Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Оценка 5

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Оценка 5
Конкурсы
docx
биология
10 кл
06.02.2018
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок проводится в виде игры между двумя командами, целью которого является проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять их на практике по теме «Клетка». Команда, быстрее добравшаяся до ядра клетки, становится победителем. Задачи: Образовательная – научить использовать полученные знания при выполнении заданий. Воспитательная – воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умению работать в коллективе и индивидуально. Развивающая – продолжить формировать умения сравнивать и сопоставлять, анализировать полученные результаты, делать выводы; способствовать развитию речи, умению лаконично излагать свои мысли.
Урок Путешествие в растительную клетку.docx
Урок­путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс) Петрова  Ю.И. МБОУ «Шоркасинская СОШ» Канашского района e­mail:petrova.ij@yandex.ru Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. Цель урока: проверка уровня усвоения теоретических знаний и  умения применять их на практике по теме «Клетка». Задачи  Образовательная – научить использовать полученные знания при  выполнении заданий.  Воспитательная – воспитание у учащихся интереса к предмету,  доброжелательности, умению работать в коллективе и  индивидуально.  Развивающая – продолжить формировать умения сравнивать и  сопоставлять, анализировать полученные результаты, делать выводы;  способствовать развитию речи, умению лаконично излагать свои  мысли.  Оборудование: магнитная доска, компьютерная презентация,  жетоны–хромосомы, сигнальные карточки, растительная клетка с  нарисованными в ней этапами. Формы работы: групповая работа Ход урока: 1 Орг момент. Класс заранее делится на 2 команды. Капитан  отвечает за работу своей команды. На столах у каждого лежат  сигнальные карточки (красные и зеленые), с помощью которых  учащиеся показывают свою готовность к ответу. За каждый  правильный ответ команда получает баллы (хромосому). В конце  урока по подсчетам хромосом определяют победителя. Учитель: В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был  великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень  интересным и важным делом – исследованием. Для этого он  придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть:  из чего построены маленькие организмы – микроскоп. Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр.  Там он увидел много – много шариков.  ­Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).  Роберт   увеличил   изображение,  чтобы   рассмотреть   из   каких   частей состоит растительная клетка.  Ребята, сегодня я предлагаю вам стать  Р.Гуком и  совершитьпутешествие в самую маленькую ячейку жизни, в  удивительную страну, которую можно увидеть только под  микроскопом, в страну ­ под названием «Растительная клетка».  Дорога в эту страну трудная.  Ваша задача – пройти все испытания и попасть в ядро,при этом вам  необходимо набрать наибольшее количество хромосом.Вы должны  показать свои знания, эрудицию и сплоченность, вы должны быть  внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. 2.Начало игры.1). Проникновение в растительную клетку.  Перед вами растительная клетка. Чтобы проникнуть внутрь клетки,  необходимо преодолеть оболочку ­растительную мембрану.  Она  зорко охраняет свою страну и пропускает только тех, кто знает ответ  на вопрос. Команды о готовности своего ответа оповещают  поднятием сигнальных карточек, отвечая на вопросы другой команды могут заработать дополнительные баллы. Вопрос на 3 балла:1. Назовите 5 функций мембраны. (Ответ: отделяет от внешней среды, защищает содержимое клетки, поддерживает  форму, избирательная проницаемость, связь клеток между собой.)  Вопрос на 2 б.: Из каких веществ состоит плазматическая мембрана?  (два слоя липидов и погруженные в них белки) Вопрос на 1 балл: Плазматическая мембрана не участвует в  процессах1)обмена веществ 2) транспорта веществ 3) синтеза АТФ   4)взаимодействия клеток. Теперь мы спокойно можем пройти через мембрану. 2).Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки – гиалоплазму.Если вы правильно ответите на вопросы, то увидите короткую дорогу к ядру – через крупную вакуоль. Задание: Из списка органоидов выбрать те, которые есть только в  растительной клетке.  Органоиды: лизосомы, ЭПС, центриоли, ядро, аппарат Гольджи,  митохондрии, реснички, цитоплазматическая мембрана, хлоропласты, клеточная стенка, крупная вакуоль.(Ответ: клеточная стенка,  вакуоли, хлоропласты) 3).Вы попали в вакуоль.Вы находитесь в центральной вакуоли  растительной клетки. Чтобы добраться до ядра, нам надо попасть  в  один из пластидов, но наш органоид забыл название пластида, в  которую нам нужно попасть. Он вспомнит, если вы правильно  выполните задание. Задание: Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках – + – + – = –    (лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты) Правильный ответ: лейкопласт + хромопласт + хлоропласты== пластиды. Вакуоль вспомнил название пластида – это хлоропласт. (За  правильный ответ получаете 2 хромосомы. Если команда допустил  ошибку, не смогли подсказать, то учащиеся остались в вакуоли и  мембрана вакуоли требует за проход ответить на вопрос: 1) Какова   роль центральной вакуоли растительной клетки? (Содержит запас  питательных веществ, обеспечивает тургорное давление, придает  объём клетки). 4).Вы подошли к хлоропласту. Этот органоид нас пропустит только  в том случае, если мы ответим правильно на 2 вопроса        1.Задание: Установите соответствие между названием органоида  и его особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца  подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры  правильных ответов. Особенности органоида А)осуществляет фотосинтез Б) не имеет мембраны В) осуществляет синтез белка Г) отсутствует в животных клетках Д) имеет собственную ДНК Е) связывается с иРНК Название органоида 1)хлоропласт 2) рибосома Ответ:  А Б В Г Д Е     2.