Урок по организации проектной деятельности "Атмосферное давление"(7 класс, физика)

  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • docx
  • 31.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Атмосферное давление.docx
Тема  "Атмосфера и атмосферное давление". Урок по организации проектной деятельности.  Цели: Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;  формирование навыков по исследовательской деятельности. Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к  ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение  коллективной работы Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно;  расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике. Оборудование: комплект «магдебургские полушария», насос вакуумный, стакан,  открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, две пробирки,  входящие друг в друга, пластиковые бутылки,  воронка, стеклянная трубка с  поршнем, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, шприц, пипетка,  экран, компьютер,  мультимедийный проектор.  Презентация “Атмосферное давление” ХОД УРОКА. 1­й этап. Погружение в проект Я утверждаю, что мы живем на дне океана. На дне самого настоящего воздушного  океана. Воздух окружает нас, он необходим для жизни. Люди настолько привыкли  вдыхать воздух, двигаться в нем и ощущать его кожей, что перестали его замечать.  Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой.  (слайд 1,2) ­ постановка темы и целей. (слайд3)  Атмосферой называется газовая оболочка окружающая Землю. От греческих слов  «атмос» ­ пар и «сфера» ­ шар.  ( слайд 4)  В состав атмосферы входят различные газы (рассматриваем таблицу).(слайд 5)  По своему строению воздушный океан напоминает дом.  (слайд 6) 1. Тропосфера. Первый «этаж» — тропосфера. Он получил свое название от  греческого слова «тропос» — поворот. Этот слой простирается в среднем до  11 км над уровнем моря, и температура в нем с высотой уменьшается. В  тропосфере сосредоточено около 4/5 всей массы атмосферы. Здесь находится  почти весь водяной пар. Тропосфера — родина облаков. Большинство  наблюдаемых нами явлений погоды образуется в этом слое.  2. Стратосфера. Второй «этаж» — стратосфера. Его название происходит от  латинского слова «стратум» — настил, слой. Второй «этаж» располагается  между 11­м и 55­м км над уровнем моря. Стратосфера по массе составляет 1/5  часть атмосферы. Здесь — царство стужи, с приблизительно постоянной  температурой 40 °С ниже нуля. Тут лишь иногда появляются перламутровые  облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель  переохлажденной воды. Небо стратосферы черного или темно­фиолетового  цвета.  3. Мезосфера. Третий «этаж» — мезосфера (от греческого «мезо» — средний,  промежуточный). Этот слой занимает пространство между 55­м и 80­м км от  Земли. Воздух здесь сильно разрежен. Именно в этом слое находится газ озон,  который защищает все живое на Земле от губительного действия  ультрафиолетовых лучей Солнца.  4. Термосфера. Четвертый «этаж» — термосфера (от греч. «термо» — тепло,  жар). Воздух в термосфере еще сильнее разрежен. Частицы движутся с такими  большими скоростями, которые имеют молекулы при температурах 1000— 2000°С.  5. Экзосфера. Пятый «этаж» — экзосфера (от греч. «экзо» — снаружи, вне), т.е.  внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500—600 км. Воздух здесь  разрежен еще сильнее, чем в термосфере. Экзосферу называют также «слоем  рассеяния», потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными  скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство.  (слайд 7)  Около 80 % всей массы воздушной оболочки земли сосредоточены в пределах 15 км  над Землей. Очевидно, что концентрация молекул, а следовательно и плотность  воздуха уменьшается с увеличением высоты. Самая большая плотность воздуха уповерхности Земли. Опытным путем установлено, что при t = 0 °С на уровне моря  плотность воздуха равна  ρ  = 1,29кг/м3.  (слайд 8)  Со стороны Земли на воздух, как и на всякое другое тело, действует сила тяжести.  Если тело имеет массу m, то оно притягивается с Землей с силой F = gm и имеет вес  P = gm. Вычисления показывают, воздух (атмосфера) объемом 1 м³ давит на нас с  силой в 13 Н. Почему мы не чувствуем, что и на Землю и нас с вами  давит вертикальный столб  воздуха?  В процессе эволюции организм приспособился к давлению нашей атмосферы. Наше  внутреннее давление как раз равно атмосферному. (слайд 9)  Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком  Эванджелисто Торричелли. Видеоролик «Опыт Торричелли»  Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее  полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью. К  удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке  остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик  удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль. ( слайд 10) (слайд 11)  Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен  знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Осуществил этот эксперимент  немецкий физик, бургомистр г. Магдебурга  Отто фон Герике. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан  воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова  разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих  полушария в разные стороны. Демонстрация этого опыта.Следующим этапом урока будет работа в группах.  Я предлагаю каждой группе  выполнить проект. (слайд 12)  Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие  атмосферного давления. В процессе работы над проектом вы должны:  Выбрать эксперимент Подобрать необходимое оборудование Изготовить пояснительный рисунок Показать эксперимент Объяснить его 2­й этап. Организация деятельности Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают, какой  эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов – приложение 1) 3­й этап. Осуществление деятельности Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со  своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем. 4­й этап. Презентация Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою  деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп.  Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само­ и  взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение – 2)