Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе
Оценка 4.8

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
религиоведение
4 кл
31.03.2019
Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе
Цели : 1. Дать понятие религии и веры. 2. Учить детей уважительному отношению к людям разных религиозных культур и вероисповеданий. Идея урока :"Пусть свободно существуют все веры, пусть они процветают! Пусть имя Бога прославляется на разных языках и в разных мелодиях! Это было бы идеальным. Уважайте различия в вере и признавайте все веры до тех пор, пока они не уничтожат пламя единства!" Мы не обязаны исповедоваться всем религиям, но знать – обязан каждый.
« Религия и вера».docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 30  ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА  ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ ФИО: Петрайтис Ольга Изасовна Специальность : учитель начальных классов первой категории,   учитель ОРКСЭ Номинация  :  «Лучший   урок   (занятие)   по   основам   православной   культуры (основам   духовно­нравственной   культуры   народов   России)   для общеобразовательного учреждения» Идея урока :"Пусть свободно существуют все веры, пусть они процветают!  Пусть имя Бога прославляется на разных языках и в разных мелодиях! Это  было бы идеальным. Уважайте различия в вере и признавайте все веры до тех  пор, пока они не уничтожат пламя единства!"  Мы не обязаны исповедоваться всем религиям, но знать – обязан каждый. Тема урока :  « Религия и вера», № в тематическом планировании ­34  Цели :  1. Дать понятие религии и веры.  2. Учить детей уважительному отношению к людям разных   религиозных культур и вероисповеданий. Обучающие:  узнать,   чем   связаны   вера   и   религия;   формировать   обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.   у Развивающие:  развивать   речь,   логическое   и   ассоциативное   мышление обучающихся,     способствовать   развитию   коммуникативных   способностей, выполнять творческие задания. Воспитывающие: воспитание нравственности, толерантности и уважительное отношение   к     разным     религиозным   культурам,   коллективизма,   умения   воспитание   культуры   речи; выслушивать   мнение   одноклассников, эстетическое воспитание. Тип урока:  закрепление  знаний, защита проектов. Предварительная подготовка : приглашены учащиеся 3­х классов , которые  в следующем году будут  изучают курс ОРКСЭ; учащиеся 4­х  классов,  разделённые на группы ,  при содействии родителей  подготовились к проекту  « Религия  Вера», руководствуясь за ранее спланированным планом: 1. Сообщение о  Религии ( Христианство, Ислам, Буддизм, Католицизм,  Иудаизм.); 2. Костюм; 3. Обрядность; 4. Национальное блюдо. Дети сами готовят плакаты и наглядный материал для защиты представленной религии. Формы   и   виды   деятельности:  рассказ   учителя,   самостоятельная   работа детей   с  источниками  информации   на  бумажном   и  электронном  носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа по карточкам, работа в командах. Основные   термины   и   понятия:  вероисповедание,   религия,  христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Оборудование урока: карточки, картинки по теме урока «Религия и Вера»,  мультимедийное сопровождение. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  коллективная , работа в группах, индивидуальная работа. План урока с хронометражем: 1.Мотивация учебной деятельности ­ 1 мин. 2.Актуализация знаний ­ 3 мин 3. Постановка цели и задач урока ­ 1 мин 4. Первичное усвоение новых знаний­ 5 мин 5. Организация познавательной деятельности ­ 20 мин 6. Первичное закрепление ­ 5 минут 7. Работа по теме урока ­ 7 минут 8. Рефлексия ­ 2 минут 9. Домашнее задание ­ 1 минута Ход урока I. Мотивация учебной деятельности.     Психологический настрой. Учитель:­"Есть лишь одна религиозность ­ Религиозность любви.                      Есть лишь одна истина ­ истина радости, жизни и счастья.                     Вся эта планета земля едина, всё человечество ­ единое целое.                     Мы ­ частички друг друга".   Ошо  II   .