Русский язык как неродной: эффективные практики обучения русскому языку детей-мигрантов

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Мингазова Г.Ф. эффетивные практики обучения русскому языку детей-мигрантов.pptx

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»

Мингазова Гульнара Фирдависовна

Русский язык как неродной:
эффективные практики обучения детей мигрантов

Реферат
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Теория и методика преподавания русского языка и литературы»

Научный руководитель:
Соловьева Татьяна Васильевна,
заведующий кафедрой языкового и литературного образования,
кандидат филол. н.

Челябинск, 2023

Актуальность исследования


Русский язык в современном поликультурном обществе является инструментом социализации ребенка.

Актуальность возросла в связи с появлением новой категории учеников — детей-инофонов.

Цель исследования: изучить особенности обучения русскому языку в классе с полиэтническим составом.
Объект исследования: процесс обучения детей-инофонов русскому языку.

Предмет исследования: эффективные методы и приемы обучения детей-инофонов русскому языку в полиэтническом классе.
Задачи исследования:
уточнение и конкретизация терминов «русский язык как неродной», «дети-инофоны» и некоторых других;
выявление особенностей обучения детей-инофонов лексике;
анализ наиболее эффективных приемов обучения лексике детей - инофонов.

Неразличение согласных по твёрдости – мягкости
Неразличение согласных по звонкости – глухости
Ошибки в ударении
Определение рода имен существительных
Образование падежных форм
Образование форм единственного /множественного числа
Употребление предлогов.
Подбор однокоренных слов
Выделение морфем.
Бедность лексического запаса (многочисленные повторы, однообразие синтаксических конструкций) и другие.
Выявление типичных ошибок - основа коррекционной работы с учащимися

Типичные ошибки инофонов

Семантизация  – выявление смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы.

Формы работы

коллективная
индивидуальная
групповая
игровая

Упражнение «Кто что делает?»

Упражнение «Мяч-всезнайка»

Упражнение «Кому что нужно для работы?»

Арбуз какой? Круглый Сладкий Зеленый Тяжелый


Алгоритм усвоения слова


показ предмета, действия или признака, называемого словом;
предъявление соответствующей иллюстрации;
перевод слова на родной язык;
обращение к этимологии слова;
подбор синонимов и (или) антонимов;
элементарное понятие на родном и русском языке.
 

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»

Мингазова Гульнара Фирдависовна

Русский язык как неродной:
эффективные практики обучения детей мигрантов

Реферат
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Теория и методика преподавания русского языка и литературы»

Научный руководитель:
Соловьева Татьяна Васильевна,
заведующий кафедрой языкового и литературного образования,
кандидат филол. н.

Челябинск, 2023