Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Стилистическое
использование
местоимений
Никольское музыкальное
Беседы о русском слове
отделение ПДШИ
Преподаватель Дружинина
Т.Ю.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Личные: я, мы, ты, вы, он,
она, оно, они
•
При склонении личных
местоимений я и мы наблюдает
ся изменение основ в
косвенных падежах я – меня,
мне и т.д.; мы – нас, нами и т.д.
• Местоимения третьего лица
имеют категорию рода и числа.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Возвратное: себя
• Указывает на отношение
субъекта к самому себе.
• Не имеет форм рода и числа.
• Не имеет формы
именительного падежа.
• В предложении это
местоимение всегда выступает
в роли дополнения.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Притяжательные: мой, твой наш,
ваш (синонимический
заменитель – свой)
• Указывают на признак
принадлежности
производителю действия.
• Склоняются, имеют формы
рода и числа.
• Его, её, их - имеют только
числовую и родовую
парадигму!!!
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Указательные: этот, тот, такой,
таков, столько (сей, оный, экий,
эдакий – устар.)
• Определяют предметы, признаки и
количества с точки зрения их
расположения в пространстве и
перерастают в оценочную функцию.
• Имеют формы рода и числа.
Склоняются.
• Местоимение таков употребляется
сравнительно редко и только в
сохранилось в таком устойчивом
функции сказуемого. Оно
словосочетании и был таков.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Вопросительно-относительные
местоимения:
• 1)вопросительные – это
местоимения, содержащие
вопрос о предмете, его
признаках, принадлежности
или количестве:
• Кто, что, какой, каков, чей,
который, сколько
• (Кто это сделал?)
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
• 2) относительные – это
перечисленные выше
местоимения в функции союзных
слов, соединяющих главную
часть сложноподчинённого
предложения с придаточной.
• (Кто не может взять лаской, тот
не возьмёт и строгостью)
• Местоимения кто и что не имеют
форм рода и числа!!!
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
• Местоимение чей в роли
относительного употребляется
преимущественно в книжном
языке (в поэтической речи). («О
ты, чей памятью кровавой мир
долго, долго будет полн!»)
• Местоимение сколько в
восклицательном предложении
употребляется чаще всего в
книжной речи. («У скольких
поэтов легкость руки!»)
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Отрицательные:
• Выполняют функцию отрицания
и не существования предметов,
признаков, количества.
• Никто, ничто, никакой, ничей,
некого, нечего.
• Некого и нечего не имеют форм
именительного падежа!!!
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Неопределённые
• Указывают на неизвестные,
неопределённые предметы,
признаки или количества.
• Некто, нечто, какой-то, некий,
некоторый, кто-то, что-либо
• Некто и нечто имеют только
формы именительного
падежа!!!
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Разговорная речь
выступают как единицы,
для письменной.
• Именно здесь они, местоимения,
выработанные языком для целей
разговорного стиля утверждают:
указания. Не случайно исследователи
«Разговорный язык... местоименен по
своей сути». Это объясняется тем, что
требование абсолютной точности не
является столь обязательным, как
для устной формы общения
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
• Местоимение 1-го лица
единственного числа Я
указывает на то, что говорящий
сообщает о себе. Употребление
этого местоимения придает
речи подчеркнуто личностный
характер. Оно наиболее
уместно в тех текстах, которые
предполагают повествование от
1-го лица.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
• Я вхожу в комнату, где живет
режиссер Алексей Герман... и будто
попадаю в знакомый по экрану мир.
Личные местоимения в прямой речи,
которая тоже является сильным
источником экспрессии, создают
«эффект присутствия» читателя в
немыслимо.
описываемой ситуации:
снимались в фильме. Зачем?
Узнаю, что многие вещи германовской
квартиры переселялись в павильон и
- Мне это было очень важно. Висел
портрет отца, портрет матери...
Соврать под их взглядом было
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
А.С. Пушкин
• Я знаю, век
уж мой измерен;
Но чтоб продлилась
жизнь моя,
Я утром должен быть
уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
• О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь - звездам!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов...
А. Блок
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
• «Ревизор» Гоголя, сцена
хвастовства Хлестакова:
• Я принимаю должность...
только уж у меня: ни, ни,
ни! Уж у меня ухо востро!
Уж я... О! я шутить не
люблю. Я им всем задал
острастку... Я такой! я не
посмотрю ни на кого...
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет
России -
Забыть не в силах ничего.
(А.А. Блок. Скифы)
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
родители
и
Моя «она»
Она, как авторитетно утверждают
мои
начальники,
родилась раньше меня. Правы они
или нет, но я знаю только, что я не
помню ни одного дня в моей жизни,
когда бы я не принадлежал ей и не
чувствовал над собой ее власти. Она
не покидает меня день и ночь; я тоже
не выказываю поползновения удрать
от нее, - связь, стало быть, крепкая,
я
прочная...
пожертвовал ей всем: карьерой,
славой, комфортом... По ее милости я
хожу раздет, живу в дешевом
номере, питаюсь ерундой, пишу
бледными
все
пожирает она, ненасытная!
За ее привязанность
чернилами. Все,
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Я ненавижу ее, презираю...
Давно бы пора развестись с ней,
но не развелся я до сих пор не
потому, что московские
адвокаты берут за развод
четыре тысячи... Детей у нас
пока нет... Хотите знать ее имя?
Извольте... Оно поэтично и
напоминает Лилю, Лелю,
Нелли...
Ее зовут -………..
(А.П. Чехов)
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Исправьте шибки:
• Выросло целое поколение,
для которых война-история.
Поле соседа для нас не чужое, и мы
поможем им поднять культуру
земледелия.
Пить сок желательно между приемами
пищи (за 30-40 минут до еды).
Выпитые во время еды, они могут
усиливать брожение в кишечнике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.