Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования».
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
АВГУСТОВСКИЙ
БАЛОВАТЬ
БЕНЗОПРОВОД
ГАРАНТИРОВАТЬ
ДИРИЖЁР
СГРУППИРОВАТЬ
КОЛЛЕДЖ (США)
КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ)
КРАСИВЕЕ
ПРИДАНОЕ
СОГНУТЫЙ
ХОДАТАЙСТВОВАТЬ
ЦЕМЕНТ
ШАССИ
ЭКСПЕРТ
ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ)
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
АВГУСТОВСКИЙ
БАЛОВАТЬ
БЕНЗОПРОВОД
ГАРАНТИРОВАТЬ
ДИРИЖЁР
СГРУППИРОВАТЬ
КОЛЛЕДЖ (США)
КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ)
КРАСИВЕЕ
ПРИДАНОЕ
СОГНУТЫЙ
ХОДАТАЙСТВОВАТЬ
ЦЕМЕНТ
ШАССИ
ЭКСПЕРТ
ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ)
Фразеологическая разминка
К данным фразеологизмам подобрать
фразеологизмы-антонимы и определить
их лексическое значение:
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
К данным фразеологизмам подобрать
фразеологизмы-антонимы и определить
их лексическое значение:
МОРФЕМЫ
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ |
СОГНУТЫЙ | КОЛЛЕДЖ | АВГУСТОВ- | ЯЗЫКОВОЙ |
КАРТОЧКА 5
УТРО – УТРОМ
ЛЮБИТЬ – ЛЮБОВЬ
ТЕЛЕФОН – ТЕЛЕФОННЫЙ
ПЕРЕХОДИТЬ – ПЕРЕХОД
ЗАКОНСПЕКТИРОВАЛ –КОНСПЕКТИРОВАТЬ
Тема: Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
Цель: обобщить знания о способах
словообразования, о
стилистических возможностях
словообразования.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.АФФИКСАЦИЯ:
а) приставочный способ (со-автор);
б) суффиксальный способ (внуч-ок);
в) приставочно-суффиксальный (под-свеч-ник).
2.БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ (синий-синь).
3.СЛОЖЕНИЕ ОСНОВ И СЛОВ:
а) сложение целых слов (диван-кровать);
б) сложение основы слов без соединительно гласной (спортплощадка);
в) сложение основы слов с соединительной гласной (снегопад);
г) сложение основы слова с целым словом (железобетон)
д) сложение основы слова с одновременным присоединением
суффикса (трёхэтажный).
4.АББРЕВИАЦИЯ,или сокращение основ:
А) сложение слогов или частей слов (спецкор);
Б) сложение названий начальных букв (МГУ);
В) сложение начальных звуков (ВУЗ);
Г) смешанный способ (Главный комитет-главк).
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
СЛИЯНИЕ СЛОВ (ТРУДНОДОСТУПНЫЙ);
ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ (БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК-БОЛЬНОЙ ЛЕЖАЛ);
РАСПАДЕНИЕ СЛОВ НА ОМОНИМЫ
(ДОЛГ – ОБЯЗАННОСТЬ, ДОЛГ – ЗАДОЛЖЕННОСТЬ)
Практическая работа
Задание 1
Определить каким способом образованы слова:
ПОТЕМНЕТЬ
АВТОЗАВОДСКОЙ
СОЕДИНЯТЬ
ЛЕДОКОЛ
(ВКУСНОЕ) МОРОЖЕНОЕ
МОРОЖЕНОЕ (МЯСО)
ОЧЕРЕДНИК
ЯБЛОЧНИК
ЗАМОРОЗКА
Задание 2
Осложнённое списывание.
А) Я пр…обрёл книж…нку сказал мой с..б…седник и
назвал фамилию поэта-классика.
Почему вы говорите так пр…небрежительно
возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и
формат (не)большой ответил с…б…седник.
Б) Так я выяснил,что мой с..б…седник путает слова
«книж…чка» и «книж…нка», не замечает разницы в их
значении….
Записать 1 часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.
Из 2 части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения
Уменьшительно-ласкательные суффиксы:
-ец-(морозец), -ик-(столик), -ишк-(братишка),
-к-(ножка), -ушк-(бабушка), -чик-(колокольчик),
-еньк-(синенький)
Увеличительно-неодобрительные суффиксы:
-ищ- (домище), -онк-(шапчонка)
Элемент торжественности вносят приставки:
вос- (востребовать, восходить)
Задание 3
Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Как не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких – нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)
Задание 4
Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.
(И.Тургенев. «Отцы и дети»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.