«Признаки текста»
«Признаки текста»
10 класс.
10 класс.
Урок учителя высшей
Урок учителя высшей
категории Мартыновой
категории Мартыновой
Лицей г.Кирово-Чепецка
Лицей г.Кирово-Чепецка
Елены Ивановны.
Елены Ивановны.
Кировской области.
Кировской области.
Урок по теме "Признаки текста"
Главная дидактическая цель
Тип урока:: обобщение и систематизация знаний.
обобщение и систематизация знаний.
Тип урока
Главная дидактическая цель:: создать условия для
создать условия для
систематизации изученного материала о тексте как
систематизации изученного материала о тексте как
единице языка, выявления уровня овладения системой
единице языка, выявления уровня овладения системой
знаний и умений, опытом творческой деятельности.
знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели урока:
Цели урока:
Образовательная:
Образовательная: способствовать систематизации знаний о
способствовать систематизации знаний о
тексте как тематическом и композиционном единстве,
тексте как тематическом и композиционном единстве,
осознанию основных признаков текста, о цепной и
осознанию основных признаков текста, о цепной и
параллельной связи в тексте, о грамматических средствах
параллельной связи в тексте, о грамматических средствах
связи в тексте.
связи в тексте.
Развивающая: способствовать развитию умения ставить
способствовать развитию умения ставить
цели, определять вид и средства связи в тексте,
цели, определять вид и средства связи в тексте,
характеризовать текст по его признакам, развитию речи,
характеризовать текст по его признакам, развитию речи,
умения анализировать, делать выводы.
умения анализировать, делать выводы.
Воспитательная: способствовать формированию таких
способствовать формированию таких
качеств личности, как доброжелательность, терпимость,
качеств личности, как доброжелательность, терпимость,
самоконтроль, умению совместной деятельности,
самоконтроль, умению совместной деятельности,
эстетического вкуса и любви к русской литературе.
эстетического вкуса и любви к русской литературе.
Развивающая:
Воспитательная:
Урок по теме "Признаки текста"
ФактыФакты. .
Мотивация
Мотивация
Перед вами лежит кусочек ткани и
Перед вами лежит кусочек ткани и
лист с напечатанным на нем текстом.
лист с напечатанным на нем текстом.
Как вы думаете, что общего между
Как вы думаете, что общего между
этими предметами?
этими предметами?
- Предприятия, где ткут ткани,
- Предприятия, где ткут ткани,
называют текстильными. Может быть,
называют текстильными. Может быть,
это не случайно?
это не случайно?
- Если из ткани удалить основную
- Если из ткани удалить основную
нить, она может рассыпаться. Так и
нить, она может рассыпаться. Так и
текст. Без чего он не может
текст. Без чего он не может
существовать?
существовать?
Урок по теме "Признаки текста"
Актуализация
Актуализация
Вспомните определение, что такое текст?
Вспомните определение, что такое текст?
Каковы его признаки?
Каковы его признаки?
Давайте обратимся к толковому словарю и
Давайте обратимся к толковому словарю и
определим лексическое значение слова
определим лексическое значение слова
“текст” (слайд 1)
“текст” (слайд 1)
Оказывается, мы правы в том, что текст – это не
Оказывается, мы правы в том, что текст – это не
что иное, как словесная ткань, связанная в
что иное, как словесная ткань, связанная в
единое целое общей мыслью. В
единое целое общей мыслью. В
подтверждение этих слов хочу привести строки
подтверждение этих слов хочу привести строки
стихов поэта-просветителя XVIII века
стихов поэта-просветителя XVIII века
А.Кантемира (слайд 2)
(слайд 2): :
А.Кантемира
«Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
«Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати».
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати».
Опираясь на свой ученический опыт, ответьте
Опираясь на свой ученический опыт, ответьте
на вопрос: легко ли вам тексты «ткати»?
на вопрос: легко ли вам тексты «ткати»?
Послушайте два отрывка из ваших сочинений.
