Слайд 2, демонстрация книги.) ­ А есть ли какие­нибудь права у детей? (Есть) 2­ С самого рождения у вас есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Эта организация была создана 24 октября 1945 года сразу после Второй мировой войны для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войны и вооружённые конфликты, защищать права и свободу человека. Штаб­квартира ООН находится в США в Нью­Йорке. (Слайд 3) ­ Первым документом ООН, посвященным правам детей была «Декларация прав ребенка», принятая в 1959 году. Однако декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация. 20   ноября   1989   году   на   ассамблее   (заседании)   ООН   был   принят   правовой   документ высокого международного уровня – «Конвенция о правах ребёнка».  (Слайд 4)  Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка. (Слайд 5) 2. Работа с рабочими материалами (индивидуальные)  ­   Давайте   познакомимся   с   основными   правами   детей.     (Дети   читают     статьи   из «Конвенции прав о ребенке») 1. Право на жизнь. 2. Право на имя и заботу родителей. 3. Право на охрану здоровья. 4. Право на бесплатное образование. 5. Право на отдых и досуг. 6. Право на защиту от эксплуатации. (На доске вывешиваются карточки с названием прав ребенка.) ­ В нашей стране есть главный защитник детей. Это Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Кузнецова Анна Юрьевна. (Слайд 6.) ­   В   субъектах   Российской   Федерации   также   имеются   свои   Уполномоченные   по   правам ребёнка. В Московской области – это Мишонова Ксения Владимировна.  ­ Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности  президентом Российской Федерации. VI. Первичная проверка понимания.  1. Работа в парах (используются карточки­стикеры). ­ Перед вами на столе находятся карточки­стикеры с названиями героев любимых сказок. Подумайте, какое право было нарушено у вашего героя. Приклейте свой стикер к доске под указанным правом. 2. Физкультминутка­релаксация.    ­   Это   упражнение   позволит   вам   справиться   с   обидой,   злостью,   просто   с   плохим настроением.  «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вы – красивый воздушный шарик.   А   теперь   не   спеша   ­     выдыхайте.   Из   красивого   воздушного   шарика   вы превращаетесь в лёгкий ветерок, который несёт по воздуху парашютики одуванчика. Вам сейчас легко, ваши чувства и настроение воздушное. Откройте глаза и улыбнитесь мне». ­ Выполняя это упражнение, какое право мы использовали? (Право на отдых)  3. Работа с толковым словарем. ­ Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. ­ Как вы понимаете, что такое обязанность?  ­ Обратимся к толковому словарю для школьников. (Ученик находит статью, читает ее)   Упражнение «Воздушный шарик и ветерок».   (Слайд  6)   3«Обязанность ­ круг действий, возложенных на кого­нибудь и безусловных для  выполнения.»  ­ Какие же у вас есть обязанности? (Дети перечисляют свои обязанности, далее  появляется Слайд 7, 8, 9) ­  Подумайте,     какие   ещё   обязанности   есть   у   вас,   как   у   школьников?  (Добросовестно учиться,   культурно   вести   себя   на   уроках   и   переменах,   ходить   опрятными     и аккуратными, выполнять Устав школы, беречь школьное имущество)  4. Словарная работа.  ­   Ребята,   а   как   называют   человека,   который   нарушает   права   и   не   выполняет   своих обязанностей? (Правонарушитель) ­   Из   каких   двух   слов   состоит   слово   «правонарушение»?  («право»   и   «нарушение») Правонарушение   –   антиобщественный   поступок,   причиняющий   вред   обществу   и   другим людям. ­ Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников?(Ответы детей: дерутся, обзываются, берут без разрешения вещи, нарушают ПДД.) ­ Что можно посоветовать тем детям, которые нарушают  права других детей?(Ответы детей) VII. Первичное закрепление. 1.  Самостоятельная работа:  соединить стрелками утверждения левой и правой колонки со словами   «ПРАВО»   и   «ОБЯЗАННОСТЬ»  (Работа   выполняется   на   листах   «Рабочие материалы») VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.   ­  Прочитать   рассказ   Андрея   Усачева   «Приключения   маленького   человечка».   Найти ситуации, связанные с правами ребенка. IX. Рефлексия. 1. Игра «Это разрешается­ это запрещается» ­ А сейчас проведём игру «Это разрешается – это запрещается». 1. Петь, рисовать и танцевать,    Уроки в школе посещать,    Свои таланты развивать –    Это …(разрешается). 2. Рисовать и петь, учиться.     Если заболел – лечиться.     Это … (разрешается). 4. Вот в углу стоит мальчонка,     Плачет надрывается.     Бить, наказывать ребёнка     Строго …(запрещается). 5. Трудится малой ребёнок,      Мало у него силёнок,      Ноги подгибаются.      В детстве тяжкая работа     Тоже … (запрещается). 6. Вместе дружно в мире жить,     С разными детьми дружить.     Другого за руку держать,     Не за цвет кожи уважать,      Под общим солнцем в мире жить,      Со всеми расами дружить­      Только … (разрешается). 3. С мамой дети должны жить,     Ей цветы всегда дарить­     Это …(разрешается). ­ С каким важным документом вы познакомились на уроке ?  ­ Какой организацией он был принят? ­ Когда отмечается «Всемирный день прав ребёнка»? ­ Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? 4­   Именно   это   право   ­   право   на   образование   ­   позволило   вам   познакомиться   с   правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права! Вы живёте не одни, а среди других людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать   своё   поведение   в   общении   с   другими   людьми.   И   позвольте   вам   дать несколько полезных советов: * умейте выслушивать собеседника, не перебивая его; * умейте признавать свои ошибки; * умейте говорите только правду; * радуйтесь своему успеху и успеху других; * дал слово – держи его, дал обещание – выполни!    И помните самое главное правило: «ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ!» А мы с вами делаем добрые дела, участвуя в благотворительных  акциях: «Дети вместо цветов», «Полка добра», «Крышечки», «Подарок ветерану». (Слайд 10)   2. Исполнение песни «Я имею пр  аво на небо» (сл. и  муз. Ирины Осокиной.) 5