Проблемно ­ практическая задача: ( 3мин.) Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом  приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли  открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены,  когда приехали с отпуска домой? (Ответ: без солнца не было  фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия  питательных органических веществ). 5). Наконец­то мы попали в органоид, которая бывает 2 видов:  гладкая и шероховатая. Правильно! Вы попали в ЭПС.  Гостеприимная ЭПС согласилась помочь вам приблизиться к цели.  Пока вы плывете по ее каналам, она предлагает вам выполнить  задание. Вам необходимо распределить органоиды по трем колонкам.  Учащиеся сначала заполняют в группах, потом каждый из участников  по одному подбегают к доске и приклеивают органоиды в таблицу.  (Физкультминутка) Органоиды Ядро ЭПС Митохондрия Комплекс  Гольджи Рибосомы Лизосомы Пластиды Клеточный  центр Одномембранные Двумембранные Немембранные За правильно выполненное задание получают 8 хромосом.  6). Вы достигли до органоида, которая состоит из системы плоских  пузырьков и цистерн. Узнали название органоида, получили 1  хромосому. Где вы оказались?(Аппарат Гольджи). Ребята, вы угодили в эпицентр пищеварительных ферментов и подвергаетесь большой  опасности, быть переваренными. Вас могут спасти блиц­ответы на  вопросы и задания «3 ответа из 6», за которые можно получить  5  дополнительных баллов(хромосомы). 1. Органоид ограниченный от цитоплазмы одной мембраной,  содержащий множество ферментов: а. митохондрии;   б. аппарат Гольджи;      в.рибосома; г. лизосома. 2.. Лизосомы в клетке образуются в:  а. эндоплазматической сети;   б. митохондриях;   в. клеточном центре;  • комплексеГольджи. 3. Как называется процесс саморазрушения клетки? (автолиз) 4. Какие из перечисленных функций выполняют в клетке лизосомы: а) участвуют в синтезе белков; б) расщепляют частицы, захваченные клеткой; в) синтезируют молекулы РНК; г) расщепляют устаревшие органоиды клетки; д) разрушают некоторые клетки в процессе индивидуального развития организма; е) накапливают белки, углеводы и липиды.Ответ: БГД 7).Убегая от аппарата Гольджи вы приплыли к  двумембранномуорганоиду и попали в лабиринт из крист. Что это за  органоид? (митохондрия).(1хромосома)Митохондрия вам предлагает  следующее задание(6 хромосом) Установите соответствие между названием органоида и его  особенностями.  Особенности органоида А) осуществляет синтез АТФ Б) образует лизосомы В) осуществляет накопление белков, их  сортировку и подготовку к выделению  из клетки Г) имеет собственный аппарат для  Название органоида 1) митохондрия 2) аппарат Гольджи Ответ: 122112.  Установите соответствие между названием органоида и его  особенностями. Органоиды 1) Митохондрии 2) Вакуоль синтеза белка Д) имеетдвойную мембрану Е) имеет простую мембрану Особенностистроения А)Имеет две мембраны Б)Имеет одну мембрану В)Содержит клеточный сок Г)Внутренняя мембрана образует выросты - кристы Д)Содержит ферменты, участвующие в окислении органических веществ Е)Содержит пигменты Ответ:122112 8). Вы почти в ядре, но ядерная мембрана не пропускает к себе. Мы  должны  доказать,что очень хорошо знаем  строение клетки. Игра «Цепочка». Предполагаемые ответы Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом,  которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он  читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ,  читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не  закончатся все карточки.  Предложенные вопросы для игры  «Цепочка» 1.Назовите основные части клетки… 2.Что примыкает у растительных клеток с  внешней стороны мембраны… 3.Как называются части клеток,  расположенные в цитоплазме… 4.Этот органоид клетки содержит  клеточный сок, с растворёнными в нем  питательными веществами… 5.Органоиды растительной клетки, которые содержат хлорофилл… 6.Какую функцию выполняют  хлоропласты… Хлоропласты. Ядро, цитоплазма, ядро. Клеточная оболочка, она состоит из  целлюлозы. Органоиды. Вакуоль. Участвуют в образовании  органических веществ в процессе  фотосинтеза. 5. Игра «Клетка» по презентации MicrosoftPowerPoint по типу «Своя  игра» А)Строение и функции клеток Б) «Узнай меня» Учитель: Молодцы, вы попали в ядро! 1. Назовите его части? (ядерная оболочка, кариоплазма, хромосомы,  ядрышко). 2.Какие процессы выполняет ядро в клетке? ((Несет наследственную  информацию, участвует в деление клетки, контролирует процессы  жизнедеятельности.) 3.Выберите три правильных ответа из шести. Ядро 1) имеется у эукариот 2) содержит хромосомный набор клетки 3) осуществляет избирательный транспорт веществ 4)расположено в аппарате Гольджи 5) осуществляет синтез белка 6) управляет работой клетки. Ответ: 126 Учитель: Итак, вы добрались доцели! Теперь необходимо подвести  итоги нашей работы: подсчитать количество набранных вами  хромосом.  3 этап – Подведение работы на уроке. Обобщение учителя: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали и если у кого-то не получилось, не стоит огорчаться. Кто знает, может быть, через 20-30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена. Ученым, чтоб решить секрет Всех клеточных проблем. Еще на много сотен лет Работы хватит всем! Группы, которые набрали наибольшее количество хромосом,  оцениваются на «4» и «5», а из проигравшей команды «5» получают  самые активные участники, которых выберет команда. Рефлексия:А по возвращению домой все путешественники всегда  делятся своими впечатлениями от увиденного. И я вам предлагаю  поделиться тем, что вы узнали в нашей экскурсии. Для этого  допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню. Сегодня я узнал… Чем мне понравился урок? Как я оцениваю свою работу на уроке? Использованная литература: 1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие  закономерности.­Москва:Школа­Пресс,1996. 2. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология.  10—11 классы:

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)

Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018