Урок психологии 8-9 класс «Боремся с конфликтами»
Оценка 5

Урок психологии 8-9 класс «Боремся с конфликтами»

Оценка 5
Подготовка к тестированию +2
docx
воспитательная работа +1
8 кл—9 кл
15.04.2018
Урок психологии 8-9 класс «Боремся с конфликтами»
Цели занятия: определение понятия конфликт, развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения, анализ собственного поведения в конфликтной ситуации.Наш урок посвящен проблеме конфликтов. В качестве эпиграфа к нашему занятию я бы хотела использовать слова Генри Тэйлора: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Как вы думаете, что значит понятие конфликт? (Выслушиваются ответы детей.) Как видите, каждый понимает конфликт по-разному. Одно из определений понятия конфликт означает следующее.психология
психология.docx

План

1.     Приветствие

2.     Теоретическая часть

3.     Практическая часть

4.     Заключение, подведение итогов занятия

5.     Домашнее задание

Цели занятия:

  • определение понятия конфликт,
  • развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения,
  • анализ собственного поведения в конфликтной ситуации.



  • 1. Упражнение “Приветствие”. Цель упражнения: создание доброжелательной атмосферы, настрой на плодотворную работу. Участники тренингового занятия передают друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу тебе подарить…”.
  • Время проведения упражнения – 5 минут.
  • 3. Теоретическая часть.
  • Наш урок посвящен проблеме конфликтов. В качестве эпиграфа к нашему занятию я бы хотела использовать слова Генри Тэйлора: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”.
  • Как вы думаете, что значит понятие конфликт? (Выслушиваются ответы детей.) Как видите, каждый понимает конфликт по-разному. Одно из определений понятия конфликт означает следующее.
  • Конфликт – это столкновение интересов, планов, действий разных людей; потребностей одного человека. [1]
  • Скажите, пожалуйста, зачем нужны конфликты? (Выслушиваются ответы детей.)
  • Да, действительно, в конфликте часто мы находит новые, нестандартные способы решения проблемы. Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами.
  • Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:
  • Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
  • Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
  • Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.
  • Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.
  • Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. [2]

4. Анкетирование.

Бланк для ответов.

А

В

С

D

E

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

Всего

 

Всего

 

Всего

 

Всего

 

Всего

 

Инструкция:. Сейчас я вам зачитаю 20 утверждений. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру 3, если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – 2, если редко или никогда – 1.

Когда конфликт в классе, я:

1.     Я прошу ребят остановиться

2.     Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно.

3.     Помогаю ребятам понять друг друга.

4.     Пытаюсь растащить ребят.

5.     Пусть конфликт разрешится сам собой.

6.     Нахожу “зачинщика”.

7.     Ищу причину, из-за которой возник конфликт.

8.     Ищу компромиссное решение.

9.     Обращаю все в шутку.

10.  Говорю: не делайте “шума из ничего”.

11.  Заставляю прекратить и извиниться.

12.  Вдохновляю на поиск другого решения.

13.  Помогаю им решить, от чего стоит отказаться.

14.  Стараюсь переключить внимание.

15.  Не мешаю “сражаться”, пока кто-нибудь не победит.

16.  Ссылаюсь на правила поведения.

17.  Предлагаю несколько вариантов решения на выбор.

18.  Помогаю всем почувствовать себя комфортнее.

19.  Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом.

20.  Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

А теперь подсчитайте сумму балов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

А – трезвый подход – вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что можно, а что нельзя.

В – проблемно-разрешающий подход – вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.

С – компромиссный подход – вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что “немножко” лучше, чем “ничего”.

D – затушевывающий (сглаживающий) подход – вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимание.

E – игнорирование – вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.

Заключение. Итак, мы с вами проделали сегодня очень большую работу. Мы узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна. Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, так как только в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами, за счет чего идет процесс развития. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет.

При помощи анкеты мы узнали, какими способами решения конфликта вы чаще всего пользуетесь в обычной жизни.

А сейчас я хочу предложить всем вместе сделать оригами щенка. Щенки, как правило, очень добрые и забавные. Мне бы хотелось, чтобы этот щенок оберегал вас от возможных неприятностей и конфликтных ситуаций.

5. Упражнение “Оригами “Щенок-оберег”

В качестве завершения предыдущей работы предлагается всем сделать себе оберег – фигурку из бумаги, которая будет всегда рядом с ребенком и будет помогать ему и оберегать его во всех делах и ситуациях. В виде символа предлагается фигурка собаки, как наиболее употребительный вариант стража.















Домашнее задание. “Письма... к себе”

Различные стрессы, обиды, навязчивые ненужные воспоминания и мысли – все это можно снять с помощью писем к себе. И вашим домашним заданием будет попытаться написать письмо к себе.

Для этого нужно взять пять страниц. Лучше всего, если они будут цветными: белая, желтая, зеленая, синяя и коричневая. Или же возьмите карандаши таких же цветов и пишите ими.

Действуйте так:

- На “белой” странице вы описываете стрессовую ситуацию ФОРМАЛЬНО, как следователь в протоколе: “Такого-то числа произошло то-то и то-то...”

- На “коричневой” начинаете бурно выражать все НЕГАТИВНЫЕ эмоции по поводу того, что вы описали раньше. Здесь вы выступаете в роли пессимиста-нытика.

- На “желтой” странице ваша роль – оптимист в состоянии эйфории. Вы излагаете все ПОЗИТИВНЫЕ эмоции.

- “Зеленая” страница – это поле для ТВОРЧЕСТВА, где ваша роль – “художник” или “писатель”. Вы можете посвятить стихотворение этой ситуации или написать короткий рассказ. Можно даже что-то нарисовать. В общем, творчески переосмыслите свою проблему.

- На “синем” листке вы играете в “мудреца”: делаете точные и серьезные ВЫВОДЫ и даете советы сами себе.

Вот этот синий листок и есть решение ваших проблем. Все остальные помогли вам взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. И теперь вы можете принять наиболее верное решение.

Письмо не должно быть для вас тяжелой повинностью. Пишите от души, иначе никакого терапевтического эффекта не будет.


План 1. Приветствие 2

План 1. Приветствие 2

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров

Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

Для этого нужно взять пять страниц

Для этого нужно взять пять страниц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.