Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Оценка 5
Конкурсы
docx
биология
10 кл
06.02.2018
Урок проводится в виде игры между двумя командами, целью которого является проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять их на практике по теме «Клетка». Команда, быстрее добравшаяся до ядра клетки, становится победителем.
Задачи:
Образовательная – научить использовать полученные знания при выполнении заданий.
Воспитательная – воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умению работать в коллективе и индивидуально.
Развивающая – продолжить формировать умения сравнивать и сопоставлять, анализировать полученные результаты, делать выводы; способствовать развитию речи, умению лаконично излагать свои мысли.
Урок Путешествие в растительную клетку.docx
Урокпутешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс)
Петрова Ю.И. МБОУ «Шоркасинская СОШ» Канашского района
email:petrova.ij@yandex.ru
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Цель урока: проверка уровня усвоения теоретических знаний и
умения применять их на практике по теме «Клетка».
Задачи
Образовательная – научить использовать полученные знания при
выполнении заданий.
Воспитательная – воспитание у учащихся интереса к предмету,
доброжелательности, умению работать в коллективе и
индивидуально.
Развивающая – продолжить формировать умения сравнивать и
сопоставлять, анализировать полученные результаты, делать выводы;
способствовать развитию речи, умению лаконично излагать свои
мысли.
Оборудование: магнитная доска, компьютерная презентация,
жетоны–хромосомы, сигнальные карточки, растительная клетка с
нарисованными в ней этапами.
Формы работы: групповая работа
Ход урока:
1 Орг момент. Класс заранее делится на 2 команды. Капитан
отвечает за работу своей команды. На столах у каждого лежат
сигнальные карточки (красные и зеленые), с помощью которых
учащиеся показывают свою готовность к ответу. За каждый
правильный ответ команда получает баллы (хромосому). В конце
урока по подсчетам хромосом определяют победителя.
Учитель: В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был
великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень
интересным и важным делом – исследованием. Для этого он
придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть:
из чего построены маленькие организмы – микроскоп.
Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом
рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр.
Там он увидел много – много шариков.
Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).
Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей
состоит растительная клетка.
Ребята, сегодня я предлагаю вам стать Р.Гуком и
совершитьпутешествие в самую маленькую ячейку жизни, в
удивительную страну, которую можно увидеть только под
микроскопом, в страну под названием «Растительная клетка».
Дорога в эту страну трудная.
Ваша задача – пройти все испытания и попасть в ядро,при этом вам
необходимо набрать наибольшее количество хромосом.Вы должны
показать свои знания, эрудицию и сплоченность, вы должны быть
внимательны к ответам товарищей по команде и соперников.
2.Начало игры.1). Проникновение в растительную клетку.
Перед вами растительная клетка. Чтобы проникнуть внутрь клетки,
необходимо преодолеть оболочку растительную мембрану. Она
зорко охраняет свою страну и пропускает только тех, кто знает ответ
на вопрос. Команды о готовности своего ответа оповещают
поднятием сигнальных карточек, отвечая на вопросы другой команды
могут заработать дополнительные баллы.
Вопрос на 3 балла:1. Назовите 5 функций мембраны. (Ответ: отделяет
от внешней среды, защищает содержимое клетки, поддерживает
форму, избирательная проницаемость, связь клеток между собой.)
Вопрос на 2 б.: Из каких веществ состоит плазматическая мембрана?
(два слоя липидов и погруженные в них белки)
Вопрос на 1 балл: Плазматическая мембрана не участвует в
процессах1)обмена веществ
2) транспорта веществ 3) синтеза АТФ 4)взаимодействия клеток.
Теперь мы спокойно можем пройти через мембрану.
2).Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки –
гиалоплазму.Если вы правильно ответите на вопросы, то увидите короткую дорогу к ядру – через крупную вакуоль.
Задание: Из списка органоидов выбрать те, которые есть только в
растительной клетке.
