МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа
( урок по природоведению)
4 класс Учитель: Сафонова О.В.
Цели:
сформировать представления учащихся о подземных богатствах;
познакомить с полезными ископаемыми, их применением,
свойствами;
развивать познавательную активность, умение работать с
картой, коллекционным материалом;
развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к родному краю.
Оборудование:
карта полезных ископаемых России;
карта полезных ископаемых Московской области;
слайды по теме урока;
коллекционный раздаточный материал полезных ископаемых;
карточки с заданием по теме урока;
мультимедийный проектор.
Методы обучения:
словесные;
наглядные;
практические. Ход урока
I.
Организационный момент.
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с
вами. Хорошего вам настроения и успехов!
– Все ли готовы к уроку?
II.
Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома –
замечательной планеты Земля.
– Мы поговорим о богатствах, хранящихся внутри (в недрах) земли.
Недрами называют все то, что находится под земной поверхностью.
– Тема нашего урока:
( слайд №1) – «Наши подземные богатства»
– Хозяйка подземных богатств
В свое царство не пустит нас,
Пока о нашем крае
Не услышит подробный рассказ.
III. Фронтальная проверка домашнего задания.
– Итак, вам предстоит ответить на несколько вопросов. 1. В какой природной зоне находится наш край?
2. Какие в основном леса нашего края?
3. На какой возвышенности расположен наш край?
4. Какая поверхность нашего края?
5. Какое участие принимаете вы по охране своего родного
края?
IV. Работа по новой теме.
– Очень много вы делаете, чтобы сохранить природу нашего
края.
– О родном крае много знаете вы,
Ответы достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны
Любые клады на карте найдете вы.
( показ на карту) –
доска
– Если вы внимательно посмотрите на карту, то увидите много
разных значков. Ими обозначаются подземные богатства
нашей страны.
– А что является подземными богатствами?
– Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли
или с ее поверхности – это полезные ископаемые.
– А почему они ископаемые?
(ископаемые – это то, что необходимо выкопать, прежде чем использовать)
– И почему они полезные?
(Все, что достает человек из недр земли: металлы, песок, глину, природный
газ, нефть, гранит, минералы – он использует в хозяйстве, поэтому они
пользу
)
приносят
– Скопления, залежи полезных ископаемых называются
месторождениями. – Мы с вами сегодня познакомимся только некоторыми полезными
ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.
V.
Практическая работа учащихся в группах.
( работа по учебнику с.107 – 110)
( на столах лежат образцы полезных ископаемых – у каждой группы свой – и
Карточка.
план его описания:
1. Напиши название полезного ископаемого.
2. Определи его свойства: твёрдый или мягкий, плотный или рыхлый,
прозрачный или непрозрачный, горючий или негорючий.
3. Напиши какого цвета.
4. Где используется это полезное ископаемое?
5. Условное обозначение на карте.
– Сейчас вам предстоит работа в группах. Каждая группа, используя
материал учебника на с.107 – 110, должна ответить на задания по карточке. Но чтобы
выполнить последнее задание, вам необходимо сравнить свои ответы с записью на
условном обозначении.
– Приступаем к работе.
VI. Проверка задания.
– Итак, проверяем вашу работу.
(один ученик из группы рассказывает о своем полезном ископаемом по плану на
карточке, показывая образец)
– Дайте оценку работы своей группы. Кто работал лучше?
1 группа. ( о граните)
(слайд №2 – после рассказа ученика)
– Слово «гранит» происходит от слова «гранум» в переводе
«зерно», т.е. состоит из отдельных зерен – кристаллов:
(слайд №3) полевого шпата, кварца и слюды, которые являются составными частями гранита.
Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают
друг к другу. Формируется гранит в горных районах в глубине земли.
Показ учителем на карте.
2 группа. (об известняке)
( слайд №4 – после рассказа ученика)
– Из далёкого прошлого в морях и океанах поселяются множество
растений и животных. Время от времени живые существа умирают и опускаются на
дно. Некоторые из них разлагаются в морской воде, не достигая дна. Но
большинство, в виде скелетов рыб, раковин, моллюсков и других животных,
накапливаются на дне, слёживаются под большим давлением, превращается в
известняки.
Известняк часто встречается в природе в виде мощных скоплений.
( слайд №5)
– Чаще всего это камень белого или светлосерого цвета, состоящий из
мелких частичек, скрепленных между собой. Разновидность известняка является
мел.
Обычно известняк добывают в карьерах, т.к. он чаще встречается в залежах
неглубоко от поверхности.
3 группа. (о глине)
( слайд №6 – после рассказа ученика)
– Глина образуется при разрушении различных горных пород, например,
гранита. Глина состоит из мелких частиц полевого шпата и слюды, похожих на
чешуйки, сильно скрепленных между собой. Поэтому глину, в отличии от песка,
нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
4 группа. ( о песке)
( слайд №7 – после рассказа ученика) – Песок – это вторичная порода. Он представляет собой продукт
разрушения твердых и осадочных пород под действием солнца, воды, ветра. Чаще
всего песок образуется из кварца.
– Давайте еще раз посмотрим на обозначения полезных ископаемых и
постараемся их запомнить.
VII. Физминутка.
(слайд № 8)
– Много мы уже с вами сделали, пора и отдохнуть.
– Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте – левой, правой!
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите!
Раз и два, раз и два!
Головою повертите!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны, согнули!
Раз и два, раз и два!
Мы немного отдохнули,
И учиться нам пора!
VIII. Полезные ископаемые нашего края.
– Наш край, в котором мы живем – это Московская область.
( слайд № 9)
– Она тоже богата полезными ископаемыми.
( слайд № 10)
– Рассмотрите карту и скажите, какие известные вам полезные
ископаемые добывают в Московской области.
– На территории Московской области вулканическая деятельность не
происходила, поэтому у нас нет руд, металлов. Все наши полезные ископаемые
осадочного происхождения. – Итак, чем же мы можем похвалиться?
Сообщения детей. ( оценить ответы учащихся)
1. Гжельские глины. Изделия из глины.
(слайд № 11, слайд №12)
2. Люберецкий песчаный карьер. Изделия из стекольного песка.
( слайд № 13, слайд № 14)
3. Месторождения известняка (Голутвин, Цемгигант). Использование известняка.
IX. Обобщение и подведение итогов.
( слайд № 15)
– Вы познакомились с некоторыми подземными богатствами земли. А
как их еще называют? Почему?
– Теперь попробуйте узнать их по описанию.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
3. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу. (глина)
4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (известняк)
– Какие из них добывают в Московской области?
– К следующему уроку нужно подготовить сообщение о других
полезных ископаемых нашего края. – На протяжении миллионов лет природа создала для человека полезные
ископаемые. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. И поэтому их
нужно беречь, добывать и расходовать похозяйски, экономно. Недаром есть
такие пословицы:
( слайд №16)
«Без хозяина земля – круглая сирота»
«Земля заботу любит»
– Если люди будут осмотрительно и бережно использовать полезные
ископаемые, не будут вредить земле, то полезных ископаемых, как и других даров
природы, хватит надолго.
– Но об этом вы будете беседовать на следующем уроке.
– А сейчас – заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о
ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми
заданиями? Где вы испытали затруднения? Закончите предложения,
которые есть в ваших индивидуальных карточках.
(Дети берут индивидуальные карточки.)
– Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили
на все поставленные вопросы.
– Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И
все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Урок по окружающему миру "Наши подземные богатства".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.