Урок по окружающему миру по теме "Профилактика правонарушений. Права ребенка"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.docx
Открытый урок (окружной) в 3­Н классе в рамках «Дня правовых знаний» Учитель: Булавина С.В. Тема урока:  « Профилактика правонарушений. Права ребёнка» Цель урока: формирование целостного понимания законов и прав общества  у детей начальной ступени образования. Задачи: • образовательные:   ознакомление   учащихся   с   основополагающими нормативно­правовыми документами, защищающими права граждан (ребенка); • развивающие: развитие   нравственного,   правового   воспитания;   развитие познавательных   процессов,   самостоятельности   мыслительной   деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; • воспитательные: воспитание   ответственности   детей   за   правонарушения, правовой   грамотности   на   основе   документов,   регламентирующих человеческие права; воспитание отрицательного   отношения   к   нарушениям норм   морали и прав человека, уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу. Формируемые УУД: Предметные   Личностные:уметь  проводить  самооценку  на  основе  критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные ­ уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне; планировать своё   действие   в   соответствии   с   поставленной   задачей;   высказывать   своё предположение; коммуникативные ­  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в общественных местах и следовать им; познавательные  ­ уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое   от   уже   известного   с   помощью   учителя;   добывать   новые   знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  : познакомить с правами ребенка. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:   нормативно­правовая   документация:   Конституция   РФ, Конвенция   прав   ребенка;   проектор, мультимедийная  презентация,   карточки­стикеры   с именами  сказочных  героев, индивидуальные листы с рабочими материалами.   толковый   словарь   школьника, 1Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие ­ Ребята, сегодня на уроке у нас гость. Давайте поздороваемся с ним  необычным способом. Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «здравствуйте» кивком! Скажем «Здравствуйте» мы ртом– Станет радостно кругом! 2. Психологический настрой.      ­  Сегодня   мы   поговорим   о   важной   проблеме   современного   общества  – правам,   которыми   обладает   каждый   человек.   Но   прежде,   чем   мы   начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Но приятны ли хмурые лица? Или чья­то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И в ответ улыбку зажечь. II. Актуализация знаний. (Слайд 1) ­ Если мы посмотрим друг на друга, то точно можем сказать, что все мы разные. А что нас отличает?  (У нас разная внешность, разные интересы, разные вкусы, разные способности и т.д.) ­  Верно, но, несмотря на это, нас с вами что­то объединяет. Что? (Мы все из 3­Н класса, мы живем в одном городе, мы живем в одном государстве и на одной планете.)  ­ Молодцы! Наша родина – Россия. А как можно назвать нас с вами? (Россияне, граждане России.) ­ Кто такой гражданин? 2­ Гражданин – человек,   который   связан   с   каким­либо   государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, соблюдает закон государства, использует свои гражданские права.  III. Постановка цели и задач урока.  ­ Ребята, с чем у вас ассоциируется слово ПРАВО? (Правила) ­ Мы   попробуем   в   ходе   сегодняшнего   разговора   разобраться,   где   в повседневной жизни мы реализуем свои гражданские права и обязанности, за что несем ответственность. IV. Мотивация учебной деятельности.  1. Постановка проблемы.            Давным­давно,  тысячи лет назад  на Земле появились  люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?      Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар  и неразбериху.  Очень  долго решались  эти  вопросы,  когда  их решили,   появились   правила   и   законы,   которые   помогли   устранить кошмар и неразбериху. ­  Итак, давайте вернемся к вопросу, что такое право?  (Это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо.) V. Первичное усвоение знаний. 1. Беседа.  ­  Правильно,   люди   должны   уважать   права   других   людей,   выполнять   свои обязанности,   чувствовать   себя   в   безопасности.   Но   когда   свобода   одних нарушает   интересы   и   права   других,   в   обществе   утверждаются   беззаконие, беспорядок,   несправедливость!   Чтобы   не   было   нарушений,   люди   создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. ­ Что это за закон? ( Конституция РФ.) ­ В Конституции записаны права и обязанности наших граждан.  ( Слайд 2, демонстрация книги.) ­ А есть ли какие­нибудь права у детей? (Есть) ­   С   самого   рождения   у   вас   есть   права,   которые   защищает   самая   главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). 3Эта   организация   была   создана   24   октября   1945   года   сразу   после   Второй мировой войны для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войны и вооружённые конфликты, защищать права и свободу человека. Штаб­квартира ООН находится в США в Нью­Йорке. (Слайд 3) ­ Первым документом ООН, посвященным правам детей была «Декларация прав   ребенка»,   принятая   в   1959   году.   Однако   декларация   не   имеет обязательной   силы,   это   рекомендация.   20   ноября   1989   году   на   ассамблее (заседании) ООН был принят правовой документ высокого международного уровня – «Конвенция о правах ребёнка».   (Слайд 4)   Конвенцию подписали почти   150   стран   мира,   в   том   числе   и   Россия.   