Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ
Оценка 4.8

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
21.02.2018
Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ
Методическая разработка по истории ОГСЭ для обучающихся техникума по теме Проблемы Северного Кавказа. Для активизации деятельности обучающихся используется технология проблемного обучения. В разработке представлен интересный содержательный материал о событиях 90-х годов на Северном Кавказе, причинах и последствиях двух Чеченских воин.
Урок по истории ОГСЭ Проблемы Северного Кавказа.doc
Тема урока: Проблемы на Северном Кавказе в 90­е годы. Причины, участники, содержание,  результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Цели урока: Образовательные (предметные): в результате занятия обучающиеся смогут: ­ называть проблемы, возникшие на Северном Кавказе  в 90­е годы ХХ века, вырабатывать модели решения проблем; ­  называть   основные   причины,   содержание,   участников,   результаты   конфликта   в   этом регионе в конце ХХ в. .  Развивающие (метапредметные):  способствовать развитию у обучающихся   умений определять   проблемы   и   вырабатывать   различные   модели   их   решения,  устанавливать причинно­следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;  способствовать   развитию   общих   компетенций   ­     организовывать   собственную деятельность   (ОК2),   осуществлять   поиск   информации   (ОК4),     использовать информационно­коммуникационные   технологии   (ОК5),   работать   в   команде   (ОК6), брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК7). Воспитательные   (личностные):  способствовать воспитанию   российской   гражданской идентичности,   любви   к   Отечеству,   чувства   патриотизма   и   интернационализма, нравственности,   толерантности,   усвоению   ценностей   многонационального   российского общества. Технологии обучения: проблемная, информационно­коммуникационная технологии. Материально­техническое   оснащение   урока: оборудование, презентация, раздаточные материалы для обучающихся. Ход урока: 1. ­ Проверка готовности к уроку. Преподаватель:  Кавказ и в целом кавказское стратегическое направление уже более двух десятилетий находятся на острие проблем внутренней и внешней безопасности Российской Федерации. Говоря о Кавказе, в географическом смысле мы имеем ввиду российский Северный Кавказ. На протяжении всего этого периода политика России на Северном Кавказе и на Кавказе в целом сталкивается с рядом старых и новых проблем, вызовов и угроз, не совместимых с понятиями политической стабильности, социально­ экономического   благополучия   и   безопасности.   Затяжной   и   масштабный   характер негативных процессов на российском Северном Кавказе превратили его в 90­е годы  в зону   повышенной   активности   исламских   экстремистов,   рассадник   терроризма   и бандитизма   и   «черную   дыру»   российской   финансовой   системы.   Этот   регион   создал столько острых проблем, что с ними достаточно долго не  могла  справиться вся страна. Это явный вызов и угроза национальным интересам и безопасности России. Во второй половине 90­х годов кризис обострился настолько, что перерос в фазу активных боевых действий. 2. Актуализация знаний: Организационно­мотивационный момент  компьютер,   мультимедийное Вспомните,   как   складывались   национальные   отношения   в   РФ   после   распада   СССР? (рост национального и этнического самосознания, сепаратистские настроения в России, что грозило распадом государства) Как действовала власть в этих условиях? (шла на уступки национальным региональным элитам) В каком регионе страны национальные отношения крайне  обострились? (на Северном Кавказе)       3. Новая тема Преподаватель: Тема нашего урока: «Сепаратизм и угроза распада России. Проблемы на   Северном   Кавказе   в   90­е   годы.   Причины,   участники,   содержание,     результаты вооруженного конфликта в этом регионе». После изучения темы вы сможете называть проблемы   сложившиеся   на   Северном   Кавказе   в   90­е   годы   ХХ   в.,   самостоятельно выработаете   модели   их   решения,   сможете   определить   причины,   участников     и результаты   вооруженного   конфликта   в   этом   регионе,   познакомитесь   с   основными событиями Чеченской войны.  Задание 1. Прочитайте текст и назовите проблемы сложившиеся на Северном Кавказе в 90­ е годы ХХ в. (Приложение № 1) ­ Обсуждение задания, обучающиеся называют выявленные проблемы. Преподаватель: ?   Как     вы   думаете,  какие   меры   нужно   было   предпринять,  чтобы разрешить эти проблемы? ­ Обучающиеся предлагают модели и пути решения выявленных проблем. ?  Скажите, была ли способна Россия в ситуации острого социально­экономического и политического кризиса 90­х гг. решить проблемы Северного Кавказа?  Преподаватель: в ситуации нестабильной политической обстановки, экономического и социального кризиса Россия не могла решительно влиять на процессы, происходящие на Северном Кавказе и прежде всего на рост сепаратизма в регионе.  ?  Скажите, какая ситуация сложилась в итоге?  (военный конфликт) Где он произошел? (в Чечне) ­ Преподаватель: Чеченская проблема – это проблема нашей страны, она не сходила с первых   страниц   газет,   журналов.   Была   темой   для   многих   программ   на   ТВ.   Для большинства людей она так и осталась «непонятной войной».  При слове Чечня первое, что приходит на ум ­ это ужасы, кровавые события. Нужно добавить, что при рассмотрении проблемы нельзя руководствоваться только тем, что одна из сторон была права, а другая виновата. Оба народа, так или иначе, пострадали, оба понесли как материальные, так и людские потери.  Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это – грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звезды окопных ночевок; Это – кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок; Это – в жизни короткой последний рассвет Над изрытой землей. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, при вспышке гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья. Теперь нам предстоит разобраться в причинах, содержании и результатах Чеченской войны. Проблемный вопрос:  Так ли уж необходимы были эти войны. И главное можно ли было предотвратить эти вооруженные столкновения, неужели все разногласия нельзя было решить мирным путем? Организуется работа в группах: 1 группа: «История взаимоотношений Чечни и России» 2 группа: «Первая Чеченская война 1994­1996 гг.» 3 группа «Вторая Чеченская война 1999­активная фаза боевых действий 2000 г., режим КТО отменен  14 апреля 2009 г.» 4 группа: «Результаты и уроки войны в Чечне» ­ Обучающиеся работают по группам ­ Представление результатов работы сопровождается презентацией. (В ходе работы могут   задаваться   уточняющие   вопросы,   представители   других   групп   могут   дополнять информацию). 1 группа ? первой группе: Как вы считаете, можно ли назвать этот конфликт «тлеющим» и при каких условиях он разгорается снова? 2 группа ? второй  группе: 1. Как вы считаете, следовало ли президенту Российской Федерации Б.   Ельцину   идти   на   личные   контакты   с   Дудаевым   в   поисках   приемлемых   решений чеченской проблемы?  2.   Спрогнозируйте,   смог   бы   Ельцин   в   случае   состоявшейся   встречи   согласиться   на признание РФ независимой Чеченской Республики? Почему? 3. Почему федеральным силам не удалось восстановить законный порядок?  3. Как вы считаете, оправдан ли был в тех условиях  компромиссный шаг со стороны российского руководства по подписанию  Хасавюртовского соглашения? Почему он не привел   к   ожидаемым   результатам?(  «...Мир   с   Масхадовым,   заключенный   А.   Лебедем   в Хасавюрте,   теперь   принято   называть   чуть   не   преступлением.   На   самом   деле,   это,   конечно,   был большой   успех.       ...   ради   того,   чтобы   прежде   всего   перестали   погибать   наши   солдаты   и   мирные граждане. Но условия, на которых федеральная власть   договорились прекратить войну, оказались невыполненными. Их нарушили, прежде всего, те силы в Чечне, для которых война и насилие стали доходным   бизнесом   и   единственным   смыслом   жизни.   Эти   силы   при   внешней   поддержке   смогли развязать в августе 1999 г. новую авантюру уже на территории Дагестана. Опять бессмысленная война и опять бессмысленные жертвы»). ­3  группа ? третьей группе: Как вы считаете, было ли решение о прекращении активных военных действий единственно верным?  Преподаватель:  Таким   образом,       Россия   в   основном   разрешила   свой   внутренний конфликт   в   Чечне.   Сепаратисты,   опиравшиеся   на   экстремистские   исламистские группировки   внутри   республики   и   за   рубежом,   потерпели   политическое   и   военное поражение:   крупные   бандформирования   разгромлены,   часть   боевиков   добровольно вышла   из   подполья   и   амнистирована,   иностранные   наёмники   уничтожены   или вынуждены были покинуть Чечню. Какой же ценой была решена эта проблема?  ­ 4 группа ? четвертой  группе: Оправдана ли цена победы РФ в этом конфликте? Преподаватель: Чечню мы знаем не по слухам,  Высоты все исколесив,  Мы трассерами “брили” духов,  Береты набекрень скосив!  Ревёт мотор, колёса вязнут,  Здесь автомат отца родней.  Обдаст со скал свинцовым градом,  Мы хоронили здесь друзей…  Сверкнёт закат кровавым солнцем,  Спиной солдат закроет друга!  Накроет ночь нас чёрным блюдцем,  Не выйдет рота из­под круга!  Мы в окружение попали,  И с трёх сторон под горло режут!  И кровь с землёй слилась под нами,  В ушах стоит затворов скрежет… Напрасно ждали мы подмогу,  Вертушек ждали грозный рёв,  Напрасно мы молились богу,  И зря радист орал взахлёб…  Упал комбат… И друг не дышит…  И в этом пекле мы одни!  И в штабе нас никто не слышит,  Мы видим лишь стволов огни.  Рассвет настанет через час,  Но знаем точно – не дотянем…  Дождём свинцовым кроет нас,  Но перевал мы не оставим!!!  Настал рассвет… Утихли взрывы…  Не слышно свиста трассеров…  А перевал, устлали трупы  Двадцатилетних пацанов… ­ Преподаватель возвращает обучающихся к проблемному вопросу: А теперь скажите, как вы считаете,  так ли уж необходимы были эти войны. И главное можно ли было предотвратить эти вооруженные столкновения, неужели все разногласия нельзя было решить мирным путем? ­ Заслушиваются мнения обучающихся. Преподаватель   подводит   итог:  Россия   никогда   и   ни   при   каких   условиях   и обстоятельствах   не   должна   поступаться   целостностью   своей   территории.   Это смертельно опасно для нее. Она обязана всеми доступными ей средствами, всей своей силой   и   решительностью   защищать   свои   национальные   интересы,   территориальную целостность и обеспечивать безопасность государства и его граждан. Эти вопросы не подлежат никакой дискуссии. Авторитет и влияние любого политика в России всегда будет   напрямую   зависеть   от   того,   насколько   вся   его   деятельность   отвечает   этим задачам. Преподаватель: Закрепление: 1.Укажите даты 1 и 2 чеченской войны? 2.Кто такой Д.М.Дудаев? 3.Чем знамениты Хасавюртовские соглашения? 4.