Органоиды: лизосомы, ЭПС, центриоли, ядро, аппарат Гольджи,
митохондрии, реснички, цитоплазматическая мембрана, хлоропласты,
клеточная стенка, крупная вакуоль.(Ответ: клеточная стенка,
вакуоли, хлоропласты)
3).Вы попали в вакуоль.Вы находитесь в центральной вакуоли
растительной клетки. Чтобы добраться до ядра, нам надо попасть в
один из пластидов, но наш органоид забыл название пластида, в
которую нам нужно попасть. Он вспомнит, если вы правильно
выполните задание.
Задание: Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках
– + – + – = – (лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты)
Правильный ответ: лейкопласт + хромопласт + хлоропласты==
пластиды.
Вакуоль вспомнил название пластида – это хлоропласт. (За
правильный ответ получаете 2 хромосомы. Если команда допустил
ошибку, не смогли подсказать, то учащиеся остались в вакуоли и
мембрана вакуоли требует за проход ответить на вопрос: 1) Какова
роль центральной вакуоли растительной клетки? (Содержит запас
питательных веществ, обеспечивает тургорное давление, придает
объём клетки). 4).Вы подошли к хлоропласту. Этот органоид нас пропустит только
в том случае, если мы ответим правильно на 2 вопроса
1.Задание: Установите соответствие между названием органоида
и его особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца
подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры
правильных ответов.
Особенности органоида
А)осуществляет фотосинтез
Б) не имеет мембраны
В) осуществляет синтез белка
Г) отсутствует в животных клетках
Д) имеет собственную ДНК
Е) связывается с иРНК
Название органоида
1)хлоропласт
2) рибосома
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
2.Проблемно практическая задача: ( 3мин.)
Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом
приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли
открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены,
когда приехали с отпуска домой? (Ответ: без солнца не было
фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия
питательных органических веществ).
5). Наконецто мы попали в органоид, которая бывает 2 видов:
гладкая и шероховатая. Правильно! Вы попали в ЭПС.
Гостеприимная ЭПС согласилась помочь вам приблизиться к цели.
Пока вы плывете по ее каналам, она предлагает вам выполнить
задание. Вам необходимо распределить органоиды по трем колонкам.
Учащиеся сначала заполняют в группах, потом каждый из участников
по одному подбегают к доске и приклеивают органоиды в таблицу.
(Физкультминутка)
Органоиды
Ядро
ЭПС
Митохондрия
Комплекс
Гольджи
Рибосомы
Лизосомы
Пластиды
Клеточный
центр
Одномембранные
Двумембранные
Немембранные За правильно выполненное задание получают 8 хромосом.
6). Вы достигли до органоида, которая состоит из системы плоских
пузырьков и цистерн. Узнали название органоида, получили 1
хромосому. Где вы оказались?(Аппарат Гольджи). Ребята, вы угодили
в эпицентр пищеварительных ферментов и подвергаетесь большой
опасности, быть переваренными. Вас могут спасти блицответы на
вопросы и задания «3 ответа из 6», за которые можно получить 5
дополнительных баллов(хромосомы).
1. Органоид ограниченный от цитоплазмы одной мембраной,
содержащий множество ферментов:
а. митохондрии; б. аппарат Гольджи; в.рибосома; г. лизосома.
2.. Лизосомы в клетке образуются в:
а. эндоплазматической сети;
б. митохондриях;
в. клеточном центре;
•
комплексеГольджи.
3. Как называется процесс саморазрушения клетки?
(автолиз)
4. Какие из перечисленных функций выполняют в
клетке лизосомы:
а) участвуют в синтезе белков;
б) расщепляют частицы, захваченные клеткой;
в) синтезируют молекулы РНК;
г) расщепляют устаревшие органоиды клетки;
д) разрушают некоторые клетки в процессе
индивидуального развития организма;
е) накапливают белки, углеводы и липиды.Ответ: БГД
7).Убегая от аппарата Гольджи вы приплыли к
двумембранномуорганоиду и попали в лабиринт из крист. Что это за
органоид? (митохондрия).(1хромосома)Митохондрия вам предлагает
следующее задание(6 хромосом)
Установите соответствие между названием органоида и его
особенностями.
