Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
Октябрьского района ХМАО-Югры
Русский язык
5-6 класс
Уважаемые участники школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников!
Вы отправляетесь в увлекательное путешествие по стране «Русский язык». Вас ждёт 10 заданий. На выполнение олимпиадной работы отводится 1 (один) астрономический час.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение работы, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем Вам успехов!
1. Задания
Таблица баллов
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сумма |
Максимальный балл |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
9 |
8 |
4 |
8 |
2 |
60 |
Балл обучающегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Расставьте ударения в словах.
Банты, каталог, свекольный, щавель, клала, загнутый, сливовый, торты, танцовщица, досуг.
2. Запишите следующие слова, распределяя их в три столбика, укажите количество букв и звуков.
Количество букв и звуков в слове совпадает |
Звуков в слове больше чем букв |
Звуков в слове меньше чем букв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вьюга, яхта, гроздь, солнце, высокая, соловьи.
3. Подберите две группы слов с корнем –толк-, но с разным значением. Запишите по четыре слова в каждой группе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На месте пропуска вставьте название животного, чтобы получился известный фразеологизм.
Как _________ на новые ворота, какая _________ тебя укусила, ________ на ухо наступил, убить двух _______, как _________ в колесе, заморить _________, как с __________ вода.
5. Определите слова, лексическое значение которых дано ниже.
1) Шторы из пластинок, навешиваемые на окна.
2) Сочетание ярких красок, цветов в картине, характер окраски.
3) Плетёная обувь из лыка.
4) Храбрый воин, богатырь.
5) Животный мир.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В русском языке есть слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах. Это омоформы. Выпишите эти слова и определите, какой частью речи они являются, укажите их морфологические признаки.
1. В центре избы стояла печь. 2. Ты не смоешь эту грязь без мыла. 3. Вскоре пошёл косой дождь. 4. Бабушка начала печь пироги. 5. На лугу работник живо махал косой. 6. Наташа тщательно мыла посуду.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Определите, в каком времени стоят глаголы в приведённых ниже предложениях и какое время описывается на самом деле. Ответ поясните.
1) Еду сегодня в ночь!
2) Так я тебе и дал книжку!
3) Как увижу школу, всегда вспоминаю беззаботные, счастливые деньки.
4) Как он стукнет по столу!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сколько смыслов имеет предложение. Ответ поясните, проведя анализ слов, которые, в зависимости от смысла предложения, являются главными и второстепенными членами.
На станции нас встречали родные мамы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Распредели в таблицу устаревшие слова с их современными вариантами.
Устаревшие слова |
Современный вариант |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ратай, двое, трапеза, ребёнок, тщетно, стезя, напрасно, еда, чета, пахарь, дорога, надеяться, сей, чадо, этот, уповать.
10. У писателя Еремея Айпина есть рассказ «Осень», который заканчивается так:
«И она грустно улыбнулась и ушла. Она шла по таежным нехоженым тропам, по светлому сосновому бору, по зыбким болотным кочкам. Она шла по тихому чернолесью, по укромным лесным закоулкам, по грустной таежной земле. И с упоением били меня по лицу хлесткие дожди, злые ветры, колючие иглы и пурпурно-золотая листва. Все тщетно. Она ушла. Она легким белым облаком растворилась над топкой болотной трясиной и ушла в небо.
Где ты, О-о-сень?!.
Где ты!?»
Составьте письменный ответ автору, куда же уходит Осень. У вас должно получиться мини сочинение из 10-12-ти предложений.
2. Ответы
1. БАнты, каталОг, свЁкольный, щавЕль, клАла, зАгнутый, слИвовый, тОрты, танцОвщица, досУг.
2.