Назовите крупные террористические акты этого времени. 5.Какова цена победы над чеченской республикой. Первичный контроль знаний. ­ Учащимся предлагаются задания в тестовой форме. ­ Организуется взаимопроверка Рефлексия. Подведение итогов урока.  Домашнее задание Приложение № 1 Задание:   Прочитайте   текст   и   назовите   проблемы   сложившиеся   на   Северном Кавказе в 90­е годы ХХ в. Какие меры, на ваш взгляд,  нужно было предпринять, чтобы разрешить эти проблемы? После распада СССР Северный Кавказ имел большой спектр нерешенных вопросов. Иными   словами,   демократические   процессы,   которые   затронули   всю   территорию России, встретились с многочисленными проблемами, тормозящими развитие региона. Во­первых,   внутренняя   политика   России   на  Северном   Кавказе   в  90­е  годы   не  была полностью продумана. Несмотря на то, что жители региона обладали всеми правами наравне с русским населением, у власти существовало непоколебимое мнение о том, что представители   данных   народов   не   могут   осуществлять   грамотную   политику   на территории   субъекта.   Иными   словами,   федеральные   власти   полностью   не   доверяли местным   чиновникам,   проживающим   исконно   на   Северном   Кавказе.   Единственный способ разрешения сложившейся ситуации был найден в виде управления республиками чиновниками из Москвы. Кроме того, не следует забывать о том, что непродуманная внутренняя   политика   на   Северном   Кавказе   стала   камнем   преткновения   в экономическом развитии субъекта. Развитие промышленного комплекса происходило по   остаточному   принципу,   население   стало   обладателем   полуразрушенной экологической   системы,   разграбленных   природных   ресурсов.   Не   развивалась   и социальная инфраструктура региона. Большинство небольших поселков и сел не имели школ и больниц, что накладывало отпечаток на благополучие жизни населения. Все это стало   последствием   того,   что   внутренняя   политика   на   Северном   Кавказе   была полностью не проработана федеральными властями. Во­вторых,   на   территории   указанного   региона   существовали   неразрешенные проблемы,   связанные   с   репрессированными   гражданами   во   времена   ВОВ.   Власти, присланные из Москвы, не старались разрешить подобный казус, что нагнетало и без того конфронтационную обстановку.   В­третьих, экономическая отсталость региона существенным образом сказалась на благополучии   населения.   Невыплата   заработных   плат,   безработица   стали   причинами правонарушений, наркомании, терроризма, захвата заложников.   В­четвертых,   стали   обостряться   территориальные   проблемы.   Многочисленные народы начали претендовать на соседние территории, на спорные земли. Все больше притязаний стали оказывать разделенные народы, к которым относят осетин, лезгин, ногайцев  и   др.  Территориальные   споры   Чечни   с  Дагестаном  —  проблема   чеченцев­ аккинцев;   с   Ингушетией   —   проблема   территориального   разграничения;   со Ставропольским краем — проблема Наурского и Щелковского районов.  Как известно, ситуация в западных районах ЧИР особенно обострилась летом­осенью 1992 г. после принятия Верховным Советом РФ закона “Об образовании Ингушской республики в составе   РФ”.   Последовавшее   затем   подписание   протокола   между   чеченской   и ингушской сторонами о временной границе между ЧР и ИР (линия, разделявшая их до объединения   в   одну   республику)   не   сняло   тем   не   менее   претензии   Чечни   на значительную   часть   Сунжинского   и   Малгобекского   районов,   где   проживают преимущественно чеченцы. В­пятых, усилилась тенденция к появлению религиозно­национальных группировок, которые стали оказывать прямое влияние на чиновников, лоббируя свои интересы.  В­шестых, внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной   мере   выгодна   целому   ряду   государств,   преследующих   исключительно свои собственные политические и экономические интересы. Возбуждая и поддерживая сепаратистские настроения и движения в отдельных российских регионах, в том числе и на Северном Кавказе, не допустить возрождения России до уровня сверхдержавы или империи (не будем бояться этого статуса). Все эти факты требовали того, чтобы изменилась внутренняя политика России на Северном Кавказе.  Приложение № 2 Задание: Прочитайте текст и определите историю конфликта России и Чечни. Корни конфликта уходят в XIX в. В начале 40­х гг. XIX в. складывается единое государство народов Чечни и Дагестана ­ имамат Шамиля, ­ просуществовавшее до окончательного покорения Кавказа Россией в 1859 г.   Втягивание северокавказского региона в экономическую систему капиталистической России второй половины XIX в. объективно   оказывало   положительное   воздействие   на   социально­экономическое развитие края. В конце XIX в. ударил первый нефтяной фонтан, начинается «нефтяная лихорадка».  Для всех социальных слоев Чечни Октябрьская революция и гражданская война явились   продолжение   национально­освободительной   борьбы   против   российского колониализма.   Ленин   и   большевики,   обещавшие   горцам   землю   и   национальную государственность, получили в Чечне безусловную поддержку.  Однако автономия Чечни (в рамках РСФСР), провозглашенная 30 ноября 1922 г., в условиях победившей советской власти оказалась фикцией. С середины 20­х годов против   Чечни   была   по   существу   развязана   новая   война.     В   1934   г.   