Послушайте два отрывка из ваших сочинений.
Можно ли их назвать текстом?
Можно ли их назвать текстом?
(слайд 3-4)
(слайд 3-4)
Урок по теме "Признаки текста"
Целеполагание
Целеполагание
Тема нашего урока
Тема нашего урока
«Признаки текста».
«Признаки текста».
Попробуйте
Попробуйте
сформулировать цели
сформулировать цели
вашей работы по этой
вашей работы по этой
теме?
теме?
Знать: Уметь:
Знать: Уметь:
Урок по теме "Признаки текста"
Модель. .
Модель
Осознание учебной
Осознание учебной
информации
информации
Выберите из предложенных
Выберите из предложенных
вариантов только тот, где, по
вариантов только тот, где, по
вашему мнению, напечатан
вашему мнению, напечатан
текст; обсудите получившийся
текст; обсудите получившийся
результат в паре; подготовьте
результат в паре; подготовьте
аргументированный ответ.
аргументированный ответ.
(варианты на карточках)
(варианты на карточках)
Урок по теме "Признаки текста"
Осознание учебной
Осознание учебной
информации
информации
Попробуем определить, какими
Попробуем определить, какими
признаками обладает текст.
признаками обладает текст.
Для этого изучите
Для этого изучите
теоретический материал на 144
теоретический материал на 144
стр. учебника и заполните
стр. учебника и заполните
схему (слайд 6)
схему (слайд 6)
«Признаки текста. Смысловые
«Признаки текста. Смысловые
отношения в тексте».
отношения в тексте».
Урок по теме "Признаки текста"
Осознание учебной
Осознание учебной
информации
информации
Вы уже узнали, что для текста
Вы уже узнали, что для текста
характерна грамматическая
характерна грамматическая
связь между предложениями.
связь между предложениями.
Существует два вида такой
Существует два вида такой
связи.
связи.
Заполните таблицу
Заполните таблицу
«Грамматические средства
«Грамматические средства
связи»
связи»
Урок по теме "Признаки текста"
Следствия..
Следствия
Закрепление..
Закрепление
Для того чтобы научиться
Для того чтобы научиться
различать виды связи,
различать виды связи,
выполним практическую работу.
практическую работу.
выполним
Для анализа возьмем два
Для анализа возьмем два
текста. Определите, какими
текста. Определите, какими
грамматическими средствами
грамматическими средствами
связаны предложения в тексте.
связаны предложения в тексте.
И сделайте вывод о виде связи.
И сделайте вывод о виде связи.
Урок по теме "Признаки текста"
Эксперимент..
Эксперимент
Проверка уровня усвоения
Проверка уровня усвоения
Задание: :
Задание
докажите, что перед вами
докажите, что перед вами
текст: определите признаки
текст: определите признаки
текста, постройте схему текста
текста, постройте схему текста
и определите вид
и определите вид
грамматической связи
грамматической связи
предложений
предложений
Урок по теме "Признаки текста"
Проверка уровня усвоения
Проверка уровня усвоения
А теперь вернемся к отрывкам
А теперь вернемся к отрывкам
из ваших сочинений,
из ваших сочинений,
прочитанных в начале урока.
прочитанных в начале урока.
Попробуйте их исправить.
Попробуйте их исправить.
Сделайте вывод, что было
Сделайте вывод, что было
нарушено в этих отрывках.
нарушено в этих отрывках.
Урок по теме "Признаки текста"
Рефлексия
Рефлексия
Вернемся к целям урока,
Вернемся к целям урока,
которые вы себе поставили.
которые вы себе поставили.
Подведите итог своей работы
Подведите итог своей работы
Знаю: Умею:
Знаю: Умею:
Урок по теме "Признаки текста"
Домашнее задание
Домашнее задание
Отрывок из романа «Война и
Отрывок из романа «Война и
мир» упр.285 (учебник
мир» упр.285 (учебник
А.И.Власенкова)
А.И.Власенкова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.