Актуализация знаний Учитель: ­Во всех уголках мира люди находят смысл и цель в жизни, следуя  своим религиям. Высоко в покрытых вечными снегами Гималаях паломники,  годами собиравшие деньги, чтобы попасть сюда и совершить омовение в  ледяной воде, радуются, что дошли до истоков священной реки Ганг. В  истерзанном противоречиями Афганистане старики горды тем, что могут  наизусть прочитать Коран, священную книгу ислама. В северной Америке коренные народы используют традиционные методы целительства и духовные  традиции в лечении . И таких примеров можно приводить множество.  Учитель:­Какие религии исповедуются в России?  Ответы детей (ислам, буддизм, христианство, шаманизм). Учитель:  Какая религия является государственной?  Ответы детей (христианство). Учитель:­ Сплочение людей – люди, имеющие общий язык, культуру,  традиции являются приверженцами одной и той же религии. III   .Постановка цели и задач урока Учитель:­ Как вы думаете, что такое религия?  Ответы детей: (Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир.) 1.Рассказ –сравнение Учитель: ­ Сразу хочу заметить вот что. Я не подыскиваю себе подходящую  религию. Это князь Владимир выбирал между разными религиями для Руси и  выбрал православие. Выбрал бы что другое ­ были бы мы с вами не  православными, а кем­нибудь другим. Мусульманами, например. «Для меня все религии одинаковы. Точнее, имеют общие черты… В самом деле: 1. в любой религии присутствует Бог (один или не один – неважно, хотя в основных религиях он один; важен сам факт его существования); 2. Бог представляет собой сверхъестественное, всемогущее, всеведающее существо, которому поклоняются; 3. имеются силы добра и зла, противостоящие друг другу   и борющиеся друг с другом, либо силы созидания и разрушения (христианство – Бог и дьявол, ислам ­ Аллах и шайтан, буддизм – Вишну и Кришна); 4. в   основных   мировых   религиях   имеется   посланник   Бога   на   земле, несущий людям слово божье (Иисус, пророк Мухаммед, принц Будда и т.д.); 5. имеется книга, содержащая слово божье о мире, об истории и людях, ее творящих, о нравственных принципах жизни (Библия, Коран и т.д.).     И еще одна общая черта. Всегда здания, построенные для служения Богу, были   довольно   большими,   величественными,   возвышались   над   всеми остальными постройками. Будь то пирамиды древних инков, храмы древних греков, православные храмы, католические соборы, мусульманские мечети, буддийские   храмы   и   т.д.   И   это   понятно:   такое   величие   должно   было показывать величие Бога . Да, во всех религиях разные обряды и традиции. Да, молятся по­разному. Да, разным богам. Да, в книгах написано разное, и Бог представляется разным.    1­й ученик: "Существует только одна раса — раса Человечества. Существует только один язык — язык Сердца.  Существует только одна религия — религия Любви. Существует только Один Бог, и Он вездесущ!"  IV   .  Первичное усвоение новых знаний Учитель: ­Религия – вера в Бога не является культурой. Веру закладывает в наше сердце сам Бог. Но религиозные традиции, которые создаёт человек, чтобы   встретиться   с   Богом   становятся   частью   культуры.   Религиозные традиции часто принято называть просто религиями. ­А что такое вероисповедание? Ответы детей……. Учитель: Послушай притчу «Река» Читает  2­й ученик: В долине Кадиша, по которой катит свои воды могучая река, встретились  и разговорились два малых ручья. – Какой дорогой ты шел, мой друг, –  спросил один, – и труден ли был твой путь?  – Много пришлось мне претерпеть в пути, – отвечал второй. – Мельничное  колесо сломалось, умер хлебопашец, который всегда отводил воды из  моего русла, чтобы напоить поля. Я с трудом пролагал себе дорогу сквозь  ил и тину, скопившиеся благодаря тем, кто только и знал, что сиднем  сидеть и нежить свою праздность на солнце. А каков был твой путь, мой  собрат?  – Совсем иной, – сказал в ответ первый. – Я бежал по холмам среди  благоуханных цветов и стыдливых ив; мужчины и женщины черпали мою  воду серебряными чашами, а малые дети резвились в воде у моих берегов; и где бы я ни проходил, всюду слышался смех и радостные песни. Как жаль,  что тебе в пути не так посчастливилось!  В это время река возвысила голос и позвала их: – Идите же сюда, идите!  Мы поспешим к морю. Идите ко мне, идите! Не нужно больше слов.  Теперь мы будем вместе. Мы поспешим к морю. Идите же, идите! Со  мною вы забудете свои странствия, и печальные, и радостные. Идите же, идите ко мне! Все наши дороги забудутся, едва мы достигнем сердца  нашей матери – моря!  © Халиль Джебран. Учитель: ­Яркий след веры русского народа битва на Куликовском поле. Читает 3­й ученик : « И хотя победа на поле Куликовом еще не привела к  полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое  значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над  отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Эта победа восстановила в народе веру в свои силы. Она доказала также всем русским людям, что  единственным способом избавления от ненавистного владычества является  объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым  руководством.» Учитель:   ­Понятие   "Вера"   когда­то   было   равнозначно   понятию   "Знание". Доверится кому­то, отдаться на чью­то Веру ­ значило положиться на чьи­то Знания.  Верить   самому   ­  значило   Ведать   или   Знать.  Современное   понятие "вера"   имеет   особый   уникальный   смысл,   но   образ   знания   в   нем   все   же сохранился. Сегодня искренне верующий это тот, кто думает, что знает. Не знает, а именно думает, что знает, потому что когда знаешь, уже не веришь.   4­й   ученик  :   Пусть   свободно   существуют   все   веры,   пусть   они процветают! Пусть имя Бога прославляется на разных языках и в разных мелодиях!   Это   было   бы   идеальным.   Уважайте   различия   в   вере   и признавайте   все   веры   до   тех   пор,   пока   они   не   уничтожают   пламя единства!"  Учитель: ­Человек в своей жизни 2 опоры: религия и культура, вера и знания. Культура и религия – не случайные и внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества.  ­ Какие религиозные традиции в нашей стране вам известны? Ответы детей…. Учитель:  ­   Как   вы   думаете,   чем   отличаются   между   собой   разные религии? Ответы детей…. Учитель: ­ Какие мысли несет религия? Ответы детей….. V   .Организация познавательной деятельности   ­Большинство   граждан   нашей   страны   называют   себя Учитель: православными. ­ Что же такое православие? Ответы детей….. ­ Как вы думаете, какой смысл заключается в этом слове? Ответы детей….. ­   Давайте   попробуем   разобраться,   слово   предоставляется   каждой группе « Религия и вера» . 1.Работа в группах. Учащиеся   разделённые   в   мини   группы   защищают   свои   проекты   по плану: 1.Сообщение о  Религии ( Христианство, Ислам, Буддизм, Католицизм,  Иудаизм.)  Приложение №1; 2.Костюм; 3.Обрядность;. 4.Национальное блюдо; После каждого выступления детей о религии  звучит мелодия.  Приложение №2 Приложение№3(фотоотчёт) VI   .Первичное закрепление Учитель:­ Почему данные религии названы мировыми? Ответы детей… Учитель: ­Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? Ответы детей:  Единобожие;  Бог всемогущ и первая обязанность верующих следовать его  заповедям в повседневной жизни;  Каждому человеку дана только одна земная жизнь;  Существование жизни после смерти. Учитель : ­Каковы между ними различия? Ответы детей:  Христианство – иконы;  Буддизм – отсутствие священного писания, как такового;  Ислам – запрещено употреблять в пищу свинину;  Ислам – намазан 5 раз в день (строгая регламентация). 1.Игра «Собери пословицу»  (работа в группах) (От каждого ряда выходит по 3 человеку, получают полоски бумаги  с частью пословицы.) Учитель: ­Задание: составить целую пословицу. Не стоит город без святого, а не брюхом! Постись духом, Дома спасайся, На весь мир Кто добро творит, На Бога надейся, Богу хвала, Бог ­ не Тимошка, Бог не в силе, а в церковь ходи. селение без праведника. тому Бог отплатит. да и сам не плошай! и сам Бог не угодит. видит немножко. а в правде. а вам (а добрым людям) честь и слава. VII    . Работа по теме урока Учитель: ­Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке? Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать? Ответы детей:(­Мне религия помогла в горе; ­Сегодня значительная часть людей религиозна, необходимость веры;…) 1.