Чеченская   и Ингушская автономные области объединились в одну Чечено­Ингушскую автономную область, которая 5 декабря 1936 г. была преобразована в Чечено­Ингушскую АССР.  23   февраля   1944   года   Чечено­Ингушская   АССР   была   ликвидирована   с насильственной   депортацией   народа   в   районы   Казахстана   и   Средней   Азии.   Свыше полумиллиона чеченцев и ингушей были депортированы. Холод, голод, тиф обрекли нахские народы на вымирание: через год в живых не оставалось и 300 тысяч, остальные приняли   мученическую   смерть.   Этому   преступлению   советского   государства   есть юридическое определение – геноцид. Но в отличие от фашистского геноцида сталинско­ советский геноцид не получил осуждения, его исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.  В январе 1957 г. Чечено­Ингушская АССР была восстановлена. Но только в годы перестройки   чеченцы   получили   глоток   свободы.   Были   поставлены   на   повестку   дня вопросы обретения подлинного суверенитета. Это стало возможным в результате тех крупных   социальных,   экономических   и   культурных   сдвигов,   произошедших   в республике   за   последние   десятилетия.   Во   второй   половине   80­х   годов   процесс духовного роста миллионного чеченского народа пошел семимильными шагами. Именно в Чечне зародились первые на Кавказе политические партии и организации, независимые от   господствующей   системы.   В   целом   резко   выросло   национальное   самосознание, появились первые концепции дальнейшего политического развития республики по пути независимости.  Приложение 3 Задание: Прочитайте текст и назовите причины, цели сторон, основные события и результаты Первой чеченской войны 23­25   ноября   1990   г.   в   г.   Грозном   прошел   Первый   общенациональный   съезд чеченского   народа,   собравший   представителей   всех   слоев   общества,   всех   партий   и движений.   На   нем   был   избран   Исполком   Общенационального   конгресса   чеченского народа   (ОКЧН)   во   главе   с   генералом   авиации   Джохаром   Дудаевым   и     поставлена конкретная задача – провозглашение суверенной Чеченской республики.  Руководство   Чечено­Ингушской   республики   во   главе   с   Доку   Завгаевым   было вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете. Однако дальше сугубо декларативных заявлений дело не пошло. Следует сказать, что с этого времени напряжение   в   республике   начинает   расти.   Завгаева   в   то   время   не   особо   любили   в народе, его считали за ставленника Москвы. Поэтому до 1991 г. Д.Завгаев пытался удержать   власть   за   счет   своего   авторитета,   но   он   стал   заложником   августовских событий и был свергнут как «сторонник ГКЧП» уже в сентябре. ОКЧН во главе с Дудаевым  взял под свой контроль основные политические и административные центры Чечни,   Верховный   Совет   Чечено­Ингушской   республики   был   распущен.   6   сентября было   объявлено   Днём   восстановления   государственной   независимости   чеченского народа. 27 октября 1991 г.   прошли выборы президента и парламента. Президентом Чеченской   Республики   был   избран     Джахар   Дудаев.   1   ноября   1991   г.   вышел   Указ Президента   о   государственном   суверенитете   Чеченской   Республики,   восстановление Горской   республики   (одна   из   любимых   идей),   т.е.   единое   государство,   которое объединит   все   народы   Кавказа.   Это   означало   реальный   выход   Чечни   из   состава Российской Федерации.  Под флагом борьбы за национальную независимость в Чечне возник   криминальный   режим,   постоянным   явлением   стали   нелегальная   торговля нефтью, грабежи поездов, расправа над русскоязычными жителями. В 1992­1993 гг. руководство России не смогло решить чеченскую проблему, т.к. обострилась борьба между Ельциным и Верховным Советом РФ. Но в Конституции 1993 г. Чечня значилась как субъект федерации. 10 августа 1994 г. на съезде сторонников Джохара Дудаева в Грозном прозвучал призыв к объявлению «священной войны» против России. Следует сказать, что основными причинами этого конфликта были не только, как принято считать, нефтяные интересы политической и экономической элит (хотя они сыграли  не  последнюю  роль),  а также  стремление  Чечни  к  независимости.  Другими причинами были и последствия развала Советского Союза, когда у Чечни появилась возможность создать свою армию (после вывода бывших советских войск на территории Чечни осталось брошенное оружие, кроме того, были установлены связи по доставке оружия). Чеченцы считали, что в истории нет такой силы, которая смогла бы подчинить их. Поэтому после начала войны объединительным началом для всех чеченцев стали национальные   идеалы   и   интересы.     Причины   совпали   с   целями,   как   у   российской стороны, так и у чеченской.   Цели России:  1. экономические интересы (нефть)  2. политические расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)  3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)  4. державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее).   Цели Чечни:  1. стремление отстоять независимость  2. создание исламского государства  3. отражали интересы новой зародившейся политической элиты. 11 декабря 1994 г.Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики».   В   день подписания Указа   подразделения Объединённой группировки войск (ОГВ), состоявшие из частей Министерства обороны и Внутренних войск МВД вступили на территорию Чечни. Войска были разделены на три группы и входили с трёх разных сторон   —   с   запада   (из   Северной   Осетии   через   Ингушетию),   северо­запада   (из Моздокского   района   Северной   Осетии,   непосредственно   граничащего   с   Чечнёй)   и востока (с территории Дагестана). Министр обороны России Павел Грачёв обещал взять Грозный   в   несколько   дней.   