Урок по развитию речи "Б.М. Кустодиев «Морозный день» " (4 класс)
Оценка 4.6

Урок по развитию речи "Б.М. Кустодиев «Морозный день» " (4 класс)

Оценка 4.6
Занимательные материалы +6
doc
русский язык
4 кл
04.03.2018
Урок по развитию речи "Б.М. Кустодиев «Морозный день» " (4 класс)
Р.Р.Кустодиев .doc

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Хомякова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Предмет: Русский язык

                    Развитие речи

  Тема урока: Б.М. Кустодиев

    «Морозный день»

    Городской пейзаж

 

 

 

                                      

                                       4 класс 

                            Учитель: Устинова Е.Ю.

      Цель урока – сформировать умение находить и видеть на картине Б.М. Кустодиева «Морозный день» то, что изображено, и реконструировать то, что вышло за рамки изображения, в совместной деятельности по рассмотрению и описанию репродукции.

 

      Задачи: знакомство школьников с жанром «городской пейзаж»;

обеспечение формирования умений выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность, выражать в устных высказываниях эмоциональный опыт переживаниями от соприкосновения с произведением искусства.

       

        Оборудование: репродукция картины Б.М. Кустодиева «Морозный день»; лупы круглые и прямоугольные рамки; презентация «Жанр городского пейзажа»; памятка «как писать отзыв по картине»; словари.

 

      Формируемые УУД:

 –личностные: художественно-эстетическое, духовно-нравственное развитие на основе знакомства с живописью Б.М. Кустодиева;  

 –регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, ставить новую учебную задачу; 

–познавательные: ориентироваться в жанре картины, определять тему картины и настроение автора, внимательно рассматривать репродукцию и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;   

–коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе несовпадающих с собственной; строить понятные высказывания, задавать вопросы.

      

      Планируемые результаты урока:  

 –ученик научится: распознавать жанр живописи «городской пейзаж»;

внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение произведения;

–у ученика будут сформированы: опыт рассматривания и анализа живописных картин; художественно-эстетические качества на основе знакомства с картинами Б.М. Кустодиева; умения оформлять в устных высказываниях собственные наблюдения и выводы, проводить экскурсии.

 

             Ход урока.

 

1. Организационный момент.

Организация подготовки учащимися своих рабочих мест при помощи традиционных приемов.

 

2. Мотивация урока.

 –Вы уже, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы отправляемся в галерею «Музейный Дом». 

–Зачем мы путешествуем в «Музейный Дом»? 

–Что нового сегодня узнаем? 

–Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

–Пожелаем друг другу удачи.

 

3. Чтение учителем стихотворения.

     Морозный день, так ярко солнце светит…

     В плену деревьев все от серебра….

     Не каждый красоту зимы приметит…

     Ты посмотри, какая красота!

     

–Как вы думаете, почему я зачитала эти строки? Выскажите свои предположения.

Перед нами картина Бориса Кустодиева «Морозный день».

–К какому жанру живописи ее можно отнести? Объясните, почему?

–Что изображено на картине? (Улица, дома, церковь, булочная).

Это *пишет на доске* «городской пейзаж».

 

Показ учащимся подборки репродукций городских пейзажей разных художников.

 

Прежде чем мы рассмотрим картину более детально, выясним значение некоторых слов, имеющих отношение к картине «Морозный день».

Ведь художник писал картину в 1913 году, и некоторые предметы уже утратили свое существование, а вместе с ними устарели слова, называющие их. 

 

ямщик     трактир    армяк

 

 –К какому источнику информации прибегнем? (Толковый словарь).   

 

Работа в парах. Обсуждение значений слов.

 

4. Подробное рассматривание репродукции. 

Рассмотрите улицу, изображенную на картине.

–Что можно сказать о городских постройках? (Количество этажей, из чего сделаны дома)

–Во всех ли домах на первых этажах живут люди?

–А что там находится? Рассмотрите вывеску над первым этажом зеленого дома.

–Что изображено под вывеской?

–Можно ли сказать, что так раньше выглядела реклама?

–Что еще видим среди построек? (Церковь)

–Опишите ее.

–По каким приметам можно судить, что помещения хорошо отапливаются?

–А почему в этот день нужно топить печи особенно хорошо?

–А есть ли на картине другие подтверждения, что день морозный? (Цвет солнца и неба, иней на деревьях, как отапливаются дома, кутаются в одежды пассажиры в санях)

 

–На переднем плане картины мы видим человека с метлой. Кто он по роду занятий?

–А как называется то место, где стоит дворник?

–Можно ли считать это место перекрестком?

–Для чего нужны столбики на улице? (Учитель выделяет их на картине круглой рамкой) (Метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей) 

 

–Быстро ли едут сани за спиной у дворника?

–Какие детали картины помогают ответить на этот вопрос? (Ноги лошади, ее хвост, развевающиеся концы мехового воротника у одной из пассажирок)

 

–Не кажется ли вам, что из окон дома с колоннами кто-то смотрит на улицу? Если это так, тогда что привлекло их внимание?

–Какие звуки могут доноситься с улицы? 

 

 

–Правда ли, что на улице в этот день очень красиво?

–А что именно делает ее нарядной? (Много снега, ярко светит солнце)

–В какие цвета окрашивает солнце снег?

–А какой предмет сверкает на солнце, отражая его лучи? (Золотой купол церкви) 

–Улица пустынная или людная?

–Почему же на улице так мало людей?

–Что могло помешать людям выйти на улицу? (Вспомните название картины)

 

 

5. Повторное целостное восприятие картины.

Формирование умения объединять разрозненные впечатления в целостную картину.

 

–Еще раз посмотрите на картину и ответьте на вопросы: Какое ощущение передает картина? Можно ли сказать, что ее название точно передает ощущение, выражает впечатления автора? Выскажите собственные мнения.

Если вам трудно подобрать слова, воспользуйтесь карточкой №1 и выберите подходящее высказывание.

                                                          1.

Картина вызывает ощущение… (спокойствия, праздника, уюта, бодрой радости, ясности, воздушности, дыхания русской зимы, зимней нарядности, сказочности русского старинного города), которое исходит от художественного образа морозного дня.

 

 

6. Проведение пробной экскурсии учениками. Формирование у учеников потребности проводить экскурсии.

Составьте в условиях парной работы небольшой рассказ по картине и выступите в роли экскурсоводов. (Дается время на подготовку).

После окончания работы в парах предоставляется желающим провести экскурсию по картине Б.М.Кустодиева «Морозный день».

Работа над составлением рассказа по карточке №2. 

                                                            2.

«Сегодня я предлагаю рассмотреть репродукцию картины…

«На картине изображена…

«Я вижу…

 

 

7. Рефлексия. Размышление учеников над тем, что они думали, чувствовали, делали на занятии, что нового узнали. Учащиеся высказывают мнения, оценки, суждения.

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени

Цель урока – сформировать умение находить и видеть на картине

Цель урока – сформировать умение находить и видеть на картине

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Работа в парах. Обсуждение значений слов

Работа в парах. Обсуждение значений слов

А какой предмет сверкает на солнце, отражая его лучи? (Золотой купол церкви) –Улица пустынная или людная? –Почему же на улице так мало людей? –Что могло…

А какой предмет сверкает на солнце, отражая его лучи? (Золотой купол церкви) –Улица пустынная или людная? –Почему же на улице так мало людей? –Что могло…

Урок по развитию речи "Б.М. Кустодиев «Морозный день» " (4 класс)

Урок по развитию речи "Б.М. Кустодиев «Морозный день» " (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018