Урок по теме "Признаки текста"
Оценка 4.6

Урок по теме "Признаки текста"

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
русский язык
10 кл
27.03.2017
Урок по теме "Признаки текста"
Публикация является частью публикации:
Технологическая карта урока русского языка.doc
Технологическая карта урока русского языка. 1. Тема урока «Признаки текста», 10 класс. 2. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 3. Главная дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала о тексте как единице языка,  выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. 4. Цели урока: Образовательная: способствовать систематизации знаний о тексте как тематическом и композиционном единстве, осознанию  основных признаков текста, о цепной и параллельной связи в тексте, о грамматических средствах связи в тексте. Развивающая: способствовать развитию умения ставить цели, определять вид и средства связи в тексте, характеризовать текст  по его признакам, развитию речи, умения анализировать, делать выводы. Воспитательная: способствовать формированию таких качеств личности, как доброжелательность, терпимость, самоконтроль,  умению совместной деятельности, эстетического вкуса и любви к русской литературе. 5. ФОПД: индивидуальная, парная, общеклассная. 6. Технология обучения: интегративное обучение. 7. Методы обучения: частично­поисковый 8. Средства обучения: : теоретический материал, карточки, схемы, презентация Power Point. 9. Интегративные связи: литература. Этапы логики познания Этапы урока мотиваци я  Факты Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.  Пример ответа: Предпо лагаем результ ый ат Как вы думаете, что общего между этими предметами?  ­ Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно? ­ В тексте все слова и предложения,  как нити ткани связаны в единое целое. ­ Не может существовать без основной  мысли. Учащиес я  должны  найти  общее  между  нитями  ткани и  предлож ­ Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст. Без чего он не может существовать?  Вспомните определение, что такое текст? Каковы его признаки? Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст” (слайд 1) Актуализа ция Оказывается, мы оказались правы в том, что текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей  мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта­просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд 2):  Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати. Опираясь на свой ученический опыт, ответьте на вопрос: легко ли вам тексты «ткати»? Послушайте два отрывка из ваших сочинений. Можно ли их назвать текстом? (слайд 3­4) Тема нашего урока «Признаки текста». Попробуйте сформулировать цели вашей работы по этой теме? Целеполаг ание Модель Осознание учебной информац ии Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся  результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.  (варианты на карточках)  ениями в тексте.  Сделать  вывод об основно м  признаке текста,  сформул ировать  цели для исследов ания по  теме  урока. Вспоминают все, что знают о тексте. Текст – это единица языка, состоящая  из предложений, связанных основной  мыслью (по смыслу) и грамматически. Учащиеся работают со словарем,  записывают значения слова в тетрадь Объясняют, как они поняли текст  Кантемира. Отвечают на вопросы учителя,  осознавая проблему. Учащиеся формулируют и записывают  цели урока Знать… Уметь… Соотносят с целями учителя (слайд 5)  Корректируют свои цели. Работа в парах: ответы учащихся:   Выявить  характер ный  признак  текста:  логическ ая связь ­ в первом варианте набор  предложений, не связанных основной  мыслью. ­ во втором варианте нарушена  композиция и связь предложений. предлож ений,  которая  помогае т понять  основну ю мысль  отрывка. Вспомни ть  граммат ические  средства связи и  виды  связи  предлож ений в  тескте ­ в третьем варианте – текст, так как  предложения связаны одной мыслью  («я могу отдохнуть …на Оке»),  предложения связаны друг с другом  логично, не нарушена композиция. Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144  стр. учебника и заполнить схему. (слайд 6) Заполненную схему сравниваем со  схемой на слайде ( слайд 3) Записывают информацию Заполняют таблицу, корректируют  себя. Делают  вывод об еще  одном  характер ном  признаке текста:  граммат ическая  связь  между  предлож ениями     1. __________________________              1. __________________________ 2. __________________________              2. __________________________ 3. __________________________ Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Заполните таблицу «Грамматические средства связи» Цепная связь Параллельная связь 1 2 3 4 Соотнесите свою схему с материалом слайда. Схема на слайде (слайд 7) 1 2 3 4 Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу. Следствия Закреплен ие Для анализа возьмем два текста. Определите, какими грамматическими средствами связаны предложения в тексте. И  сделайте вывод о виде связи. Заполняют модель, комментируют  (работа в парах) В первом тексте пять предложений. Умение  различат ь виды  связи 1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. 2.  Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои  модели. 3. Люди в его портретах овеяны какой­то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. 4.  Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, ­ вот главная, основная тема творчества Тропинина. 5. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик  крестьянин. (Г. Островский)   2. 1. Нет лучшей музыки, чем тишина: тишина в горах, тишина в лесу. 2. Нет лучшей музыки в человеке, чем скромность и  умение помолчать, не выдвигаться на первое место. 3. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении  человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и  прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. 4. В поведении бойтесь  быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. 5. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте  людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачев) Анализ текстов (схемы текстов на слайде 8).   Средства связи предложений:  1 – 2 ­ повтор ключевого слова  “художник”. 2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение  “его”. 3 – 4 – замена ключевого слова  синонимом “люди – человек”. 4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”. Связь – цепная.  Во втором тексте пять предложений. Эксперим ент Проверка уровня усвоения 1 вариант Задание: Докажите, что это текст: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической  связи предложений 1.В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. 2.В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл  отбеливание тряпья хлором. 3.Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. 4.Через десять лет  француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня  ее создания. 5.Вспомнит ли кто­нибудь об этой славной дате? Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил  внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это  интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из  древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.    Средства связи предложений ­ Повтор первого слова. ­ Одинаковая конструкция  предложений. ­ Члены предложения выражены  одинаковыми формами. Связь – параллельная. Работают самостоятельно по  вариантам Представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске,  аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют,  оценивают ответы Умение  определ ять  признаки текста,  обобщат ь, делать выводы Это текст, так как все предложения  связаны одной темой (изобретение  бумаги) и основной мыслью (процесс  изобретения). Все предложения ( “Книжное обозрение”) 2 вариант Задание: Докажите, что это текст: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической  связи предложений 1.В то лето я жил в маленьком северном городке. 2.Город стоял на берегу реки. 3.По реке плыли белые пароходы, грязно­ бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. 4.У берега стояла пристань,  пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… 5.На пристани этой редко кто сходил… Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько  шумели. (Ю. Казаков) А теперь вернемся к отрывкам из ваших сочинений, прочитанных в начале урока. Попробуйте их исправить. Сделайте вывод, что было нарушено в этих отрывках. Вернемся к целям урока, которые вы себе поставили. Подведите итог своей работы. связаны цепной связью:  1­2 повтор ключевого слова  «открытия» ­ «открыл». 2­3 замена слова синонимом «создана  возможность» 3­4 синоним «изобрел» 4­5 повтор члена предложения  «исполнилось 200 лет» ­ «славной  дате» Это текст, так как все предложения  связаны одной темой («маленький  северный городок») и основной  мыслью (воспоминания о городке) Связь параллельная, так как  используются средства связи:  1­2 повтор ключевого слова «городок» 2­3 «река» 3­4 «по реке» ­ «у берега» 4­5 «пристань» Одинаковая конструкция предложений подлежащее + сказуемое в прош. вр.+  обстоятельство  места Работа в группе по 4 человека.  Выполняют задание. Читают  исправленный вариант. Делают выводы об ошибках. Учащиеся подводят итоги урока,  пользуясь схемой: Рефлекси я Домашнее задание Отрывок из романа «Война и мир» упр.285 (учебник А.И.Власенкова)

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"

Урок по теме "Признаки текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017