Однако   чеченские   сепаратисты   встретили   федеральные войска огнём из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне   российским   военным   руководством   в   процессе   вывода   частей   Северо­ Кавказского военного округа из Чечни. 31 декабря 1994 года начался штурм Грозного (столицы Чечни). В город вступили около 250 единиц бронетехники, крайне уязвимой в уличных боях. Российские войска были   плохо   подготовлены,   между   различными   подразделениями   не   было   налажено взаимодействие и координация, у многих солдат не было боевого опыта. Войска имели аэрофотоснимки   города,   устаревшие   планы   города   в   ограниченном   количестве. Средства   связи   не   были   оборудованы   аппаратурой   закрытой   связи,   что   позволяло противнику   перехватывать   переговоры.   Войскам   довели   приказ   о   занятии   только промышленных зданий, площадей и недопустимости вторжения в дома гражданского населения.  Западная группировка войск была остановлена, восточная также отступила и не предпринимала никаких действий до 2 января 1995 года. На северном направлении 1­й и   2­й   батальоны   131­й   отдельной   Майкопской   мотострелковой   бригады(более   300 человек),   мотострелковый   батальон   и   танковая   рота   81­го   Петракувского мотострелкового   полка   (10   танков),   находившиеся   под   командованием   генерала Пуликовского, дошли до железнодорожного вокзала и Президентского дворца. Сюда   скрытно   были   переброшены   «абхазский»   и   «мусульманский»   батальоны сепаратистов,   численностью   свыше   1000   человек.   Федеральные   силы   попали   в окружение — потери батальонов Майкопской бригады составили 85 человек убитыми и 72 пропавшими без вести, уничтожено 20 танков, командир бригады полковник Савин погиб, более 100 военнослужащих попало в плен. Война сопровождалась акциями взятия заложников. 14 июня 1995 года группа чеченских   боевиков   численностью   195   человек   во   главе   с   полевым   командиром Шамилем   Басаевым   на   грузовиках   въехала   на   территорию   Ставропольского   края (Российская Федерация) и остановилась в городе Будённовске. Первым объектом атаки стало   здание   ГОВД,   затем   террористы   заняли   городскую   больницу   и   согнали   в   неё захваченных   мирных   жителей.   Всего   в   руках   террористов   находилось   около   2000 заложников.   Басаев   выдвинул   требования   к   российским   властям   —   прекращение боевых действий и вывод российских войск из Чечни, ведение переговоров с Дудаевым при посредничестве представителей ООН в обмен на освобождение заложников. В   этих   условиях   власти   решили   пойти   на   штурм   здания   больницы.   Из­за   утечки информации террористы успели подготовиться к отражению штурма, продолжавшегося четыре   часа;   в   итоге   спецназ   отбил   все   корпуса   (кроме   главного),   освободив   95 заложников. Потери спецназа составили три человека убитыми. В этот же день была предпринята неудачная вторая попытка штурма. После провала силовых действий по освобождению   заложников,   начались   переговоры   между   тогдашним   председателем правительства   РФ   Виктором   Черномырдиным   и   полевым   командиром   Шамилем Басаевым. Террористам были предоставлены автобусы, на которых они вместе со 120 заложниками прибыли в чеченское село Зандак, где заложники были отпущены.   Общие потери российской стороны, по официальным данным, составили 143 человека (из   которых   46   являлись   сотрудниками   силовых   структур)   и   415   раненных,   потери террористов — 19 убитыми и 20 раненными.    С самого начала чеченской кампании российские спецслужбы неоднократно пытались ликвидировать Джохара Дудаева. Попытки подослать убийц заканчивались неудачно. Удалось   выяснить,   что   Дудаев   часто   разговаривает   по   спутниковому   телефону.   21 апреля   1996   года   российский   самолёт   ДРЛО   А­50,   на   котором   было   установлено оборудование для пеленга сигнала спутникового телефона, получил приказ на взлёт. Одновременно с этим в район села Гехи­Чу выехал кортеж Дудаева. Развернув свой телефон, Дудаев связался с Константином Боровым. В этот момент сигнал с телефона был перехвачен, и два штурмовика Су­25 поднялись в воздух. Когда самолёты достигли цели, по кортежу было выпущено две ракеты, одна из которых попала прямо в цель. Дудаев   был   убит,   но   это   не   изменило   ситуацию,   в   августе   1996   отряды   боевиков, спустившихся   с   гор,   перешли   в   наступление   и   отбили   у   федеральных   войск   город Грозный.  В Росси росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». Военные действия продолжались до лета 1996 г., когда удалось достичь перемирия. 27 мая 1996 г. была достигнута договорённость о прекращении военных действий. 31 августа 1996 г. в   Хасавюрте   (Дагестан)   представитель   руководства   России   секретарь   Совета безопасности РФ А.И. Лебедь и сепаратистов Аслан Масхадов, сменивший Д.Дудаева, подписали   совместное   заявление   («Хасавюртовские   соглашения»)   о   прекращении военных   действий,   выводе   федеральных   войск   из   Чечни.   Решение   вопроса   о политическом   статусе   Чечни   откладывалось   до   2001   г.   Так   завершилась   первая чеченская кампания. Новое   чеченское   руководство,   возглавленное   президентом   А.   