Особенности органоида
А) осуществляет синтез АТФ
Б) образует лизосомы
В) осуществляет накопление белков, их
сортировку и подготовку к выделению
из клетки
Г) имеет собственный аппарат для
Название органоида
1) митохондрия
2) аппарат Гольджи Ответ: 122112.
Установите соответствие между названием органоида и его
особенностями.
Органоиды
1) Митохондрии
2) Вакуоль
синтеза белка
Д) имеетдвойную мембрану
Е) имеет простую мембрану
Особенностистроения
А)Имеет две мембраны
Б)Имеет одну мембрану
В)Содержит клеточный сок
Г)Внутренняя мембрана
образует выросты - кристы
Д)Содержит ферменты,
участвующие в окислении
органических веществ
Е)Содержит пигменты
Ответ:122112
8). Вы почти в ядре, но ядерная мембрана не пропускает к себе. Мы
должны доказать,что очень хорошо знаем строение клетки.
Игра «Цепочка».
Предполагаемые ответы
Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом,
которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он
читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ,
читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не
закончатся все карточки.
Предложенные вопросы для игры
«Цепочка»
1.Назовите основные части клетки…
2.Что примыкает у растительных клеток с
внешней стороны мембраны…
3.Как называются части клеток,
расположенные в цитоплазме…
4.Этот органоид клетки содержит
клеточный сок, с растворёнными в нем
питательными веществами…
5.Органоиды растительной клетки, которые
содержат хлорофилл…
6.Какую функцию выполняют
хлоропласты…
Хлоропласты.
Ядро, цитоплазма, ядро.
Клеточная оболочка, она состоит из
целлюлозы.
Органоиды.
Вакуоль.
Участвуют в образовании
органических веществ в процессе
фотосинтеза.
5. Игра «Клетка» по презентации MicrosoftPowerPoint по типу «Своя
игра» А)Строение и функции клеток
Б) «Узнай меня»
Учитель: Молодцы, вы попали в ядро!
1. Назовите его части? (ядерная оболочка, кариоплазма, хромосомы,
ядрышко).
2.Какие процессы выполняет ядро в клетке? ((Несет наследственную
информацию, участвует в деление клетки, контролирует процессы
жизнедеятельности.)
3.Выберите три правильных ответа из шести. Ядро
1) имеется у эукариот
2) содержит хромосомный набор клетки
3) осуществляет избирательный транспорт веществ
4)расположено в аппарате Гольджи
5) осуществляет синтез белка
6) управляет работой клетки. Ответ: 126
Учитель: Итак, вы добрались доцели! Теперь необходимо подвести
итоги нашей работы: подсчитать количество набранных вами
хромосом.
3 этап – Подведение работы на уроке.
Обобщение учителя: Вот и заканчивается путешествие
в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который
присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо
поработали и если у кого-то не получилось, не стоит
огорчаться. Кто знает, может быть, через 20-30 лет в
учебники будут вписаны и ваши имена.
Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем.
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем!
Группы, которые набрали наибольшее количество хромосом,
оцениваются на «4» и «5», а из проигравшей команды «5» получают
самые активные участники, которых выберет команда.
Рефлексия:А по возвращению домой все путешественники всегда
делятся своими впечатлениями от увиденного. И я вам предлагаю
поделиться тем, что вы узнали в нашей экскурсии. Для этого
допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я узнал… Чем мне понравился урок?
Как я оцениваю свою работу на уроке?
Использованная литература:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие
закономерности.Москва:ШколаПресс,1996.
2. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология.
10—11 классы:
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Урок-путешествие по стране «Растительная клетка» (10 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.