ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
К данным фразеологизмам подобрать
фразеологизмы-антонимы и определить
их лексическое значение:
КОТ НАПЛАКАЛ – КУРЫ НЕ КЛЮЮТ
СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ – РТА НЕ ЗАКРЫВАЕТ
ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО – ПОПАСТЬ В ТОЧКУ
МУХИ НЕ ОБИДИТ – КАК КОШКА С СОБАКОЙ
ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ – ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ
ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ – ВОСПРЯТЬ ДУХОМ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.АФФИКСАЦИЯ:
а) приставочный способ (со-автор);
б) суффиксальный способ (внуч-ок);
в) приставочно-суффиксальный (под-свеч-ник).
2.БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ (синий-синь).
3.СЛОЖЕНИЕ ОСНОВ И СЛОВ:
а) сложение целых слов (диван-кровать);
б) сложение основы слов без соединительно гласной (спортплощадка);
в) сложение основы слов с соединительной гласной (снегопад);
г) сложение основы слова с целым словом (железобетон)
д) сложение основы слова с одновременным присоединением
суффикса (трёхэтажный).
4.АББРЕВИАЦИЯ,или сокращение основ:
А) сложение слогов или частей слов (спецкор);
Б) сложение названий начальных букв (МГУ);
В) сложение начальных звуков (ВУЗ);
Г) смешанный способ (Главный комитет-главк).
Задание 2
Осложнённое списывание.
А) Я пр…обрёл книж…нку сказал мой с..б…седник и
назвал фамилию поэта-классика.
Почему вы говорите так пр…небрежительно
возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и
формат (не)большой ответил с…б…седник.
Б) Так я выяснил,что мой с..б…седник путает слова
«книж…чка» и «книж…нка», не замечает разницы в их
значении….
Записать 1 часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.
Из 2 части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения
Уменьшительно-ласкательные суффиксы:
-ец-(морозец), -ик-(столик), -ишк-(братишка),
-к-(ножка), -ушк-(бабушка), -чик-(колокольчик),
-еньк-(синенький)
Увеличительно-неодобрительные суффиксы:
-ищ- (домище), -онк-(шапчонка)
Элемент торжественности вносят приставки:
вос- (востребовать, восходить)
Задание 3
Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Как не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких – нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)
Задание 4
Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.
(И.Тургенев. «Отцы и дети»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.