Масхадовым, расценили договор как фактическое признание независимости Чечни. После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. Приложение 4 Задание: Прочитайте текст и назовите причины, цели сторон, основные события и результаты Второй чеченской войны. Вскоре   чеченские   сепаратисты   возобновили   террористические   акты   и форсировали   процесс   выхода   из   состава   РФ.   Чеченские   криминальные   структуры безнаказанно   делали   бизнес   на   массовых   похищениях   людей.  Регулярно   происходил захват заложников с целью выкупа – как официальных российских представителей, так и иностранных граждан работавших в Чечне, журналистов, сотрудников гуманитарных организаций,   религиозных   миссионеров   и   даже   людей,   приезжавших   на   похороны родственников. Бандиты наживались на хищениях нефти из нефтепроводов и нефтяных скважин,   производстве   и   контрабанде   наркотиков,   выпуске   и   распространении фальшивых денежных купюр, терактах и нападениях на соседние российские регионы. На территории Чечни были созданы лагеря для обучения боевиков — молодых людей из мусульманских   регионов   России.   Сюда   направлялись   из­за   рубежа   инструкторы   по минно­подрывному   делу   и   исламские   проповедники.   Руководство   Чечни   начало форсировать процесс выхода из состава России. Значительную   роль   в   жизни   Чечни   стали   играть   многочисленные   арабские наёмники.  Главной   их   целью   стала   дестабилизация   положения   в  соседних   с  Чечнёй российских   регионах   и   распространение   идей   сепаратизма   на   северокавказские республики (в первую очередь Дагестан, Карачаево­Черкесия, Кабардино­Балкария). В   ответ   на   это   2   августа   1999   г.   правительство   России   начало «контртеррористическую   операцию»   в   Чечне.   Началась   вторая   чеченская   война. Боевики   были   вытеснены   из   населённых   пунктов   в   горы,   откуда   стали   совершать вылазки,  в том числе и на территории соседних регионов.    Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. 23 сентября российские войска   начали   массированные   бомбардировки   Грозного.     8   сентября   1999   года произошел теракт. На первом этаже 9­этажного жилого дома № 19 по улице Гурьянова (юго­восток   Москвы)   произошел   взрыв.   Два   подъезда   дома   №   19   были   полностью уничтожены. По официальным данным, в результате взрыва погибли 100 человек, 690 человек получили ранения различной степени тяжести или пострадали в той или иной мере, получив моральную травму. Сломив   сопротивление   боевиков   силой   войск   армии   и   МВД,   Кремль   сделал ставку на «чеченизацию» конфликта и переманиванию на свою сторону части элиты и бывших боевиков. Так, во главе администрации Чечни в 2000 стал бывший сторонник сепаратистов,   главный   муфтий   Чечни   Ахмат   Кадыров.   В   2003   г.   была   принята конституция республики как субъекта РФ, на её основе были созданы новые органы власти, проведены выборы президента Чечни. Им стал Ахмад Кадыров. Боевики, напротив, сделали ставку на интернационализацию конфликта, вовлекая в свою борьбу вооруженные отряды нечеченского происхождения. К началу 2005, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу­аль­Валида и многих других полевых командиров,   интенсивность   диверсионно­террористической   деятельности   боевиков значительно снизилась, но не прекратилась.  В течение 2000­2004 гг. ситуация в Чечне оставалась   напряженной.   Чеченские   боевики,   используя   иностранную   помощь   и наёмников, продолжают политику террора, их деятельность вышла за пределы Кавказа. Только   в   2002   г.   они   взорвали   дом   правительства   в   Грозном,   произвели   взрыв   в Каспийске   в  рядах   мирной   демонстрации   по   случаю   Дня   Победы  9  мая,  в  октябре захватили 900 заложников в Театральном центре на ул. Дубровке в Москве во время показа   мюзикла   «Норд­ост».   Угрожая   взорвать   здание   этого   центра   с   помощью террористок­смертниц, они требовали вывести федеральные войска из Чечни. Впервые правительство   России   не   пошло   на   уступки.   26   октября   2002   г.   была   проведена спецоперация, в ходе которой почти все 40 террористов были уничтожены. Погибли и 130 заложников, пострадали ещё около 700. аа В День Победы 9 мая 2004 г. взрыв на стадионе в Грозном унёс жизнь президента Чеченской   республики   Ахмада   Кадырова.   Президентом   Чечни   был   избран   его   сын Рамзан Кадыров.   Террористический акт в Бесл не — захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение трёх дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных   естественных   надобностях.   На   третий   день   около   13:05   в   школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате которого произошло частичное обрушение   здания.   После   первых   взрывов   заложники   начали   выбегать   из   школы,   и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в первый день). Единственный пойманный   живым   террорист,   Нурпаши   Кулаев,   был   арестован   и   впоследствии приговорён к пожизненному заключению. В   итоге,   большинство   заложников   были   освобождены   в   ходе   штурма,   однако общий   счёт   потерь   в   результате   теракта   составил   более   330   человек   убитыми,   из которых 186 были дети, и свыше 800 человек ранеными. Ответственность за теракт в Беслане публично взял на себя Шамиль Басаев, 17 сентября 2004 года опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ­центр». После устранения 10 июля 2006 г. главного чеченского боевика Шамиля Басаева, убийств   двух   президентов   непризнанной   чеченской   республики   и   создания правительства во главе с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, Путину в целом удалось   локализовать   чеченский   конфликт   и   свести   участие   российской   армии   в военных действиях в Чечне к полицейским функциям. Несмотря на официальную отмену контртеррористической операции, обстановка в регионе спокойнее не стала. Боевые столкновения, теракты и полицейские операции активно происходят не только на территории Чечни, но и на территории Ингушетии, Дагестана,   Кабардино­Балкарии   и   Карачаево­Черкесии.   