Количество букв и звуков в слове совпадает |
Звуков в слове больше чем букв |
Звуков в слове меньше чем букв |
Вьюга – 5 б., 5 зв. |
Яхта – 5 зв., 4 б. |
Гроздь – 5 зв., 6 б. |
Соловьи – 7 б., 7 зв. |
Высокая – 8 зв., 7 б. |
Солнце – 5 зв., 6 б. |
|
|
|
|
|
|
3. Группы слов с корнем –толк-:
Толк, толковать, толкование, бестолковый, толковый, истолкование (любые четыре слова с корнем –толк- в значении объяснять).
Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкнуть, подтолкнуть (любые четыре слова с корнем –толк- в значении толкать).
4. Как баран на новые ворота, какая муха тебя укусила, медведь на ухо наступил, убить двух зайцев, как белка в колесе, заморить червячка, как с гуся вода.
5. 1) Жалюзи. 2) Колорит 3) Лапоть. 4) Витязь. 5) Фауна.
6. 1. Печь (сущ., 3 скл., ж.р., и.п.), 2. мыла (сущ., 2 скл., ср. р., т.п.), 3. косой (прилаг., м.р. ед. ч., и.п.), 4. печь (глаг. в неопределённой форме.), 5. косой (сущ. 1 скл., ж.р., ед. ч., т.п.), 6. мыла (глаг. В форме пр. вр., ж.р.).
7. 1) Глагол еду употреблен в форме настоящего времени, но в значении будущего времени, так как речь идёт о событии, которое неизбежно должны произойти.
2) Глагол дал употреблён в форме прошедшего времени для выражения иронии, однако говорящий имеет в виду будущее время.
3) Глагол увижу употреблён в форме будущего времени, а речь идёт о событии, происходящем в настоящем времени.
4) Глагол стукнет употреблен в форме будущего времени для выражения оттенка внезапности, а обозначает событие, которое уже произошло.
8. При разных вариантах синтаксического разбора возможны два понимания предложения.
1 вариант.
На станции нас встречали родные (чьи?) мамы. (Встречали родственники мамы, в данном предложении родные подлежащее, мамы – несогласованное определение).
2 вариант.
На станции нас встречали родные (какие?) мамы. (Встречали наши родные мамы, в данном предложении мамы – подлежащее, родные – согласованное определение).
9.
Устаревшие слова |
Современный вариант |
Ратай |
Пахарь |
Стезя |
Дорога |
Трапеза |
Еда |
Тщетно |
Напрасно |
Уповать |
Надеяться |
Чадо |
Ребёнок |
Чета |
Двое |
Сей |
Этот |
10. При оценке творческого задания необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Оценка творческого задания
5 баллов
Содержание работы полностью соответствует теме, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
5 баллов
Допускаются ошибки: 1 - орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая.
4 балла
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы), имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей, лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
4 балла
Допускаются ошибки: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические.
3 балла
В работе допущены существенные отклонения от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения, беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
3 балла
Допускаются ошибки: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические.
0 баллов
Работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста
Допущены ошибки: 7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.
3. Критерии оценки
1. За каждое правильно расставленное ударение – 0,5 баллов (макс. – 5 б.).
2. За каждое правильно записанное слово – 0,5 баллов (макс. – 3 б.).
3. За каждое правильно записанное слово в каждой группе – 0,5 баллов (макс. – 4 б.).
4. За каждое правильно записанное слово – 1 балл (макс. – 7 б.).
5. За каждое правильно записанное слово – 1 балл (макс. – 5 б.).
6. За каждое правильное определение части речи – 0,5 баллов, за правильно указанные морфологические признаки 0,5 баллов (макс. – 6 б.).
7. За каждый правильный ответ – 2 балла (макс. – 8 б.).
8. За каждое правильное объяснение - 2 балла (макс. – 4 б.).
9. За каждую правильно записанную пару – 1 балл (макс. – 8 б.).
10. Творческое задание: содержание, речь – 5 баллов, грамотность – 5 баллов (макс. – 10 б.).
ОБЩАЯ СУММА – 60 баллов
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.