Работа со священными писаниями разных религий  ( работа в группах) Приложение 3( карточки) ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА Глава 1 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все  уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в  мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами  Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога  родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы  видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о  Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был  прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса  Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он  явил. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава 22 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею  душою твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Вопросы: 1.Что было в начале? 2.Что означает Слово? 3.Что означает Свет? Что он значит для людей? 4.Кто был первым носителем Закона Божия? 5.Что известно о Боге? КОРАН 1. Oткрывающая книгу (1). Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! 1(2). Xвaлa — Aллaxy, Гocпoдy миpoв, 2(3). милocтивoмy, милocepднoмy, 3(4). цapю в дeнь cyдa! 4(5). Teбe мы пoклoняeмcя и пpocим пoмoчь! 5(6). Beди нac пo дopoгe пpямoй, 6(7). пo дopoгe тex, кoтopыx Tы oблaгoдeтeльcтвoвaл, 7. нe тex, кoтopыe нaxoдятcя пoд гнeвoм, и нe зaблyдшиx. КОРАН 112. Очищение (веры) Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! 1(1). Cкaжи: «Oн — Aллax — eдин, 2(2). Aллax, вeчный; 3(3). нe poдил и нe был poждeн, 4(4). и нe был Eмy paвным ни oдин!» 3. Верующие Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo! 1(1). Cчacтливы вepyющиe, 2(2). кoтopыe в cвoиx мoлитвax cмиpeнны, 3(3). кoтopыe yклoняeтcя oт пycтocлoвия, 4(4). кoтopыe твopят oчищeниe, 5(5). кoтopыe xpaнят cвoи члeны, 6(6). (кpoмe кaк oт cвoиx жeн и тoгo, чeм oвлaдeлa дecницa иx, — вeдь oни нe вcтpeтят yпpeкa, 7(7). a ктo ycтpeмитcя зa этo, тe yжe нapyшитeли), 8(8). кoтopыe coблюдaют cвoи дoвepeннocти и дoгoвopы, 9(9). кoтopыe coблюдaют cвoи мoлитвы, — 10(10). этo oни нacлeдники, 11(11). кoтopыe нacлeдyют paй, oни в нeм пpeбyдyт вeчнo. 12(12). Mы yжe coздaли чeлoвeкa из эcceнции глины, 13(13). пoтoм пoмecтили Mы eгo кaплeй в нaдeжнoм мecтe, 14(14). пoтoм coздaли из кaпли cгycтoк кpoви, и coздaли из cгycткa кpoви  кycoк мяca, coздaли из этoгo кycкa кocти и oблeкли кocти мяcoм, пoтoм Mы  выpacтили eгo в дpyгoм твopeнии, — блaгocлoвeн жe Aллax, лyчший из  твopцoв! 27(27). И мы внyшили eмy: «Cдeлaй кoвчeг нa Haшиx глaзax и пo Haшeмy  внyшeнию, a кoгдa пpидeт Haшe пoвeлeниe и зaкипит пeчь, 28. тo ввeди в нeгo из вcex пo двe пapы и твoю ceмью, кpoмe тex из ниx, o  кoтopыx пpeдшecтвoвaлo Moe cлoвo и нe гoвopи co Mнoй o тex, кoтopыe были нeпpaвeдны: пoиcтинe, oни бyдyт пoтoплeны! 47(45). Пoтoм пocлaли Mы Mycy и бpaтa eгo Xapyнa c Haшими знaмeниями и  яcнoй влacтью 48(46). к Фиpayнy и eгo знaти, нe oни вoзгopдилиcь и oкaзaлиcь нapoдoм  вeличaющимcя. 49(47). Oни cкaзaли: «Paзвe мы cтaнeм вepить двyм людям, пoдoбным нaм,  кoгдa нapoд иx нaм cлyжит». 50(48). И oбвинили oни иx вo лжи и oкaзaлиcь из чиcлa пoгyблeнныx. 51(49). Mы дaли Myce книгy, — мoжeт быть, oни пoйдyт пo вepнoмy пyти! 52(50). И Mы cдeлaли cынa Mapйaм и мaть eгo знaмeниeм и дaли им yбeжищe  y xoлмa c пoкoйным пpeбывaниeм и иcтoчникoм. Вопросы: 1.Назовите основные заповеди. Сравните заповеди Евангелия и Корана. 2.Каково имя Господа? 3.Что известно о Господе? 4.О каких известных вам библейских событиях идёт речь в Коране? 5.Кто принёс Закон Божий людям?  «Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) ­Vв.до н.э Из наставлений Будды Человек, следующий Дхарме (высшая Божественная мудрость,  предназначение), похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату.  Тьма перед ним расступится, и его окружит свет. «Я не называю человека брахманом ( принадлежность к высшей касте) только  за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от  привязанности и лишен благ. Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже  в этом мире знает уничтожение своего страдания. Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся не  взволнованным, среди поднимающих палку ­ спокойным, среди привязанных к миру ­ свободным от привязанностей. Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без  резкостей, никого не обижающую. Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит  небо и преисподнею; кто, будучи мудрецом…совершил всё, что можно  совершить». Вопросы: 1.Есть ли упоминание в данном документе о Боге? 2.