На   отдельных   территориях неоднократно временно вводился режим КТО. Приложение 5 Задание: Прочитайте текст, проанализируйте данные о потерях воюющих сторон. За время боевых действий с 1994 по весну 2001 г. федеральные силы потеряли свыше 6 тыс. человек убитыми и около 14 тыс. было ранено. За 5 лет и 10 месяцев (со 2­го августа 1999 по июнь 2005г.), по сведениям Комитета солдатских матерей, погибло и умерло от ран 25 тыс. федеральных солдат и офицеров (почти вдвое больше, чем за 10 лет советско­афганской войны). Ведение боевых действий на Северном Кавказе только к   февралю   2000   г.   обошлись   казне,   по   западным   подсчётам,   более   чем   в   170   млн. долларов. 2. Людские потери в Первой чеченской войне Первая чеченская война сопровождалась большими людскими жертвами среди военнослужащих федеральной группировки войск, активистов чеченских вооружённых формирований и мирных жителей республики. Наиболее кровопролитным был первый период   войны,   с   декабря   1994   по   июнь   1995   года,   причём   основная   часть   жертв приходится на штурм Грозного (январь­­февраль 1995). После июня 1995 года боевые действия носили спорадический характер. Они активизировались весной­­летом 1996 года   и   достигли   кульминации   во   время   нападения   чеченских   боевиков   на   Грозный, Аргун и Гудермес в августе. Как   и   в   случае   со   многими   другими   военными   конфликтами,   данные   обеих сторон о собственных потерях, потерях противника и жертвах среди мирного населения существенно   различаются,   причём   статистика   по   гибели   мирных   жителей   является очень приблизительной. Вследствие этих обстоятельств назвать более или менее точное число людских жертв в Первой чеченской войне не представляется возможным. 2.1 Потери федеральных сил Непосредственно   после   завершения   войны   в   штабе   Объединённой   группировки федеральных сил приводилась следующая статистика (13 октября 1996): ∙ погибших ­­ 4103  ∙ пленных/пропавших без вести/дезертиров ­­ 1231  ∙ раненых ­­ 19 794  Таким образом, безвозвратные потери ­  5334 человека. Уточнённые   данные   приведены   в   книге   «Россия   и   СССР   в   войнах   XX   века: Статистическое исследование», вышедшей в 2001 году: ∙ погибших ­­ 5042  ∙ пропавших без вести ­­ 510  ∙ раненых, контуженных, травмированных ­­ 16 098  В целом безвозвратные потери федеральных сил ­ 5552 человека, в том числе 3680   военнослужащих   Вооружённых   Сил   РФ   и   1872   человека   от   МВД   и   других ведомств.   При   этом   очень   низок   процент   небоевых   потерь:   за   всю   войну   погиб   в различных происшествиях и умер от болезней всего 191 человек, то есть около 4 % от общего числа погибших (в современных военных конфликтах небоевые потери обычно составляют 10­­20 % от общих). По данным Союза комитетов солдатских матерей, в 1994­­1996 годах в Чечне погибло около 14 тыс. военнослужащих. По   оценкам   источников   чеченских   боевиков,   потери   федеральных   сил   в   Первой чеченской войне составили до 80 тыс. человек убитыми. 2.2 Потери чеченских боевиков По данным федеральных сил, на 15 августа 1996 года в ходе боевых действий в Чечне   безвозвратные   потери   незаконных   вооружённых   формирований   (то   есть возможно, что не только убитыми, но и пленными) составляли 17 391 человека. Источники чеченских боевиков сообщают, что потери их формирований в ходе войны достигают 3800 человек погибшими. В то же время Аслан Масхадов в 2000 году упомянул о 2870 погибших боевиках в Первой чеченской войне. Авторы книги «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование» предпочли   использовать   данные   Центра   этнополитических   и   региональных исследований   (Мукомель   В.И.)   на   основе   которых   вывел   2500­­2700   погибших боевиков. 2.3 Потери мирного населения В  январе  1996  года  заместитель  секретаря  Совета  безопасности  РФ Владимир Рубанов   в   интервью   информационному   агентству   «Интерфакс»   заявил,   что   никакой официальной статистики жертв среди мирных жителей Чечни не существует, есть лишь оценка правозащитников ­­ 25­­30 тыс. погибших. В 1997 году, накануне подписания российско­чеченского   договора,   начальник   Отдела   демографической   статистики Госкомстата РФ Борис Бруй обратился в Международный Комитет Красного Креста за оценками   потерь   гражданского   населения   Чечни   (что   подтверждает   отсутствие официальной статистики по этому вопросу). МККК перенаправил его в правозащитный центр «Мемориал». Таким образом, обнародованные впоследствии данные Госкомстата о 30­­40 тыс. погибших мирных жителей в Первой чеченской войне основываются на информации российских правозащитников. В то же время некоторые ведомства, судя по всему, имели собственные оценки числа   погибших.   В   конце   1995   года   в   статье   И.   