Этот   документ   призывает взрослых   и   детей   строить   отношения   на   уважении.   Ежегодно   20   ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка. (Слайд 5) 2. Работа с рабочими материалами (индивидуальные)  ­   Давайте   познакомимся   с   основными   правами   детей.     (Дети   читают статьи из «Конвенции прав о ребенке») 1. Право на жизнь. 2. Право на имя и заботу родителей. 3. Право на охрану здоровья. 4. Право на бесплатное образование. 5. Право на отдых и досуг. 6. Право на защиту от эксплуатации. (На доске вывешиваются карточки с названием прав ребенка.) ­ В нашей стране есть главный защитник детей. Это Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Кузнецова Анна Юрьевна. (Слайд 6.) ­ В субъектах Российской Федерации также имеются свои Уполномоченные по   правам   ребёнка.   В   Московской   области   –   это   Мишонова   Ксения Владимировна.  ­ Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности  президентом Российской Федерации. VI. Первичная проверка понимания.  1. Работа в парах (используются карточки­стикеры). 4­   Перед   вами   на   столе   находятся   карточки­стикеры   с   названиями   героев любимых   сказок.  Подумайте,  какое  право   было   нарушено   у   вашего   героя. Приклейте свой стикер к доске под указанным правом. ­   Поясните   свой   выбор  поясняют свой выбор) (вызываются   выборочно   ученики,   которые   Упражнение «Воздушный шарик и ветерок».   2. Физкультминутка­релаксация.  (Слайд  6)   ­   Это   упражнение   позволит   вам   справиться   с   обидой,   злостью,   просто   с плохим настроением.  «Закройте   глаза,   сделайте   глубокий   вдох   и   представьте,   что   вы   – красивый воздушный шарик. А теперь не спеша ­  выдыхайте. Из красивого воздушного шарика вы превращаетесь в лёгкий ветерок, который несёт по воздуху   парашютики   одуванчика.   Вам   сейчас   легко,   ваши   чувства   и настроение воздушное. Откройте глаза и улыбнитесь мне». ­ Выполняя это упражнение, какое право мы использовали? (Право на отдых)  3. Работа с толковым словарем. ­ Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. ­ Как вы понимаете, что такое обязанность?  ­  Обратимся к толковому словарю для школьников. (Один ученик находит статью и читает ее)  «Обязанность ­ круг действий, возложенных на кого­нибудь и безусловных  для выполнения.»  ­ Какие же у вас есть обязанности? (Дети перечисляют свои обязанности,  далее появляется Слайд 7, 8, 9) ­  Подумайте,     какие   ещё   обязанности   есть   у   вас,   как   у   школьников? (Добросовестно   учиться,   культурно   вести   себя   на   уроках   и   переменах, ходить   опрятными     и   аккуратными,   выполнять   Устав   школы,   беречь школьное имущество)  4. Словарная работа.  ­ Ребята, а как называют человека, который нарушает права и не выполняет своих обязанностей? (Правонарушитель) ­   Из   каких   двух   слов   состоит   слово   «правонарушение»?  («право»   и «нарушение») 5­   Правонарушение   –   антиобщественный   поступок,   причиняющий   вред обществу и другим людям. ­ Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников? (Ответы   детей:   дерутся,   обзываются,   берут   без   разрешения   вещи, нарушают ПДД.) ­ Что можно посоветовать тем детям, которые нарушают права других детей? (Ответы детей) VII. Первичное закрепление. 1. Самостоятельная работа: соединить стрелками утверждения левой и правой колонки со словами «ПРАВО» и «ОБЯЗАННОСТЬ»  (Работа выполняется на листах «Рабочие материалы») 2. Проверка выполнения и оценивание самостоятельной работы. (Слайд 10) VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  ­ Прочитать рассказ Андрея Усачева «Приключения маленького человечка». Найти ситуации, связанные с правами ребенка. IX. Рефлексия. 1. Игра «Это разрешается­ это запрещается» ­ А сейчас проведём игру «Это разрешается – это запрещается». 1. Петь, рисовать и танцевать,    Уроки в школе посещать,    Свои таланты развивать –    Это …(разрешается). 2. Рисовать и петь, учиться.     Если заболел – лечиться.     Это … (разрешается). 3. С мамой дети должны жить,     Ей цветы всегда дарить­     Это …(разрешается). 4. Вот в углу стоит мальчонка,     Плачет надрывается.     Бить, наказывать ребёнка     Строго …(запрещается). 65. Трудится малой ребёнок,      Мало у него силёнок,      Ноги подгибаются.      В детстве тяжкая работа     Тоже … (запрещается). 6. Вместе дружно в мире жить,     С разными детьми дружить.     Другого за руку держать,     Не за цвет кожи уважать,      Под общим солнцем в мире жить,      Со всеми расами дружить­      Только … (разрешается). ­ С каким важным документом вы познакомились на уроке ?  ­ Какой организацией он был принят? ­ Когда отмечается «Всемирный день прав ребёнка»? ­ Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? ­ Именно это право ­ право на образование ­ позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права! Вы живёте   не   одни,   а   среди   других   людей,   поэтому   учитесь   принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение  в общении  с другими  людьми.  И  позвольте   вам  дать  несколько полезных советов: * умейте выслушивать собеседника, не перебивая его; * умейте признавать свои ошибки; * умейте говорите только правду; * радуйтесь своему успеху и успеху других;         И   помните   самое   главное   правило:   «ХУДО   ТОМУ,  КТО   ДОБРА   НЕ ДЕЛАЕТ   НИКОМУ!»  А   мы   с   вами   делаем   добрые   дела,   участвуя   в благотворительных   акциях:   «Дети   вместо   цветов»,   «Полка   добра», «Крышечки», «Подарок ветерану». (Слайд 11) 2. Исполнение песни «Я имею право на небо» (сл. и  муз. Ирины Осокиной.) 7