Что является высшим благом для человека? 3.Каковы основные заповеди для буддистов? 4.Как можно пояснить последнюю фразу? 2.Вывод Учитель: ­Мир религии очень разнообразен. Он вмещает в себя человеческий  опыт, поступки и чувства. Он также включает божественное, общение с Богом или Богами. Религия учит, что физический, материальный мир не является  единственной реальностью, это нечто большее чем «здесь и сейчас». Есть цель более важная, чем простое выживание. Здесь, в материальном мире, можно  коснуться божественного и ощутить его прикосновение. Кого­то это приводит к отказу от мирских наслаждений в поисках чего­то  большего. Некоторые джайнские аскеты не носят никакой одежды – они  считают, что на них «небесные одежды», то есть само небо служит им  одеянием. Других людей религия побуждает сделать этот мир лучше, они  хотят восславить присутствие Бога во всем сущем. Мусульмане, к примеру,  ратуют за более справедливый обмен между странами; христиане много  делают для улучшения системы образования и здравоохранения, защиты  окружающей среды. Во многих культурах не существует различия между религией и повседневной жизнью. Люди считают, что они просто живут по мудрым традициям и  обычаям своего народа. Мусульмане, к примеру, говорят, что ислам не  религия, а образ жизни. Большинство индусов не знают, что они индуисты, ­  это название придумано теми, кто не исповедует индуизм. Многие религии в разной форме утверждают, что божественное присутствует  во всем сущем. Еврейский мудрец раввин Авраам Исаак Кук однажды сказал:  Читает ученик: «Верьте мне. За всю свою жизнь я без необходимости не сорвал ни  одной былинки, ни одного цветка, если они еще могли расти или  цвести. Каждый побег и каждая травинка говорят что­то, имеют  свое назначение. Каждый камень в молчании шепчет сокровенное.  Каждое создание поет свою песню во славу Творца». Великая индуистская книга «Бхагавад­гита» содержит одну из наиболее  глубоких бесед между людьми и божеством – в данном случае Кришной.  Кришна говорит:  Читает ученик: «Я – вкус воды, сияние солнца и луны. Я – звук в пространстве, я – сила  рода человеческого». 3.Конкурс «Дешифровщик»( коллективная работа) Учитель:­ Вам необходимо разгадать зашифрованные слова.  (Религия и Вера)                    18  6   13   10   4   10  33        10          3   6  18   1 VIII    . Рефлексия (Дети из каждой религии читают стихотворение) Буддисты, мусульмане, христиане, Давайте в Мире дружно жить,  На Библии молиться иль Коране,  И Веру каждого священно чтить.  Един ли Бог? Да, безусловно, да!  Иного в Мире просто быть не может.  И, если вдруг случается беда,  Мы Богу молимся и знаем: Он поможет!  Простую истину давно пора понять:  При множестве религий Бог един.  Не нужно мир на части разделять,  Если Творец всеобщий Господин.  Молитесь, люди Богу ежедневно,  Пусть Тьму со Злом одолевает Свет,  Тогда увидим все мы непременно,  Счастливый мир без войн, несчастий, бед.  Пусть в мире будет множество религий,  Все будут знать, что Бог для всех един,  Лишь Он о нас все знает, всех нас видит, Лишь Он один Творец и Господин. Буддисты, мусульмане, христиане, Не нужно кровью землю орошать. Наш дом ­ Земля, давайте же, земляне, Друг друга чтить, любить и понимать.  .Домашнее задание  IX  Учитель:­ Написать мини сочинение о значимости веры для человека. Использованная литература: 1. Богословские труды.  Сборник 17 – М: Издательство Московской  Патриархии, 1977 с. 101­119 2. Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом  «Покров».2003 3. Духовные истоки воспитания. Учебно­методическая серия: программы,  методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М:  «Славянский дом». 2001 4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики.  Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для  общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012 5. Основы православной культуры. Методические рекомендации  ­ М:  «Новое время». 2010 6. Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному  пособию Кураева А.В. 7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.  Панов.­ М. : Педагогика, 2010. 8. Интернет источники.

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе

Урок  "Религия и вера" по ОРКСЭ в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019