Ротаря   «Чечня:   давняя   смута»   со ссылкой на МВД РФ приводилась информация, что за год боевых действий погибло около   26   тыс.   человек,   из   них   2   тыс.   российских   военнослужащих   и   10­­15   тыс. боевиков, остальные ­­ мирные жители (то есть от 9 до 14 тыс.). К этому времени, по официальным данным, 120 тыс. жителей Грозного остались без крова. Чечню покинули 250 тыс. беженцев. Население Чечни с середины 1990­х гг. к февралю 2000­го сократилось примерно втрое ­ до 300­400 тыс. человек. Потери российских войск и боевиков в Чечне во второй войне а) По данным российских военных. В период с 2 августа 1999 года по 4 мая 2000 года на Северном Кавказе погибли 2213 военнослужащих Министерства обороны и МВД РФ, 6487 получили ранения. Из них на территории   Чечни   погибли   1933   человека,   ранены   5508.   Общие   потери   незаконных вооруженных формирований за этот же период оцениваются Генеральный штабом МО РФ в 13 500 человек (из них в Дагестане и в приграничной зоне ­­ более 2500, в ходе боев в равнинной части Чечни ­­ около 5000 боевиков, в горной и предгорной частях республики ­­ примерно 6000). б) По данным чеченских сепаратистов. Как   утверждает   штаб   вооруженных   сил   ЧРИ,   с   сентября   1999   года   погибли   1300 чеченских моджахедов, около 1500 получили ранения. Наибольшие потери пришлись на период с 5 марта по 15 апреля 2000 года ­­ 150 боевиков. Сообщается также о гибели в ходе войны от 20 000 до 40 000 мирных жителей. За 7,5 месяцев боев уничтожено 16 500 российских военнослужащих, около 500 единиц бронетехники (в том числе 20 танков Т­ 90), 65 вертолетов и 18 самолетов противника, утверждают чеченские пропагандисты. ИЗ ПИСЬМА Д.М. ДУДАЕВА ПРЕЗИДЕНТУ РФ Б.И. ЕЛЬЦИНУ ОТ 30 МАРТА 1993 Г. Приложение 6 Уважаемый господин Президент! Выражаю свое высокое почтение, желаю здоровья и благополучия Вам и Вашей семье, мира и процветания российскому народу. Обращаюсь к Вам от имени всего чеченского народа   по   вопросу,   имеющему   судьбоносное   значение   для   взаимоотношений   между нашими   государствами...   Обращаюсь   к   Вам   с   предложением   обсудить   вопрос   о признании   Российской   Феде­рацией   суверенной   Чеченской   Республики.   Разрешение данного вопроса сняло бы все препятствия на пути преодоления многих проблем во взаимоотношениях   наших   государств.   Российская   Федерация   приобретет   в   лице Чеченской Республики надежного партнера и гаранта политической стабильности на всем Кавказе. Уверен, что Вы как Президент Великой державы проявите присущую Вамполитическую мудрость   и   сделаете   все   возможное   для   решения   вопроса   о   признании   Российской Федерацией   Чеченской   Республики.   Наша   совесть   будет   чиста   и   перед   историей,   и перед будущими  поколениями, если мы сумеем наладить отношения между нашими народами,  обеспечим   равноправие   и   взаимовыгодное   сотрудничество   между   нашими государствами... Приложение 7 ИЗ   УКАЗА   ПРЕЗИДЕНТА   РФ   Б.   ЕЛЬЦИНА   «О   МЕРОПРИЯТИЯХ   ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 30 НОЯБРЯ 1994 Г. В   связи   с   продолжением   вооруженного   конфликта   с   Чеченской   Республикой, неподчинением требованиям о прекращении огня, сдаче оружия, роспуске вооруженных формирований,   освобождения   всех   захваченных   и   насильно   удерживаемых   граждан, гибелью   гражданского   населения   и   в   соответствии   со   статьей   88   Конституции Российской   Федерации,   законом   РСФСР   «О   чрезвычайном   положении»   и   Законом Российской Федерации «О безопасности» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Осуществить с б часов 00 минут 1 декабря 1994 г. мероприятия по восстановлению конституционной   законности   и   правопорядка   в   Чеченской   Республике   согласно предлагаемому плану. 2. Создать группу руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований,   введению   и   поддержанию   режима   чрезвычайного   положения   на территории Чеченской Республики... 3.   Предоставить   руководителю   Группы   Грачеву   П.С.   (министр   обороны   Российской Федерации. — А.К.) полномочия по координа­ции деятельности федеральных органов испол­нительной   власти   и   сил   обеспечения   безопас­ности   при   реализации   плана мероприятий   по   восстановлению   конституционной   законности   и   правопорядка   в Чеченской   Республике,   при­влечению   в   случае   необходимости   к   ответ­ственности должностных лиц, участвующих в данных мероприятиях, вплоть до отстранения их от выполнения служебных обязанностей... 4. Возложить на Группу следующие основные задачи: обеспечение   прекращения   вооруженных   столкновений,   разоружения   и   ликвидации вооруженных формирований на территории Чеченской Республики; организация   действий   по   освобождению   захваченных   и   насильно   удерживаемых граждан;   обеспечение при необходимости деятельности особых форм управления на территории Чеченской Республики; создание   условий   для   восстановления   законности   и   правопорядка   в   Чеченской Республике; организация переговоров по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики мирными средствами; разработка   предложений   по   организации   внешнеполитического   информационного обеспечения нормализации обстановки в Чеченской Республике, а также по оказанию срочной гуманитарной помощи населению. 5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ

Урок Проблемы Северного Кавказа по истории ОГСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018